17.07.2013

Окно власти

Размышляя на тему, каким мог бы быть новый парламентский центр РФ, коллектив архитекторов во главе с Александром Асадовым и Кареном Сапричяном предложил построить в «Москва-сити» здание с позолоченной нишей на главном фасаде и подвесить в нее гигантскую сферу конгресс-холла.

информация:

Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян

Скажем сразу, этот проект реализован не будет. Он относится к числу экспериментальных разработок, которые так любят эти авторы. В их портфолио немало подобных концепций – километровая телебашня, например, или запомнившийся многим рекреационный комплекс «Миракс-сад». Сами архитекторы называют их «Альтернативной Москвой», ценя возможность вдоволь пофантазировать о том, какой могла бы быть российская столица, если бы не стальные оковы регламентов и прочие ограничения. А заказчики, в свою очередь, очень ценят готовность архитекторов мыслить смело и смотреть в будущее (города и архитектуры) с оптимизмом, поэтому регулярно обращаются к ним с подобными предложениями. На этот раз темой «альтернативной реальности» стало размещение Парламентского центра на месте недостроенного здания Правительства Москвы в ММДЦ. 


Как поясняют авторы, эта идея возникла осенью прошлого года, когда стало понятно, что территории Новой Москвы инфраструктурно не готовы к размещению большого количества федеральных ведомств. Как известно, против переезда за МКАД возражали и сами депутаты Госдумы, поэтому столица стала искать альтернативную площадку для парламентского центра. Одним из вариантов и стал ММДЦ «Москва-сити», где до сих пор простаивает большой участок, в свое время выделенный под строительство столичной мэрии. Собственно, и мэрия ведь частично возведена (стройка замерла в 2010-м, сначала временно из-за кризиса, а потом и насовсем, после того, как городская администрация передумала переезжать), так что архитекторы получили вполне конкретное задание – проанализировать, возможно ли этот недострой приспособить под нужды федеральной власти. Архитекторы должны были вписаться в существующее пятно застройки, задействовав уже возведенную подземную часть комплекса, и при этом предложить здание одновременно достаточно просторное и выразительное внешне. 
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян

С самой площадкой в ММДЦ Асадов знаком очень хорошо. В 2003-м году он участвовал в конкурсе на здание московской мэрии, а в 2004-м проектировал по соседству с ней высотный деловой центр в виде расширяющейся кверху башни, внутри которой «росло» еще одно здание. Вернувшись на участок десять лет спустя, архитекторы сознательно избрали совсем иную тактику, предложив не вертикальную доминанту, а выразительную композицию «объем в объеме». «Мы не стали проектировать небоскреб сразу по нескольким причинам, – поясняют авторы. – Прежде всего, в Москва-сити их хватает – в панораме города этот район выглядит как частокол вертикалей, к которому бессмысленно добавлять еще одну «жердь». А во-вторых, сама функциональная программа проектируемого центра диктовала создание нескольких объемов, ведь этот комплекс призван объединить верхнюю и нижнюю палаты парламента».

Авторы собирают Парламентский центр из функциональных блоков разной площади и формы. Это своего рода объемный тетрис, в котором блоки простой прямоугольной формы образуют не зависимые друг от друга корпуса Госдумы и Совета Федерации, а S- и П-образные перемычки формируют помещения для совместной работы депутатов и членов СФ, а также всевозможные вспомогательные службы. Паркинг и вовсе вынесен в отдельный «брусок», приставленный к основному объему сзади и соединенный с ним крытым переходом, служащим продолжением центрального вестибюля. Первые шесть уровней комплекса архитекторы отвели под Парламентскую библиотеку – это, по мнению Александра Асадова и Карена Сапричяна, было бы не только удобно для чиновников, но и глубоко символично – общим основанием для работы двух палат парламента служили бы книги и своды законов. Кроме того, квадратная конфигурация исходного здания идеально подходила именно для размещения книгохранилища, которому, прямо скажем, меньше всего нужны эксперименты с формой и планировками. 
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян

А вот структура, которую архитекторы размещают выше библиотеки, на классический небоскреб ничем не похожа. Скорее, это здание-рама, здание-окно: из башни квадратного сечения авторы вынимают большую часть угла, обращенного к Москве-реке, а также противоположного ему, а затем еще и дополняют эту нишу глубокой горизонтальной прорезью так, чтобы на мост «Багратион» здание смотрело не массивным сплошным фасадом, а элегантной нишей. Необычная форма проема подчеркнута с помощью облицовки – ниша отделана металлическими панелями с медным отливом и стеклом, тонированным в такой же оттенок. Впрочем, главным украшением ниши становится даже не ее золотистая изнанка, а вставленный в нее яйцевидный объем – это залы заседаний, по одному на каждую палату и еще один общий. Если смотреть на Парламентский центр со стороны набережной, складывается полное ощущение, что этот блестящий приплюснутый шар просто парит в воздухе, каким-то чудом угодив под консоль блока Совета Федерации. Архитекторы старательно поддерживают эту иллюзию: крытый переход в основное здание спроектирован так, что не виден ни с одной точки, а опоры, поддерживающие сферу снизу, замаскированы высаженными под ней деревьями и самой облицовкой из металлизированного стекла.
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян

Высота верхней перемычки, которая, собственно, и придает зданию сходство с гигантским окном, сращивая две башни в единое целое, составляет три этажа. Здесь авторы предполагали разместить аппараты председателей Госдумы и Совета Федерации, а также представителей главы государства. И это тоже символично: правящая верхушка и размещается на самом верху, имея на всякий пожарный несколько вертолетных площадок под рукой. Кстати, о противопожарных мерах: лаконичная отделка фасадов и выстроенные в узкие вертикальные линейки окна (где попарно, а где и в «столбики» 5-6 этажей высотой) делают совершенно незаметным наличие трех технических этажей, которые позволяют в случае необходимости полностью обособить библиотеку, помещения для совместной работы депутатов и членов СФ, собственно фракции ГД и комитеты СФ, а также высшие коридоры власти. Перед зданием архитекторы разбивают небольшую площадь, на которую от Краснопресненской набережной ведет широкая лестница. Все вместе – приподнятая над рекой плаза, парящий над ней блестящий дирижабль и окантовывающее его позолоченное изнутри высотное здание создают образ яркий и для российского парламента, возможно, даже чересчур прогрессивный.
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян
Парламентский центр Российской Федерации © «Моспроект-2», мастерская №19 / М. Посохин, А. Асадов, К. Сапричян

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Вера Бутко
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Полина Воеводина
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Валерия Преображенская
  • Вероника Дубовик
  • Алексей Гинзбург
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Катерина Грень
  • Олег Шапиро
  • Евгений Подгорнов
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Реутт
  • Михаил Канунников
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Наталия Порошкина
  • Николай Миловидов
  • Александр Порошкин
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Кристина Павлова
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Чобан
  • Зураб Басария
  • Александр Бровкин
  • Константин Ходнев
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Попов
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Карен Сапричян
  • Роман Леонидов
  • Никита Явейн
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса
  • Административно-деловой комплекс с подземным паркингом на Ленинградском проспекте
  • Технопарк на базе Университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
  • Комплекс Snail-apartments
  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи