Такое сносное лето?

Первые недели августа оказались щедрыми не только на интересные архитектурные события, но и на громкие скандалы. В Москве были избиты защитники наследия, охранявшие от сноса дом по адресу Большой Козихинский переулок, 25, а в Санкт-Петербурге Комитет по градостроительству и архитектуре одобрил строительство 500-метрового небоскреба «Лахта-центр». Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Дом №25 в Большом Козихинском переулке был снесен 9 августа. За день до этого сотрудники охранного предприятия жестоко избили местных жителей и градозащитников, пытавшихся уберечь здание от сноса. Подробно этот сюжет осветили «Ведомости» и «Московские новости». Довольно жесткое заявление сделал и «Архнадзор». 15 августа в журнале «Коммерсант-Власть» вышла статья Григория Ревзина «А снос и ныне там» – по мнению архитектурного критика, это происшествие развеяло «последние иллюзии о собянинской Москве». «Я думаю, что 8 августа городская власть силами неустановленного ЧОПа избивала людей с целью извлечения прибыли из участка по адресу Большой Козихинский переулок, 25, – пишет Ревзин. – Я думаю, что людям, которые, подобно мне, поверили, что в Москве возможно что-то другое, не лужковское, следует горько покаяться. Александр Кибовский, новый, собянинский глава Москомнаследия, заявил, что снесенное здание не представляет исторической ценности. Как профессиональный искусствовед я был с ним согласен. Рядовой дом третьесортной провинциальной эклектики, художественная ценность — ноль. Отлично! Теперь нужно принять, что цена этому заявлению – индульгенция для бандитов, чтобы они били женщин. Вы и с этим согласны, Александр Владимирович? Я – нет. У нас с вами нет города, в котором можно высказать независимое профессиональное суждение. У нас с вами город, где за наши суждения несогласных с ними избивают». И тем не менее активисты продолжают борьбу за объект ценной исторической застройки даже после его сноса. Как сообщают «Известия», на днях руководство Союза архитекторов России обратилось в Департамент культурного наследия Москвы с просьбой внести здание в список памятников архитектуры.

Еще один конфликт на почве наследия разгорается в районе Таганки. У стен Новоспасского монастыря, одного из древнейших в столице, не так давно «неожиданно» появился котлован 80х80 м. В результате проверки Мосгосстройнадзор предписал остановить работы, а на застройщик наложил штраф в размере 200 тысяч рублей. Однако это требование осталось невыполненным, и котлован продолжали рыть. В результате пошла трещинами стена северо-западной башни монастыря. За развитием событий следили «Известия» и ИА Regnum.

Повод для серьезных волнений защитникам наследия дало и едва ли не самое закрытое ведомство страны – ФСБ РФ. На крыши знаменитого здания на Лубянке уже довольно давно ведутся непонятные строительные работы: как сообщает «Независимая газета», «со стороны Малой Лубянки видно, что на крыше появилась свежая кирпичная кладка высотой в один и два этажа, ниже окна, напоминающие мансардные, кирпичная кладка завершается площадкой, напоминающей вертолетную». «Серьезность учреждения, вероятно, мешает даже самым смелым защитникам столицы спросить, имеется ли у уважаемой федеральной службы разрешение на проведение работ», – заключает издание. Буквально через день после выхода этой статьи «Интерфакс» опубликовал новость о том, что столичные власти требуют приостановить строительные работы на крыше здания бывшего КГБ, а ближе к середине месяца в «Известиях» появился комментарий Москомнаследия о том, что никакая проектная документация на рассмотрение и согласование с Лубянки в этот департамент не предоставлялась». Как пояснили в Москомнаследии, кровля объекта не входит в предмет охраны памятника, однако, согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», проект планируемой постройки должен быть все равно согласован с департаментом.

На фоне всех этих событий как-то почти незаметно прошло 45-летие Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Материалы о юбилее ВООПИиК вышли лишь на телевидении, в частности, в «Вестях»  и на ГТРК «Культура».

Зато довольно много в этот период было новостей о разного рода масштабных прожектах, за которые в самое ближайшее время готова взяться Москва. Так, «Московский комсомолец» сообщил, что рядом с гостинице «Пекин», на пятачке, ограниченном Садовым кольцом, улицами Брестскими и Гашека, планируется возвести более 70 тысяч кв. м новой недвижимости, преимущественно жилых апартаментов. РБК опубликовал новость о том, что правительство Москвы реанимировало идею о создании на западе столицы «русского Диснейленда». Напомним, десять лет назад этот мегапроект безуспешно попытался запустить Юрий Лужков, который разрешил Зурабу Церетели превратить Нижние Мневники в «Парк чудес». Позднее парк аттракционов на этой территории хотела строить южнокорейская Lotte Group. Теперь же столичные власти определят новую концепцию мегапроекта на международном конкурсе, который должен состояться уже в этом году. А режиссер Никита Михалков назвал возможные места размещения Дворца фестивалей, в котором должны обрести постоянное пристанище ММКФ и Музей кино. Как сообщает Газета.ру, это ЦПКиО им. Горького и «Лужники».

