Обещания и противоречия

Кругом жара, но активность властей, урбанистов, а также разрушителей и защитников памятников – все никак не ослабевает. В этом обзоре прессы читайте об обещаниях и противоречиях.

mainImg
Сначала об обещаниях. Премьер Владимир Путин в прошлую пятницу посетил совещание по малоэтажному строительству в Ступинском районе Подмосковья и пообещал, что 60% российского жилья к 2015 году будет малоэтажным. Президент страны Дмитрий Медведев, в свою очередь, посетил встречу с историками и там сообщил, что поддерживает идею создания реестра  памятников архитектуры, находящихся под угрозой. . А мэр Москвы Сергей Собянин, тоже в пятницу, проинспектировал Измайловский парк и пообещал сделать столичные парки «самыми лучшими»: теперь в городе планируется к осени реконструировать целых семь парков. Ну и наконец, на сайте департамента градостроительной политики Москвы обещано создать Координационный совет по вопросам реализации Генерального плана города. Главой совета будет заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, а его задачей станет надзор за реализацией Генплана.

Действительно, если строить «Большую Москву» (как будто она сейчас маленькая!), то надзор за Генпланом понадобится. Разгоревшаяся на прошлой неделе дискуссия как-то быстро сошла на нет, однако возникло два совершенно противоположных мнения. Во-первых, известный архитектор и теоретик Феликс Новиков опубликовал вчера на Архи.ру открытое письмо, адресованное президенту Медведеву, мэру Собянину и губернатору Громову с призывом не торопиться с принятием решения о Большой Москве, особенно до выборов. С противоположной точкой зрения выступили в «Московских новостях» представители Союза архитекторов. Президент Национальной гильдии градостроителей и вице-президент САР Максим Перов назвал радиально-кольцевую планировку Москвы «травмой, воспроизводимой столетиями» (Феликс Новиков, наоборот, призвал аккуратнее отнестись к исторической структуре города, которому 850 лет). Президент САР Андрей Боков считает, что в итоге строительства города-спутника «в Москву вернется возможность жить и дышать», но только строить его надо строго по регламентам и предписаниям: стены такие, окна такие, цвет только такой.
Здесь можно заметить сразу два противоречия: архитектор Феликс Новиков, живущий в Америке, против быстрого решения о Большой Москве, а президент Союза архитекторов России – за. Вроде бы президента союза архитекторов можно понять: он должен защищать рынок для российских архитекторов, а в новом городе рынок для архитекторов может открыться гигантский. Однако следующее его же утверждение, про регламентацию – звучит как-то противоречиво. Если все-все будет регламентировано, то что будут делать архитекторы? В чем их работа?

На этом противоречия этих июльских дней не заканчиваются, плавно перемещаясь туда, где им и положено быть – в область охраны памятников. Ирина Заика, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов, вернувшись из Парижа с 35-й сессии ЮНЕСКО, заявила в «Огоньке», что «главный враг памятников архитектуры и истории – капитал, а точнее частные инвесторы» (а вот президент Медведев в тот же день дал указание Тогда проработать законопроект о приватизации памятников, т.е. о передаче их частному капиталу). «У нас, в России, специфическая беда — в переизбытке денег, которые инвесторы вкладывают в застройку центров исторических городов» – говорит Ирина Заика, иллюстрируя свои слова рассказом о точечном строительстве в центре Ярославля и построенном в этом городе новом мосте. Сейчас ЮНЕСКО вынесло Ярославлю строгое предупреждение и пригрозило внести город в список наследия под угрозой – рассказала «Огоньку» Ирина Заика.

Совершенно противоположное мнение озвучила председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова,  впервые в своей жизни посетившая Ярославль в начале этой недели. Она уверенно заявила, что ей нравится новое строительство в городе. «Не увидела я ничего такого, что себе мысленно представляла, когда читала жалобы некоторых НПО и групп людей, что всё нарушается, что все нарушается» – заявила представитель ЮНЕСКО ярославскому телевидению. «То, что Комитет Всемирного наследия дает какие-то замечания – это в порядке вещей. Иначе зачем тогда они существуют, если они будут говорить, что все замечательно?» – продолжила свою мысль Элеонора Митрофанова. Рассказывая об этом визите, Regnum подробно цитирует резолюцию комитета по Всемирному наследию относительно нового строительства в Ярославле.

Еще более противоречивой оказалась судьба московской исторической застройки. В понедельник общественное движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором «разговоры московских чиновников о "новой градостроительной политике"» были названы «откровенно опереточными» и был перечислен 21 дом, которому угрожает непосредственная опасность сноса. Через 2 дня, в среду 27 июля советник руководителя столичного департамента культурного наследия Николай Переслегин сообщил РИАН Недвижимость, что заявление «Архнадзора» об угрозе 21 историческому зданию в центре Москвы – «это дезинформация», и она основана на «каких-то домыслах». Кому верить, неизвестно.

Однако как будто бы в подтверждение слов «Архнадзора» в ту же среду был наполовину снесен дом в Большом Козихинском переулке, 25; усилиями жильцов, коалиции в защиту Химкинского леса и коалиции в защиту Москвы и даже актрисы Татьяны Догилевой снос остановили. Вероятно предчувствуя нынешний накал страстей, Сергей Москалёв в «Часкоре» еще неделю назад посвятил дому в Козихинском свои рассуждения о том, могут ли вообще жители–девелоперы–защитники наследия договориться между собой и каким образом.

