Апгрейд по-голландски

В некогда священных стенах нидерландских церквей теперь с комфортом живут, работают и отдыхают.

mainImg
Вторую часть материала можно найти здесь.

В то время, как в России активно строятся новые храмы и разгорается борьба за церковную собственность, Западная Европа переживает охлаждение к религиозной традиции. Из-за массового сокращения числа верующих христиан за последнее десятилетие только в Нидерландах закрыто около тысячи пустующих церквей, куда уже некому ходить и которые попросту не на что содержать. Одним из самых доступных способов спасти эти памятники от разрушения сегодня остается передача их новым владельцам и трансформация в коммерческие и социально-востребованные объекты. Для этого в стране на государственном уровне разработана и действует программа реновации исторических культовых сооружений.

Теперь под старыми церковными сводами можно найти отель, библиотеку, магазин, ресторан, офис, жилой дом и даже скейт-парк. Архитектурная форма остается, но содержание и функция меняются принципиально. С точки зрения эстетики, все выглядит очень достойно – красиво и «цивильно». Этическая же сторона этих преобразований, при всей терпимости европейцев, вызывает публичный резонанс и полемику не только среди верующих. Но важна суть: исторически значимое архитектурное наследие все же сохраняется, а в случае перемен в духовных настроениях общества будет несложно вернуться и к формальным истокам.

Проект: книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht
Место: Маастрихт
Мастерская: Merkx+Girod www.merk-x.nl
Фото: Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Магазин, спроектированный архитектурным бюро Merkx+Girod в здании бывшей доминиканской церкви в Маастрихте, недавно был назван лондонской газетой The Guardian «возможно, самым красивым книжным магазином в мире». В старинном здании уже давно не проводились службы: в разное время его использовали как велосипедную стоянку, боксерский ринг и цветочный магазин. Новому владельцу требовалось разместить 1200 м2 торговых площадей на исходных 750 м2, для чего он предложил дополнительно перекрыть пространство и создать еще один эксплуатируемый уровень. Но архитекторы сочли, что это разрушит целостность изначального интерьера и придумали свой вариант решения задачи. Гигантский «книжный шкаф-стеллаж» с проходами для покупателей установлен чуть в стороне от главной оси, оставляя полностью открытой левую половину здания. Легкая трехуровневая металлоконструкция не только решает проблему дополнительной полезной площади, но акцентирует вертикаль и колоссальные размеры сооружения, сохраняя исходную концепцию церковного пространства. Кроме того, изучая книги вдоль этой огромной этажерки, покупатель поднимается на самый верх, где вблизи может любоваться великолепными росписями сводов.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Roos Aldershoff

Ресторан с большим центральным столом, имеющим форму латинского креста, занимает всю алтарную часть здания. Он спроектирован уже другой архитектурной мастерской – SATIJNplus Architecten, также имеющей опыт интерьерной трансформации церкви в светское заведение.
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Книжный магазин Selexyz Dominicanenkerk Maastricht © Merkx+Girod
Выставка цветов в стенах доминиканской церкви в 1899. Предоставлено Merkx+Girod
Стоянка велосипедов в доминиканской церкви в 2002. Предоставлено Merkx+Girod





Проект: гостиница Kruisherenhotel
Место: Маастрихт
Мастерская: SATIJNplus Architecten www.satijnplus.nl
Фото: Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Готический собор с примыкающим к нему монастырским комплексом XVI века в одном из старейших кварталов Маастрихта пребывал в запустении еще с 1980-х. В начале нового тысячелетия судьбой зданий обеспокоился крупный голландский предприниматель, отельер и ресторатор Камиль Оствегель, известный своей любовью к старинным постройкам, которые он превращает в модные гостиницы и рестораны. После долгих бюрократических тяжб ему удалось получить разрешение на преобразование церкви с монастырем в фешенебельный дизайн-отель. Внутри старых стен по проекту SATIJNplus Architecten возвели архитектурную конструкцию с антресолью, лестницей и лифтом, благодаря которой внутри собора удалось разместить стойку портье, библиотеку, ресторан, винный бар и конференц-зону.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Над входом, оформленным в виде медного туннеля, находится стеклянная комната для переговоров. Полукруглые церковные капеллы превратили в комфортные лаунджи под стрельчатыми сводами.
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun
Гостиница Kruisherenhotel © Etienne van Sloun

Нижний уровень главного нефа занимает винный бар, а кафе для завтраков и ланчей оборудовано в антресольном уровне, откуда через огромные алтарные окна открываются чудесные виды старого Маастрихта.
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten
Гостиница Kruisherenhotel © SATIJNplus Architecten

Прозрачный лифт поднимается наверх, к гостиничным номерам, которые обустроены на месте монашеских келий и в бывшем домике привратника. Комнаты постояльцев обставлены мебелью от самых именитых дизайнеров, оборудованы оригинальными светильниками и оформлены стильными росписями и принтами. Окна всех жилых помещений выходят в квадратный внутренний двор, где установлена эффектная световая инсталляция от Инго Маурера. Между ним и соседней постройкой в монастырском саду возвели современное здание-переход из стали и пластика, органично включив его в исторический контекст уже существующей застройки.




