Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.04.2012

Дела московские

Софья Кондрашина

Об итогах первого этапа конкурса на концепцию «Большой Москвы» и творческого конкурса на реконструкцию территории Зарядья, а также о перспективах развития ГМИИ, планах строительства московского метро и о том, почему закрывают монорельс, – в нашем новом обзоре прессы.

Концепция московской агломерации МАрхИ © МАрхИ
Концепция московской агломерации МАрхИ © МАрхИ
Подведены итоги первого отчетного этапа конкурса на концепцию развития Московской агломерации, сообщают «РИА Новости». Больше всего баллов (7,8 из 10) набрал коллектив, в состав которого входят знаменитые голландцы OMA, «Проект Меганом», Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компания Siemens. Меньше остальных, всего 4,8 балла, получил Московский архитектурный институт. По правилам конкурсной программы, работы, оцененные ниже 5 баллов, не оплачиваются: МАрхИ было предложено продолжить участие в конкурсе бесплатно, но творческий коллектив от этого варианта сотрудничества отказался и, таким образом, из состязания выбыл.
Концепция московской агломерации архитектурного бюро OMA © OMA
Концепция московской агломерации архитектурного бюро OMA © OMA
Концепция, разработанная МАрхИ, предусматривала развитие Московской агломерации в виде линейной структуры, где инфраструктура наращивается на лучи, идущие от центра к области, поясняет The Village. А вот голландцы, одержавшие промежуточную победу, предлагают помимо основного центра создать еще четыре – около аэропортов Внуково, Шереметьево, Домодедово и Чкаловский. В соответствии с этой схемой, в районе Внуково окажутся правительственные объекты, около Шереметьево – зона науки и образования, у Домодедово – финансы и бизнес, а у Чкаловского – индустриальные районы. Наличие аэропортов в каждой из зон, по мнению авторов проекта, позволит снизить нагрузку на городской транспорт. Между собой центры будут связаны железнодорожным сообщением и другими видами общественного транспорта. Между тем, идеи OMA понравились не всем. Так, вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов считает, что за «артистической» подачей материала скрывается  «примитивное содержание» основной концепции. По мнению чиновника, наиболее обстоятельные предложения сформулировала мастерская Андрея Чернихова, которая рассматривает не только Москву, но и региональные центры вокруг нее. Окончательные же итоги конкурса, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, будут объявлены не раньше начала 2013 года. Напомним, еще недавно называлась совсем другая дата подведения итогов конкурса – сентябрь текущего года. Срок изменился, в том числе, из-за того, что само понятие «агломерация» появится в Градостроительном кодексе РФ только к 1 июня 2012 года.
Проект парка в Зарядье, предлагающий воссоздать старые дворы и переулки. Иллюстрация: Москомархитектура
Проект парка в Зарядье, предлагающий воссоздать старые дворы и переулки. Иллюстрация: Москомархитектура
На этой неделе были подведены итоги и творческого конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия». Из ста с лишним работ отобрано 30 лучших, десять из которых определили эксперты, десять – посетители выставки, а еще десять победили по итогам интернет-голосования. В «народном» и интернет-голосованиях одержали победу проекты, предполагающие воссоздание исторических переулков и участка Китайгородской стены, а также возведение имиджевых объектов, например, башни Татлина или огромного концертного зала в форме розы. В проектах, отобранных экспертами, акцент сделан на практичную парковую зону с развитой сетью пешеходных дорожек и множеством смотровых точек. Более подробно ознакомиться с частью отобранных проектов можно на портале журнала «Афиша». Окончательно судьбу Зарядья определит второй этап конкурса, который власти планируют провести среди профессиональных архитекторов.
Проект парка в Зарядье с башней Татлина. Иллюстрация: Москомархитектура
Проект парка в Зарядье с башней Татлина. Иллюстрация: Москомархитектура
Журнал «Большой город» публикует основные тезисы трех интервью мэра Москвы Сергея Собянина, которые он дал в один день. Градоначальник, в частности, говорил о необходимости реорганизации промзон центра, выделив наиболее проблемные участки, – территории за гостиницей «Украина» и площадку вблизи Болотной площади. Мэр высказался и насчет транспортных проблем столицы: потенциал Москвы позволяет еще больше увеличивать парк машин, но, тем не менее, приоритет должен быть отдан общественному транспорту. В подтверждение своих слов Сергей Собянин на этой неделе утвердил программу строительства метро в 2016-2020 годах, на которую столичные власти потратят 500 млрд рублей, пишет газета «Коммерсант». Всего за пять лет планируется построить 33 станции и около 75 км линий метро. Новая ветка метро появится на присоединенной к столице территории, а после 2020 года метро пустят и в Московской области – вдоль Рублевского, Новорижского и Щелковского шоссе. В частности, будут продлены существующие линии и построены новые ветки – от Марьиной Рощи на север и от станции «Третьяковская» до «Выставочной» на запад. Но основные усилия будут брошены на запуск новой кольцевой ветки, так называемого третьего пересадочного контура, который соединит между собой станции «Кунцевская», «Проспект Вернадского», «Каширская», «Печатники» и «Сокольники». Его строительство уже началось, сообщает газета «Московская перспектива».
Схема развития московского метрополитена до 2020 года. Иллюстрация: «Коммерсант»
Схема развития московского метрополитена до 2020 года. Иллюстрация: «Коммерсант»
Не столь радужна судьба московского монорельса. По причине убыточности его, скорее всего, закроют, а затем демонтируют. Монорельс был пущен во времена правления Юрия Лужкова как часть инфраструктуры выставки «ЭКСПО», которая в Москве в итоге так и не была проведена. Главным минусом монорельса стало то, что он не обеспечил удобную связь с метро: один его конец находится рядом со станцией «Тимирязевская», а вот другой – на приличном расстоянии от «ВДНХ». Кроме того, из-за извилистой трассы вагоны монорельса движутся на невысокой скорости.