Об урезании территории охранной зоны вокруг усадьбы «Архангельское» говорится уже давно. Сейчас «Вести» сообщили о том, что эти территории последовательно распродаются с аукционов, а кое-то где уже начато, хотя и небольшое пока, строительство. Уменьшение охранных зон сейчас – тенденция. Также на днях была сокращена охранная территория усадьбы Троекурово (она расположена на юго-западе Москвы возле МКАДа; главная ценность усадьбы – церковь петровского времени). В продолжение разговора о границах и обещаниях – новый главный археолог Москвы Леонид Кондрашев пообещал к 2014 году уточнить все границы археологических памятников Москвы и начать после этого масштабные раскопки.

Проблема границ зон охраны коснулась также и Пскова. Неделю назад председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева и заведующий художественным отделом псковского музея-заповедника рассказали в «Псковской губернии» о том, что весной 2011 года областные комитеты по культуре и туризму приняли проект сокращенных зон охраны для всего 11-ти (из 350 имеющихся) памятников города Пскова. Специалисты подробно рассказывают об истории формирования, в результате скрупулезной исследовательской работы, системы охранных территорий города (у истоков этой работы стоял известный историк Пскова Ю.П. Спегальский) – и обоснованно настаивают на том, чтобы не уничтожать систему, созданную за полвека силами профессионалов для уникального города. Они квалифицируют сокращение охранных зон как следствие сознательного заказа, нацеленного на извлечение прибыли из застройки городского центра.

Одновременно и на страницах той же газеты реставратор Галина Гофман подробно и мотивированно выступает против проекта музеефикации Покровской башни Псковского Кремля (это широкая «толстая» башня на самом дальнем углу, возле которой в 1581 году был побежден Стефан Баторий). Проект был разработан строительной компанией «ПГС II» совершенно бесплатно и (вероятно) поэтому радостно принятого 16 июня псковским Общественным советом. Он предполагает возведение внутри башни многоярусной стеклянно-металлической конструкции; конструкция не будет касаться стен, но, по убеждению Татьяны Голубевой, уничтожит восприятие громадного (широкого, окруженного глубокими каморами стрельниц) интерьера башни. Реставратор также представляет два других проекта музеефикации башни – свой собственный и принадлежащий архитектору Л.И. Савельевой. Оба проекта сделаны профессионалами, но на их рассмотрение у псковского Общественного совета не нашлось времени. Напомним, что в 1995 году деревянный шатер Покровской башни сгорел, и был восстановлен полтора года назад в аутентичной технологии, т.е. рублен из дерева «в реж» (об этом можно почитать в подробной прошлогодней статье Ирины Голубевой).

Из позитивного: в конце прошедшей недели журналистам показали результаты долгой и мучительной реконструкции Большого Театра – о них подробно рассказывает Майя Крылова в НГ. Зал театра уменьшился на две сотни мест, но его, с одной строны, тщательно реставрировали, убрали цемент советского времени, вернули еловую обивку, лепнину из папье-маше и занавес с Мининым и Пожарским – а с другой стороны, театр насытили электроникой и автоматикой, на спинках кресел будет бегущая строка с выбором языка перевода, у сцены появилось два покрытия, одно для оперы, другое для балета, и фундамент театра основательно укрепили. В новые, подземные помещения Большого (о проекте которых можно прочитать на Архи.ру) – журналистов пока не пустили.

Другой позитивный новостью, которая хотя и случилась в июне, но в прессу просочилась только теперь, следует назвать создание нового Некоммерческого партнерства аттестованных экспертов (ИКЭС). О создании этой организации мы уже писали. Теперь в прессе появилось несколько обширных и основательных интервью, позволяющих понять специфику и цели ИКЭСа. И надо сказать, что на фоне общей суеты и скандалов эта специфика выглядит неожиданно позитивной, ориентированной на профессионализм и науку. Эксперты говорят: о необходимости серьезных, архивных и натурных, исследований; о возможности коллективного обсуждения сложных проблем. А на провокационные вопросы о том, что неангажированным экспертам будет сложнее получить заказы, отвечают единодушно: мы ученые, у нас и без этого много работы; а заказчики, они рано или поздно поймут что качественная экспертиза выгоднее. Однако, как только дело доходит до примеров из жизни, они, увы, говорят об обратном: пока что заказчики легко находят послушных экспертов, готовых решать их финансовые проблемы. Возможно, работа ИКЭС поможет изменить ситуацию в более цивилизованную сторону. Когда-то же ведь это должно произойти.
zooming
Дом в Большом Козихинском, 25. Фото arch-heritage.livejournal.com
zooming
Дом в Большом Козихинском, 25. Фото arch-heritage.livejournal.com
zooming
Ирина Заика, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России. Фото: kommersant.ru
zooming
Покровская башня Псковского кремля, фото medievism.narod.ru
zooming
Реконструированный зал Большого театра. Фото © РИА Новости
zooming
Фойе реконструированного Большого театра. Фото «Известий»
zooming
Представители ИКЭСа Алексей Беляев, Борис Пастернак, Андрей Баталов. Фото © Regnum

28 Июля 2011

Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.