Обещания и противоречия

Кругом жара, но активность властей, урбанистов, а также разрушителей и защитников памятников – все никак не ослабевает. В этом обзоре прессы читайте об обещаниях и противоречиях.

mainImg
Сначала об обещаниях. Премьер Владимир Путин в прошлую пятницу посетил совещание по малоэтажному строительству в Ступинском районе Подмосковья и пообещал, что 60% российского жилья к 2015 году будет малоэтажным. Президент страны Дмитрий Медведев, в свою очередь, посетил встречу с историками и там сообщил, что поддерживает идею создания реестра  памятников архитектуры, находящихся под угрозой. . А мэр Москвы Сергей Собянин, тоже в пятницу, проинспектировал Измайловский парк и пообещал сделать столичные парки «самыми лучшими»: теперь в городе планируется к осени реконструировать целых семь парков. Ну и наконец, на сайте департамента градостроительной политики Москвы обещано создать Координационный совет по вопросам реализации Генерального плана города. Главой совета будет заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, а его задачей станет надзор за реализацией Генплана.

Действительно, если строить «Большую Москву» (как будто она сейчас маленькая!), то надзор за Генпланом понадобится. Разгоревшаяся на прошлой неделе дискуссия как-то быстро сошла на нет, однако возникло два совершенно противоположных мнения. Во-первых, известный архитектор и теоретик Феликс Новиков опубликовал вчера на Архи.ру открытое письмо, адресованное президенту Медведеву, мэру Собянину и губернатору Громову с призывом не торопиться с принятием решения о Большой Москве, особенно до выборов. С противоположной точкой зрения выступили в «Московских новостях» представители Союза архитекторов. Президент Национальной гильдии градостроителей и вице-президент САР Максим Перов назвал радиально-кольцевую планировку Москвы «травмой, воспроизводимой столетиями» (Феликс Новиков, наоборот, призвал аккуратнее отнестись к исторической структуре города, которому 850 лет). Президент САР Андрей Боков считает, что в итоге строительства города-спутника «в Москву вернется возможность жить и дышать», но только строить его надо строго по регламентам и предписаниям: стены такие, окна такие, цвет только такой.
Здесь можно заметить сразу два противоречия: архитектор Феликс Новиков, живущий в Америке, против быстрого решения о Большой Москве, а президент Союза архитекторов России – за. Вроде бы президента союза архитекторов можно понять: он должен защищать рынок для российских архитекторов, а в новом городе рынок для архитекторов может открыться гигантский. Однако следующее его же утверждение, про регламентацию – звучит как-то противоречиво. Если все-все будет регламентировано, то что будут делать архитекторы? В чем их работа?

На этом противоречия этих июльских дней не заканчиваются, плавно перемещаясь туда, где им и положено быть – в область охраны памятников. Ирина Заика, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов, вернувшись из Парижа с 35-й сессии ЮНЕСКО, заявила в «Огоньке», что «главный враг памятников архитектуры и истории – капитал, а точнее частные инвесторы» (а вот президент Медведев в тот же день дал указание Тогда проработать законопроект о приватизации памятников, т.е. о передаче их частному капиталу). «У нас, в России, специфическая беда — в переизбытке денег, которые инвесторы вкладывают в застройку центров исторических городов» – говорит Ирина Заика, иллюстрируя свои слова рассказом о точечном строительстве в центре Ярославля и построенном в этом городе новом мосте. Сейчас ЮНЕСКО вынесло Ярославлю строгое предупреждение и пригрозило внести город в список наследия под угрозой – рассказала «Огоньку» Ирина Заика.

Совершенно противоположное мнение озвучила председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова,  впервые в своей жизни посетившая Ярославль в начале этой недели. Она уверенно заявила, что ей нравится новое строительство в городе. «Не увидела я ничего такого, что себе мысленно представляла, когда читала жалобы некоторых НПО и групп людей, что всё нарушается, что все нарушается» – заявила представитель ЮНЕСКО ярославскому телевидению. «То, что Комитет Всемирного наследия дает какие-то замечания – это в порядке вещей. Иначе зачем тогда они существуют, если они будут говорить, что все замечательно?» – продолжила свою мысль Элеонора Митрофанова. Рассказывая об этом визите, Regnum подробно цитирует резолюцию комитета по Всемирному наследию относительно нового строительства в Ярославле.

Еще более противоречивой оказалась судьба московской исторической застройки. В понедельник общественное движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором «разговоры московских чиновников о "новой градостроительной политике"» были названы «откровенно опереточными» и был перечислен 21 дом, которому угрожает непосредственная опасность сноса. Через 2 дня, в среду 27 июля советник руководителя столичного департамента культурного наследия Николай Переслегин сообщил РИАН Недвижимость, что заявление «Архнадзора» об угрозе 21 историческому зданию в центре Москвы – «это дезинформация», и она основана на «каких-то домыслах». Кому верить, неизвестно.

Однако как будто бы в подтверждение слов «Архнадзора» в ту же среду был наполовину снесен дом в Большом Козихинском переулке, 25; усилиями жильцов, коалиции в защиту Химкинского леса и коалиции в защиту Москвы и даже актрисы Татьяны Догилевой снос остановили. Вероятно предчувствуя нынешний накал страстей, Сергей Москалёв в «Часкоре» еще неделю назад посвятил дому в Козихинском свои рассуждения о том, могут ли вообще жители–девелоперы–защитники наследия договориться между собой и каким образом.

