Описание предоставлено архитекторами
Сейчас приход в честь святителя Иоанна Златоуста в Петергофе размещается в маленьком храме, устроенном в грузовых контейнерах. При этом имеет большой участок земли, близ студенческого академического городка, построенного в 1970-е годы в духе постконструктивизма. Этот контекст задал определенный формат проекту.
Было необходимо запроектировать целый ряд сложных процессуальных взаимосвязей, обусловленных не только богослужебной, но и социальной, образовательной адаптивной функцией. Стояла задача учесть помещения, ориентированные на образовательный процесс и на работу с детьми, молодежью и студентами. Создать реабилитационный центр для работы с зависимыми, отдельным блоком запроектировать культурный центр с библиотекой и кафе, привлекательный для студентов и педагогов, а также в проекте учесть выставочные площадки для возможных экспозиций. Непосредственно храмовых пространств в проекте не более 15%.
Архитектура храмового комплекса отражает синтез нескольких традиций. Неорусский стиль с отсылкой к русскому модерну выбран для сакральных построек: основного храма, расположенном на северо-востоке участка малого храма и крестильного храма с монументальной башней-колокольней. Вторая традиция – советский конструктивизм. Обращение к нему обусловлено средой.
Комплекс включает три корпуса. Самый большой – приходской блок с храмом. Его первый этаж занимают учебные кабинеты, актовый зал и мастерские с выходом во внутренний дворик, объединенный с большим атриумом. На западе перед входом в актовый зал расположен открытый круглый внутренний двор, по первому и второму этажу обрамленный галереей. Скаты кровель данной тектонической конструкции устроены так, что дождевая вода, скатывающаяся с них, попадает внутрь круглого двора на специально устроенные клумбы.
Приход активно занимается социальной деятельностью, в связи с этим предусмотрена развитая система социального служения с возможностью проживания и прохождения адаптации людей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
Также запроектирован небольшой храм, представляющий собой трехчастное пространство с крестовым сводом на подпружных арках по центру и скатной кровлей по сторонам. Фасады украшены каменными барельефами, керамическими вставками и полосой из цветных стеклянных блоков с подсветкой. С улицы малый храм обрамлен кругом, выполненным из кортена, представляющим собой интересный тектонический элемент, привлекающий внимание.
Храм соединен со студенческим центром, состоящим из библиотеки и кафе. Внутри с севера вдоль стены устроены длинные сиденья в виде амфитеатра, что позволяет посетителям работать, а также пользоваться библиотекой. Данный блок соединен со зданием храма длинным коридором, который может быть выполнен в виде инсталляции за счет интерьерных решений, что соединяет «храм знаний» (библиотеку) и общественное пространство южнее с храмом Божиим.
Первый вариант проекта храмового комплекса в честь Иоанна Златоуста получил одобрение в архитектурном сообществе, а также был награжден «Золотой капителью» на одноименном конкурсе. Однако после презентации единоличным решением правящего митрополита было отправить проект на доработку ввиду того, что он не совсем соответствует стилистическим особенностям РПЦ. Было настоятельно рекомендовано включить в проектируемые здания луковичные главки, кокошники и привычные архитектурные цитаты, присущие классическим храмам РПЦ.
После переработки проекта, у него появились некоторые атрибуты в виде трех барабанов с главками, на центральном нефе базилики. Было акцентировано внимание на колокольне, ставшей еще большей доминантой комплекса ввиду появления высокого шатра, также с главкой. Подобным образом также был незначительно переработан малый храм, расположенный на северо-востоке участка.
Однако данные изменения были решены в ключе отсылки к северному модерну, присущему началу XX века и неорусскому стилю храмостроения в духе Санкт-Петербурга. Остальные блоки комплекса остались практически без изменений.