Апгрейд по-голландски. Часть II

Продолжая знакомить с примерами нового использования культовых зданий в Нидерландах, предлагаем вашему вниманию еще несколько занятных трансформаций.

Автор текста:
Анна Малахова

mainImg
Первую часть статьи про «конверсию» голландских церквей можно найти здесь.

Проект: книжный магазин Waanders In de Broeren
Место: Зволле
Мастерская: BK. Architecten www.bkpunt.nl
Фото: Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Еще один книжный супермаркет находится в обновленном здании церкви доминиканского монастыря. Под магазин приспособили исторический памятник XV века, охраняемый государством, поэтому все современные конструкции в интерьере спроектированы так, что легко могут быть демонтированы.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Основная часть из 700 м2 торговых площадей вынесена в боковой неф. Три уровня, заполненные книжными витринами, соединяет двухчастная лестница, которая поднимается параллельно высоким 11-метровым шкафам. Путешествуя вдоль стеллажей и поднимаясь по ступеням, посетители в итоге оказываются под самыми сводами, где могут вблизи рассмотреть их конструкцию и декор.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Центральная часть церкви – с органом 1821 года на восточной стене и витражом по проекту норвежского художника Хьеля Нупена с запада – составляет единое открытое пространство. Место старого церковного хора занимает ставшее популярным среди горожан кафе-кулинария.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Чтобы соответствовать тональности исторического декора, архитекторы остановились на сдержанной цветовой палитре, выбрав всего три оттенка деревянной отделки и белую штукатурку. Этот монохром преследует и коммерческих интерес – на нейтральном фоне яркие обложки книг и журналов выглядят более привлекательно.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten




Проект: входная зона Музея Стеделейк в Схидаме
Место: Схидам
Мастерская: MVRDV www.mvrdv.nl
Фото: Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
В голландском Схидаме классицистическую церковь превратили в вестибюль Музея Стеделейк. Главное музейное здание было построено архитектором Яном Джудичи (Jan Giudici) в 1787 году как приют для престарелых. Небольшая церковь с фронтоном и массивными каменными опорами связывала два крыла симметричной П-образной композиции. Теперь в исторических стенах обустроены важные для музея места и пространства: стойка администрации, гардероб, магазин, кафе, торговые и выставочные витрины.
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Внутри стены облицованы красными панелями и опоясаны рядами такого же цвета полок – разных размеров и конфигураций. Насыщенный цвет выбран как дань сакральному прошлому здания в то же время как декоративный маркер времени: им отмечено то, что относится к современной части интерьера, а все аутентичные детали и элементы – окна, проемы, кафедра проповедника, колонны – оставлены в своем первоначальном виде. Они органично существуют внутри ярких пластичных декораций, подчиняясь новой драматургии пространства и словно ожидая нового развития сюжета. Верхняя часть стен вдоль обходной галереи облицована акустическими панелями с горизонтальными световыми акцентами. Во избежание возможных проблем с повышением влажности, задние стенки панелей имеют специальную перфорацию.
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Главное пространство остается цельным и открытым, что позволяет быстро организовать здесь мобильные площадки дли разных мероприятий: концертов, презентаций, конференций и лекций. Музей становится динамичной частью современной жизни, оставляя в прошлом роль архитектурного монумента.
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © MVRDV




