Московская Биеннале уличного искусства Артмоссфера продлится до конца июля. Для мероприятия художники из России и других стран мира создали 40 объектов, скульптур и муралов, которые расположились в пределах Арт Квартала Винзавода, от выхода из Курского вокзала до Таможенного Моста на набережной Яузы. На сайте проекта можно воспользоваться интерактивной картой и составить собственный маршрут, собирая работы участников как сокровища и размышляя, как та или иная идея соотносится с темой сезона «Община: партнерство – коллективность – утопия». Мы же предлагаем шесть произведений, которые обязательно стоит включить в прогулку.
Объект «20:30»
Акоп Балаян
Воздушная скульптура разместилась недалеко от Троицкого путепровода и московского гидроузла. Надувные щупальца напоминают осьминога, выплывающего на поверхность из недр земли прямо посреди клумбы. Художник называет свою работу «лекарством вечно исчезающей красоты», а вот куратор биеннале Андрей Паршиков ассоциирует ее с дагонами – наводящими ужас божествами, придуманными Говардом Лавкрафтом.
Скульптура «Единение»
Саша Фролова
Работа художницы, известной красочными скульптурами из латекса и не менее красочными перформансами, собрана из множества надувных модулей различной формы и фактуры – матовых и глянцевых, цветных и прозрачных, зеркальных и светящихся. Если приглядеться, можно заметить, что вместе они образуют человеческое сердце. Некоторые элементы ждут прикосновения: от тепла руки ткань меняет свой цвет. А вечером скульптура подсвечивается изнутри.
«Дом-призрак»
Анастасия Литвинова
Проект петербургской художницы в Мрузовском переулке так органичен среде, что его можно и не связать с Биеннале. Но силуэт снесенного дома – на самом деле искусственно созданная роспись акрилом по кирпичному фасаду. Приклеенные кусочки выцветших обоев, фрагменты кафельной плитки, силуэты мебели – призрачные следы, которые были тщательно воссозданы, чтобы пробудить фантазию о прежних обитателях этих руин. Тихий, но щемящий проект рассказывает о том, как частное становится публичным, и как постепенно исчезают следы памяти.
Серия объектов «Обводя взглядом»
Александра Кузнецова
Похожие на строительные леса объекты служат рамкой, фокусирующей взгляд на искусственном острове гидроузла между шлюзом и водосливной плотиной. Остров – своего рода утопия, в которую можно погрузиться, направив на нее взгляд через окошки-прорези в деревянных объектах, спрятанных среди деревьев на набережной. Открывая двери, форточки и окошки, можно подумать о том, в какой точке по отношению к утопии мы находимся сейчас.
Скульптура «Мурмурация»
Маша Смородина
Эффектная работа из переливчатых «сот» располагается на центральной площади Винзавода и напоминает портал в иные миры. Соты оставляют на земле светящиеся следы, а в дождь подсвечивают капли, образуя цветную росу. На сотах изображены причудливые персонажи – люди-богомолы, придуманные художницей. Согласно ее идее, у человечества есть шанс создать утопию, переняв повадки и гены богомолов, которые могут подстраиваться под любые изменения и способны к мурмурации – согласованным действиям, превращающим их в единое целое.
«Настоящая совершенная рекурсия»
Артем Стефанов
Артем Стефанов специализируется на крупномасштабной живописи: наиболее известны его муралы Hypnosis на здании клуба Arma17 и Water reflection в Севкабеле. На Винзаводе художник использовал необычную для себя технику рекламной расклейки, но вновь обратился к оптическим эффектам, создав вереницу отражений реального фрагмента здания. Тем самым автор показывает, как мы приспосабливаемся к новой реальности, а уходящие в прошлое образы все больше и больше размываются в нашей памяти.