Мы уже рассказывали подробно о проектах-победителях конкурса. Для «Загорья» была выбрана концепция UNK interiors, а для «Острова мечты» – проект TOTEMENT/PAPER.
Ниже – концепции остальных финалистов, по четыре для каждой станции.
Остров Мечты
UNK interiors
Основным элементом образного решения становится бумажный самолетик, как символ детства, легкости и беззаботности. Продиктовано решение не только названием и расположением станции, но и стремлением избавить пассажиров от подсознательного стресса при погружении под землю. Целью было уйти от ощущения подземного пространства, обеспечить большое количество света и воздуха. Достигается это при помощи простой геометрии, единства отделочных материалов и общего мягкого света. Стены и потолок отделаны металлическими листами с паттерном, похожим на линии облаков в картинах Ван Гога, где много воздуха и неба.
Главный акцент в интерьере – бумажные самолетики-светильники. Они, залетая в павильон с улицы, разлетаются от входа вдоль центрального пролета и, приземляясь, превращаются в скамьи.
Наземный павильон продолжает идею легкости и полета. Его форма напоминает облако, мимо которого летят фонари-самолетики. Павильон собирается как оригами из металлических ламелей. Этот прием формирует одновременно и фасад, и интерьер. Восприятие фасада в вечернее время меняется в зависимости от подсветки. С помощью разных сценариев освещения можно изменять видимый контур павильона, а с помощью цвета создавать настроение.
Архитектурная мастерская Алексея Ильина
Оформление платформ и вестибюлей станции готовит пассажиров к восприятию зоны городского променада в парке развлечений. Несмотря на то, что главный объект – это парк аттракционов, посетители сначала проходят через масштабные моллы, которые имитируют улицы узнаваемых европейских городов.
В дизайне станции применяется авторская трактовка городских видов, выполненных в смешанной технике акварели и графики. Печать производится на металле или керамических панелях, а также на стекле для витражей. Подобный опыт реализован Алексеем Ильиным в большем масштабе на фасадах жилого комплекса «Филатов луг».
Предложенный дизайн самобытен, но в то же время опирается на традиции московского метро, где монументальные панно и мозаики, витражи, индивидуально изготовленные светильники и другие элементы декора всегда были неотъемлемой частью художественного замысла. Архитектура главного вестибюля вдохновлена круглыми вестибюлями метро ХХ века.
Blank Architects + Clancy Engineering
Название станции отсылает к мыслям о чем-то таинственном, неуловимом и детском, поэтому архитекторы предложили оформить ее как мир фантазии и будущего. Образ станции задуман легким и невесомым, словно отражение мыслей и мечт людей.
Станцию архитекторы сделали белой и просторной, для чего использовались минималистичные материалы и монохромные цвета. Отделка тоннеля выполнена из окрашенного металла в светлый градиент синих оттенков с подсветкой. Стены в этой части станции плавно перетекают мягким изгибами в потолок, а затем в колонны. Световые линии, будто бы «пойманные» отражениями стен, повторяют ритм колонн и огибают вытянутый прямоугольный тоннель из блестящего алюминия. С помощью отражений создается атмосфера волшебного зеркального мира, где люди могут помечтать, телепортироваться из взрослости в детство, из настоящего в будущее, из реальности в мечту.
Отделка пола выполнена из двух оттенков гранита. Ярким акцентом в самом центре становится синий потолок, похожий на темное ночное небо, в которое хочется вглядываться. Оттенки синего также отсылают к теме воды, так как станция находится на «острове» и окружена Москвой-рекой.
Евгений Леонов + United Riga Architects
Архитекторы предлагают создать универсальный дизайн-метод, пригодный для любого типа станции, любого конструктива, любого названия, любой айдентики. Не дизайн проект, а гибкий типовой дизайн, пакет решений. Для этого авторы создают из утилитарного объема конструктива «болванку», «мягкий» фон. Затем с помощью светового паттерна создается образ – размещаются светильники в виде своего рода узора. Также предлагается использовать преимущества отделочного материала – сотовых панелей, на которых можно печатать графику.
Станция рассматривается как часть комфортной транспортной среды. Пространство станции должно стать для пользователя сервисом, где ему оказываются транспортные услуги – максимально комфортно, без стресса.