Проект: дом Chapel of Living
Место: Утрехт
Мастерская: Zecc Architects www.zecc.nl
Фото: Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Алтарную стену старой католической часовни в Утрехте прорезали большим витражным окном на тему картины Мондриана – таким оригинальным способом архитекторы связали внутреннее пространство с городским пейзажем. Эта выразительная геометрическая абстракция стала современной версией старинных витражей, расположенных в нижнем ярусе здания. Чтобы композиции из цветных стекол выглядели максимально эффектно, в верхней части стрельчатых сводов прорезали дополнительный ряд уже обычных прозрачных окон. Благодаря им, интерьер буквально заливает солнечным светом, заставляющим «оживать» рисунки ярких стеклянных панно.
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
zooming
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Только теперь они лишены культового символизма и дидактики, но являются частью декорации просторной резиденции, обустроенной внутри бывшей церкви. Новые окна – единственное радикальное вмешательство в архитектурное тело здания. К остальным элементам исторической постройки отнеслись предельно деликатно. Балкон с органом, куда ведет широкая боковая лестница, продолжен во внутреннее пространство двухъярусной конструкцией, похожей на гигантскую современную скульптуру. В ее нижней части расположена кухня, а наверху находится гостиная. Все приватные помещения (спальни и санузлы) вынесены в цокольный этаж. В отличие от светлых стен и красочных витражей «дневной» части апартаментов, для «ночной» половины выбраны темные тона, ослепительно белая сантехника и лаконичные яркие акценты в текстиле и аксессуарах.
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Для новых нужд частично использовали старую мебель: церковные скамьи стали сидениями в столовой, а одну из них превратили в столешницу.
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA




Проект: дом God’s Loft
Место: Харло
Мастерская: LKSVDD architecten www.lksvdd.nl
Фото: Vincent van den Hoven, LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Апогеем представленных реноваций можно назвать теперь уже жилой дом в Харло, само название которого звучит довольно дерзко – «Лофт Бога». Новыми владельцами бывшей евангелическо-реформатской церкви стала пара, живущая и работающая вместе – архитектор Роналд Олтхоф (Ronald Olthof) и декоратор Софи Сёйкер (Sofie Suiker). Они хотели сохранить постройку 1928 года, преобразовав ее в уникальное жилище с помощью «умного» дизайна и при минимальном бюджете.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Изначально авторы не планировали делить интерьер на множество отдельных комнат, а хотели максимально сохранить ощущение большого открытого пространства. Его зонировали с помощью многофункциональной вертикальной конструкции, вмещающей прихожую, встроенную кухню, санузел и лестницу, ведущую к главному архитектурному дополнению в интерьере – большой антресоли, где находится зона релакса с диваном, спальней и ванной за прозрачным стеклом. Сюда ведет эффектная красная лестница, названная «Лестницей к утехам». Стены спальни намеренно сделаны темными, чтобы создать визуальный контраст светлой и воздушной ванной комнате. Как парафраз церковного паникадила – авторская люстра из гнутых труб, напоминающих органные. Кроме собственно стен церковного здания, новые хозяева сохранили, отреставрировав, старые деревянные перекрытия, дверные панели и арочные окна с витражами.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
На нижнем уровне разместили гостиную и столовую с «Небесными вратами», охраняемыми сонмом ангелов, изображенных на монохромной фреске. На подиуме в бывшей алтарной части обустроили домашний офис с рабочим местом, дровяной печью и качелями для отдыха.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Основными чертами этого личного проекта супруги называют уважение, юмор и креатив. Их девиз: «Береги своего внутреннего ребенка: оставайся чистым, играя, исследуя и слегка озорничая». Но при всей эстетической безупречности авторских решений, местами они все же преступают грань и выглядят откровенно цинично. Сами хозяева не видят криминала в умеренной, на их взгляд, иронии. И если деревянные фигуры «заблудших овец» на лужайке у входа и светящиеся скворечники для перелетных птиц на заборе вполне безобидны, то крестообразная дизайн-развеска туалетной бумаги далека от ребячества и выглядит просто глумливо.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Для отделки использованы простые и экологичные материалы: полы из бетона, отштукатуренные стены и натуральное дерево – снаружи лестничная конструкция обшита досками, которыми раньше был выстлан пол церкви.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Вблизи главного здания есть просторное патио с «зеленой» кровлей и реечным навесом. Для его обустройства приспособили огромный старый контейнер, стенки которого теперь служат ограждениями дворика. Вокруг разбиты клумбы с цветами и травами, овощные грядки и высажены фруктовые деревья – как память о старых монастырских садиках. Здесь же стоят гигантские садовые вазоны, сложенные из остатков старинных кирпичей и оштукатуренные. Дорожки разбиты так, чтобы отовсюду оставалось видным главное здание с часовой башней, которой служит старая церковная колокольня.
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten


24 Апреля 2017

Автор текста:

Анна Малахова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.