Наши в новом Гуггенхайме

31 января в столице ОАЭ открылась выставка, представляющая амбициозный замысел создания нового центра современного искусства в столице Эмиратов Абу-Даби. Один из выставочных павильонов в нем проектируют российские архитекторы Юрий Аввакумов и Андрей Савин

Автор текста:
Ирина Фильченкова

12 Февраля 2007
mainImg

Строительство гигантского комплекса на острове Саадиат должно, по идее его создателей, превратить столицу ОАЭ в международный культурный центр. Четыре главных здания заказаны самым известным архитекторам мира (специально подчеркивается, что трое из них – лауреаты Притцкера). Фрэнк Гэри проектирует «Гуггенхайм Абу Даби» – музей Современного искусства, Заха Хадид – центр Театрального искусства, Жан Нувель – музей Классического искусства и Тадао Андо – Морской музей.

Помимо четырех больших музеев, задуман «Биеннале парк» с 19 павильонами, в которых будут устраиваться, в зависимости от обстоятельств, как временные, так и постоянные экспозиции и перформансы. Пока известно семь авторов. Среди них Грег Линн (США), названный журналом «Форбс» одним из десяти самых популярных современных архитекторов мира, Хани Рашид и Лиз Анн Кутюр (группа «Асимптота», США) Халид Алнайар (ОАЭ), Дэвид Энджи (Великобритания), Пей-Жу (Китай), Сенг Х-Санг (Корея). 
Проектировать павильон site №1 директор фонда Гуггенхайма Томас Кренц пригласил российского архитектора, одного из лидеров движения «бумажной архитектуры» Юрия Аввакумова, который сделал проект в соавторстве с другим «бывшим бумажным» архитектором Андреем Савиным (архитектурная мастерская «А-Б»).

Павильон Аввакумова&Савина снаружи похож на геометрически стилизованную когтистую лапу с пятью пальцами – лучами, вытянутыми в сторону города. Сверху (и на плане) это форма пальмового листа (рядом как раз аллея с пальмами), заострения которого срезаны на краях участка, но продолжаются в верхней части выносами стреловидных окон удивительной формы: вверху длинные «козырьки», под ними - кристаллические выпуклости больших шестигранных окон. Ночью окна будут светиться, складываясь в подобие витрины-вывески, обращенной в сторону города. 

Таким образом здание аккуратно вписано в отведенные границы, но не занимает участок полностью, а разделяется пять коридоров, сходящихся в одном центральном зале. Коридоры двухъярусные, в верхней части каждого их них устроена галерея. Кроме того, три средних луча могут быть отгорожены временными стенками, чтобы устроить там жилье для художника in residence, то есть живущего и работающего прямо в павильоне. Стены внешних лучей стеклянные, днем оттуда будут видны аллеи парка, а ночью – наоборот, павильон будет светиться и снаружи будет видно, что происходит внутри. Чтобы смотреть изнутри наружу и снаружи внутрь было комфортнее, предполагается использовать поляризованное стекло.

Изрезав план зигзагами лучей, архитекторы, помимо кристаллично-биоморфмного своеобразия объема, получили увеличение площади вероятной развески экспозиции: если поставить на такой площади обычное здание, длина его стен окажется около ста метров, а здесь, сложившись гармошкой, «полезные плоскости» увеличивают свою длину больше чем в два раза (почти до 250 м), объясняет Юрий Аввакумов.

Авторы также называют разнообразные источники своей композиции: самый классический – театр Олимпико Андреа Палладио, где проходы за сценой были устроены сходящимися к ее центру; самый похожий – клуб им. Русакова Константина Мельникова, и  самый оригинальный – американский бомбардировщик B2. Такой разброс параллелей говорит не столько о классичности, сколько о новизне решения, основанного на гипетрофировании лучевой планировки, больше характерной для городов, чем для выставочных павильонов. Вообще тема построения зачатка города внутри отдельно взятого павильона кажется нечуждой этому проекту: он буквально состоит из одной площади и пяти улиц, где, как это бывает в городах, действительно мог бы кто-нибудь поселиться. Постоянное взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространств (днем – туда, ночью – оттуда), усиливает ощущение того, что сравнительно небольшое здание делает смелую попытку привить лежащей рядом арабской столице ценности классической планировки европейских городов и парков.

Впрочем, помимо навеянных яркой образностью ассоциаций, у проекта есть очень реальный подтекст – это первый за долгое время выход российских архитекторов в реальную мировую практику высокого класса. То, что нашим архитекторам заказали не национальный павильон страны, где участие кого-нибудь из соотечественников было бы неизбежным, а павильон «Биеннале парка» выставки, имеющей серьезные претензии стать новым мировым художественным центром из круга «Гуггенхаймов», это очень важно. Может быть, со времен побед «бумажных архитекторов» в конкурсах иностранных журналов это первый шаг к их серьезному международному признанию.

zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Интерьер. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. План. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Генплан
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Фасады. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин. Прототипы замысла


12 Февраля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.