Проект: офисный центр Annastede
Место: Бреда
Мастерская: Oomen Architecten www.oomenarchitecten.nl
Фото: René van Dongen, Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Базилика Св. Анны в Бреде была заложена в 1902. Ее спроектировал сын известного голландского архитектора Питера Кёйперса, автора Рейксмузеума и Центрального вокзала в Амстердаме. Аннакерк в стиле неоготики – пример «переходного периода» в культовой архитектуре Нидерландов. Собор давно перестал быть местом религиозных собраний, постепенно приходя в запустение. В 1992 он был передан из ведения церковных властей муниципалитету, при чьей финансовой поддержке бюро Oomen Architects разработало проект его сохранения и нового использования. С 2002 здание стали называть Annastede («место Анны»).
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © Rob van Esch
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen
Офисный центр Annastede © René van Dongen

Теперь внутри него находится современный офисный центр с прозрачными стенами и изящными перекрытиями. Тщательно продуманная многоуровневая структура совершенно автономна и не противоречит исторической архитектуре. Легкие, едва видимые конструкции из стекла и металла будто парят в величественном окружении. Они составляют почти эстетский контраст с монументальностью старых стен, деликатно выявляя исторические детали и сохраняя особую атмосферу церковного пространства.
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten
Офисный центр Annastede © Oomen Architecten





Проект: частный дом Woonkerk XL
Место: Утрехт
Мастерская: Zecc Architects www.zecc.nl
Фото: Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Фасад бывшей католической церкви Св. Якова в Утрехте выходит к городской набережной и почти не выделяется среди окружающих частных домов. После того, как службы здесь прекратились, здание использовалось как выставочный зал для антикварной мебели и концертная площадка. Для этого в 1990-е годы там был возведен дополнительный антресольный этаж, что стало важным моментом в ходе реновации, порученной в 2007 бюро Zecc Architects, хорошо известному в Голландии подобными проектами. Церковное помещение надо было превратить в современную резиденцию, сохранив его историческую основу. Архитекторы решили преобразовать старую непривлекательную антресоль в разноуровневую конструкцию с большими открытыми пространствами и множеством видовых точек. На самом верху находится комната для занятий, ниже – место отдыха и гостиная с библиотекой, а в самом низу – спальни и ванные комнаты. Зонирование происходит за счет перепада высотных уровней и стен-перегородок разной геометрии со сквозными проемами для максимального доступа света. В результате, весь жилой объем выглядит эффектной современной скульптурой, которая органично взаимодействует с исторической архитектурой и организует пространство.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk

Столовая занимает подиум в бывшем алтаре, перпендикулярно которому стоит лаконичный кухонный остров. Старые церковные скамьи поставили вдоль обеденного стола, а нижнюю часть полукруглой алтарной стены прорезали тремя дополнительными проемами, один из которых служит входом в живописный внутренний дворик.
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Frank Hanswijk
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects
Частный дом Woonkerk XL © Zecc Architects

В случае смены владельца и назначения здания, такой интерьер легко можно приспособить под музей, библиотеку или же вернуть церкви – ведь новая конструкция не касается исторических стен, колонн, арок и может быть демонтирована. А старый деревянный пол, двери и витражи сохранены и бережно отреставрированы.




Проект: частный дом
Место: Роттердам
Мастерская: Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer www.rvarchitectuur.nl
Фото: René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

Небольшая деревянная церковь была построена на берегу реки Ротте в 1930 году, но уже много лет использовалась как гараж для сборки и продажи автомобилей. На момент передачи здания в работу архитекторам оно находилось в крайне запущенном состоянии, было сплошь обшито металлическими листами и напоминал ангар. Проект превращения его в жилой дом для семьи с двумя детьми разработало бюро Ruud Visser Architects в сотрудничестве с Петером Буром. Исходная площадь помещений значительно превышала размеры среднего голландского жилища. Архитекторы решили создать впечатляющее пространство, спроектировав отдельный дом непосредственно внутри существующей постройки – так, чтобы можно было его обойти, не выходя из церкви, ощутив границы сакрального и повседневного.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit

С алтарной стороны старой церкви находилась небольшая капелла, меньше и ниже основного объема, но выходившая прямо к реке. Ее заменили современным объемом тех же очертаний, но чуть короче – с полностью стеклянной стеной, огромными раздвижными дверями и жалюзи. Новый прозрачный фасад открывает прекрасный вид на реку и сам становится частью пейзажа. Бывший церковный трансепт действует как буфер между внешней церковной стеной и частным домом. Он решен как просторный пустой холл, откуда хорошо видны и дом, и церковь в целом.
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © René de Wit
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Частный дом в Роттердаме © Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer
Церковь в Роттердаме до перестройки. Предоставлено Ruud Visser Architects i.c.w. Peter Boer

31 Марта 2017

Похожие статьи
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.