В Москве в аренду на 49 лет по символической ставке 1 рубль за 1 кв. м в год сданы первые здания, правда, баснословно дешевой аренда станет лишь после того, как новые пользователи отреставрируют постройки. На торги были выставлены три особняка в центре города: городская усадьба Морозовых XVII-XIX веков, жилой дом купца Баулина на Николоямской улице и главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков в Подсосенском переулке. А в Общественной палате чиновники, архитекторы, градозащитники, общественные деятели и представители музейного сообщества обсудили проект развития ГМИИ им. Пушкина. Директор музея Ирина Антонова заявила, что для эффективного развития ГМИИ необходимы как минимум три новых здания. В частности, дополнительные площади нужны для размещения киноконцертного зала, депозитария, выставочного центра, библиотеки, а также мастерских. Координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов предложил передать музею освобождаемые при переезде на территорию «новой» Москвы здания органов федеральной власти. Также он поддерживает идею музеефикации семи усадеб в окраинных зонах ГМИИ. Эти меры, по словам Михайлова, позволят не строить новые объекты для музея. Архитектор Сергей Скуратов считает, что музей может получить развитие в сторону  набережной – от галереи Ильи Глазунова до Москвы-реки. У научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, в свою очередь, вызывает вопросы система организации движения в музейном городке. Несмотря на все разногласия и замечания, участники заседания сошлись на необходимости скорейшего развития Пушкинского музея.

А вот Центр современной культуры «Гараж» уже определился со своим новым местом жительства – он откроется в павильоне «Времена года» ЦПКиО им. Горького. Реконструкцией павильона занимается основатель бюро ОМА Рем Колхас совместно с русским бюро Form. На двух этажах павильона разместятся все необходимые центру пространства: перформансы, инсталляции и произведения видеоарта будут демонстрироваться на первом этаже, а выставки живописи, фотографий, рисунков и скульптур – на втором. Архитектор планирует сохранить и даже местами восстановить старые кирпичные стены, покрытые зеленоватой мозаикой, а под потолком по периметру зала разместить белые панели, которые при необходимости можно опустить и таким образом изменить цветовое решение помещения.  Фасад здания будет закрыт полупрозрачным поликарбонатом, а его окна будут начинаться прямо от пола, стирая грань между парком и пространством выставочного зала. Через несколько лет «Гараж» займет и соседний павильон «Шестигранник», спроектированный архитектором Иваном Жолтовским. Пока же павильоны не реконструировали, центр разместится во временном павильоне  парка Горького, который спроектировал японский архитектор Шигеру Бан.
Проект реконструкции здания «Времена года» для центра культуры «Гараж» © Рем Колхас, бюро Form
Проект реконструкции здания «Времена года» для центра культуры «Гараж» © Рем Колхас, бюро Form
Зеленую зону вокруг Дворца пионеров на Воробьевых горах могут лишить статуса памятника садово-паркового искусства, пишет газета «Московские новости». Сейчас решается вопрос о переводе сквера в разряд «достопримечательных мест». На этой территории планируется построить вторую очередь дворца, которая будет включать не только  крытый спортивный манеж, бассейн, учебно-спортивные корпуса и летний театр, но и гостиницу, а также подземный паркинг, аттракционы, точки питания и торговые галереи. В целом, вторая очередь почти в два раза превысит площадь уже существующих строений. Однако глава архитектурного бюро «Яуза-проект» Илья Заливухин заявил, что разработанный ими проект не был принят, так что теперь можно говорить лишь о реставрации существующего ансамбля.

А журнал «Огонек» в свете недавно отмеченного Дня памятников анализирует, почему большая часть объектов культурного наследия Москвы оказалась закрыта для посетителей. Издание делает простой и неутешительный вывод: роскошные старинные особняки отданы чиновникам или олигархам, которые отгородились от народа заборами и пропускными системами. Так, палаты бояр Троекуровых оказались во внутреннем дворе охраняемого ФСО комплекса зданий Госдумы, особняк Варвары Морозовой приспособлен под Дом приемов правительства РФ, а Петровский путевой дворец – под Дом приемов столичной мэрии с отелем де-люкс. В районе Пречистенки, например, можно было бы создать целый музейный городок особняков в стиле модерн, но 91 здание-памятник здесь занимают дипмиссии, которые, конечно, и не думают пускать к себе любителей архитектуры и краеведов.