В этом году на стенде Московской области главными стали не веревочки, натянутые сквозь карту, не светящаяся рамка и даже не строчная буква «о», на которой, как быстро выяснилось, можно было сидеть, – а призматроны, демонстрирующие в створе зеркал 42 проекта и постройки. Жюри Зодчества отметило МО «золотым» дипломом. Это неплохой повод для обзора проектов Подмосковья. Начать мы решили с самых ярких – среди них есть и нашумевшие, и уже немного подзабытые, и недостаточно освещенные. Но все, пожалуй, можно признать «звездными» – или, по крайней мере, очень заметными.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Автор
Никита Явейн
Руководитель авторского коллектива
Иван КожинРуководитель авторского коллектива
Мастерская
Авторский
коллектив
коллектив
Н. И. Явейн, И. В. Кожин, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. А. Патрикеев (визуализация)
Где
Россия, Одинцово. д. Раздоры, ул. Утренняя
Даты
2019 — /
Функция
Образование и наука / Школа
Вторую очередь гимназии спроектировали архитекторы «Студии 44» – авторы нескольких очень крупных и звучных зданий с образовательной функцией и, как следствие, знатоки вопроса. Мы уже рассказывали об этом проекте.
В гимназии преподают на двух языках, русском и английском, и развивают современные методики обучения. Здание соответствует: тематические блоки собраны в отдельных объемах, собранных вокруг просторного атриума-амфитеатра, причем некоторые из зданий более, некоторые менее открыты к его пространству, которое может служить для общения учеников, а может в какой-то момент стать и актовым залом.
Комплекс строится недалеко от Москвы, рядом со знаменитыми Раздорами, и авторы трактуют свой проект как «переходный» в масштабном отношении: между частными коттеджами с одной стороны и зданием первой очереди гимназии – с другой. Проектирование не было простым: на участке обнаружилось едва ли не максимум технических ограничений и подземных коммуникаций.
В гимназии преподают на двух языках, русском и английском, и развивают современные методики обучения. Здание соответствует: тематические блоки собраны в отдельных объемах, собранных вокруг просторного атриума-амфитеатра, причем некоторые из зданий более, некоторые менее открыты к его пространству, которое может служить для общения учеников, а может в какой-то момент стать и актовым залом.
Комплекс строится недалеко от Москвы, рядом со знаменитыми Раздорами, и авторы трактуют свой проект как «переходный» в масштабном отношении: между частными коттеджами с одной стороны и зданием первой очереди гимназии – с другой. Проектирование не было простым: на участке обнаружилось едва ли не максимум технических ограничений и подземных коммуникаций.
Мастерская управления «Сенеж»
Самый «звездный» на данный момент (если забыть о стародавнем ИЖС от Захи Хадид) проект Московской области. Очень большие амбиции и значительный размах: около 40 объектов на территории 85.3 га, прежде бывшей домом отдыха на берегу озера Сенеж в Солнечногорске. Как мы рассказывали, автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» была создана по указанию Владимира Путина в 2018; существующая с 2019 Мастерская управления «Сенеж» – это ее образовательный центр. «Сенеж» служит площадкой Всероссийского образовательного форума «Территория смыслов».
Проект развития территории, предложенный Mecanoo, победил в конкурсе 2019 года; его развивает ПИ «Арена». Согласно проекту территория делится на три части: учебную, парковую и прибрежную. Сейчас разработан проект учебной зоны с главным зданием – шестилепестковой «Агорой» в ее центральной части. Ее особенности – открытое «перетекающее» пространство без перегородок, сплошные высокие витражи и деревянная решетчатая кровля. Лепестковый план, надо сказать, стал особенностью всего комплекса в целом: здания гостиниц, примыкающие к «Агоре», имеют трехлопастные планы, – в обоих случаях «звездчатая» форма позволяет обеспечить интерьеры максимальным фасадным фронтом для естественного света. Впрочем Ледовая арена – круглая. Другой приоритет – внимание к естественным материалам, прежде всего дереву и кирпичу, и интеграция будущих построек в ландшафт.