В дизайне станции используются шумопоглощающие акустические панели и шумовые барьеры, человеко-ориентированное освещение с имитацией суточного цикла дневного естественного освещения – изменением освещенности и цветовой температуры, навес от непогоды в павильонах, скругление поверхностей для облегчения чистки и уменьшения травматичности, дополнительные пандусы для средств индивидуальной мобильности.
Загорье
DDD Architects
В основе концепции – стремление подчеркнуть природный контекст района, а главным прообразом выступает традиционно-русская березовая роща. Архитекторы стремились создать яркий и запоминающийся визуальный облик, используя при этом простые в реализации решения.
Конструктивные пилоны в перронном зале – подражание стройным стволам берез, которые расступаются по мере приближения к пространству спуска из вестибюля – своеобразной поляне. Стены и потолок, соответственно, превращаются в кроны деревьев.
В отделке пилонов используется натуральный камень, а на стенах и потолке – анодированный красно-зеленый алюминий хамелеон. Переливаясь в зависимости от угла зрения, он дает разные по тепло-холодности оттенки зеленого, подобно живой листве.
AI architects
Историческое название Загорье несет в себе дореволюционные корни. При его упоминании представляются горы и сокрытое за ними. Увековечить память места и названия в проекте призвана туманная дымка. Дизайн-код туманного леса реализуется в проекте, как размытие изображения. Что-то видно, что-то пропадает, как в мультике «Ёжик в тумане».
В интерьере видно ночную свежесть и ясное небо, чувствуется запах мокрой листвы, и вблизи заметно размытие силуэта. Эффект достигается плавным переходом в рамках одной панели от глянцевого покрытия к матовому. Концепция включает 2 варианта достижения эффекта «свежести». Первый – RGB-освещение, скрытое за потолком и наполняющее станцию синим. Второй – лакировка панелей. Там где свет, бликуя, может ослепить машиниста, предусматривается использование матовых панелей. Там же, где требуется больше простора – глянцевый металл. Аналогичными панелями, глянцевыми и матовыми, решены наземные и подземные переходы. Поток света из П-образных скрытых светильников освещает только пол, на панели попадает остаточный блик от черного матового гранита. Колонны облицованы в материале, аналогичном полу, и символизируют деревья.
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
В основу дизайн-концепции легли природные мотивы. Платформенный зал визуально разделен на «прогулочные аллеи». Вдоль путей – более динамичная аллея, в глубине платформы – рекреационная.
Изогнутые линии потолков и неравномерный шаг облицовочных панелей различных оттенков помогают сформировать природный образ. Линейные светильники на потолке и стенах станции создают эффект лучей, пробивающихся сквозь кроны и стволы деревьев. В центре каждой платформы сформировано место встреч и отдыха – «лужайка» с акцентными светильниками-люстрами и удобными радиусными скамейками.
Свежие весенние ростки, пробивающиеся из земли, послужили прообразом торшеров на эскалаторных спусках, уличных фонарей и павильонов. Зона эскалаторов формирует прозрачную лесную «опушку», спускаясь сквозь которую, человек попадает в «аллеи». Воздушная атмосфера дополнена силуэтами птиц на потолках.
В отделке предполагается использование отечественных материалов, неоднократно апробированных в московском метро. Для отделки стен и потолка это металлические панели, для пола – плиты из гранита.
Vertex Architects
В дизайне станции использован образ одуванчика, как символ зарождения чего-то нового, передающий атмосферу детства, дух заливных лугов, дух деревни Загорье, которая некогда располагалась здесь.
В отделке использовано максимально простое решение (с точки зрения реализации и эксплуатации станции). Платформу предлагается выполнить в светлых материалах на контрасте с темной (опасной) зоной путей движения. Главным элементом оформления выступают модульные фрагменты-одуванчики. В модульный элемент фасада устанавливается светильник, дающий рассеянный свет от свода панели.
Наземные павильоны выполнены в виде стеклянных объемов с одной несущей стеной, переходящей в свод потолка, отражающей образ идеи проекта и связанной стилистически с дизайном платформенного пространства.
Узнать о конкурсе больше и подробнее ознакомиться со всеми проектами можно здесь.