10.06.2010

Мастер вычисления

8 июня в Музее архитектуры открылась выставка Леонида Павлова. Экспозиция, в которую вошли работы из собрания Музея архитектуры и семьи зодчего, впервые представляет широкой аудитории все грани творчества этого одного из самых известных и значимых архитекторов советской эпохи.

информация:

открыть большое изображение
Сегодня имя Павлова у поклонников советской архитектуры ассоциируется, прежде всего, с такими постройками, как Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ), технический центр «Жигули» на Варшавском шоссе, Главный вычислительный центр Госплана СССР на проспекте Сахарова. Все это, бесспорно, знаковые произведения модернизма, своего рода иконы и символы данного стиля, но их известность порой затмевает масштаб личности их автора и многогранность его таланта. Даже в анонсах нынешней выставки, то и дело встречавшихся на просторах сети Интернет, ее герой фигурировал как «архитектор «второй волны» советского модернизма», но, к счастью, сама экспозиция исчерпывающе представляет все этапы творчества Леонида Николаевича. Реализованные и конкурсные проекты, живописные работы, эскизы и чертежи – материалов оказалось так много, что выставка еле поместилась в анфиладу Музея архитектуры. И, несмотря на то, что развернутая экспозиция приурочена к столетию Павлова, которое отмечалось в 2009 году, куратор Анна Броновицкая решила организовать ее не по хронологическому, а по тематическому принципу. Подобный подход себя всецело оправдывает: все самые значимые для архитектора сюжеты структурированы и проиллюстрированы, а сложенные вместе, они образуют удивительно яркий пазл, имя которому – счастливая творческая судьба.

Самый первый зал экспозиции посвящен самому Павлову и городу, в котором мастер жил и работал. Здесь представлены его автопортрет, биографические документы, планшеты с цитатами из знаменитых «Экстрем архитектуры», а также предложения архитектора 1960-1970-х годов по преобразованию столицы советского государства. Эти работы потрясают своим масштабом, модернистским размахом, свободой в обращении с существующей застройкой. В частности, Павлова чрезвычайно беспокоил вопрос транспортной инфраструктуры, хорошо понимая, какие темпы приобретает автомобилизация населения, он ставил строительство дорог едва ли не выше всех остальных аспектов развития города. Именно из этих соображений архитектор решительно разрезает Москву по оси север-юг многополосной магистралью (в районах наиболее плотной застройки ее предполагалось поднять на опоры), а в восточной половине города проектирует новый широкий проспект – зеркальное повторение Нового Арбата. Замоскворечье же Павлов предлагал освободить от застройки вовсе (сохраняются только некоторые из наиболее значимых памятников) и превратить в гигантский парк, в котором будут расположены всего несколько крупных комплексов. И хотя сегодня подобный проект немало шокирует своей радикальностью, кажется очень правильным, что выставка начинается именно с него – масштаб личности Павлова сразу очевиден. И этот масштаб завораживает.

Композиционным центром экспозиции является зал «Информация», посвященный проектам различных хранилищ данных, от библиотек и редакции газеты «Известия» (конкурсный проект  1967 года), до научных институтов и вычислительных центров. Павлов стал первым в СССР архитектором, проектировавшим здания для работы с ЭВМ, и нашел для этого самого загадочного и «перспективного» устройства своего времени очень зримый архитектурный образ. Пластическим аналогом компьютера стал куб, размещенный на гигантских треугольных опорах (сам автор в шутку называл их «адимарипы», читая наоборот слово «пирамида») и «обернутый» узкими полосами окон, имитирующими строки цифр и символов. Этот прием разрабатывался и «доводился» архитектором в проектах всех вычислительных центров, которые он выполнял по заказу Госплана, ЦСУ и Госбанка СССР. На выставке представлены многочисленные эскизы, наглядно иллюстрирующие процесс поиска образа, ставшего каноническим, живописные полотна Павлова, посвященные вычислительным центрам, фотографии реализованных объектов, сделанные специально для этой экспозиции замечательным архитектурным фотографом Юрием Пальминым. В этом же зале размещен весь корпус материалов, посвященных ЦЭМИ: планы, разрезы, фотографии. Имеется и выполненный специально для выставки макет этого здания, будто сложенного из двух пластин-половин: он помогает хотя бы в миниатюре оценить всю поэтичность пластического замысла Павлова (в реальности увидеть ЦЭМИ таким, каким его задумывал автор, теперь практически невозможно – с обеих сторон практически вплотную построены высотные жилые дома). А знаменитое «ухо» на макете, кстати, куда больше похоже на ленту Мёбиуса (как, собственно, и задумывалось), чем в натуральную величину.

