Апгрейд по-голландски

В некогда священных стенах нидерландских церквей теперь с комфортом живут, работают и отдыхают.

mainImg
Вторую часть материала можно найти здесь.

В то время, как в России активно строятся новые храмы и разгорается борьба за церковную собственность, Западная Европа переживает охлаждение к религиозной традиции. Из-за массового сокращения числа верующих христиан за последнее десятилетие только в Нидерландах закрыто около тысячи пустующих церквей, куда уже некому ходить и которые попросту не на что содержать. Одним из самых доступных способов спасти эти памятники от разрушения сегодня остается передача их новым владельцам и трансформация в коммерческие и социально-востребованные объекты. Для этого в стране на государственном уровне разработана и действует программа реновации исторических культовых сооружений.

Теперь под старыми церковными сводами можно найти отель, библиотеку, магазин, ресторан, офис, жилой дом и даже скейт-парк. Архитектурная форма остается, но содержание и функция меняются принципиально. С точки зрения эстетики, все выглядит очень достойно – красиво и «цивильно». Этическая же сторона этих преобразований, при всей терпимости европейцев, вызывает публичный резонанс и полемику не только среди верующих. Но важна суть: исторически значимое архитектурное наследие все же сохраняется, а в случае перемен в духовных настроениях общества будет несложно вернуться и к формальным истокам.

Проект: книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht
Место: Маастрихт
Мастерская: Merkx+Girod www.merk-x.nl
Фото: Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Магазин, спроектированный архитектурным бюро Merkx+Girod в здании бывшей доминиканской церкви в Маастрихте, недавно был назван лондонской газетой The Guardian «возможно, самым красивым книжным магазином в мире». В старинном здании уже давно не проводились службы: в разное время его использовали как велосипедную стоянку, боксерский ринг и цветочный магазин. Новому владельцу требовалось разместить 1200 м2 торговых площадей на исходных 750 м2, для чего он предложил дополнительно перекрыть пространство и создать еще один эксплуатируемый уровень. Но архитекторы сочли, что это разрушит целостность изначального интерьера и придумали свой вариант решения задачи. Гигантский «книжный шкаф-стеллаж» с проходами для покупателей установлен чуть в стороне от главной оси, оставляя полностью открытой левую половину здания. Легкая трехуровневая металлоконструкция не только решает проблему дополнительной полезной площади, но акцентирует вертикаль и колоссальные размеры сооружения, сохраняя исходную концепцию церковного пространства. Кроме того, изучая книги вдоль этой огромной этажерки, покупатель поднимается на самый верх, где вблизи может любоваться великолепными росписями сводов.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Ресторан с большим центральным столом, имеющим форму латинского креста, занимает всю алтарную часть здания. Он спроектирован уже другой архитектурной мастерской – SATIJNplus Architecten, также имеющей опыт интерьерной трансформации церкви в светское заведение.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Выставка цветов в стенах доминиканской церкви в 1899. Предоставлено Merkx+Girod
Стоянка велосипедов в доминиканской церкви в 2002. Предоставлено Merkx+Girod





Проект: гостиница Kruisherenhotel
Место: Маастрихт
Мастерская: SATIJNplus Architecten www.satijnplus.nl
Фото: Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Готический собор с примыкающим к нему монастырским комплексом XVI века в одном из старейших кварталов Маастрихта пребывал в запустении еще с 1980-х. В начале нового тысячелетия судьбой зданий обеспокоился крупный голландский предприниматель, отельер и ресторатор Камиль Оствегель, известный своей любовью к старинным постройкам, которые он превращает в модные гостиницы и рестораны. После долгих бюрократических тяжб ему удалось получить разрешение на преобразование церкви с монастырем в фешенебельный дизайн-отель. Внутри старых стен по проекту SATIJNplus Architecten возвели архитектурную конструкцию с антресолью, лестницей и лифтом, благодаря которой внутри собора удалось разместить стойку портье, библиотеку, ресторан, винный бар и конференц-зону.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Над входом, оформленным в виде медного туннеля, находится стеклянная комната для переговоров. Полукруглые церковные капеллы превратили в комфортные лаунджи под стрельчатыми сводами.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Нижний уровень главного нефа занимает винный бар, а кафе для завтраков и ланчей оборудовано в антресольном уровне, откуда через огромные алтарные окна открываются чудесные виды старого Маастрихта.
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten

Прозрачный лифт поднимается наверх, к гостиничным номерам, которые обустроены на месте монашеских келий и в бывшем домике привратника. Комнаты постояльцев обставлены мебелью от самых именитых дизайнеров, оборудованы оригинальными светильниками и оформлены стильными росписями и принтами. Окна всех жилых помещений выходят в квадратный внутренний двор, где установлена эффектная световая инсталляция от Инго Маурера. Между ним и соседней постройкой в монастырском саду возвели современное здание-переход из стали и пластика, органично включив его в исторический контекст уже существующей застройки.




