English version

Наши в новом Гуггенхайме

31 января в столице ОАЭ открылась выставка, представляющая амбициозный замысел создания нового центра современного искусства в столице Эмиратов Абу-Даби. Один из выставочных павильонов в нем проектируют российские архитекторы Юрий Аввакумов и Андрей Савин

Автор текста:
Ирина Фильченкова

12 Февраля 2007
mainImg

Строительство гигантского комплекса на острове Саадиат должно, по идее его создателей, превратить столицу ОАЭ в международный культурный центр. Четыре главных здания заказаны самым известным архитекторам мира (специально подчеркивается, что трое из них – лауреаты Притцкера). Фрэнк Гэри проектирует «Гуггенхайм Абу Даби» – музей Современного искусства, Заха Хадид – центр Театрального искусства, Жан Нувель – музей Классического искусства и Тадао Андо – Морской музей.

Помимо четырех больших музеев, задуман «Биеннале парк» с 19 павильонами, в которых будут устраиваться, в зависимости от обстоятельств, как временные, так и постоянные экспозиции и перформансы. Пока известно семь авторов. Среди них Грег Линн (США), названный журналом «Форбс» одним из десяти самых популярных современных архитекторов мира, Хани Рашид и Лиз Анн Кутюр (группа «Асимптота», США) Халид Алнайар (ОАЭ), Дэвид Энджи (Великобритания), Пей-Жу (Китай), Сенг Х-Санг (Корея). 
Проектировать павильон site №1 директор фонда Гуггенхайма Томас Кренц пригласил российского архитектора, одного из лидеров движения «бумажной архитектуры» Юрия Аввакумова, который сделал проект в соавторстве с другим «бывшим бумажным» архитектором Андреем Савиным (архитектурная мастерская «А-Б»).

Павильон Аввакумова&Савина снаружи похож на геометрически стилизованную когтистую лапу с пятью пальцами – лучами, вытянутыми в сторону города. Сверху (и на плане) это форма пальмового листа (рядом как раз аллея с пальмами), заострения которого срезаны на краях участка, но продолжаются в верхней части выносами стреловидных окон удивительной формы: вверху длинные «козырьки», под ними - кристаллические выпуклости больших шестигранных окон. Ночью окна будут светиться, складываясь в подобие витрины-вывески, обращенной в сторону города. 

Таким образом здание аккуратно вписано в отведенные границы, но не занимает участок полностью, а разделяется пять коридоров, сходящихся в одном центральном зале. Коридоры двухъярусные, в верхней части каждого их них устроена галерея. Кроме того, три средних луча могут быть отгорожены временными стенками, чтобы устроить там жилье для художника in residence, то есть живущего и работающего прямо в павильоне. Стены внешних лучей стеклянные, днем оттуда будут видны аллеи парка, а ночью – наоборот, павильон будет светиться и снаружи будет видно, что происходит внутри. Чтобы смотреть изнутри наружу и снаружи внутрь было комфортнее, предполагается использовать поляризованное стекло.

Изрезав план зигзагами лучей, архитекторы, помимо кристаллично-биоморфмного своеобразия объема, получили увеличение площади вероятной развески экспозиции: если поставить на такой площади обычное здание, длина его стен окажется около ста метров, а здесь, сложившись гармошкой, «полезные плоскости» увеличивают свою длину больше чем в два раза (почти до 250 м), объясняет Юрий Аввакумов.

Авторы также называют разнообразные источники своей композиции: самый классический – театр Олимпико Андреа Палладио, где проходы за сценой были устроены сходящимися к ее центру; самый похожий – клуб им. Русакова Константина Мельникова, и  самый оригинальный – американский бомбардировщик B2. Такой разброс параллелей говорит не столько о классичности, сколько о новизне решения, основанного на гипетрофировании лучевой планировки, больше характерной для городов, чем для выставочных павильонов. Вообще тема построения зачатка города внутри отдельно взятого павильона кажется нечуждой этому проекту: он буквально состоит из одной площади и пяти улиц, где, как это бывает в городах, действительно мог бы кто-нибудь поселиться. Постоянное взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространств (днем – туда, ночью – оттуда), усиливает ощущение того, что сравнительно небольшое здание делает смелую попытку привить лежащей рядом арабской столице ценности классической планировки европейских городов и парков.

Впрочем, помимо навеянных яркой образностью ассоциаций, у проекта есть очень реальный подтекст – это первый за долгое время выход российских архитекторов в реальную мировую практику высокого класса. То, что нашим архитекторам заказали не национальный павильон страны, где участие кого-нибудь из соотечественников было бы неизбежным, а павильон «Биеннале парка» выставки, имеющей серьезные претензии стать новым мировым художественным центром из круга «Гуггенхаймов», это очень важно. Может быть, со времен побед «бумажных архитекторов» в конкурсах иностранных журналов это первый шаг к их серьезному международному признанию.

zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Интерьер. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. План. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
zooming
Биеннале-парк Абу-Даби. Генплан
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Фасады. Юрий Аввакумов & Андрей Савин
Биеннале-парк Абу-Даби. Концепт-проект павильона №1. Юрий Аввакумов & Андрей Савин. Прототипы замысла


12 Февраля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.