Чистое поле
Современные аэропорты редко строятся с нуля. В России таких всего два: «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове. Чему есть логическое объяснение – для размещения всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания полетов, нужно очень много земли – около 20 га. Большинство аэропортов находятся в пригородах крупных городов и, если им нужно провести реконструкцию, например, удлинить взлетную полосу, справляются за счет внутренних резервов или выкупают соседние участки.Саратову в этом плане не повезло. Аэропорт «Центральный» был расположен слишком близко к центру города и за последние десятилетия оказался окружен городской застройкой, поставившей крест на планах по его реконструкции. Город принял кардинальное решение закрыть «Центральный» и построить новый городской аэропорт, для которого пришлось достаточно долго искать место, удовлетворяющее всем нынешним и вероятным будущим требованиям. В результате в 2011 году выбрали участок в 40 километрах на северо-восток от Саратова.
Оператором будущего аэропортового комплекса стал холдинг «Аэропорты Регионов», один из ведущих игроков на этом новом для России рынке. В его портфеле семь построенных аэропортов и несколько строящихся. Такой результат достигнут благодаря эффективной системе организации работы над проектами: один из ее ключевых элементов – конкурсный отбор авторов архитектурных и дизайнерских решений.
Команда бюро ASADOV победила в конкурсе 2013 года и взяла на себя разработку архитектурного проекта терминала в Саратове, мастер-плана территории, дизайн-кода инфраструктурных объектов, а также дизайн-проекта интерьеров общественных зон и архитектурно-художественное курирование проекта. Функции генпроектировщика выполняла ГК «Спектрум». По словам Александра Волкова, руководителя группы по проектированию объектов транспортной инфраструктуры ГК «Спектрум», проектирование и строительство аэропорта с нуля стало серьезным вызовом для всей команды: «Если обычно строительство ведется в существующих условиях и ограничениях сложившейся агломерации, есть какие-то инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле. Кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга, федеральных и региональных властей, а также большого числа вовлеченных служб, таких как: УФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничной службы, полиции, ФСО и так далее. Аэропорт это минигород со своими правилами, законами, потребностями, и все это нужно было учитывать при проектировании».
Вода и воздух
Проект аэропорта в Саратове открыл новую типологическую серию в портфолио бюро ASADOV. С тех пор в него добавилось более 10 аэропортов в Москве, Ростове-на-Дону, Симферополе, Челябинске, Перми (реализован, подробнее см. здесь), Новом Уренгое, Кемерово и Петропавловске-Камчатском. В каждом из этих проектов архитекторы по-разному решали образные задачи, варьируя степень образности и абстрактности объемно-пространственного решения.Интересно, что два реализованных проекта – саратовский и пермский – представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове решение более архитектурное, пластически сдержанное, лишь обозначающее тему полета. Андрей Асадов подтверждает разницу в подходах: «С профессиональной, архитектурной точки зрения я сейчас могу сказать, что Саратов на шаг впереди Перми. Пермь, при всей своей выразительности и эффектности чересчур литературна. Найденный там образ слишком буквален. А в Саратове мы смогли найти более тонкое и сдержанное решение. Возможно, это произошло благодаря развитию проекта на протяжении шести лет, отделявших конкурсную концепцию от начала строительства».
На конкурсе 2013 года перед участниками стояла задача найти оригинальное архитектурное оформление для типового блока терминала, разработанного немецкой компанией WP ARC. Немецкие специалисты разместили в максимально компактном объеме все функции, необходимые для обслуживания пассажиров, разведя по уровням зоны вылета и прилета. Архитекторы бюро ASADOV предложили и, в дальнейшем, развили решение, основанное на образах, связанных с местной спецификой и наиболее узнаваемыми символами Саратова, такими как: река Волга и знаменитый мост с пологими арками протяженностью почти 3 000 метров.
Добавив в ассоциативный ряд местный «специалитет» – саратовскую гармошку, архитекторы придумали оригинальное объемно-пространственное и конструктивное решение для главного фасада здания – складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания и с каждым новым уступом все больше наклоняющийся вперед, как будто прогибаясь под давлением воздушных потоков от взлетающих самолетов. Витраж упирается в оригинальный карниз – наклонную плоскость, облицованную золотистыми металлическими панелями. Металл и стекло встречаются, образуя дугу, чьей напряженной энергии достаточно, чтобы внести динамизм в образ здания, объединяющий темы воды и воздуха.
Григорий Юров, главный инженер проекта в ГК «Спектрум», так комментирует работу над оригинальным витражом: «Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести достаточно сложную конструкцию фасада к тому виду, который реализован сегодня. Дело в том, что практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения. Поскольку фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Боковые фасады также решены в двух материалах: стекле и металле. Витражи, словно гигантские волны, покрытые серебристой рябью наклонных декоративных импостов, рассекают металлическую гладь облицовки бокового фасада, который заканчивается острым углом, словно нос корабля нависая над площадью перед главным входом в терминал.
В интерьере водно-воздушная тема получила развитие в виде огромных световых фонарей, которые вытянутой формой немного напоминают рыб – форма абстрактная, но архитекторы вдохновлялись тремя серебряными стерлядями на гербе Саратова. Проемы в кровле дополняют эллиптические объемные конструкции, часть из которых обрамляет снизу фонари, а часть свободно парит в многосветном пространстве терминала. Эти объекты собраны из множества плоских ребер, во внешнюю грань которых вмонтированы светодиодные ленты. Эффектные арт-объекты, таким образом, служат основным источником света для пространства аэропорта.
Особые интерьеры
В 2017 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел несколько конкурсов на интерьеры ключевых зон терминала: зала повышенной комфортности и VIP-залов для международных и внутренних рейсов. Победителями стали три российские команды, две – OFFCON с концепцией «Вода» и VOX Architects с проектом «Небо», уже имеющие опыт создания представительских интерьеров и третья – Kosmos Architects, неожиданно ворвавшаяся на этот элитный рынок с провокационным дизайном бизнес-лаунжа международных рейсов, получившим название «Палаты».
Новая тема
Реализация проекта нового аэропорта в Саратове заняла несколько больше времени, чем планировалось изначально – в основном из-за ЧМ'18 по футболу, который потребовал концентрации всех мощностей холдинга «Аэропорты Регионов» на сдаче нового терминала в Ростове-на-Дону, принимавшего матч мундиаля. Увеличенные сроки дали возможность архитекторам более тщательно проработать все основные элементы и актуализировать некоторые решения, в том числе в связи с тем, что в 2018 году аэропорт получил новое имя – «Гагарин»: Юрий Гагарин закончил летное училище в Саратове и после своего полета в космос приземлился на саратовскую землю. Новое имя, да еще такое значимое, привнесло еще один мощный смысловой пласт в образ аэропорта.Впрочем включение космической тематики не потребовало кардинальных изменений: ассоциации с воздушными потоками оказались также уместны и легко считываемы – в складчатом витраже теперь видится пульсация потока плазмы или протуберанцы горячего воздуха, возникшие от реактивных двигателей. А в металлической облицовке фасадов – сходство с корпусом ракеты. Космические аналогии усилятся, когда над входным тамбуром главного фасада появится похожий на «дирижабль» консольный козырек.
Светильники-«рыбы» в интерьерах общественных пространств также приобрели сходство с дирижаблями, а сам нейтральный, с преобладанием белого цвета интерьер может отдаленно напомнить космические станции, какими их представляли кинорежиссеры Андрей Тарковский или Стенли Кубрик, чему в немалой степени способствуют оригинальные павильоны обтекаемой формы для сервисной и торговой инфраструктуры, разработанные бюро ASADOV.
Нео-модернизм или снова 1970-е
Имя «Гагарин» и смысловая привязка к теме космоса позволили развить и акцентировать намеченное в объемно-пространственной композиции терминала сходство с постройками конца 1960-х-начала 1970-х годов, – в частности, московским кинотеатром «Россия», первым широкоформатным, впоследствии многократно повторенным.На фоне катастрофической ситуации с архитектурными объектами этого периода, сносимых, перестраиваемых, разрушающихся повсеместно в России и мире на волне отторжения обществом тех ассоциаций, которые они вызывают, для профессионального сообщества их ценность становится все более неоспоримой. Масштабные и пластичные, экспрессивные и величественные, использующие различные строительные материалы и приемы работы с плоскостями и фактурами, сочетающие архитектуру с другими видами монументального искусства – эти здания и комплексы служат украшением бывших советских городов и напоминанием о том времени, когда после победы, люди стремились построить совершенный мир и воплощали в жизнь свои мечты, в том числе самую фантастическую – о полете человека в космос.
Андрей Асадов подтверждает идею оммажа «советскому модернизму»: «Мы сознательно обратились к темам и формам, характерным для архитектуры 1960-1970 годов, чтобы подчеркнуть связь эпох. Стилистику архитектурного решения терминала поддерживает благоустройство площади перед главным входом, в духе Оскара Нимейера, с прямоугольным бассейном, стелой и огромным шаром, которые предложили наши коллеги из бюро Nowadays».
Символ во ржи
Для современных аэропортов формирование перед главным входом большого и концептуально оформленного пространства, полноценной главной площади – не самая распространенная практика, чего нельзя сказать об объектах транспортной инфраструктуры прошлого века, которые архитекторы проектировали, руководствуясь правилами создания классических ансамблей, а не под давлением многочисленных и нередко противоречивых требований к логистике пассажиро- и грузопотоков. К счастью, новый саратовский терминал стал исключением из этой практики.Как отразить в планировке и оформлении площади перед терминалом имя Гагарина и космическую тему? Найти ответ на этот вопрос по приглашению холдинга «Аэропорты Регионов» должна была еще одна московская команда – бюро Nowadays, имеющая опыт работы с общественными пространствами. С самого начала архитекторы категорически отказались использовать самые расхожие ассоциации с темой космоса вроде изображения планет или солнечной системы и других стереотипных приемов в работе с благоустройством.
Толчком к появлению идеи будущей площади стала фотография места приземления Юрия Гагарина в нескольких километрах от аэропорта. Ната Татунашвили так описывает эту фотографию: «Посреди поля ржи лежит какая-то обугленная «гравицапа» – символ события, перевернувшего представления людей о мире, воплощение мечты целого поколения, страстно стремившегося покорить космос, сделать его частью новой истории человечества и частью жизни каждого человека. И мы подумали, что нужно воссоздать этот образ, несущий сильнейший эмоциональных посыл и дополнить его элементами, передающими идею космоса, который рядом с каждым из нас, и чтобы увидеть его достаточно посмотреть на небо».
Так появилось оформление площади, сочетающее актуальные приемы работы с благоустройством и объекты, которые были бы также уместны тридцать лет назад. Открытое пространство перед терминалом пересекает длинный прямоугольный пруд, в котором отражаются облака и здание аэропорта. Из водной глади вырастают тонкие деревья, посаженные в круглые бетонные контейнеры. За ними вздымается высокая стелла, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. А рядом, на отдельной площадке, засаженной злаками, установлена огромная сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую первого космонавта на Землю.
Близкий космос
Оформление площади перед терминалом – лишь преамбула к удивительному космическому музею, который был создан в здании терминала силами большой команды архитекторов, кураторов и художников под руководством бюро Nowadays.Концепция холдинга «Аэропорты Регионов» включает обязательное культурное программирование – добавление нестандартных функций и художественного контента, способных превратить утилитарное здание транспортного хаба в достопримечательность и культурное пространство, куда жители региона стремились бы попасть не только в качестве пассажиров. После первого удачного опыта – музея истории донского казачества в аэропорту «Платов», холдинг решил продолжить эту практику, тем более что имя «Гагарин» и тема космоса открывала самые широкие перспективы.
Архитекторы Nowadays и куратор экспозици Арсений Крюков предложили сделать музей о том, как люди мечтали о космосе, как гордились каждым новым шагом к его достижению и как он стал чем-то важным для каждого человека. «Мы подумали, с чего все начиналось, с каких идей началась эра освоения космоса, вспомнили о космических мотивах в работах русских конструктивистов, о ретро-футуризме, и о том, как в 1960-е представляли будущее, считая, что уже в 1980-е мы будем летать в космос, как на автобусе, какие удивительные картины рисовали российские художники, такие как Геннадий Голобоков, и нам захотелось рассказать историю о космосе, близком каждому человеку», – так комментирует Ната Татунашвили поиски образа для будущей экспозиции, которая должна была быть решена при помощи арт-объектов, медиа-инсталляций и интерактивных стендов, причем таким образом, чтобы не мешать пассажирам, спешащим на свой рейс и визуально не перегружать пространство, и без того насыщенное различными объектами и носителями информации.
В результате родилась идея огромной медиа-ленты, экрана, закрывающего бортик антресольного этажа, выходящего в основной двусветный зал терминала. Размеры экрана позволяют ему доминировать в пространстве, но, благодаря тонко срежиссированному командой «Радуга-дизайн» видео-ряду, не подавлять его визуально. Основной информационный контент сосредоточен с оборотной стороны экрана, на специальном столе-стенде, идущем по краю балкона. Здесь можно ознакомиться с тем, как мечты о космосе отразились на творчестве многих русских философов, ученых, художников и архитекторов, пока во второй половине XX века, после полета Гагарина, не стали частью повседневной жизни, дав имена детским игрушкам, моделям пылесосов и так далее. Несколько дополнительных объектов и инсталляций нашли свои места в разных зонах аэропорта. Например, на антресольном этаже вылетающих пассажиров встречает настоящая посадочная капсула, точно такая же, как та, в которой приземлился Гагарин. А на выходе на посадку, в коридоре, ведущем в самолет, установлена медиа-инсталляция со стенограммой обратного отсчета и тех команд, которые получал Гагарин из центра управления полетом.