23.05.2009

Социальный заряд авангарда

Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.

информация:

Конкурсный проект Дворца советов группы американских архитекторов
Конкурсный проект Дворца советов группы американских архитекторовоткрыть большое изображение

Эта выставка в прошлом году экспонировалась в Софии в рамках «года России в Болгарии» и там ее приняли «на ура». Что и говорить, наш авангард Европе всегда нравился, правда, в последние годы эта тема исследуется все более активно, и нового неизученного материала становится все меньше. Дабы не показывать известные вещи так, как это уже много раз делалось – рассказывает куратор выставки Ирина Чепкунова, муаровские материалы решили преподнести иначе – проследить, каким образом социокультурные идеи 1920-х развивались впоследствии, в рамках классицистической стилистики и более крупных масштабов.

Вполне логично, что стержнем экспозиции стали рабочие клубы – одна из главных тем архитектурного авангарда, считает Ирина Чепкунова, написавшая, кстати говоря, по этой теме монографию. Рабочий клуб, заместив собой нишу церкви, стал главным очагом культуры и идеологии, воплощая собой собрание «лучших людей во имя лучших целей». Социальный пафос вдохновил лучших архитекторов 1920-х на эксперименты с этой типологией. В конце 1920-х-начале 1930-х их идеи были поддержаны государством и развернута целая программа по строительству рабочих клубов по всей стране. Как отмечает Ирина Чепкунова, одна из задач этой выставки состоит в том, чтобы доказать – социальная идея клуба отнюдь не умерла с окончанием самого авангарда. Она была столь же популярной и в 1930-40-е годы, однако изменился масштаб построек и их стилистическая окраска.

Если в 1920-е годы клуб представлял собой узловой, синтетический культурный центр, в котором выделялись собственно клубная, театральная и спортивная части, то клуб в 1930-е – это уже три отдельные задачи: большой театр, стадион, библиотека. Среди ранних проектов – знаменитый Красный стадион на Воробьевых горах, где представления ставил сам Вс. Мейерхольд, увлеченный, как известно, идеями синтетического театрализованного действа. В экспозиции также участвуют хрестоматийные клуб им. Зуева Ильи Голосова и ДК ЗИЛ братьев Весниных. Специально для выставки в МУАРе отреставрировали веснинский эскиз фасада этого грандиозного комплекса. 

Следуя переменам стиля с середины 1930-х, масштабы клубов начинают увеличиваться, отдельным частям становится тесно в пределах одного комплекса. К этому времени относятся большие стадионы – Измайловский в Москве и стадион им. Кирова в Ленинграде. Тема внутреннего устройства гигантских театральных залов разрабатывалась, главным образом, в ходе знаменательного конкурса на Дворец Советов. Как рассказывает Ирина Чепкунова, основной задачей строителей было получить хорошие проекты больших зрительных залов – за это давали премии. В экспозиции – получивший 2 премию американский проект (с участием болгарских архитекторов), а также нарисованный А. Дейнекой проект, разработанный группой АРУ (архитекторов-урбанистов).

Развитие третьей типологии – библиотек – проиллюстрировано конкурсными проектами на здание Библиотеки им. Ленина. Представленные чертежи отражают произошедшую в 1930-е трансформацию стиля. Хотя сам конкурс задумывался еще в 1925 году и был преимущественно конструктивистским по составу, жюри решило по окончании все-таки дать заказ группе именитых архитекторов, куда входил А. Щусев, В. Щуко и др. Но даже блестяще выполненный в «новом стиле» проект Щусева был отвергнут. Итоговый проект В. Щуко и В. Гельфрейха воплощает собой неоклассический дух петербургской школы.

В задачи выставки не входила проблема современного бытования этих памятников, в особенности зданий рабочих клубов, большинство из которых, как известно, находятся в бедственном состоянии. Однако было интересно узнать, что думает об этом сама куратор. По мнению Ирины Чепкуновой, единственный разумный выход – законсервировать памятники и подождать, когда появятся деньги на их реставрацию. Это отличные здания, которые работают, считает Ирина Чепкунова, и, хотя большинство из них не реставрировалось и не ремонтировалось, однако многие из клубов до сих пор функционируют по своему прямому назначению. Между тем, при грубых переделках эти здания утрачивают аутентичность, потому что «конструктивизм – это стиль строгих деталей. Поменять в них, например, окна – значит многое изменить…». Этих зданий мало, и будем надеется, что они доживут до того момента, когда власти найдут возможности их отреставрировать. 

Проект Библиотеки им. Ленина А. Щусева
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щусеваоткрыть большое изображение
Конкурсные проекты Библиотеки им. Ленина
Конкурсные проекты Библиотеки им. Ленина открыть большое изображение
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щуко
Проект Библиотеки им. Ленина А. Щукооткрыть большое изображение
© МУАР
© МУАРоткрыть большое изображение
© МУАР
© МУАРоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Антон Ладыгин
  • Георгий Трофимов
  • Антон Бондаренко
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Герасимов
  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Александр Попов
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Антон Барклянский
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Илья Машков
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Антон Лукомский
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Шимон Матковски
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Петр Фонфара
  • Алексей Курков
  • Сергей Скуратов
  • Николай Миловидов
  • Игорь Шварцман
  • Магда Чихонь
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Иван Кожин
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Константин Ходнев
  • Сергей Переслегин
  • Николай Переслегин
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Арсений Леонович
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Селивохин
  • Магда Кмита
  • Владимир Биндеман
  • Олег Мединский
  • Зураб Басария
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Сенкевич
  • Наталия Шилова
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

24.05.2018

Бетон: сверхпрочный, сверхводостойкий и «зелёный»

Английские учёные смогли улучшить свойства бетона с помощью графена.
18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
другие статьи