Страсть к ансамблям

25 ноября состоялось очередное заседание Общественного совета при мэре Москвы. На этот раз рассмотрели семь и из них одобрили шесть проектов. Самые жаркие дискуссии разгорелись по поводу предложений по застройке самых что ни на есть центральных участков столицы – Боровицкой площади и начала 1-й Тверской-Ямской улицы.

mainImg
Первым совет рассмотрел проект Юрия Гнедовского: застройку участка, ограниченного Окружной железной дорогой и улицами Нижегородской и Новохохловской. В плане этот участок представляет собой большой клин, к которому с севера примыкает жилой район, с юга – промзона «Технопарк». Проект предусматривает развитие существующей здесь зеленой зоны с восстановлением русла Новохохловского ручья, и попутное строительство многофункционального комплекса, девелопером которого выступает компания «ЭНКА». Комплекс состоит из нескольких офисных блоков, высота которых восразтает в сторону расширения клина. Более низкие корпуса спроектированы сдвоенными и напоминают раскрытые «книжки», а над ними доминируют две башни, установленные на общий четырехэтажный стилобат, в котором размещен торговый центр. Общую площадь авторы проекта после расчета возможной транспортной нагрузки с 500 тысяч квадратных метров сократили до 280 тысяч. Представляяя совету этот проект, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин попросил экспертов учесть предложенные объемы с тем, чтобы заложить их в ПЗЗ. Совет, сочтя выбранный масштаб удачным, не стал возражать против проекта, отметив только необходимость сохранения баланса зеленых зон как обязательное условие его реализации.

А вот по поводу следующего проекта на заседании развернулась серьезная дискуссия. Совету был представлен проект гостиницы Андрея Меерсона. Гостиница должна разместиться в самом начале 1-й Тверской-Ямской улицы, прямо напротив здания Москомархитектуры. Сейчас в этом месте располагается наземный павильон и подземный вестибюль станции метро «Маяковская». Участок имеет очень скромные габариты – всего 120 на 40 метров, что фактически обязало архитекторов спроектировать очень протяженный главный фасад и решить непростую задачу по его включению в существующую красную линию.

Окружающая застройка, сформированная четырьмя поколениями архитекторов, от Георгия Гольца и Андрея Бурова до Максима Былинкина и Михаила Посохина, предъявляет поистине столичный масштаб, и Андрей Меерсон решил из него не выходить. Всего было разработано пять вариантов здания, но не во всех из них авторы учли ограничения по допустимой нагрузке на станцию метро (будущая гостиница не должна быть выше 9 этажей), поэтому совет рассматривал всего два из них. В обоих проектах объем отеля лапидарен и воспроизводит пропорции соседних домов, но в одном главным акцентом становится  мощный палладианский портик, выполненный в мраморе и дополненный стеклянной «шапкой» панорамного ресторана, а во втором – характерные для сталинского ампира полукруглые лоджии на фасаде и завершение в виде беседки-бельведера. Внутренние помещения отеля сгруппированы вокруг протяженного 9-тиэтажного атриума, прорезающего здание вдоль и выходящего на крышу световым фонарем.

Проект Андрея Меерсона сразу же получил одобрение Юрия Платонова, Александра Кудрявцева и многих других членов совета. С замечанием по превышению допустимой высотности выступил глава Москомнаследия Валерий Шевчук, но совет посчитал эту ремарку несущественной, сославшись на выполненный ЦИГИ ландшафтно-визуальный анализ, который показал, что новая гостиница не превысит здание Москомархитектуры. Главным направлением для доработки нынешнего проекта совет счел устройство открытой аркады в нижнем уровне, необходимой пешеходам. С этим условием проект в итоге и был одобрен.  

