Скажем сразу, этот проект реализован не будет. Он относится к числу экспериментальных разработок, которые так любят эти авторы. В их портфолио немало подобных концепций – километровая телебашня, например, или запомнившийся многим рекреационный комплекс «Миракс-сад». Сами архитекторы называют их «Альтернативной Москвой», ценя возможность вдоволь пофантазировать о том, какой могла бы быть российская столица, если бы не стальные оковы регламентов и прочие ограничения. А заказчики, в свою очередь, очень ценят готовность архитекторов мыслить смело и смотреть в будущее (города и архитектуры) с оптимизмом, поэтому регулярно обращаются к ним с подобными предложениями. На этот раз темой «альтернативной реальности» стало размещение Парламентского центра на месте недостроенного здания Правительства Москвы в ММДЦ.
Как поясняют авторы, эта идея возникла осенью прошлого года, когда стало понятно, что территории Новой Москвы инфраструктурно не готовы к размещению большого количества федеральных ведомств. Как известно, против переезда за МКАД возражали и сами депутаты Госдумы, поэтому столица стала искать альтернативную площадку для парламентского центра. Одним из вариантов и стал ММДЦ «Москва-сити», где до сих пор простаивает большой участок, в свое время выделенный под строительство столичной мэрии. Собственно, и мэрия ведь частично возведена (стройка замерла в 2010-м, сначала временно из-за кризиса, а потом и насовсем, после того, как городская администрация передумала переезжать), так что архитекторы получили вполне конкретное задание – проанализировать, возможно ли этот недострой приспособить под нужды федеральной власти. Архитекторы должны были вписаться в существующее пятно застройки, задействовав уже возведенную подземную часть комплекса, и при этом предложить здание одновременно достаточно просторное и выразительное внешне.
С самой площадкой в ММДЦ Асадов знаком очень хорошо. В 2003-м году он участвовал в конкурсе на здание московской мэрии, а в 2004-м проектировал по соседству с ней высотный деловой центр в виде расширяющейся кверху башни, внутри которой «росло» еще одно здание. Вернувшись на участок десять лет спустя, архитекторы сознательно избрали совсем иную тактику, предложив не вертикальную доминанту, а выразительную композицию «объем в объеме». «Мы не стали проектировать небоскреб сразу по нескольким причинам, – поясняют авторы. – Прежде всего, в Москва-сити их хватает – в панораме города этот район выглядит как частокол вертикалей, к которому бессмысленно добавлять еще одну «жердь». А во-вторых, сама функциональная программа проектируемого центра диктовала создание нескольких объемов, ведь этот комплекс призван объединить верхнюю и нижнюю палаты парламента».
Авторы собирают Парламентский центр из функциональных блоков разной площади и формы. Это своего рода объемный тетрис, в котором блоки простой прямоугольной формы образуют не зависимые друг от друга корпуса Госдумы и Совета Федерации, а S- и П-образные перемычки формируют помещения для совместной работы депутатов и членов СФ, а также всевозможные вспомогательные службы. Паркинг и вовсе вынесен в отдельный «брусок», приставленный к основному объему сзади и соединенный с ним крытым переходом, служащим продолжением центрального вестибюля. Первые шесть уровней комплекса архитекторы отвели под Парламентскую библиотеку – это, по мнению Александра Асадова и Карена Сапричяна, было бы не только удобно для чиновников, но и глубоко символично – общим основанием для работы двух палат парламента служили бы книги и своды законов. Кроме того, квадратная конфигурация исходного здания идеально подходила именно для размещения книгохранилища, которому, прямо скажем, меньше всего нужны эксперименты с формой и планировками.
А вот структура, которую архитекторы размещают выше библиотеки, на классический небоскреб ничем не похожа. Скорее, это здание-рама, здание-окно: из башни квадратного сечения авторы вынимают большую часть угла, обращенного к Москве-реке, а также противоположного ему, а затем еще и дополняют эту нишу глубокой горизонтальной прорезью так, чтобы на мост «Багратион» здание смотрело не массивным сплошным фасадом, а элегантной нишей. Необычная форма проема подчеркнута с помощью облицовки – ниша отделана металлическими панелями с медным отливом и стеклом, тонированным в такой же оттенок. Впрочем, главным украшением ниши становится даже не ее золотистая изнанка, а вставленный в нее яйцевидный объем – это залы заседаний, по одному на каждую палату и еще один общий. Если смотреть на Парламентский центр со стороны набережной, складывается полное ощущение, что этот блестящий приплюснутый шар просто парит в воздухе, каким-то чудом угодив под консоль блока Совета Федерации. Архитекторы старательно поддерживают эту иллюзию: крытый переход в основное здание спроектирован так, что не виден ни с одной точки, а опоры, поддерживающие сферу снизу, замаскированы высаженными под ней деревьями и самой облицовкой из металлизированного стекла.
Высота верхней перемычки, которая, собственно, и придает зданию сходство с гигантским окном, сращивая две башни в единое целое, составляет три этажа. Здесь авторы предполагали разместить аппараты председателей Госдумы и Совета Федерации, а также представителей главы государства. И это тоже символично: правящая верхушка и размещается на самом верху, имея на всякий пожарный несколько вертолетных площадок под рукой. Кстати, о противопожарных мерах: лаконичная отделка фасадов и выстроенные в узкие вертикальные линейки окна (где попарно, а где и в «столбики» 5-6 этажей высотой) делают совершенно незаметным наличие трех технических этажей, которые позволяют в случае необходимости полностью обособить библиотеку, помещения для совместной работы депутатов и членов СФ, собственно фракции ГД и комитеты СФ, а также высшие коридоры власти. Перед зданием архитекторы разбивают небольшую площадь, на которую от Краснопресненской набережной ведет широкая лестница. Все вместе – приподнятая над рекой плаза, парящий над ней блестящий дирижабль и окантовывающее его позолоченное изнутри высотное здание создают образ яркий и для российского парламента, возможно, даже чересчур прогрессивный.