Проект развития территории, предложенный Mecanoo, победил в конкурсе 2019 года; его развивает ПИ «Арена». Согласно проекту территория делится на три части: учебную, парковую и прибрежную. Сейчас разработан проект учебной зоны с главным зданием – шестилепестковой «Агорой» в ее центральной части. Ее особенности – открытое «перетекающее» пространство без перегородок, сплошные высокие витражи и деревянная решетчатая кровля. Лепестковый план, надо сказать, стал особенностью всего комплекса в целом: здания гостиниц, примыкающие к «Агоре», имеют трехлопастные планы, – в обоих случаях «звездчатая» форма позволяет обеспечить интерьеры максимальным фасадным фронтом для естественного света. Впрочем Ледовая арена – круглая. Другой приоритет – внимание к естественным материалам, прежде всего дереву и кирпичу, и интеграция будущих построек в ландшафт.
Ссылки
Школа Wunderpark
Мастерская
Archstruktura
Авторский
коллектив
коллектив
Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Наталья Соколова, Александра Базунова, Анна Суворова, Михаил Фахри
Где
Россия. Павловская слобода
Даты
2017 — 2018 / 2018 — 2020
Функция
Образование и наука / Школа
Созвучна упомнятому «Сенежу» Mecanoo – с одной стороны, типологически, поскольку это дорогая и, отчасти как следствие, прогрессивная и качественная частная школа, берущая на вооружение новые тренды – то есть тоже проект образовательной сферы. С другой стороны, несложно уловить сходство формы: здание тоже лепесткового плана – но подчеркнем, что спроектировано оно на 3 года раньше, чем проект «Сенежа» победил в конкурсе. Все дело в том, что звездчатый план считается едва ли не одним из идеальных вариантов для школьного здания, – он обеспечивает максимальный световой фронт для освещения классов.
Даже избыточно говорить, что здание совершенно не разноцветное – здесь все «по-взрослому»: темный кирпич, качественные витражи от пола до потолка, внушительные, но и элегантные бетонные опоры. Полушайба амфитеатра в центральном атриуме – необходимая принадлежность прогрессивных школ – в данном случае выглядит как скульптура, что-то вроде приземлившегося на главной школьной площади «НЛО».
При школе существует музей археологических находок, сделанных в процессе строительства.
Даже избыточно говорить, что здание совершенно не разноцветное – здесь все «по-взрослому»: темный кирпич, качественные витражи от пола до потолка, внушительные, но и элегантные бетонные опоры. Полушайба амфитеатра в центральном атриуме – необходимая принадлежность прогрессивных школ – в данном случае выглядит как скульптура, что-то вроде приземлившегося на главной школьной площади «НЛО».
При школе существует музей археологических находок, сделанных в процессе строительства.
Многофункциональный торговый комплекс «Пять планет»
Автор
Тотан Кузембаев
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Мытищинская Городская Проектная мастерская (МГПМ)
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Авторский
коллектив
коллектив
АМ Т. Кузембаева и МГПМ
Где
Россия. Мытищинский р-он, Мытищи, Дмитровское ш., 4, посёлок Птицефабрики
Даты
2014 — / — 2019
Функция
Торгово-коммерческий / торговый комплекс
Кажется, самый старый объект в списке – спроектирован в 2014, строительство завершено в 2019. Автор – Тотан Кузембаев, архитектор множества деревянных домов, домиков и прочих объектов в соседнем «Курорте Пирогово» (знаменитый мастер деревянной, равно как и «бумажной» архитектуры недавно даже спроектировал там типовой стандартизированный индивидуальный дом). Прямо скажем, работать над проектами торговых центров для Тотана не очень типично, намного более понятно его участие в выставках или сооружении мега-объекта Мавзолей Мечты на Архстоянии в Никола-Ленивце. Но для Клязьминских окрестностей архитектор не смог, видимо, не сделать исключения.
ТРЦ полностью использует особенности своей типологии – много окон торговому центру не нужно, и он превращается – ну, особенно на главном фасаде – в скульптуру из ломаных треугольных граней с подобной же, составленной из переливающихся металлических треугольников, «драконьей шкурой». Очень заметен и очень «моден». Немного у нас подобных ТРЦ; есть, но немного.
