Архитектурный конфликт

Сегодня нам стало известно об остром конфликте, связанном со строительством Федерального военного мемориального кладбища – коллектив архитекторов «Моспроекта-4» под руководством А.Бокова, выигравший конкурс Минобороны на проектирование мемориала, оказался фактически отстраненным от работы и собирается подавать в суд

Автор текста:
Ирина Фильченкова

02 Февраля 2007
mainImg

ГУП МНИИП «Моспроект-4» во главе с одним из самых известных московских архитекторов Андреем Боковым, распространил письмо, в котором говорится о фактическом отстранении авторского коллектива архитекторов от строительства Федерального военного мемориального кладбища Минобороны. Архитекторы А.В. Тараненко, А.И. Хомяков, С.И. Сатубалов под руководством А.В. Бокова выиграли в 2002 году конкурс, объявленный Министерством обороны на создание мемориального комплекса около дер. Сгонники Мытищинского района, рядом с границей Москвы. Это кладбище должно, по замыслу министерства, стать своего рода продолжением кремлевской стены, местом погребения героев-военных и высших чинов армии.

После того, как архитекторы начали дорабатывать победивший конкурсный проект, в состав авторов был включен художник Сергей Горяев, художественный руководитель Комбината монументально-декоративного искусства. Который в результате перехватил все руководство проектом, отстранив авторов, архитекторов и скульпторов (Л.Т. Гадаева и Г.В. Франгуляна). По утверждению последних, Горяев воспользовался их проектом, произвольно исказив его и в таком виде утвердив у заказчика – Министерства обороны. В ответ авторы заявили о своем намерении подать в суд и провести пресс-конференцию, которая состоится во вторник 6 февраля в 11:00 в пресс-центре на 2 Брестской ул., д.6.

Проект в его первоначальном варианте представлял из себя мемориальный парк с вечным огнем. Проходящий его территории природный овраг, через который должен быть переброшен «мост памяти», трактовался как символическая граница между мирами живых и усопших.

Ниже мы публикуем текст заявления архитекторов:

Мы не имеем права допустить,
чтобы высочайшего предназначения комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОГО ВОЕННОГО МЕМОРИАЛЬНОГО
КЛАДБИЩА
создавался бесчестными способами и бесчестными людьми!

В последнее время в ряде средств массовой информации, в газетах и на телевидении начали появляться публикации, репортажи и интервью с художником  Сергеем Горяевым. Их единая тема – создание под Москвой комплекса Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК).

Нам совершенно ясно, что определённым структурам МО очень выгодна ситуация, созданная незаконными действиями С.В. Горяева и ЗАО КМДИ и дающая возможность устранить профессиональный, авторский контроль над строительством, позволяющая сделать проект «под себя».   
В 2002 г. Министерством обороны, Управлением капитального строительства и инвестиций (УКСИ МО РФ) был проведён конкурс на концепцию формирования художественного облика комплекса Федерального военного мемориального кладбища. Конкурс выиграл проект авторского коллектива архитекторов ГУП МНИИП «Моспроект-4» в составе: Боков А.В. (руководитель), Тараненко А.В., Хомяков А.И., Сатубалов С.И. Именно этот авторский коллектив получил право на проектирование комплекса.

По просьбе руководства ЗАО «Комбинат монументально-декоративного искусства» (КМДИ) в состав авторского коллектива был введён художественный руководитель ЗАО КМДИ художник-витражист Горяев С.В. 

В процессе выполнения своей части работы художник Горяев С.В., введя в заблуждение ответственных руководителей МО, обманывая коллег-авторов, не согласовывая с авторами-архитекторами и со своим заказчиком - «Моспроектом-4», представил на рассмотрение руководству МО РФ набор эскизов художественных произведений, выполненный с использованием материалов архитектурного проекта «Моспроекта-4» неизвестными исполнителями под его (Горяева) руководством. При этом были отстранены от участия скульпторы Гадаев Л.Т. и Франгулян Г.В.

Эскизы, выполненные под руководством Горяева С.В., выдаваемы им за Проект, были представлены на утверждение Министру обороны и утверждены им.

Полностью подготовленные истинными авторами, демонстрационные материалы комплексного архитектурно-художественного Проекта из-за блокады, организованной заинтересованными лицами Министерства обороны, так и не были рассмотрены руководством министерства, несмотря на наши неоднократные обращения в различные его службы.

Сегодня можно констатировать:
- строительство, которое уже начато предприятиями Спецстроя, ведётся со значительными отступлениями от Проекта;
- в цехах скульптурных комбинатов идёт изготовление изопродукции, художественный и концептуальный уровень которой ниже всякой критики и скорее соответствует вкусам Северно-Корейского режима с элементами плагиата;
- обязанности руководителя проекта принял на себя художник-витражист Горяев С.В., он же - творческий руководитель авторского коллектива, не известно из кого состоящего. Последний, кроме Горяева, член авторского коллектива, художник Иван Лубенников, эскизы которого одобрены на всех уровнях, в том числе Министром обороны и авторами-архитекторами, также отстранён от работы.

Исходя из вышеизложенного, мы ТРЕБУЕМ:

1. Полностью восстановить наши авторские права, в том числе право на участие в создании ФВМК.
2. Возможности представить руководству Министерства обороны и общественности подлинный комплексный архитектурно-художественный Проект Мемориала.
3. Приостановить работы, ведущиеся на скульптурных комбинатах, и расторгнуть контракт с ЗАО КМДИ.
4. Немедленно представить в «Моспроект-4» всю рабочую проектную документацию, выполненную на сегодняшний день организациями Спецстроя или иными, для согласования в соответствии с Законами РФ «Об архитектурной деятельности» и «Об авторском праве и смежных правах».

Полный текст Заявления архитекторов и художников – авторов Проекта создания Комплекса, а также документы, подтверждающие абсолютную юридическую, моральную и художественно-эстетическую правоту авторов, будут представлены журналистам на пресс-конференции.
При этом сообщаем, что иск о защите наших авторских прав к ЗАО КМДИ, художнику Горяеву С.В. и способствовавшим ему учреждениям и организациям направляется нами в суд.

Руководитель авторского коллектива – генеральный директор ГУП МНИИП «Моспроект-4», вице-президент Союза архитекторов России, лауреат Государственной премии РФ, доктор архитектуры, академик  А.Б. Боков
Архитектор, член Союза архитекторов и Союза художников – А.В. Тараненко
Архитектор, член Союза архитекторов, кандидат архитектуры – А.И. Хомяков
Заслуженный художник РФ, скульптор – Г.В. Франгулян
Скульптор, член Союза художников – Л.Т. Гадаев

zooming
Федеральное военное мемориальное кладбище. Боков А.В. (руководитель), Тараненко А.В., Хомяков А.И., Сатубалов С.И.
zooming
Федеральное военное мемориальное кладбище. Боков А.В. (руководитель), Тараненко А.В., Хомяков А.И., Сатубалов С.И.


02 Февраля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.