Апгрейд по-голландски

В некогда священных стенах нидерландских церквей теперь с комфортом живут, работают и отдыхают.

mainImg
Вторую часть материала можно найти здесь.

В то время, как в России активно строятся новые храмы и разгорается борьба за церковную собственность, Западная Европа переживает охлаждение к религиозной традиции. Из-за массового сокращения числа верующих христиан за последнее десятилетие только в Нидерландах закрыто около тысячи пустующих церквей, куда уже некому ходить и которые попросту не на что содержать. Одним из самых доступных способов спасти эти памятники от разрушения сегодня остается передача их новым владельцам и трансформация в коммерческие и социально-востребованные объекты. Для этого в стране на государственном уровне разработана и действует программа реновации исторических культовых сооружений.

Теперь под старыми церковными сводами можно найти отель, библиотеку, магазин, ресторан, офис, жилой дом и даже скейт-парк. Архитектурная форма остается, но содержание и функция меняются принципиально. С точки зрения эстетики, все выглядит очень достойно – красиво и «цивильно». Этическая же сторона этих преобразований, при всей терпимости европейцев, вызывает публичный резонанс и полемику не только среди верующих. Но важна суть: исторически значимое архитектурное наследие все же сохраняется, а в случае перемен в духовных настроениях общества будет несложно вернуться и к формальным истокам.

Проект: книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht
Место: Маастрихт
Мастерская: Merkx+Girod www.merk-x.nl
Фото: Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Магазин, спроектированный архитектурным бюро Merkx+Girod в здании бывшей доминиканской церкви в Маастрихте, недавно был назван лондонской газетой The Guardian «возможно, самым красивым книжным магазином в мире». В старинном здании уже давно не проводились службы: в разное время его использовали как велосипедную стоянку, боксерский ринг и цветочный магазин. Новому владельцу требовалось разместить 1200 м2 торговых площадей на исходных 750 м2, для чего он предложил дополнительно перекрыть пространство и создать еще один эксплуатируемый уровень. Но архитекторы сочли, что это разрушит целостность изначального интерьера и придумали свой вариант решения задачи. Гигантский «книжный шкаф-стеллаж» с проходами для покупателей установлен чуть в стороне от главной оси, оставляя полностью открытой левую половину здания. Легкая трехуровневая металлоконструкция не только решает проблему дополнительной полезной площади, но акцентирует вертикаль и колоссальные размеры сооружения, сохраняя исходную концепцию церковного пространства. Кроме того, изучая книги вдоль этой огромной этажерки, покупатель поднимается на самый верх, где вблизи может любоваться великолепными росписями сводов.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Ресторан с большим центральным столом, имеющим форму латинского креста, занимает всю алтарную часть здания. Он спроектирован уже другой архитектурной мастерской – SATIJNplus Architecten, также имеющей опыт интерьерной трансформации церкви в светское заведение.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Выставка цветов в стенах доминиканской церкви в 1899. Предоставлено Merkx+Girod
Стоянка велосипедов в доминиканской церкви в 2002. Предоставлено Merkx+Girod





Проект: гостиница Kruisherenhotel
Место: Маастрихт
Мастерская: SATIJNplus Architecten www.satijnplus.nl
Фото: Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Готический собор с примыкающим к нему монастырским комплексом XVI века в одном из старейших кварталов Маастрихта пребывал в запустении еще с 1980-х. В начале нового тысячелетия судьбой зданий обеспокоился крупный голландский предприниматель, отельер и ресторатор Камиль Оствегель, известный своей любовью к старинным постройкам, которые он превращает в модные гостиницы и рестораны. После долгих бюрократических тяжб ему удалось получить разрешение на преобразование церкви с монастырем в фешенебельный дизайн-отель. Внутри старых стен по проекту SATIJNplus Architecten возвели архитектурную конструкцию с антресолью, лестницей и лифтом, благодаря которой внутри собора удалось разместить стойку портье, библиотеку, ресторан, винный бар и конференц-зону.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Над входом, оформленным в виде медного туннеля, находится стеклянная комната для переговоров. Полукруглые церковные капеллы превратили в комфортные лаунджи под стрельчатыми сводами.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Нижний уровень главного нефа занимает винный бар, а кафе для завтраков и ланчей оборудовано в антресольном уровне, откуда через огромные алтарные окна открываются чудесные виды старого Маастрихта.
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten

Прозрачный лифт поднимается наверх, к гостиничным номерам, которые обустроены на месте монашеских келий и в бывшем домике привратника. Комнаты постояльцев обставлены мебелью от самых именитых дизайнеров, оборудованы оригинальными светильниками и оформлены стильными росписями и принтами. Окна всех жилых помещений выходят в квадратный внутренний двор, где установлена эффектная световая инсталляция от Инго Маурера. Между ним и соседней постройкой в монастырском саду возвели современное здание-переход из стали и пластика, органично включив его в исторический контекст уже существующей застройки.