Одной из главных архитектурных новостей, пришедшей в начале августа из Санкт-Петербурга, стало подведение итогов международного конкурса на проект реконструкции Новой Голландии. Его победителем стало американское бюро WORKac. Кроме Агентства архитектурных новостей об этом написали Газета.ру, «Коммерсант-Власть», Новая газета СПб, Фонтанка.ру, «Ведомости» и многие другие издания. Напомним, согласно проекту WORKac, знаменитый остров должен стать «городом в городе», ориентированным на различные культурные программы. В зданиях бывших складов предполагается разместить центр искусств с музеем, центр кино и моды, а также гастрономический центр с рынком, ресторанами и оранжереями на крышах. В каждом из них появится своя школа, где смогут учиться и совершенствоваться в своем искусстве молодые художники, дизайнеры, кулинары. Американские архитекторы не стали замыкать периметр застройки острова новым корпусом со стороны Крюкова канала – вместо него они предлагают установить замаскированную ландшафтом платформу, в которой можно спрятать парковку и служебные помещения.

Газета «Коммерсант» справедливо отмечает, что решение жюри оказалось неожиданным для очень многих экспертов, которые предсказывали победу голландцам MVRDV или петербуржской «Студии 44». «Господин Явейн назвал победившее архитектурное бюро и его проект Новой Голландии «странными и невнятными», отметив, что «прогнозировать развитие проекта довольно сложно», – пишет газета. – С этим согласна и глава комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) Санкт-Петербурга Вера Дементьева. Ее ведомство уже выдало инвесторам перечень жестких ограничений, связанных с режимами охраны памятника. В частности, КГИОП считает недопустимым вторжение стекла в кровлю памятников промышленной архитектуры, «неприкосновенным» должно оставаться также восприятие знаменитой арки Вален-Деламота, акваторий реки Мойки и Крюкова канала».

Остается в центре внимания прессы и проект «Лахта-центр». 8 августа председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева подписала распоряжение № 2163 о 500-метровом «высотном отклонении» небоскреба «Лахта-центр», сообщает «Новая газета СПб». Комментирует ситуацию и «Коммерсант»: «Беспрецедентное «отклонение» от градостроительного регламента санкционировано накануне досрочной отставки губернатора Валентины Матвиенко и возглавляемого ею правительства. Отменить это решение сможет не только суд, куда уже обратилась оппозиция, но и новый глава Санкт-Петербурга».  Впрочем, петербургское отделение партии «Яблоко» уже оспорило в суде  распоряжение комитета. Еще один скандал вокруг проекта 500-метрового газпромовского офиса разгорелся в связи с тем, что городские власти отказались от строительства по соседству с «газоскребом» Центральной водно-спасательной станции, которая должна была контролировать Финский залив в границах Петербурга, а также все реки и каналы в городе. Подробнее об этом рассказывает РИА «Новый регион»

Вновь героиней газетных публикаций стала и новая сцена Мариинского театра. Как сообщают «Известия», главный долгострой страны наконец-то вышел на заключительный этап реализации проекта – его обещают закончить всего через год. Правда, на это понадобится еще 3 миллиарда рублей.

От скандалов, разборок и невыполненных обещаний властей профессиональная общественность в начале августа традиционно спасается на фестивале «Архстояние» – пожалуй, самом позитивном событии архитектурного лета. О том, как фестиваль прошел в этом году, рассказывают Газета.ру«Известия»  и «Московские новости». С каждым годом «Архстояние» посещает все больше людей, правда, как выясняется, не всем это одинаково по душе. В частности, основатель фестиваля художник Николай Полисский считает, что подобная массовость сводит на нет саму идею «Архстояния». В интервью «Московским новостям» он признается: «В привлечении случайных людей нет смысла — денег с них не возьмешь, одни пустые бутылки. Никола-Ленивец – место небольшое, тут должно быть скромно, тихо, природно и умно».
zooming
Снос в Большом Козихинском. Фото: © РИА Новости. Алексей Куденко
zooming
Разрушенное здание в Большом Козихинском. Фото РИА Новости, Андрей Стенин
zooming
Новоспасский монастырь. Фото: Sergey Duhanin, Panoramio
zooming
Здание ФСБ на Лубянской площади
zooming
Никита Михалков. Фото: ИТАР-ТАСС
zooming
Гостиница «Пекин». Фото: Михаил Ковалев
zooming
«Лахта-центр». Иллюстрация: kommersant.ru
zooming
Новая Голландия сегодня. Фото: novayagazeta.spb.ru
Аксонометрический вид Новой Голландии, демонстрирующий слои составных элементов. © WORKac
Вид на реконструируемый остров из бассейна зимой. © WORKac
Фестиваль «Архстояние». Капсульный отель «Ваш Шкаф», Кирилл Баир и Дарья Лисицына. Фотограф Валерий Леденев
Фестиваль «Архстояние». Объект “Standless Steel”, Группа архитекторов FAS(t). Фотограф Валерий Леденев
zooming
Николай Полисский. Фото: Елена Калашникова

17 Августа 2011

Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.