Новая соборная мечеть рядом с Олимпийским спорткомплексом уже вовсю строится – возведенные почти целиком бетонные минареты хорошо видны с проспекта и позволяют оценить размах. Это будет гигантская мечеть – за счет нового молельного зала ее общая площадь увеличится с 4 тыс. до 30 тыс. кв.м., а вместимость с 1-1.2 тыс. до 4.5 тыс. человек. Старую мечеть 1904 года снесут и построят заново, т.к. сто лет назад архитекторы неправильно ориентировали ее михраб (нишу, которая должна указывать направление на Мекку). Также будет сооружено новое здание мусульманского училища.
Проект комплекса (авторы ООО «Архитектурное бюро 2002») ранее был рассмотрен на совете и одобрен. Сейчас речь зашла о присвоении ему статуса «уникального объекта», на который комплекс претендует по причине важного градостроительного размещения и особого культового значения для московских мусульман, а также из-за инженерных сложностей, связанных с переносом существующей электроподстанции. Для нее не нашлось места на поверхности, и подстанцию решили разместить в подвале здания Духовного управления, построенного рядом с мечетью в 1990-е годы. Специальных расчетов также потребовали конструкции минаретов и гигантского купола.
Председатель совета Юрий Григорьев согласился с тем, что комплекс соборной мечети обладает особой значимостью и призвал присутствующих отнести его к уникальным объектам, при условии тщательной проработки инженерии, шумозащиты от транспортных потоков и уточнения высот минаретов.
Сложнее развивалось обсуждение проекта развития знаменитого института кинематографии ВГИК им. С.А.Герасимова, расположенного на улице Вильгельма Пика (проект разработан ФГОУ ВППО «Инжестройцентр»). Институт размещается в четырехэтажном здании 1940-х, что, по словам присутствовавших на совете ректора ВГИК Владимира Малышева и режиссера Сергея Соловьева, не отвечает запросам учебного процесса двух тысяч студентов. По нормативам на одного студента полагается 30 кв.м площади, в то время как при нынешнем состоянии выходит только 11. Но расти институту некуда, только вверх, причем в случае выполнения нормативов полностью пришлось бы выстроить башню высотой 88 метров. Авторы проекта остановились на средних вариантах – 65 и 75 м.
По проекту старый корпус, вытянутый вдоль улицы Вильгельма Пика, и сравнительно новое здание учебной лаборатории 1980-х надстраиваются двумя этажами. Корпус учебной киностудии сносят, на его месте строится 13-этажная башня с киносъемочными павильонами, спортзалом, столовой и частью аудиторий. В угловой части территории, рядом с гостиницей «Байкал», строится новый 17-этажный учебный корпус для основных факультетов, а также учебный театр на 500 мест и репетиционный зал.
Архитектурному совету было показано четыре варианта объемно-пространственной композиции. В первом новые корпуса разновысотные и различаются по трактовке объемов, во втором и третьем они, напротив, одинаковы по высоте, по 75 и 65 метров соответственно и объединены переходом. В четвертом варианте башни слиты в единый объем.
Заявленная в проекте плотность и высотность не могла не вызвать сомнений. По существующим нормативам учебное здание не может быть выше 9 этажей (существуют редкие исключения, среди них высотка МГУ). Также обсуждалось, насколько новые корпуса будут видны от ВДНХ и от Останкино. С другой стороны, члены Совета Сергей Киселев и Виктор Логвинов высказали сомнения в том, что государственное финансирование, на которое рассчитан проект, окажется способным обеспечить столь масштабное строительство.
Сомнения членов совета вызвала транспортная схема, которую НИиПИ Генплана разрабатывает, не имея в своем распоряжении архитектурного проекта, а также – инсоляция соседних пятиэтажек по Сельскохозяйственной улице. Член ЭКОСа Алексей Клименко призвал не проектировать надстройку старого корпуса, и придать ему статус памятника истории и культуры.
Подводя итог обсуждению, Юрий Григорьев призвал членов совета поддержать намерения и возможность ВГИКа расшириться. По словам первого заместителя главного архитектора Москвы, изменять старое здание жалко, хотя рациональнее было бы снести его и выстроить новое. Но если здание станет памятником, то речи о сносе быть не может, поэтому его можно надстроить в объеме, который позволят конструкции. Совет также предложил авторам разработать дополнительный, более «емкий» вариант архитектурной композиции нового строительства – для того, чтобы создать более комфортное общественное пространство внутри комплекса.
Третий проект, рассмотренный советом – многофункциональный комплекс на Варшавском шоссе (ООО «Дедал»), подвергся более жесткой критике. Его планируется построить рядом со станцией метро «Пражская», на участке в границах улиц Кировоградская, Красного Маяка и Варшавского шоссе, где уже имеется два торговых комплекса, принадлежащих тому же инвестору. Под новый объект будет использована территория, занятая рынками.
Внешне комплекс парадоксальным образом напоминает средневековый замок с башнями, три из которых вмещают офисно-деловой центр, а четвертая – гостиницу. Шесть первых этажей по всему зданию отданы торговле, однако снаружи это никак не выявлено. Повсюду предполагаются слишком низкие потолки. По мнению Сергея Киселева, минимальной высотой для торговых помещений считается 6 метров, для офисов – 3,6 метра (и то, и другое авторы сделали меньше), а запланированная подземная парковка с пятью расположенными рядом рампами нежизнеспособна. Также члены совета отметили: отсутствие наземной гостевой парковки перед комплексом и автобусной стоянки перед гостиницей, «зажатую» транспортную развязку. Многие из присутствующих согласились с Андреем Боковым в том, что совет, мягко говоря, погорячился с одобрением этого комплекса на стадии предпроекта, но инвестора в существующей ситуации следует поддержать, и в его же, инвестора, интересах проект нужно переделать. Поэтому, не теряя времени, необходимо оказать помощь авторскому коллективу, пока инвестор не отказался от проекта. Резюмируя обсуждение, Юрий Григорьев согласился с общим мнением, что согласовать в таком виде проект нельзя, он требует большой доработки. Необходимо переделать функциональное зонирование, высоту этажей, исправить технологические просчеты, выявить структурно и на фасадах назначение разных объемов здания. Откорректированный проект необходимо рассмотреть на Общественном совете при мэре Москвы по проблемам формирования архитектурно-художественного облика города.