Метро: восемь вариантов

Знакомим с проектами финалистов конкурса на дизайн станций метро «Остров мечты» и «Загорье».

mainImg
Мастерская:
DDD Architects https://ddd.moscow

Мы уже рассказывали подробно о проектах-победителях конкурса. Для «Загорья» была выбрана концепция UNK interiors, а для «Острова мечты» – проект TOTEMENT/PAPER.

Ниже – концепции остальных финалистов, по четыре для каждой станции.

 

Остров Мечты

UNK interiors
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
UNK interiors

Основным элементом образного решения становится бумажный самолетик, как символ детства, легкости и беззаботности. Продиктовано решение не только названием и расположением станции, но и стремлением избавить пассажиров от подсознательного стресса при погружении под землю. Целью было уйти от ощущения подземного пространства, обеспечить большое количество света и воздуха. Достигается это при помощи простой геометрии, единства отделочных материалов и общего мягкого света. Стены и потолок отделаны металлическими листами с паттерном, похожим на линии облаков в картинах Ван Гога, где много воздуха и неба.

Главный акцент в интерьере – бумажные самолетики-светильники. Они, залетая в павильон с улицы, разлетаются от входа вдоль центрального пролета и, приземляясь, превращаются в скамьи.

Наземный павильон продолжает идею легкости и полета. Его форма напоминает облако, мимо которого летят фонари-самолетики. Павильон собирается как оригами из металлических ламелей. Этот прием формирует одновременно и фасад, и интерьер. Восприятие фасада в вечернее время меняется в зависимости от подсветки. С помощью разных сценариев освещения можно изменять видимый контур павильона, а с помощью цвета создавать настроение.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    UNK interiors
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    UNK interiors
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    UNK interiors
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    UNK interiors
Архитектурная мастерская Алексея Ильина
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
Архитектурная мастерская Алексея Ильина

Оформление платформ и вестибюлей станции готовит пассажиров к восприятию  зоны городского променада в парке развлечений. Несмотря на то, что главный объект – это парк аттракционов, посетители сначала проходят через масштабные моллы, которые имитируют улицы узнаваемых европейских городов.
 
В дизайне станции применяется авторская трактовка городских видов, выполненных в смешанной технике акварели и графики. Печать производится на металле или керамических панелях, а также на стекле для витражей. Подобный опыт реализован Алексеем Ильиным в большем масштабе на фасадах жилого комплекса «Филатов луг».

Предложенный дизайн самобытен, но в то же время опирается на традиции московского метро, где монументальные панно и мозаики, витражи, индивидуально изготовленные светильники и другие элементы декора всегда были неотъемлемой частью художественного замысла. Архитектура главного вестибюля вдохновлена круглыми вестибюлями метро ХХ века.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина
Blank Architects + Clancy Engineering
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
Blank Architects + Clancy Engineering

Название станции отсылает к мыслям о чем-то таинственном, неуловимом и детском, поэтому архитекторы предложили оформить ее как мир фантазии и будущего. Образ станции задуман легким и невесомым, словно отражение мыслей и мечт людей.

Станцию архитекторы сделали белой и просторной, для чего использовались  минималистичные материалы и монохромные цвета. Отделка тоннеля выполнена из окрашенного металла в светлый градиент синих оттенков с подсветкой. Стены в этой части станции плавно перетекают мягким изгибами в потолок, а затем в колонны. Световые линии, будто бы «пойманные» отражениями стен, повторяют ритм колонн и огибают вытянутый прямоугольный тоннель из блестящего алюминия. С помощью отражений создается атмосфера волшебного зеркального мира, где люди могут помечтать, телепортироваться из взрослости в детство, из настоящего в будущее, из реальности в мечту.

Отделка пола выполнена из двух оттенков гранита. Ярким акцентом в самом центре становится синий потолок, похожий на темное ночное небо, в которое хочется вглядываться. Оттенки синего также отсылают к теме воды, так как станция находится на «острове» и окружена Москвой-рекой.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Blank Architects + Clancy Engineering
Евгений Леонов + United Riga Architects
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
Евгений Леонов + United Riga Architects

Архитекторы предлагают создать универсальный дизайн-метод, пригодный для любого типа станции, любого конструктива, любого названия, любой айдентики. Не дизайн проект, а гибкий типовой дизайн, пакет решений. Для этого авторы создают из утилитарного объема конструктива «болванку», «мягкий» фон. Затем с помощью светового паттерна создается образ  – размещаются светильники в виде своего рода узора. Также предлагается использовать преимущества отделочного материала – сотовых панелей, на которых можно печатать графику.  

Станция рассматривается как часть комфортной транспортной среды. Пространство станции должно стать для пользователя сервисом, где ему оказываются транспортные услуги – максимально комфортно, без стресса.

