Канон севера

Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Остроумов
Мастерская:
Мастерская «ПРОХРАМ» https://prohram.com/
Проект:
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф
Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Ульяновская

Авторский коллектив:

Автор: Дмитрий Остроумов
Архитекторы: Дмитрий Остроумов, Виктория Мокрозуб, Кристина Васина, Елена Остроумова, Анастасия Кошевая
3D-визуализатор: Васина Кристина, Евгений Белякович



11.2023 — 11.2024

Заказчик: Прот. Антоний Прилипко
Описание предоставлено архитекторами

Сейчас приход в честь святителя Иоанна Златоуста в Петергофе размещается в маленьком храме, устроенном в грузовых контейнерах. При этом имеет большой участок земли, близ студенческого академического городка, построенного в 1970-е годы в духе постконструктивизма. Этот контекст задал определенный формат проекту.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Ситуационная схема
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Схема генплана
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 1. Контекстная среда
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Было необходимо запроектировать целый ряд сложных процессуальных взаимосвязей, обусловленных не только богослужебной, но и социальной, образовательной адаптивной функцией. Стояла задача учесть помещения, ориентированные на образовательный процесс и на работу с детьми, молодежью и студентами. Создать реабилитационный центр для работы с зависимыми, отдельным блоком запроектировать культурный центр с библиотекой и кафе, привлекательный для студентов и педагогов, а также в проекте учесть выставочные площадки для возможных экспозиций. Непосредственно храмовых пространств в проекте не более 15%.
  • zooming
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Схема функционального зонирования, 1 уровень
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Схема функционального зонирования, 2 уровень
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

Архитектура храмового комплекса отражает синтез нескольких традиций. Неорусский стиль с отсылкой к русскому модерну выбран для сакральных построек: основного храма, расположенном на северо-востоке участка малого храма и крестильного храма с монументальной башней-колокольней. Вторая традиция – советский конструктивизм. Обращение к нему обусловлено средой.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Комплекс включает три корпуса. Самый большой – приходской блок с храмом. Его первый этаж занимают учебные кабинеты, актовый зал и мастерские с выходом во внутренний дворик, объединенный с большим атриумом. На западе перед входом в актовый зал расположен открытый круглый внутренний двор, по первому и второму этажу обрамленный галереей. Скаты кровель данной тектонической конструкции устроены так, что дождевая вода, скатывающаяся с них, попадает внутрь круглого двора на специально устроенные клумбы.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Приход активно занимается социальной деятельностью, в связи с этим предусмотрена развитая система социального служения с возможностью проживания и прохождения адаптации людей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Также запроектирован небольшой храм, представляющий собой трехчастное пространство с крестовым сводом на подпружных арках по центру и скатной кровлей по сторонам. Фасады украшены каменными барельефами, керамическими вставками и полосой из цветных стеклянных блоков с подсветкой. С улицы малый храм обрамлен кругом, выполненным из кортена, представляющим собой интересный тектонический элемент, привлекающий внимание.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Храм соединен со студенческим центром, состоящим из библиотеки и кафе. Внутри с севера вдоль стены устроены длинные сиденья в виде амфитеатра, что позволяет посетителям работать, а также пользоваться библиотекой. Данный блок соединен со зданием храма длинным коридором, который может быть выполнен в виде инсталляции за счет интерьерных решений, что соединяет «храм знаний» (библиотеку) и общественное пространство южнее с храмом Божиим.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Первый вариант проекта храмового комплекса в честь Иоанна Златоуста получил одобрение в архитектурном сообществе, а также был награжден «Золотой капителью» на одноименном конкурсе. Однако после презентации единоличным решением правящего митрополита было отправить проект на доработку ввиду того, что он не совсем соответствует стилистическим особенностям РПЦ. Было настоятельно рекомендовано включить в проектируемые здания луковичные главки, кокошники и привычные архитектурные цитаты, присущие классическим храмам РПЦ.
  • zooming
    1 / 4
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 1
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    2 / 4
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 1
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    3 / 4
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 1
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    4 / 4
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 1
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

После переработки проекта, у него появились некоторые атрибуты в виде трех барабанов с главками, на центральном нефе базилики. Было акцентировано внимание на колокольне, ставшей еще большей доминантой комплекса ввиду появления высокого шатра, также с главкой. Подобным образом также был незначительно переработан малый храм, расположенный на северо-востоке участка.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Однако данные изменения были решены в ключе отсылки к северному модерну, присущему началу XX века и неорусскому стилю храмостроения в духе Санкт-Петербурга. Остальные блоки комплекса остались практически без изменений.
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2
© Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    1 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Фасад восточный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    2 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Фасад северный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    3 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Фасад западный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    4 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Фасад южный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    5 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Храм. Фасад западный, фасад восточный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    6 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Храм. Разрез 1.1
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    7 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Храм. Разрез 1.2
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    8 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Крестильный храм с колокольней. Фасады
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    9 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Крестильный храм с колокольней. Фасады
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    10 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Крестильный храм с колокольней
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    11 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 1. Крестильный храм с колокольней. Разрезы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    12 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.1 Реабилитационный центр и гостиница. План на отм. 0.000
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    13 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.1 Реабилитационный центр и гостиница. План на отм. +4.000.
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    14 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.1 Реабилитационный центр и гостиница. Фасады
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    15 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.1 Реабилитационный центр и гостиница. Разрезы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    16 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.2 Спортивный комплекс. Планы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    17 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.2 Спортивный комплекс. Фасады
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    18 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 2.2 Спортивный комплекс. Разрезы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    19 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 3. Студенческий центр и малый храм. Планы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    20 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 3. Студенческий центр и малыйхрам. Фасады
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    21 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 3. Студенческий центр и малый храм. Разрезы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    22 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 3. Храм малый. Фасад западный. Фасад восточный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    23 / 23
    Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф. Вариант 2. Корпус 3. Храм малый. Разрезы
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
Архитектор:
Дмитрий Остроумов
Мастерская:
Мастерская «ПРОХРАМ» https://prohram.com/
Проект:
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста г. Петергоф
Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Ульяновская

Авторский коллектив:

Автор: Дмитрий Остроумов
Архитекторы: Дмитрий Остроумов, Виктория Мокрозуб, Кристина Васина, Елена Остроумова, Анастасия Кошевая
3D-визуализатор: Васина Кристина, Евгений Белякович



11.2023 — 11.2024

Заказчик: Прот. Антоний Прилипко

11 Декабря 2024

Похожие статьи
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Технологии и материалы
DO Buro: Мы будем работать над тем, чтобы к нам приходили...
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
Сейчас на главной
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Педставляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.