Концепция московской агломерации МАрхИ © МАрхИ
Концепция московской агломерации архитектурного бюро OMA © OMA
Проект парка в Зарядье, предлагающий воссоздать старые дворы и переулки. Иллюстрация: Москомархитектура
Проект парка в Зарядье с башней Татлина. Иллюстрация: Москомархитектура
Схема развития московского метрополитена до 2020 года. Иллюстрация: «Коммерсант»
В Москве в аренду на 49 лет по символической ставке 1 рубль за 1 кв. м в год сданы первые здания, правда, баснословно дешевой аренда станет лишь после того, как новые пользователи отреставрируют постройки. На торги были выставлены три особняка в центре города: городская усадьба Морозовых XVII-XIX веков, жилой дом купца Баулина на Николоямской улице и главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков в Подсосенском переулке. А в Общественной палате чиновники, архитекторы, градозащитники, общественные деятели и представители музейного сообщества обсудили проект развития ГМИИ им. Пушкина. Директор музея Ирина Антонова заявила, что для эффективного развития ГМИИ необходимы как минимум три новых здания. В частности, дополнительные площади нужны для размещения киноконцертного зала, депозитария, выставочного центра, библиотеки, а также мастерских. Координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов предложил передать музею освобождаемые при переезде на территорию «новой» Москвы здания органов федеральной власти. Также он поддерживает идею музеефикации семи усадеб в окраинных зонах ГМИИ. Эти меры, по словам Михайлова, позволят не строить новые объекты для музея. Архитектор Сергей Скуратов считает, что музей может получить развитие в сторону набережной – от галереи Ильи Глазунова до Москвы-реки. У научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, в свою очередь, вызывает вопросы система организации движения в музейном городке. Несмотря на все разногласия и замечания, участники заседания сошлись на необходимости скорейшего развития Пушкинского музея.
А вот Центр современной культуры «Гараж» уже определился со своим новым местом жительства – он откроется в павильоне «Времена года» ЦПКиО им. Горького. Реконструкцией павильона занимается основатель бюро ОМА Рем Колхас совместно с русским бюро Form. На двух этажах павильона разместятся все необходимые центру пространства: перформансы, инсталляции и произведения видеоарта будут демонстрироваться на первом этаже, а выставки живописи, фотографий, рисунков и скульптур – на втором. Архитектор планирует сохранить и даже местами восстановить старые кирпичные стены, покрытые зеленоватой мозаикой, а под потолком по периметру зала разместить белые панели, которые при необходимости можно опустить и таким образом изменить цветовое решение помещения. Фасад здания будет закрыт полупрозрачным поликарбонатом, а его окна будут начинаться прямо от пола, стирая грань между парком и пространством выставочного зала. Через несколько лет «Гараж» займет и соседний павильон «Шестигранник», спроектированный архитектором Иваном Жолтовским. Пока же павильоны не реконструировали, центр разместится во временном павильоне парка Горького, который спроектировал японский архитектор Шигеру Бан.
Проект реконструкции здания «Времена года» для центра культуры «Гараж» © Рем Колхас, бюро Form
А журнал «Огонек» в свете недавно отмеченного Дня памятников анализирует, почему большая часть объектов культурного наследия Москвы оказалась закрыта для посетителей. Издание делает простой и неутешительный вывод: роскошные старинные особняки отданы чиновникам или олигархам, которые отгородились от народа заборами и пропускными системами. Так, палаты бояр Троекуровых оказались во внутреннем дворе охраняемого ФСО комплекса зданий Госдумы, особняк Варвары Морозовой приспособлен под Дом приемов правительства РФ, а Петровский путевой дворец – под Дом приемов столичной мэрии с отелем де-люкс. В районе Пречистенки, например, можно было бы создать целый музейный городок особняков в стиле модерн, но 91 здание-памятник здесь занимают дипмиссии, которые, конечно, и не думают пускать к себе любителей архитектуры и краеведов.