ТРЦ полностью использует особенности своей типологии – много окон торговому центру не нужно, и он превращается – ну, особенно на главном фасаде – в скульптуру из ломаных треугольных граней с подобной же, составленной из переливающихся металлических треугольников, «драконьей шкурой». Очень заметен и очень «моден». Немного у нас подобных ТРЦ; есть, но немного.
Музей «Зоя»
Автор
Дана Матковская
Руководитель авторского коллектива
Андрей АдамовичРуководитель авторского коллектива
Мастерская
А2М
Авторский
коллектив
коллектив
Андрей Адамович, Дана Матковская, Елена Пронина, Ксения Мумятова, Анна Голикова
Где
Россия, Петрищево
Даты
/ — 2020
Функция
Культурный / Музей
Это, напротив, очень свежий сюжет. Кажется, Музей «Зоя» – самая нашумевшая, много раз описанная, отмеченная и рассмотренная из реализаций Московской области последних лет. Музей военной тематики, расположен на Минском шоссе, где еще довольно много родственных ему комплексов – но если по задаче, то не по стилистике.
Тематическая принадлежность ставит здание в ряд множества советских музеев войны, большая часть которых – лаконичные произведения авторского модернизма. Это направление и переосмыслили авторы музея, посвященного Зое Космодемьянской: здание – светлый протяженный параллелепипед с тонкой пилонадой и стереометрической пластикой фасада – воплощает идеалы скорее 1980-х, чем 1970-х, но в материалах, характерных для 2010-х. Внутри, однако, находим современный подход к экспозиции: он рассчитан скорее на эмоции, чем на рациональное восприятие и последовательное усвоение.
Тематическая принадлежность ставит здание в ряд множества советских музеев войны, большая часть которых – лаконичные произведения авторского модернизма. Это направление и переосмыслили авторы музея, посвященного Зое Космодемьянской: здание – светлый протяженный параллелепипед с тонкой пилонадой и стереометрической пластикой фасада – воплощает идеалы скорее 1980-х, чем 1970-х, но в материалах, характерных для 2010-х. Внутри, однако, находим современный подход к экспозиции: он рассчитан скорее на эмоции, чем на рациональное восприятие и последовательное усвоение.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
Автор
Александра Кузьмина
Руководитель авторского коллектива
Всеволод МедведевРуководитель авторского коллектива
Михаил КанунниковАрхитектор
Олег МединскийГАП
Мастерская
Авторский
коллектив
коллектив
Главный архитектор Московской области и руководитель проекта со стороны администрации: Александра Кузьмина
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева
Где
Россия, Клин
Даты
5.2019 — 9.2019 /
Функция
Культурный / Концертный зал
Проект театрально-музыкального и фестивального комплекса «Вселенная Чайковского» победил в архитектурном конкурсе 2019 года и с тех пор остается одним из крупнейших и ярких общественных проектов Подмосковья. Комплекс планируется построить в Клину, через дорогу от существующего музея Чайковского, в парке на берегу реки Сестры. Мы подробно рассказывали о нем.
Главное здание – гигантское кольцо с двумя концертными залами, большим и малым, вокруг двора-площади. На площадь ведут широкие арки с золотистыми внутренними поверхностями; серебристые «каннелюры» внешних фасадов навеяны формой музыкального камертона. Арки не просто открывают вход на площадь, они также оформляют маршрут, ведущий от музея к парку и реке. Проект предусматривает и значительное благоустройство парка, и развитую образовательную функцию.
Главное здание – гигантское кольцо с двумя концертными залами, большим и малым, вокруг двора-площади. На площадь ведут широкие арки с золотистыми внутренними поверхностями; серебристые «каннелюры» внешних фасадов навеяны формой музыкального камертона. Арки не просто открывают вход на площадь, они также оформляют маршрут, ведущий от музея к парку и реке. Проект предусматривает и значительное благоустройство парка, и развитую образовательную функцию.