Белая молния

В Севастополе, на месте бывшей швейной фабрики, архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала многофункциональный комплекс площадью 13500 тысяч квадратных метров. Он объединяет магазины, кафе, кинотеатр и офисы, и похож на пассаж под открытым южным небом – здания будут нанизаны на ось новой, спускающейся к морю пешеходной улицы, которую архитекторы прокладывают внутри существующего квартала.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

15 Сентября 2010
mainImg
Проект:
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
Украина, Севастополь, ул. Айвазовского, д. 3

Авторский коллектив:
Сергей Киселёв, Андрей Никифоров, Антон Бусалов

2009

ЗАО «Швейная фабрика имени Нины Ониловой»

Швейная фабрика расположена рядом с морем, на берегу Артиллерийской бухты Севастополя, в зеленом «сталинском» районе на набережной, которая с недавнего времени носит имя генерала Корнилова. С одной стороны – пышные колонны и массивные карнизы послевоенной классики, с другой – брутальные фигуры героев Великой отечественной.

Главное здание фабрики – это длинный прямоугольный корпус, объем которого разрезает пополам трапециевидный квартал, обстроенный по периметру жилыми домами. Этот очень длинный дом, фактически служит перемычкой между улицами Айвазовского, ведущей к Артиллерийской бухте, и Маяковского, уводящей, напротив, прочь от моря, к центру города. На месте этого корпуса архитекторы предложили соорудить новое здание, прорезав его по диагонали новой пешеходной улицей в сторону моря. Коммерческая состоятельность подобного решения очевидна: на пешеходную зону можно раскрыть куда больше общественных заведений и магазинов, чем на имеющиеся улицы, к которым комплекс изначально обращен узкими торцами. А еще участок расположен на склоне и перепад высот на его территории составляет почти 7 метров. Идея извилистой мощеной улочки, спускающейся к морю, показалась архитекторам настолько близкой духу Севастополя, что никакие другие аргументы в пользу этого решения уже не требовались.

Пешеходная зона спроектирована криволинейной не только из желания создать уютное пространство южного приморского города и замкнуть перспективы изгибами узких улиц. Прежде всего, архитекторы заботились о комфорте тех, кто будет по ней гулять: будь улица ровной, она превратилась бы в довольно крутую горку, поход по которой далеко не каждый смог бы назвать приятным. Живописно переламываясь, пешеходная улочка делит комплекс на два корпуса, которые на уровне земли кажутся совершенно самостоятельными строениями, хотя на самом деле объединены общим подземным пространством с паркингом. Изломы их фасадов представляют собой зеркальное отражение друг друга, из-за чего комплекс становится похож на гору, рассеченную надвое ударом молнии. Это ощущение усиливает подчеркнуто зигзагообразный рисунок улицы: здания, разделенные ею, в плане напоминают сложенные вместе латинские буквы p и b. А вот высота у корпусов разная: один отчетливо спускается по склону и «раскладывается» на несколько гигантских ступеней, а второй, наоборот, растет в противоположную от моря сторону. В противном случае в довольно узкую расщелину пешеходной улицы и окна выходящих в нее офисов не попадало бы достаточно солнца.

Близость моря и обаяние курортного города оказали самое непосредственное влияние и на внешний облик комплекса. При этом архитекторы не стали ни воспроизводить черты столь свойственного Севастополю классицизма, ни фантазировать на морскую тематику. Дань уважения яркому южному солнцу и сложившейся застройке «августейшего города» авторы отдают с помощью тщательно продуманного подбора материалов. Все фасады комплекса будут отделаны исключительно в светлых тонах и тем самым поддержат праздничную палитру севастопольской застройки. Для обрамления оконных проемов, углов домов, а также фасадов, выходящих на улицы Айвазовского и Маяковского, архитекторы намерены использовать светлый известняк, основные же плоскости стен будут покрыты крупнофактурной штукатуркой и выкрашены в белый или светло-бежевый цвет. Что же касается собственно архитектурного решения, то три из четырех уличных фасадов (последний принадлежит реставрируемому административному зданию швейной фабрики) комплекса выполнены подчеркнуто лаконично и представляют собой либо почти глухие шероховатые поверхности, либо стеклянный экран, рассеченный каменными перемычками на несколько прямоугольников. Плоскости, обращенные к пешеходной зоне, куда богаче на окна самых разных размеров и форм. Одни проемы растут прямо от земли и больше напоминают порталы, другие разбегаются по фасадам карточной колодой, третьи представляют собой узкие горизонтальные полосы. Кажется, что на зданиях, смотрящих друг на друга в упор, нет ни одного повторяющегося окна, и во многом именно за счет этого приема архитекторам удается избежать ощущения колодца.

В центре пешеходной зоны предполагается разместить кафе и торговую галерею, так что каждый магазинчик будет выходить на новую улочку своей витриной. Со стороны улицы Айвазовского разместится развлекательный центр, а на Маяковского будет выходить кинотеатр. В последнем будет два зала, и перепад рельефа позволяет расположить их друг над другом, что, в свою очередь, разделит зрительские потоки и избавит от столпотворения в кассах. На третьем, четвертом и пятом этажах комплекса расположатся офисы. Из-за того, что объемы домов увеличиваются во встречном направлении, площадь рабочих помещений с ростом этажности уменьшается. Таким образом, в городе появится бизнес-центр с максимально большим выбором офисов разной площади.

Впрочем, главное приобретение, которое Севастополь получит вместе с реализацией проекта «СКиП», это  конечно, сама пешеходная улица. Улица, похожая на вестибюль под открытым южным небом, впустит бурный людской поток внутрь квартала, который до этого в жизни города никак не участвовал.

Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
© АМ Сергей Киселев и Партнеры


Проект:
Торговый пассаж с офисными помещениями в Севастополе
Украина, Севастополь, ул. Айвазовского, д. 3

Авторский коллектив:
Сергей Киселёв, Андрей Никифоров, Антон Бусалов

2009

ЗАО «Швейная фабрика имени Нины Ониловой»

15 Сентября 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.