Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.02.2012

Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?

Анна Кочерова, Игорь Шумаков, Лариса Талис

Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.

Фотографию предоставил Пётр Мирошник
Фотографию предоставил Пётр Мирошник
Открытое экспертное заседание, состоявшееся 14 февраля в помещении института «Стрелка», было организовано компанией State Development, которая в ещё ноябре прошедшего 2011 года предлагала правительству Москвы проект превращения территории Зарядья с прилегающими улицами в парк. В обсуждении участвовали один из самых известных экспертов по московскому градостроительству Михаил Блинкин, архкритик Елена Гонсалес, несколько координаторов движения «Архнадзор», представители нынешних «обитателей» Зарядья – церквей и музеев, и несколько архитекторов. Впрочем, приглашенные на заседание известные московские архитекторы в дискуссию не вступали и мнения не высказывали.

Ведущим заседания был Николай Палажченко, арт-директор центра современного искусства «Винзавод». Он обозначил тему обсуждения как вопрос «не только архитектурный» – «...меня поразило решение премьер-министра Путина о строительстве парковой зоны, поскольку не было с времен строительства ХХС большего по масштабу архитектурного и градообразующего решения». Палажченко сразу обозначил болевые точки: хотя конкурс и объявлен, по сути конкурса нет. Стоит ли возрождать на этом что-то более или менее историческое, тоже не очень ясно. А главное, по его убеждению – это поступить в данной ситуации так, «чтобы у наших потомков не возникло желание снести это уродливое безобразие и построить что-то новое».
Павел Куприянов (слева) и Николай Палажченко (справа). Фотография Ларисы Талис
Павел Куприянов (слева) и Николай Палажченко (справа). Фотография Ларисы Талис

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин заявил о своем желании добиваться организации международного конкурса на лучшие концепции и проекты устройства Зарядья, и намерен инициировать слушания в Общественной Палате РФ.

Михаил Блинкин считает, что ни концертный зал на 1500 мест, ни парковку в Зарядье строить не следует. «Концертный зал это сумасшедший дом. Надо выбирать, либо комфортная пешеходная зона, либо концертный зал». Можно было бы построить камерный зал на 100 мест, однако сейчас речь идет именно о большом зале, масштаба ГЦКЗ («Дворца съездов») в Кремле. Впрочем, кремлевский концертный зал тоже следовало бы убрать – продолжил Блинкин, подчеркнув, правда, что это последнее – его исключительно личное мнение как старого москвича.

Александр Можаев, архитектор-реставратор, краевед и координатор Архнадзора:
«Идея парка появилась 6 лет назад. Впрочем, все это время единственным вариантом оставался проект Фостера. В ноябре прошлого года «Стейт-Девелопмент» представил мэрии проект парка и вдруг (20 января – Архи.ру) сверху была спущена инициатива о строительстве парка с концертным залом. Однако хочется, чтобы было обсуждение, а не только инициатива, спущенная сверху. Хотелось бы, чтобы различные эксперты высказались для прояснения сути данного места».
Александр Можаев рассказал, что, возможно, в ближайшее время будет организована конференция, посвященная истории Зарядья и его будущему. Он напомнил, что в 1940-е годы многие постройки этого района были снесены безвозвратно и без исследований. По словам Можаева, архитекторов, желающих восстановить исторический облик Зарядья, много, «однако общего решения нет». Во всяком случае – сказал он, было бы интересно сохранить в этом месте историческую планировку, возможно, включив ее в состав парка.
Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012
Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012

Наталья Самовер, координатор Архнадзора:
«Я опасаюсь, что процесс архитектурного конкурса может быть непрозрачным. Зарядье не то место, где можно делать как всегда. У нас есть шанс избежать стыда за снос и порчу нынешнего Зарядья. Правительство Москвы не до конца осознало, что ТЗ в таких случаях должны писать не чиновники, а москвичи. Ответственность за проект нового Зарядья несут нынешние москвичи».
[записала Анна Кочерова]

Пётр Мирошник, культуролог, координатор Архнадзора: «Проектирование парка в Зарядье, творческий конкурс, объявленный по этому поводу, актуализирует худшие опасения и заставляет вспомнить уже реализованные в последние годы проекты общественных пространств в центре города, такие, как комплекс на Манежной площади и нереализованные, вроде депозитария музеев Кремля». Пётр Мирошник настаивает на необходимости дополнительного обсуждения темы экспертами и составления четкого технического задания, в котором территория Зарядья была бы рассмотрена как живой организм, а не «двухмерный кусочек зеленой заливки», как это представлено на планшетах, предоставленных Москомархитектурой сегодняшним конкурсантам.
© Москомархитектура
© Москомархитектура

Он предложил такую последовательность действий: еще до начала проектирования разобрать забор и привести в порядок зеленые территории за ним. Затем пересмотреть охранные зоны памятников Зарядья – причем не в сторону уменьшения как предлагает замороженный сейчас генплан, а, наоборот, в сторону увеличения, точнее включить туда: «исторические владения, территории археологических памятников и территории памятников, которые могут быть воссозданы». Затем Мирошник предлагает сделать новый ландшафтно-визуальный анализ территории Зарядья и продумать способы, которыми можно было бы связать ее с городом и рекой. Сохранившийся от «России» стилобат он предлагает разобрать окончательно, а бункер, оставшийся от проекта высотки ниже стилобата, изучить (бункер бетонный и разобрать его будет сложно, но пока что о нем мало известно, но кажется, он принадлежит ФСО). Итогом должно стать появление в этом месте парковой публики: мам с колясками, пенсинеров и молодежи. А для лучшего результата Пётр Мирошник предложил выселить военную часть из Воспитательного дома, чиновников – из закрытых кварталов Китай-города, и открыть Кремль.
[записала Лариса Талис]

Архитектор и координатор Архнадзора Роман Цеханский считает, что все напрасно боятся говорить о воссоздании памятников архитектуры на территории Зарядья. Его команда готовит для объявленного 1 февраля конкурса проект воссоздания исторического района. В то же время, по словам Романа, идея парка ему очень близка («это место не должно быть массово застроено»). Архитекторы предлагают разбить территорию Зарядья на «верхнюю» и «нижнюю» террасы. Перепад высот между ними составит 16,5 метров. Восстановить церкви, например церковь «Николы Мокрого», восстановить стену Китай-города вдоль Москворецкой набережной (заодно стена загородит от глаз бесконечные пробки на набережной). По верху стены будут прогуливаться пешеходы, а в башенках можно расположить музей и кафе. Вероятно, проект команды Цеханского в скором времени будет опубликован в интернет-изданиях – заключил он.

Архитектор и теоретик Марк Гурари вернулся в теме волюнтаристского решения о Зарядье: «Что может испортить данный объект и пространство? Убежденность мэра и главного архитектора, что можно самостоятельно без обсуждения что-то взять и реализовать. Поскольку ничего не ясно, а время идет, то профессиональные архитекторы вряд ли возьмутся за непонятный конкурс. Я бы предложил разбить его на этапы. Первый этап: конкурс идей – подлинно массовое мероприятие, пусть на листочке бумаги или на словах объяснить, донести концепцию того, что мы хотим видеть на этой территории. Второй этап: иметь четко разработанную концепцию данного пространства и с ней в виде петиции обращаться к власти, мэру, президенту».
[записала Анна Кочерова]

Археолог Мария Молошникова рассказала о собственных исследованиях на территории Зарядья, об истории его раскопок и о его еще не изученных археологических слоях. Сейчас под бывшей гостиницей «Россия», весь культурный слой уничтожен. Но на прилегающих к ее котловану землях и в местах где нет коммуникаций, по данным фрагментарных раскопок 2006–2007 годов – сохранился богатейший культурный слой глубиной до 5-6 метров. Эти недавние раскопки в Зарядье обнаружили остатки деревянных усадеб, водоотводных каналов, огромное количество бытовой утвари, изразцов и монет. Под храмом Великомученицы Варвары найден белокаменный подклет церкви, построенный Алевизом Фрязиным в начале XVI века. Такой сохранности культурного слоя, как в Зарядье, в других местах в Москве уже не осталось. Так что работы у археологов много.

На вопрос из зала – сколько по времени займет археологическое исследование? –
Мария Молошникова ответила, что там, где будет парк, культурный слой можно не трогать. Раскопки надо вести в местах, будущего строительства и подземных парковок. В среднем раскопки участка площадью 100 кв. м длятся 3 месяца.
Итогом выступления стали рекомендации дополнить парк археологическими памятниками. «Это могут быть видовые археологические колодцы, законсервированные остатки фундаментов, стен, дренажных систем, каналов».

Архитектурный критик Елена Гонсалес, подняла важный вопрос: а почему именно парк? По словам Елены Гонсалес, парк – вовсе не самоочевидное решение. «Надо понимать, что объект находится в структуре города и исторически там были жилые кварталы, храмы… гостиница в конце концов… Необходимо найти истинное предназначение территории, провести для этого исследование, а уже потом принимать решение». Елена Гонсалес уточнила, что она не против парка как такового, а против скоропалительных волевых решений, не основанных на предварительном анализе территории. На днях журнал «Проект Россия» провел в Фейсбуке голосование; голоса распределились один к двум: 150 человек высказались за парк, и около 70 – за городской квартал с небольшим парком.