Вслед за гостиницей у станции «Маяковская» совет рассмотрел еще более ответственный с исторической точки зрения участок – Боровицкую площадь, которая частично располагается в охранной зоне №1, примыкающей к Кремлю. Как известно, эта площадь возникла в результате реализации генплана 1935 года и строительства Большого каменного моста, когда значительная часть исторической застройки была снесена. И с тех пор какие только ансамбли не предлагались для ее «заполнения» – от стел до помпезных дворцов! Сегодня  площадь формируют силуэты двух башен Кремля, Дом Пашкова, новое здание галереи Шилова и часовня рядом с ней, а в будущем на ней собираются построить здание депозитарно-реставрационного комплекса музеев Кремля, которое расположится на месте большого газона напротив Каменного моста, между Пашковым домом и Боровицкой башней Кремля (проект М. Посохина и В. Колосницына был рассмотрен на общественном совете в июле 2008). Новый проект для всё тех же музеев Кремля, показанный совету, сделан также Моспроектом-2 (руководителями коллектива значатся А.Кузьмин и М. Посохин). Он предполагает перестройку целого квартала к северу от Лебяжьего переулка. На совет авторы представили два варианта многофункционального комплекса: в первом случае он выполнен в виде одного объема, во втором – в виде двух с крытым пассажем посередине. Принципиальная разница между этими предложениями не в количестве квадратных метров, как можно было бы подумать, но в том, что первый вариант предусматривает снос исторического двухэтажного особняка по Лебяжьему пер, вл.4/3, а во втором заложена возможность его сохранения. Авторы проекта также предложили передвинуть на несколько десятков метров памятник федерального значения «Дом Зотова» чтобы освободить пространство под автомобильную развязку и решить вопрос с организацией въезда с Кремлевской набережной на Каменный мост.

Скажем сразу, что этот проект был подвергнут серьезной критике и в итоге отклонен. Основным поводом для замечаний экспертов стало полное отсутствие исследовательской части при том, что он затрагивает важнейшую охранную зону №1 и, как выяснилось, угрожает некоторым историческим памятникам. Директор ЦИГИ Борис Пастернак отметил среди них дом, оформленный майоликовыми панно по эскизам Врубеля, а также здание старинного кинотеатра, от которого, правда, уже сейчас осталась одна стена. Однако она всё же сохранилась, и из-за нее сдвигать «Дом Зотова» некуда, к тому же подобное перемещение лишит его главной ценности – сохранившихся сводчатых подвалов. Александр Кузьмин со своей стороны добавил, что дальнейшая работа над проектом будет вестись сразу в двух направлениях – с одной стороны, архитекторы продолжат поиски решения сложной градостроительной задачи, а с другой прояснят все вопросы, связанные с охранными зонами. Последнее будет сделано с участием Москомнаследия, которое должно разработать режимы и регламенты на эту территорию, а также ЭКОСа, РААСН и Союза архитекторов.

Следующим на повестке дня оказался уже хорошо знакомый Общественному совету проект здания с  хлебозаводом на пересечении Большой Серпуховской и Валовой улиц. Напомним, что существующий на участке по адресу Валовая улица, вл. 37/ 1-6 хлебозавод №1 сносится, и на его месте возникает гибрид апарт-отеля и пекарни с функциями обслуживания населения. К нынешнему заседанию коллективу Владимира Плоткина нужно было разработать новые фасадные решения, и в итоге вниманию совета были представлены три варианта композиции фасадов – один в историческом духе со вставками из резного камня и два современных, чередующих панели камня и стекла. Здесь обсуждение получилось очень кратким: ведущий заседание первый заместитель Владимира Ресина Петр Бирюков спросил, какой из вариантов предпочитает главный архитектор Москвы. Александр Кузьмин указал на современный, каковой и был утвержден советом.  

Еще одна гостиница должна быть построена рядом с недавно реконструированным Курским вокзалом, напротив ТРК «Атриум». Этот проект разработан Архитектурной мастерской А.Асадова и предусматривает, что отель будет встроен в фасадную линию Садового кольца между 7-миэтажным жилым домом 1955 года и двухэтажным зданием, построенным в 1915-м. Кубический объем отеля с большим атриумом внутри приравнен по высоте к сталинскому дому. Фасады авторы предлагают оформить кружевными рельефами, недвусмысленно отсылающими к знаменитому «Ажурному дому» Андрея Бурова. В целом проект был одобрен, однако фасады отправлены на доработку и в дальнейшем будут рассмотрены советом отдельно.

И, наконец, еще одним проектом для исторической части города стали рассмотренные советом предложения по регенерации территории между Верхней Красносельской улицей и Третьим транспортным кольцом, принадлежащей Новоалексеевскому монастырю. От бывшего монастыря в Красном Cеле на данный момент сохранился только вновь выявленный памятник – здание т.н. богадельни Геера архитектора Льва Кекушева с домовой церковью Всех Святых. Проект предусматривает реставрацию этого объекта с возвращением исторических пропорций (в частности, будут разобраны два надстроенных этажа и пристройки) и инвестиционное строительство за границей территории памятника, по Верхней Красносельской, вл. 15. По этому адресу расположен дом советской постройки, который будет снесен, а на его месте в приблизительно тех же габаритах, но на два этажа выше, строится офисный центр. Совет не устроили, главным образом, фасады этого второго строения – его современное зеркальное остекление на фоне исторического здания богадельни, по мнению экспертов, смотрится чересчур контрастно. Была уменьшена на один этаж и высота офисного комплекса, что также улучшит визуальное восприятие объекта наследия. С этими поправками Общественный совет одобрил проект.