Проект: офисный центр Annastede
Место: Бреда
Мастерская: Oomen Architecten www.oomenarchitecten.nl
Фото: René van Dongen, Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Базилика Св. Анны в Бреде была заложена в 1902. Ее спроектировал сын известного голландского архитектора Питера Кёйперса, автора Рейксмузеума и Центрального вокзала в Амстердаме. Аннакерк в стиле неоготики – пример «переходного периода» в культовой архитектуре Нидерландов. Собор давно перестал быть местом религиозных собраний, постепенно приходя в запустение. В 1992 он был передан из ведения церковных властей муниципалитету, при чьей финансовой поддержке бюро Oomen Architects разработало проект его сохранения и нового использования. С 2002 здание стали называть Annastede («место Анны»).
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Теперь внутри него находится современный офисный центр с прозрачными стенами и изящными перекрытиями. Тщательно продуманная многоуровневая структура совершенно автономна и не противоречит исторической архитектуре. Легкие, едва видимые конструкции из стекла и металла будто парят в величественном окружении. Они составляют почти эстетский контраст с монументальностью старых стен, деликатно выявляя исторические детали и сохраняя особую атмосферу церковного пространства.
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten





Проект: частный дом Woonkerk XL
Место: Утрехт
Мастерская: Zecc Architects www.zecc.nl
Фото: Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Фасад бывшей католической церкви Св. Якова в Утрехте выходит к городской набережной и почти не выделяется среди окружающих частных домов. После того, как службы здесь прекратились, здание использовалось как выставочный зал для антикварной мебели и концертная площадка. Для этого в 1990-е годы там был возведен дополнительный антресольный этаж, что стало важным моментом в ходе реновации, порученной в 2007 бюро Zecc Architects, хорошо известному в Голландии подобными проектами. Церковное помещение надо было превратить в современную резиденцию, сохранив его историческую основу. Архитекторы решили преобразовать старую непривлекательную антресоль в разноуровневую конструкцию с большими открытыми пространствами и множеством видовых точек. На самом верху находится комната для занятий, ниже – место отдыха и гостиная с библиотекой, а в самом низу – спальни и ванные комнаты. Зонирование происходит за счет перепада высотных уровней и стен-перегородок разной геометрии со сквозными проемами для максимального доступа света. В результате, весь жилой объем выглядит эффектной современной скульптурой, которая органично взаимодействует с исторической архитектурой и организует пространство.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Столовая занимает подиум в бывшем алтаре, перпендикулярно которому стоит лаконичный кухонный остров. Старые церковные скамьи поставили вдоль обеденного стола, а нижнюю часть полукруглой алтарной стены прорезали тремя дополнительными проемами, один из которых служит входом в живописный внутренний дворик.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects

В случае смены владельца и назначения здания, такой интерьер легко можно приспособить под музей, библиотеку или же вернуть церкви – ведь новая конструкция не касается исторических стен, колонн, арок и может быть демонтирована. А старый деревянный пол, двери и витражи сохранены и бережно отреставрированы.




Проект: частный дом
Место: Роттердам
Мастерская: Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer www.rvarchitectuur.nl
Фото: René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

Небольшая деревянная церковь была построена на берегу реки Ротте в 1930 году, но уже много лет использовалась как гараж для сборки и продажи автомобилей. На момент передачи здания в работу архитекторам оно находилось в крайне запущенном состоянии, было сплошь обшито металлическими листами и напоминал ангар. Проект превращения его в жилой дом для семьи с двумя детьми разработало бюро Ruud Visser Architects в сотрудничестве с Петером Буром. Исходная площадь помещений значительно превышала размеры среднего голландского жилища. Архитекторы решили создать впечатляющее пространство, спроектировав отдельный дом непосредственно внутри существующей постройки – так, чтобы можно было его обойти, не выходя из церкви, ощутив границы сакрального и повседневного.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

С алтарной стороны старой церкви находилась небольшая капелла, меньше и ниже основного объема, но выходившая прямо к реке. Ее заменили современным объемом тех же очертаний, но чуть короче – с полностью стеклянной стеной, огромными раздвижными дверями и жалюзи. Новый прозрачный фасад открывает прекрасный вид на реку и сам становится частью пейзажа. Бывший церковный трансепт действует как буфер между внешней церковной стеной и частным домом. Он решен как просторный пустой холл, откуда хорошо видны и дом, и церковь в целом.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Церковь в Роттердаме до перестройки. Предоставлено Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer

31 Марта 2017

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Вожу с собой
Автономный дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.