Проект: офисный центр Annastede
Место: Бреда
Мастерская: Oomen Architecten www.oomenarchitecten.nl
Фото: René van Dongen, Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Базилика Св. Анны в Бреде была заложена в 1902. Ее спроектировал сын известного голландского архитектора Питера Кёйперса, автора Рейксмузеума и Центрального вокзала в Амстердаме. Аннакерк в стиле неоготики – пример «переходного периода» в культовой архитектуре Нидерландов. Собор давно перестал быть местом религиозных собраний, постепенно приходя в запустение. В 1992 он был передан из ведения церковных властей муниципалитету, при чьей финансовой поддержке бюро Oomen Architects разработало проект его сохранения и нового использования. С 2002 здание стали называть Annastede («место Анны»).
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Теперь внутри него находится современный офисный центр с прозрачными стенами и изящными перекрытиями. Тщательно продуманная многоуровневая структура совершенно автономна и не противоречит исторической архитектуре. Легкие, едва видимые конструкции из стекла и металла будто парят в величественном окружении. Они составляют почти эстетский контраст с монументальностью старых стен, деликатно выявляя исторические детали и сохраняя особую атмосферу церковного пространства.
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten





Проект: частный дом Woonkerk XL
Место: Утрехт
Мастерская: Zecc Architects www.zecc.nl
Фото: Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Фасад бывшей католической церкви Св. Якова в Утрехте выходит к городской набережной и почти не выделяется среди окружающих частных домов. После того, как службы здесь прекратились, здание использовалось как выставочный зал для антикварной мебели и концертная площадка. Для этого в 1990-е годы там был возведен дополнительный антресольный этаж, что стало важным моментом в ходе реновации, порученной в 2007 бюро Zecc Architects, хорошо известному в Голландии подобными проектами. Церковное помещение надо было превратить в современную резиденцию, сохранив его историческую основу. Архитекторы решили преобразовать старую непривлекательную антресоль в разноуровневую конструкцию с большими открытыми пространствами и множеством видовых точек. На самом верху находится комната для занятий, ниже – место отдыха и гостиная с библиотекой, а в самом низу – спальни и ванные комнаты. Зонирование происходит за счет перепада высотных уровней и стен-перегородок разной геометрии со сквозными проемами для максимального доступа света. В результате, весь жилой объем выглядит эффектной современной скульптурой, которая органично взаимодействует с исторической архитектурой и организует пространство.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Столовая занимает подиум в бывшем алтаре, перпендикулярно которому стоит лаконичный кухонный остров. Старые церковные скамьи поставили вдоль обеденного стола, а нижнюю часть полукруглой алтарной стены прорезали тремя дополнительными проемами, один из которых служит входом в живописный внутренний дворик.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects

В случае смены владельца и назначения здания, такой интерьер легко можно приспособить под музей, библиотеку или же вернуть церкви – ведь новая конструкция не касается исторических стен, колонн, арок и может быть демонтирована. А старый деревянный пол, двери и витражи сохранены и бережно отреставрированы.




Проект: частный дом
Место: Роттердам
Мастерская: Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer www.rvarchitectuur.nl
Фото: René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

Небольшая деревянная церковь была построена на берегу реки Ротте в 1930 году, но уже много лет использовалась как гараж для сборки и продажи автомобилей. На момент передачи здания в работу архитекторам оно находилось в крайне запущенном состоянии, было сплошь обшито металлическими листами и напоминал ангар. Проект превращения его в жилой дом для семьи с двумя детьми разработало бюро Ruud Visser Architects в сотрудничестве с Петером Буром. Исходная площадь помещений значительно превышала размеры среднего голландского жилища. Архитекторы решили создать впечатляющее пространство, спроектировав отдельный дом непосредственно внутри существующей постройки – так, чтобы можно было его обойти, не выходя из церкви, ощутив границы сакрального и повседневного.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

С алтарной стороны старой церкви находилась небольшая капелла, меньше и ниже основного объема, но выходившая прямо к реке. Ее заменили современным объемом тех же очертаний, но чуть короче – с полностью стеклянной стеной, огромными раздвижными дверями и жалюзи. Новый прозрачный фасад открывает прекрасный вид на реку и сам становится частью пейзажа. Бывший церковный трансепт действует как буфер между внешней церковной стеной и частным домом. Он решен как просторный пустой холл, откуда хорошо видны и дом, и церковь в целом.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Церковь в Роттердаме до перестройки. Предоставлено Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer

31 Марта 2017

Похожие статьи
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.