Елена Гонсалес также предложила включить тему Зарядья в программу Московской архитектурной биеннале: «В этом году московская биеннале будет работать под девизом «Идентичность». Идентичность это выражение нашего бытия через архитектуру.
У нас нет Русского проекта! Зарядье – это замечательное место, которому можно дать имя «Русский проект». В этом проекте могли бы аккумулироваться мнения горожан и архитекторов».
[записала Лариса Талис]

Павел Куприянов, социальный антрополог и исследователь Зарядья, перешел от археологии к этнографии. Он рассказал о проведенном опросе бывших жителей Зарядья. Старожилы назвали это место, скорее, заповедным, чем пространством для жизни. Зарядье для них не существовало, они даже не очень понимают, где проходят границы этого района. Принимая во внимание то, что возможен и проект восстановления на территории Зарядья существовавшей ранее застройки и планировки, Куприянов подчеркнул, что не хотелось бы видеть там раскрашенные «лубочные» домики, улицы-музеи вместо нормального городского пространства.
Куприянов предложил найти компромисс между музейным и культурным пространством. Один – для жителей, как место встреч, прогулок, отдыха, второй – как туристическое место с видовыми архитектурными точками, музейными экспонатами и так далее. Важна также проницаемость пространства, его взаимосвязь с окружающими пространствами: «надо убрать заборы и перегородки».

Галина Шуцкая, заведующая музеем «Палаты бояр Романовых», отметила, что в настоящее время на исторической территории Зарядья существуют два музея. Она считает, что музейную тему в Зарядье необходимо развивать, пригласив к дискуссии держателей памятников. Также она обратила внимание на нынешнее положение дел в Зарядье. Это – отсутствие сквозных проездов, перекрытые территории, движение транспортных и людских потоков исключительно по Варварке. Галина Константиновна скептически оценила перспективы переноса в будущий парк концертов с Васильевского спуска и Красной площади: это может нарушить камерность парка, к тому же после концертов придется убирать мусор… Она отметила, что все это тоже необходимо учесть в техническом задании при проектировании на территории Зарядья. Живой парк сделать сложнее, чем построить здание.
[записал Игорь Шумаков]
Протоиерей Вячеслав Шестаков. Фотография Ларисы Талис
Протоиерей Вячеслав Шестаков. Фотография Ларисы Талис

Протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье, напомнил о духовности этого места, об уникальной плотности церквей, в которых уже 20 лет идут богослужения. Однако прихожан немного, а из-за машин и людей, еще недавно приходивших на концерты в гостиницу «Россия», верующим было не удобно добираться до храмов. «Нам бы не хотелось возвращаться к подобной ситуации. Вести службу вести в условиях пробок и скопления людей невозможно: молящихся отвлекают гудки, свет фар. Однако это место – святое, у него несомненно существует духовная доминанта». Протоиерей коснулся и темы воссоздания утраченных храмов; в частности, церкви Николы Мокрого – когда-то это была одна из самых известных церквей Зарядья на Великой улице, сейчас на ее месте стилобат гостиницы «Россия».
[записала Анна Кочерова]

Резюмируя сказанное, напомним, что 20 января премьер Путин предложил мэру Москвы Собянину «подумать над созданием парка» на месте снесенной гостиницы «Россия». Первого февраля Москомархитектура объявила открытый творческий конкурс на разработку концепции развития этой территории. Открытый конкурс должен завершиться 15 марта, в марте же планируется устроить итоговую выставку работ. Впрочем, состав жюри еще не определен, срок для разработки творческой концепции назначен очень маленький (остался ровно месяц), и у прессы практически сразу же возникло предположение, что конкурс – конкурсом, а выиграет в итоге тот, кто давно работает надо этим участком, то есть Михаил Посохин и «Моспроект-2». Тем более что он поддержал идею создания парка буквально в тот же день, когда ее высказал премьер-министр. Даже удивительно, что имя Михаила Посохина в обсуждении ни разу не было упомянуто.

Как несложно было заметить, лейтмотивом состоявшегося разговора стала скоропалительность и волюнтаризм очередного решения, принятого властью в отношении Москвы. Все сошлись во мнении, что судьбу такой важной во всех смыслах территории, как Зарядье, нельзя решать в спешке, без исследований и без общественного обсуждения. Все также оказались солидарны в критическом отношении к слишком внезапному и не снабженному информацией творческому конкурсу, объявленному Москомархитектурой. Дальше позиции участников обсуждения, как это несложно заметит, расходятся. Михаил Блинкин выступает за то, чтобы район всячески разгрузить (не строить ни парковки, ни большого концертного зала), координаторы Архнадзора – за открытость информации и дальнейшее изучение района. А те, кто сейчас каждый работает при огороженном заборами фундаменте гостиницы – музейщики и церковь – хотят покоя, опасаются шума, мусора и толп людей, приходящих на концерты.

Однако экспертов вновь не спросили, и эксперты опять высказывают свои мнения на необязательной встрече, не слишком надеясь, что их услышат. Услышат ли специалистов на этот раз – покажет время… Хотя несложно заметить, что эти слова: «покажет время» – стали традиционной концовкой для наших современных новостей.