Об урезании территории охранной зоны вокруг усадьбы «Архангельское» говорится уже давно. Сейчас «Вести» сообщили о том, что эти территории последовательно распродаются с аукционов, а кое-то где уже начато, хотя и небольшое пока, строительство. Уменьшение охранных зон сейчас – тенденция. Также на днях была сокращена охранная территория усадьбы Троекурово (она расположена на юго-западе Москвы возле МКАДа; главная ценность усадьбы – церковь петровского времени). В продолжение разговора о границах и обещаниях – новый главный археолог Москвы Леонид Кондрашев пообещал к 2014 году уточнить все границы археологических памятников Москвы и начать после этого масштабные раскопки.

Проблема границ зон охраны коснулась также и Пскова. Неделю назад председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева и заведующий художественным отделом псковского музея-заповедника рассказали в «Псковской губернии» о том, что весной 2011 года областные комитеты по культуре и туризму приняли проект сокращенных зон охраны для всего 11-ти (из 350 имеющихся) памятников города Пскова. Специалисты подробно рассказывают об истории формирования, в результате скрупулезной исследовательской работы, системы охранных территорий города (у истоков этой работы стоял известный историк Пскова Ю.П. Спегальский) – и обоснованно настаивают на том, чтобы не уничтожать систему, созданную за полвека силами профессионалов для уникального города. Они квалифицируют сокращение охранных зон как следствие сознательного заказа, нацеленного на извлечение прибыли из застройки городского центра.

Одновременно и на страницах той же газеты реставратор Галина Гофман подробно и мотивированно выступает против проекта музеефикации Покровской башни Псковского Кремля (это широкая «толстая» башня на самом дальнем углу, возле которой в 1581 году был побежден Стефан Баторий). Проект был разработан строительной компанией «ПГС II» совершенно бесплатно и (вероятно) поэтому радостно принятого 16 июня псковским Общественным советом. Он предполагает возведение внутри башни многоярусной стеклянно-металлической конструкции; конструкция не будет касаться стен, но, по убеждению Татьяны Голубевой, уничтожит восприятие громадного (широкого, окруженного глубокими каморами стрельниц) интерьера башни. Реставратор также представляет два других проекта музеефикации башни – свой собственный и принадлежащий архитектору Л.И. Савельевой. Оба проекта сделаны профессионалами, но на их рассмотрение у псковского Общественного совета не нашлось времени. Напомним, что в 1995 году деревянный шатер Покровской башни сгорел, и был восстановлен полтора года назад в аутентичной технологии, т.е. рублен из дерева «в реж» (об этом можно почитать в подробной прошлогодней статье Ирины Голубевой).

Из позитивного: в конце прошедшей недели журналистам показали результаты долгой и мучительной реконструкции Большого Театра – о них подробно рассказывает Майя Крылова в НГ. Зал театра уменьшился на две сотни мест, но его, с одной строны, тщательно реставрировали, убрали цемент советского времени, вернули еловую обивку, лепнину из папье-маше и занавес с Мининым и Пожарским – а с другой стороны, театр насытили электроникой и автоматикой, на спинках кресел будет бегущая строка с выбором языка перевода, у сцены появилось два покрытия, одно для оперы, другое для балета, и фундамент театра основательно укрепили. В новые, подземные помещения Большого (о проекте которых можно прочитать на Архи.ру) – журналистов пока не пустили.

Другой позитивный новостью, которая хотя и случилась в июне, но в прессу просочилась только теперь, следует назвать создание нового Некоммерческого партнерства аттестованных экспертов (ИКЭС). О создании этой организации мы уже писали. Теперь в прессе появилось несколько обширных и основательных интервью, позволяющих понять специфику и цели ИКЭСа. И надо сказать, что на фоне общей суеты и скандалов эта специфика выглядит неожиданно позитивной, ориентированной на профессионализм и науку. Эксперты говорят: о необходимости серьезных, архивных и натурных, исследований; о возможности коллективного обсуждения сложных проблем. А на провокационные вопросы о том, что неангажированным экспертам будет сложнее получить заказы, отвечают единодушно: мы ученые, у нас и без этого много работы; а заказчики, они рано или поздно поймут что качественная экспертиза выгоднее. Однако, как только дело доходит до примеров из жизни, они, увы, говорят об обратном: пока что заказчики легко находят послушных экспертов, готовых решать их финансовые проблемы. Возможно, работа ИКЭС поможет изменить ситуацию в более цивилизованную сторону. Когда-то же ведь это должно произойти.
zooming
Дом в Большом Козихинском, 25. Фото arch-heritage.livejournal.com
zooming
Дом в Большом Козихинском, 25. Фото arch-heritage.livejournal.com
zooming
Ирина Заика, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России. Фото: kommersant.ru
zooming
Покровская башня Псковского кремля, фото medievism.narod.ru
zooming
Реконструированный зал Большого театра. Фото © РИА Новости
zooming
Фойе реконструированного Большого театра. Фото «Известий»
zooming
Представители ИКЭСа Алексей Беляев, Борис Пастернак, Андрей Баталов. Фото © Regnum

28 Июля 2011

Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.