Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.06.2023

Мурмурация начнется в 20:30

Анастасия Петракова

Шесть объектов Биеннале уличного искусства Артмоссфера, которые стоит включить в свой арт-маршрут: рекомендуют организаторы.

Московская Биеннале уличного искусства Артмоссфера продлится до конца июля. Для мероприятия художники из России и других стран мира создали 40 объектов, скульптур и муралов, которые расположились в пределах Арт Квартала Винзавода, от выхода из Курского вокзала до Таможенного Моста на набережной Яузы. На сайте проекта можно воспользоваться интерактивной картой и составить собственный маршрут, собирая работы участников как сокровища и размышляя, как та или иная идея соотносится с темой сезона «Община: партнерство  коллективность  утопия». Мы же предлагаем шесть произведений, которые обязательно стоит включить в прогулку. 

Открытие Биеннале Артмоссфера 2023
Открытие Биеннале Артмоссфера 2023
Фотография © Валерий Белобеев / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
Объект «20:30» 

Акоп Балаян

Воздушная скульптура разместилась недалеко от Троицкого путепровода и московского гидроузла. Надувные щупальца напоминают осьминога, выплывающего на поверхность из недр земли прямо посреди клумбы. Художник называет свою работу «лекарством вечно исчезающей красоты», а вот куратор биеннале Андрей Паршиков ассоциирует ее с дагонами – наводящими ужас божествами, придуманными Говардом Лавкрафтом.  

Арт-объект «20:30»,
Акоп Балаян
Арт-объект «20:30», Акоп Балаян
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
Скульптура «Единение» 

Саша Фролова

Работа художницы, известной красочными скульптурами из латекса и не менее красочными перформансами, собрана из множества надувных модулей различной формы и фактуры – матовых и глянцевых, цветных и прозрачных, зеркальных и светящихся. Если приглядеться, можно заметить, что вместе они образуют человеческое сердце. Некоторые элементы ждут прикосновения: от тепла руки ткань меняет свой цвет. А вечером скульптура подсвечивается изнутри. 

Скульптура «Единение»,
Саша Фролова
Скульптура «Единение», Саша Фролова
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
«Дом-призрак»

Анастасия Литвинова

Проект петербургской художницы в Мрузовском переулке так органичен среде, что его можно и не связать с Биеннале. Но силуэт снесенного дома – на самом деле искусственно созданная роспись акрилом по кирпичному фасаду. Приклеенные кусочки выцветших обоев, фрагменты кафельной плитки, силуэты мебели – призрачные следы, которые были тщательно воссозданы, чтобы пробудить фантазию о прежних обитателях этих руин. Тихий, но щемящий проект рассказывает о том, как частное становится публичным, и как постепенно исчезают следы памяти.

Мурал «Дом-призрак», Анастасия Литвинова
Мурал «Дом-призрак», Анастасия Литвинова
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
Серия объектов «Обводя взглядом» 

Александра Кузнецова

Похожие на строительные леса объекты служат рамкой, фокусирующей взгляд на искусственном острове гидроузла между шлюзом и водосливной плотиной. Остров – своего рода утопия, в которую можно погрузиться, направив на нее взгляд через окошки-прорези в деревянных объектах, спрятанных среди деревьев на набережной. Открывая двери, форточки и окошки, можно подумать о том, в какой точке по отношению к утопии мы находимся сейчас.

Серия объектов «Обводя взглядом»,
Александра Кузнецова
Серия объектов «Обводя взглядом», Александра Кузнецова
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
Скульптура «Мурмурация»

Маша Смородина

Эффектная работа из переливчатых «сот» располагается на центральной площади Винзавода и напоминает портал в иные миры. Соты оставляют на земле светящиеся следы, а в дождь подсвечивают капли, образуя цветную росу. На сотах изображены причудливые персонажи – люди-богомолы, придуманные художницей. Согласно ее идее, у человечества есть шанс создать утопию, переняв повадки и гены богомолов, которые могут подстраиваться под любые изменения и способны к мурмурации – согласованным действиям, превращающим их в единое целое.

Скульптура «Мурмурация»,
Маша Смородина
Скульптура «Мурмурация», Маша Смородина
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
Скульптура «Мурмурация»,
Маша Смородина
Скульптура «Мурмурация», Маша Смородина
Фотография © Валерий Белобеев / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.
«Настоящая совершенная рекурсия»

Артем Стефанов

Артем Стефанов специализируется на крупномасштабной живописи: наиболее известны его муралы Hypnosis на здании клуба Arma17 и Water reflection в Севкабеле. На Винзаводе художник использовал необычную для себя технику рекламной расклейки, но вновь обратился к оптическим эффектам, создав вереницу отражений реального фрагмента здания. Тем самым автор показывает, как мы приспосабливаемся к новой реальности, а уходящие в прошлое образы все больше и больше размываются в нашей памяти. 

«Настоящая совершенная рекурсия»
Артем Стефанов
«Настоящая совершенная рекурсия» Артем Стефанов
Фотография © Кирилл Рогожкин / предоставлена пресс-службой Биеннале Артмоссфера.