В дизайне станции используются шумопоглощающие акустические панели и шумовые барьеры, человеко-ориентированное освещение с имитацией суточного цикла дневного естественного освещения – изменением освещенности и цветовой температуры, навес от непогоды в павильонах, скругление поверхностей для облегчения чистки и уменьшения травматичности, дополнительные пандусы для средств индивидуальной мобильности.
  • zooming
    1 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    2 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    3 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    4 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    5 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    6 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects
  • zooming
    7 / 7
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Евгений Леонов + United Riga Architects

 

Загорье

DDD Architects
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
DDD Architects

В основе концепции – стремление подчеркнуть природный контекст района, а главным прообразом выступает традиционно-русская березовая роща. Архитекторы стремились создать яркий и запоминающийся визуальный облик, используя при этом простые в реализации решения.
 
Конструктивные пилоны в перронном зале – подражание стройным стволам берез, которые расступаются по мере приближения к пространству спуска из вестибюля – своеобразной поляне. Стены и потолок, соответственно, превращаются в кроны деревьев.
 
В отделке пилонов используется натуральный камень, а на стенах и потолке – анодированный красно-зеленый алюминий хамелеон. Переливаясь в зависимости от угла зрения, он дает разные по тепло-холодности оттенки зеленого, подобно живой листве.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    DDD Architects
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    DDD Architects
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    DDD Architects
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    DDD Architects
AI architects
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
AI architects

Историческое название Загорье несет в себе дореволюционные корни. При его упоминании представляются горы и сокрытое за ними. Увековечить память места и названия в проекте призвана туманная дымка. Дизайн-код туманного леса реализуется в проекте, как размытие изображения. Что-то видно, что-то пропадает, как в мультике «Ёжик в тумане».

В интерьере видно ночную свежесть и ясное небо, чувствуется запах мокрой листвы, и вблизи заметно размытие силуэта. Эффект достигается плавным переходом в рамках одной панели от глянцевого покрытия к матовому. Концепция включает 2 варианта достижения эффекта «свежести». Первый – RGB-освещение, скрытое за потолком и наполняющее станцию синим. Второй – лакировка панелей. Там где свет, бликуя, может ослепить машиниста,  предусматривается использование матовых панелей. Там же, где требуется больше простора – глянцевый металл. Аналогичными панелями, глянцевыми и матовыми, решены наземные и подземные переходы. Поток света из П-образных скрытых светильников освещает только пол, на панели попадает остаточный блик от черного матового гранита. Колонны облицованы в материале, аналогичном полу,  и символизируют деревья.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    AI architects
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    AI architects
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    AI architects
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    AI architects
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева

В основу дизайн-концепции легли природные мотивы. Платформенный зал визуально разделен на «прогулочные аллеи». Вдоль путей – более динамичная аллея, в глубине платформы – рекреационная.
 
Изогнутые линии потолков и неравномерный шаг облицовочных панелей различных оттенков помогают сформировать природный образ. Линейные светильники на потолке и стенах станции создают эффект лучей, пробивающихся сквозь кроны и стволы деревьев. В центре каждой платформы сформировано место встреч и отдыха – «лужайка» с акцентными светильниками-люстрами и удобными радиусными скамейками.
 
Свежие весенние ростки, пробивающиеся из земли, послужили прообразом торшеров на эскалаторных спусках, уличных фонарей и павильонов. Зона эскалаторов формирует прозрачную лесную «опушку», спускаясь сквозь которую, человек попадает в «аллеи». Воздушная атмосфера дополнена силуэтами птиц на потолках.

В отделке предполагается использование отечественных материалов, неоднократно апробированных в московском метро. Для отделки стен и потолка это металлические панели, для пола – плиты из гранита.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Vertex Architects
Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
Vertex Architects

В дизайне станции использован образ одуванчика, как символ зарождения чего-то нового, передающий атмосферу  детства,  дух  заливных лугов,  дух деревни Загорье, которая  некогда располагалась здесь.

В отделке использовано максимально простое решение (с точки зрения реализации и эксплуатации станции). Платформу предлагается выполнить в светлых материалах на контрасте с  темной (опасной) зоной путей движения. Главным элементом оформления выступают модульные фрагменты-одуванчики. В модульный элемент фасада  устанавливается светильник, дающий рассеянный свет от свода панели.

Наземные павильоны выполнены в виде стеклянных объемов с одной несущей стеной, переходящей в свод потолка, отражающей образ идеи проекта и связанной стилистически с дизайном платформенного пространства.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Vertex Architects
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Vertex Architects
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Vertex Architects
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Загорье»
    Vertex Architects

Узнать о конкурсе больше и подробнее ознакомиться со всеми проектами можно здесь.
Мастерская:
DDD Architects https://ddd.moscow

29 Августа 2022

Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.