Последним совет рассмотрел географически самый удаленный от центра проект – комплекс муниципального жилья в Марьиной роще, на пересечении улиц Фонвизина и Добролюбова (авторы «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий»). На месте трех сносимых пятиэтажек здесь будут построены три высотных жилых дома (24, 29 и 34 этажа), входящие в программу «Новое кольцо Москвы», а также прилегающий к ним вплотную 3-5 этажный корпус общественного назначения и 4-хуровневая подземная стоянка. Поскольку участок зажат между двумя автомобильными трассами и запроектировать двор и тем более парк на нем физически невозможно, авторы проекта нашли интересную альтернативу – озелененные рекреационные зоны они предлагают разместить внутри жилых домов, на уровне второго этажа. Члены совета на подобный эксперимент с легкостью согласились, однако поставили непременно условие следить за тем, чтобы в зоне рекреаций в самый последний момент «случайно» не появились квартиры.
1. Концепция реновации территории районе ул. Новохохловская и Третьего транспортного кольца. ООО «Товарищество театральных архитекторов», НИиПИ Генплана, ООО «ЭНПИ». Ю. Гнедовский, В. Красильников, Е. Шаранова, Н. Каверин и др.
1. Концепция реновации территории районе ул. Новохохловская и Третьего транспортного кольца. ООО «Товарищество театральных архитекторов», НИиПИ Генплана, ООО «ЭНПИ». Ю. Гнедовский, В. Красильников, Е. Шаранова, Н. Каверин и др. Варианты.
1. Концепция реновации территории районе ул. Новохохловская и Третьего транспортного кольца. ООО «Товарищество театральных архитекторов», НИиПИ Генплана, ООО «ЭНПИ». Ю. Гнедовский, В. Красильников, Е. Шаранова, Н. Каверин и др.
1. Концепция реновации территории районе ул. Новохохловская и Третьего транспортного кольца. ООО «Товарищество театральных архитекторов», НИиПИ Генплана, ООО «ЭНПИ». Ю. Гнедовский, В. Красильников, Е. Шаранова, Н. Каверин и др.
2. Проект гостиничного комплекса. 1-я Тверская-Ямская, вл. 2. «Моспроект», НИиПИ Генплана. А. Меерсон, А. Воронова и др.
2. Проект гостиничного комплекса. 1-я Тверская-Ямская, вл. 2. «Моспроект», НИиПИ Генплана. А. Меерсон, А. Воронова и др. Вариант 4
2. Проект гостиничного комплекса. 1-я Тверская-Ямская, вл. 2. «Моспроект», НИиПИ Генплана. А. Меерсон, А. Воронова и др. ландшафтно-визуальный анализ
2. Проект гостиничного комплекса. 1-я Тверская-Ямская, вл. 2. «Моспроект», НИиПИ Генплана. А. Меерсон, А. Воронова и др. Генплан
3. Проект архитектурного решения ансамбля Боровицкой площади. «Моспроект-2». А. Кузьмин, М. Посохин и др.
3. Проект архитектурного решения ансамбля Боровицкой площади. «Моспроект-2». А. Кузьмин, М. Посохин и др.
4. Проект комплекса апарт-отеля с помещениями хлебозавода и службами по обслуживанию населения. Валовая ул., вл. 37, стр. 1-6. «ТПО Резерв». В. Плоткин, И. Деева и др.
Проект гостиницы на Земляном валу, вл. 26. ГУП «Моспроект-2». маст. №19. А. Асадов, А. Рожественский, А.А. Асадов, С. Терехов, Я. Миронова.
6. Проект реставрации и регенерации территории Новоалексеевского монастыря. Верхняя Красносельская, вл. 15/ 1 и 2. «ИТЦ Москомархитектуры». Е. Рутковский, А. Десяткин и др.
7. Проект многофункционального высотного жилого комплекса на пересечении улиц Фонвизина, вл. 14 и ул. Добролюбова, вл. 29/16. «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий». В. Острецов, Н. Лесникова и др.
7. Проект многофункционального высотного жилого комплекса на пересечении улиц Фонвизина, вл. 14 и ул. Добролюбова, вл. 29/16. «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий». В. Острецов, Н. Лесникова и др.

28 Ноября 2009

Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.