«Информация» разместилась в самом большом зале Анфилады, от которого в разные стороны разбегаются крылья экспозиции – другие, не менее значимые, но менее реализованные на практике темы творчества Павлова. С парадной лестницей и первым биографическим залом его соединяют «Театр», «Транспорт» и «Дворец», а с противоположной стороны расположились «Память» и «Ленин».

Тема транспорта в творчестве Павлова возникала дважды – в конце 1940-х он проектировал станции метро («Добрынинская», позже – «Серпуховская» и «Нагатинская»), в 1960-е – первые в Москве станции технического обслуживания автомобилей. И если вычислительные центры сделали Павлова «главным по науке», то знаменитый «треугольник» СТОА на Варшавском шоссе и техцентр «Кунцево» обеспечили ему статус  творца красивого мифа о народном автомобиле и его доступности. Конечно, на открытии выставки много говорилось о том, что сегодня парящая над стилобатом треугольная призма находится под угрозой полного уничтожения (на пересечении МКАД и Варшавского шоссе город намерен построить торгово-развлекательный центр). Вызывают тревогу за судьбу этого объекта и его фотографии – «треугольник» наглухо заколочен рекламными щитами разного калибра, и в полную силу, конечно, не звучит.

«Дворцы» и «Театры» – собрание проектов, которым, увы, было не суждено стать реализованными. Впрочем, это отнюдь не умаляет их значения для истории советской архитектуры – многие идеи и предложения Павлова были активно подхвачены его коллегами по цеху и разошлись по Союзу. Самым ярким примером проекта, с легкой руки Павлова шагнувшего в массы, пожалуй, следует считать двухзальный кинотеатр на 4 тысячи мест. На выставке он представлен не только в эскизах, но и в макете, благодаря которому этот проект с легкостью узнает даже тот, кто мало интересуется Леонидом Николаевичем и его временем. Прозрачный объем накрыт дугообразной кровлей, выступающей над входом в виде сильно вынесенного и эффектно выгнутого козырька. В этом чистом и звонком решении для конца 1950-х почти все было неслыханной вольностью – и взаимосвязь интерьера с внешним окружением, и вынесенный на боковые фасады разрез, – но подобная образная смелость с легкостью преодолела барьеры условностей и предубеждений. Уже в 1961 году в Москве был построен кинотеатр «Россия» (теперь «Пушкинский») – практически полная копия павловского проекта. А уж сколько «вариаций на тему» было реализовано в других городах страны, наверно, не сможет подсчитать ни один архитектуровед.

И хотя экспозиция выстроена не по хронологическому принципу, залы «Память» и «Ленин» вполне логично оказываются заключительными. В 1970-е, в связи со столетием вождя, лениниана становится ведущей темой в творчестве Леонида Павлова, а музей в Горках – его последней крупной реализованной постройкой. Объект, которому по монументальности, выразительности и парадоксальности в музейном зодчестве XX века вряд ли найдется достойная пара, сам архитектор называл «мой Парфенон». Воплотив под конец жизни свою страстную мечту построить здание в исключительно природном окружении, Леонид Павлов одновременно умудрился создать одно из первых произведений советского постмодернизма. Ему было в тот момент чуть больше 70 лет, но он, не задумываясь, взялся за освоение художественного языка нового стиля и преуспел. Думается, в этой открытости и легкости и заключался главный творческий секрет архитектора Леонида Павлова, запечатлевшего в своих работах не только образ эпохи, но и ее главные достижения и надежды.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Арсений Леонович
  • Магда Чихонь
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита
  • Николай Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Селивохин
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Антон Барклянский
  • Георгий Трофимов
  • Никита Бирюков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Сенкевич
  • Петр Фонфара
  • Антон Ладыгин
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи