Новые музеи старых культов

Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.

mainImg

Никому не говори,
что помнишь первый паровоз.
Университетская присказка

Тема Школы AFF 2016 года – Музей, Транспорт, Наследие. Было выбрано три площадки для проектирования – два Музея поездов, на Павелецком и Рижском вокзалах, находящиеся в ведении РЖД, и Музей Транспорта Москвы. Школа проводилась при поддержке Политехнического музея, и выбор темы отчасти объясняется этим сотрудничеством.

Каким должен быть музей и как он должен существовать в городе? Привычная функция музея – сохранять историю при помощи визуализированной тем или иным образом информации, аутентичных и новодельных предметов. Но хранение информации, пусть даже и в систематизированном виде, сегодня не требует специальных мероприятий – любую информацию можно получить, не выходя из дома. Для чего тогда нужен музей? Для того, чтобы погрузить в тему, дать множество переживаний и через них – новую глубину понимания той или иной эпохи, личности или явления. А для этого нужны новые подходы к формированию выставочного пространства и современные технологии, позволяющие зрителю активно взаимодействовать с экспозицией, задействовать все органы чувств человека. Современный музей должен быть культурным центром, в который человек возвращается вновь и вновь, каждый раз находя новые нюансы и уровни восприятия. Он должен все время обновлять контекст. Музей – это сценарий, экспозиция восприятия.
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Студенты и тьюторы школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

В России очень мало специалистов по музейному делу, которые способны реализовывать проекты на том высоком уровне, который необходим Политехническому музею. С стороны Политеха перед участниками AFF был поставлен вопрос о том, каким должен быть музей сегодня, как он должен взаимодействовать с посетителем и с городом, какие новые сценарии возможны и еще не введены в практику. Чтобы облегчить поиски ответов, эксперты Политехнического музея провели для участников школы лекцию, в которой рассказали о лучших мировых практиках, и в рамках воркшопа была проведена классификация музеев по направлениям их фактического взаимодействия с аудиторией.
***
 
Кластер старого паровоза
Всего в Москве три музея РЖД, самый значимый из которых находится на Рижском вокзале. Там экспонируются поезда разных типов и лет: санитарные поезда и хирургические вагоны, дореволюционные, периода Великой Отечественной войны. Все они несут эмоциональный потенциал, память о великих и трагических событиях, но экспозиция в Музее не позволяет это ощутить, так как не задан контекст, не создана атмосфера. Если бы в музее велась регулярная работа, менялись сценарии экспозиции, поезда «путешествовали» по различным площадкам, музей мог бы привлечь гораздо больше внимания. Команда, работавшая с этой локацией, разработала несколько параллельных сценариев функционирования музея, среди которых подвижные тематические экспозиции – ведь все экспонаты музея на ходу и могут передвигаться по путям, – создание арт-кластера и обширная экскурсионная программа.
Проект команды «КПД». Музей Транспорта Москвы. Дмитрий Панов, Полина Архипова, Ксения Веселова © AFF
Проект команды «Видеть 360» Максим Никитин Екатерина Жигалева Кристина Педос. © AFF
***
 
Сесть в машину
Музей Транспорта на Рогожском Валу также ощущается как обычное место хранения, не взаимодействующее со зрителем: на машину есть только одна точка обзора. в них нельзя сесть, поставить себя на место водителя или пассажира. «Если ты пришел наслаждаться формой, ты должен обходить, смотреть, а в какие-то определенные машины и сесть, рассказать, что дед, отец водил такую машину, и дать ребенку посидеть за рулем». Студенты предложили расширить существующую экспозицию и преобразовать музей в полноценный Музей Городского Транспорта, где будут представлены все его виды, от автобусов до маршрутных такси. Также в экспозицию предлагается ввести инфографики и систему городских данных.
Поект команды “ArchiGame” Федор Кошель Анастасия Катаргина Виктория Верникова © AFF
Проект команды «Хорм». Инна Тимергалиева Валерия Петроченко. © AFF
***
 
Паровоз культа
Музей на Павелецком вокзале неудачно расположен. Про него мало кто знает, он никак не акцентирован, а его единственный экспонат – траурный поезд, доставивший тело В.И. Ленина в Москву – пребывает в законсервированном статичном состоянии.
Расположение и ресурсы Музея железнодорожного транспорта на Павелецкой площади. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Как показать паровоз, и каким образом открыть музей городу? Именно на этот вопрос пыталась ответить команды «SPACE VERSE» в составе из Полины Алещенко, Аурики Кусливой и Ксеньи Малушиной, выбравших для себя одну из самых непростых проектных площадок требующую переосмысления «советского наследия» в условиях сегодняшних городских реалий.

У этого музея множество особенностей, которые затрудняют работу с ним: неудачное расположение, всего один экспонат, наделенный сложным эмоциональным и идеологическим смыслом, ассоциация со спорной исторической личностью Ленина. У участников AFF была задача – возобновить в очередной раз разговор на тему, основополагающую для страны. Влад Кунин так комментирует ее сложность и неоднозначность: «Тема предполагает фундаментальное переосмысление того, куда страна двигается. Прошло 100 лет, и сейчас надо разобраться, что у нас Ленин – не Ленин, Сталин – не Сталин, и как мы с этим работаем. Мы демократическое и конституционное государство, или мы живем по каким-то другим законам». Ответы на эти вопросы невозможно найти за один воркшоп, но именно поэтому их надо поднимать раз за разом.
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Культ личности, олицетворяемый Мавзолеем, находит свое отражение не только в нем. Все, что было связано с жизнью, смертью и перемещением тела Ленина, было сохранено и законсервировано. Мемориальные доски есть на той станции, с которой поезд вышел в последний путь. И сам поезд, первым машинистом которого, как и первым машинистом Советского Союза, считается Владимир Ильич, прочно встроен в культ.

Что важно, участники школы AFF в своем проекте не ставят под сомнение ценность самого места и априорность музея, работая только со сценариями использования этого места в будущем. Это не означает невнимания авторов к неподъёмному пласту советского наследия и его идеологического багажа. Наоборот, это в известной степени шаг к выздоровлению – если допустить, что российское общество больно неврозом по отношению к собственной истории и культам личностей в этой истории. Новое качество музея позволит многим обратиться к своим истокам и поможет обществу и государству выйти из авторитарных циклов истории. Авторы предлагают совместить «мёртвую», «гранитную» историю мемориального музея с интерактивной экспозицией, которая обратится к «кумирам» последних ста лет не только в государственном управлении, но и, к примеру, в музыке. Создаваемый таким образом парадокс неожиданно глубок – в лучших традициях марксисткой диалектики: будущее определяет прошлое.
Реорганизация экспозиционного пространства. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Реорганизация архитектурного решения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Эта тема сложна сама по себе, и тем более она сложна для архитектора. Философская и историческая проблематика традиционно решается теоретическими методами, а не практическим, и попытка трансформировать ее градостроительными инструментами автоматически влечет за собой необходимость погрузиться в работу с социально-исторической подоплекой.

Функцию музея как общественного института – сохранение наследия – авторы проекта «Музей культа» не ставят под сомнение. Они знают о тех искажениях первоначального замысла павильона, построенного по проекту классика советской архитектуры Леонида Николаевича Павлова и предлагают вернуться к авторской версии через ее новое прочтение. В первую очередь, не просто визуально, но и физически открыть закрытый при переделке в 2011 глухой стеной стеклянный фасад.
Функциональное зонирование. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Трансформируемая стена. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Для модернисткой архитектуры сплошное остекление – важнейший принцип, и проект предполагает пойти ещё дальше: сделать большую часть витража поворотной, превратив в открытую площадку-сцену. Этот момент важен не столько возвращением к первоначальному облику, сколько попыткой связать внутреннее и внешнее, музей и территорию, экспозицию и город. Вторая часть предложения, средовая, работающая на тот же результат – организация связи вокзала и территории музея, сейчас отделённого глухим забором вдоль путей пригородных поездов.
Вечерний вид на «Музей культа» Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Дневной вид на «Музей культа» и трансформация фасада. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Актуальная проблема для большинства урбанистов, градостроителей в том, что основное восприятие комфортности городской среды идет с точки зрения физического пространства: добраться из пункта А в пункт В, здесь отдохнуть, а здесь в кафе сходить. И при этом забывают об идентичности места и горожанина.
Взаимосвязь музея и его окружения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Если мы представим модель физической комфортности, она, в конечном итоге, окажется совершенно неприглядной машиной для самоудовлетворения. При этом мы всегда воспринимаем истории и смыслы городского, даже если делаем это неосознанно и не отдаем себе отчет о значении того или иного объекта. Именно поэтому мы охраняем памятники архитектуры.

В предложенном проекте «Музей культа» экспонат – паровоз – делает попытку взаимодействовать с окружающей средой, проявлять себя в городском пространстве и вернуть в нее смыслы, которые заложены в него как в предмет культа, отголоска моды и устремлений прошедшей эпохи. С точки зрения концепции, музей предлагает и зону отдыха для приезжающих, и место привлечения жителей района. Пусть высказанная в эскизной форме, эта проектная идея может стать действенным шагом к переосмыслению советского наследия, как совокупности фактов истории и форматов городской среды.
***

Обсуждение результатов исследования в рамках курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Архитектурное проектирование не может быть механическим, оно должно быть осмысленным – этот принцип лежит в основе каждого курса школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего». Вот уже шесть лет подряд, команды экспертов, возглавляемые идеологом школы Владом Куниным, помогают группам молодых архитекторов выйти на новые уровни решения проектных задач. Цель школы не столько в передаче навыков проектирования, сколько в попытке понять и осмыслить те задачи и проблемы, с которыми столкнутся архитекторы завтра, сформировать отношение архитектора к городской среде, пробудить желание к творческому поиску, используя комплексный пространственный подход к наследию.

Важный принцип работы школы AFF – работа над проектом, включающая предварительное исследование, сбор данных и их анализ. Участники должны иметь достаточно времени для того, чтобы переосмыслить задание, «сделать перезагрузку» градостроительной ситуации, получить новый качественный ответ, нацеленный не только на финальный результат, но и на аналитическую концепцию, мировоззренческую и связанную с тем или иным местом. Задания для учеников школы AFF подбираются таким образом, чтобы максимально погрузить участников в реальную ситуацию – с разным масштабом проектирования (от города в целом до масштаба человека, от пространства квартала до выставочного стенда), с контекстом, историей, философией, социологией и без заданных «правильных ответов». И, по этому же принципу, в прошлом году была выстроена архитектурно-дизайнерская «терапия» музеев: в рамках десятидневного учебного курса велось обсуждение новых музейно-выставочных концепций, переосмыслялось их будущее.
Лекция курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Тема для Школы каждый раз выбирается исходя из актуальной повестки развития городов. В 2011 году, когда в России прошла серия больших конкурсов на проектирование набережных Москвы-реки, участники нижегородской сессии AFF разрабатывали проблематику «Река в городе». Проведения AFF-школы на тему «Золотое кольцо площадей Москвы» совпало с запуском программы реконструкции улиц и площадей Москвы. Организаторы каждый раз подбирают разное место, разный контекст сложившейся исторической среды, корректируется состав экспертов.

Влад Кунин так комментирует принцип организации AFF: «Команда школы состоит из разных экспертов, исходя из профессиональной задачи курса, т.е. от предметной области, есть и эксперты-знатоки архитектуры, понимающие задачи организации пространства, выступающие и как проектировщики и как методологи, социологи, философы. Есть также тьюторы, которые умеют работать с группой, умеют мотивировать, умеют решать конфликты, помогают налаживать диалог с заинтересованными людьми, чувствуют образовательный процесс и групповую динамику. Для нас важно то, что студенты каждый раз объединяются в новые команды. Пусть сначала они работают не слаженно, но в конце это даёт очень важный результат. Когда у тебя новый коллектив – тебе интересней поработать с новыми людьми, найти каждому свою роль и это в процессе работы даёт множество идей. Наша задача, что бы и между членами команд и командами между собой получился и поддерживался диалог».

23 Июня 2017

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новые музеи старых культов
Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.