Жан Нувель сравнивает свою постройку с линией, проведенной кистью каллиграфа: весь свой проект он обосновал, оперируя понятиями этого традиционного китайского искусства.
Фасады оформят резные каменные панели, стекло и металл, в интерьере самым «ярким» пространством станет красный вестибюль во всю длину здания. На крыше расположится зимний сад и ресторан, также предусмотрена вертикальная «шахта» с мягким освещением для экспозиции графических работ. Открытие музея запланировано на 2015. Он войдет в ансамбль из пока не построенных Музея синологии и Музея искусств и ремесел.
Не менее интересной, чем проект, была история этого конкурса – как необыкновенно престижного, так и закрытого. Информация о победе Нувеля появилась впервые в августе 2012, но архитектор подтвердил ее только сейчас – однако официальные китайские источники не спешат его поддержать. Вместе с тем, конкурс начался еще в 2010, когда для участия в нем подали заявки более 150 архитекторов.
В полуфинал вышли 20 бюро – 7 китайских, включая MAD, «Студио Пэй-Чжу» и мастерскую Юн Хо Чана, и 13 западных, в том числе OMA и UNStudio. В финале оказались всего 5 участников – Нувель, Фрэнк Гери, Заха Хадид (эти трое также встретились в «суперфинале»), Моше Сафди и сошедшие по собственной воле с дистанции Herzog & de Meuron.
По словам одного из участников, организаторы хотели получить здание настолько «знаковое», что бы оно затмило расположенное рядом «Птичье гнездо». Сам конкурс проводился обстоятельно, с немалым количеством встреч с заказчиками и поездок в Китай, хотя состав жюри так и остался тайной. Также шли разговоры о лоббировании «своих» финалистов по политическим каналам. Наглядным доказательством этого был осмотр председателем КНР Си Цзиньпином в сопровождении Фрэнка Гери Концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе во время визита китайского руководителя в США.
Н. Ф.