Николай Шумаков: «Необходимо объединиться и заявить о себе в полный голос»

Интервью с новым президентом САР содержит призыв к региональным подразделениям.

mainImg
Результаты выборов нового президента САР огласили в последний день работы IX съезда Союза архитекторов России, 19 октября. Победил, со значительным перевесом, Николай Иванович Шумаков, главный архитектор Метрогипротранс, последние пять лет возглавлявший Союз московских архитекторов. Теперь он планирует совмещать оба президентских поста: САР и СМА. Мы встретились с Николаем Ивановичем, чтобы задать ему вопросы о перспективах развития и нераскрытых ресурсах Союза.

Архи.ру:
– Когда Вас выбрали пять лет назад президентом СМА, Вы были настроены весьма решительно и даже радикально в стремлении к обновлению московского союза. За прошедшие годы Вам, действительно, многое удалось изменить, но перемены так и не приняли кардинального характера. Сейчас в вашей программе на пост президента САР много новых предложений, но методы, которыми Вы предлагаете их реализовывать, носят скорее эволюционный характер. Вам кажется этот путь более эффективным? Или есть другие причины?

Николай Шумаков:
– Революция здесь не годится коренным образом. Я убедился в этом на собственном опыте во время пяти лет работы на посту президента Союза московских архитекторов. В архитектурном сообществе, да и в обществе в целом, очень велика инерция. Союз – имеет большую историю и славные традиции, которые многое значат для старшего поколения. И нет никаких причин ломать их. Общественная, профессиональная и культурная жизнь Союза может и должна развиваться поступательно, прирастая новыми инициативами и программами за счёт вовлечения в союзные дела молодого поколения российских архитекторов, давая им возможность реализовать свои идеи, используя имеющиеся в САР ресурсы.

– Какова в этом контексте ваша главная задача?

– Моя основная задача – реформировать организационную структуру, сделать её более эффективной, чтобы она была способна отстаивать авторитет и интересы профессионального сообщества. Сейчас существуют десятки разных союзов, ассоциаций, часть которых вполне жизнеспособна, часть – функционирует по инерции. Я убежден, что разобщённость работает против нас. По отдельности эти структуры не могут добиться тех результатов, которые необходимы для возвращения нашей профессии того статуса и той роли в обществе, которых она заслуживает. В своей программе я предложил консолидировать под эгидой Союза архитекторов России все существующие и действующие творческие и профессиональные объединения, имеющие отношение к архитектуре, градостроительству и дизайну.

И начнём мы с оптимизации структуры и системы взаимодействия трех Союзов: САР, СМА и МАСА. Наши офисы находятся на одной улице, мы проводим сходные по тематике и целевой аудитории мероприятия, привлекаем одних и тех же партнеров, невольно конкурируя друг с другом, вместо того, чтобы поддерживать друг друга. Я не предлагаю упразднять или механически сливать эти организации, но систематизировать их деятельность, объединить дублирующие друг друга программы – необходимо. Для достижения этой цели, а также для оптимизации расходных статей бюджетов, возможно, нужно будет объединить их административно-хозяйственные ресурсы, создав общий исполнительных орган, с единой бухгалтерией, пиар-отделом, дирекцией выставок и конкурсов. Но конкретная схема оптимизации структур будет определена чуть позже, после того, как мы проанализируем имеющиеся ресурсы.

– Цель слияния – исключительно хозяйственная или все-таки идеологическая?

– Все вместе. Объединённая структура сможет более эффективно лоббировать интересы архитектурного сообщества на федеральном и региональных уровнях, вести более активную информационную политику, укрепляя общественный престиж профессии, отстаивая наши интересы. Необходимо находить формы ведения диалога с властью. Путь конфронтации оборачивается лишь позиционными потерями всего цеха. С властью надо учиться общаться и добиваться тех решений, которые отвечают интересам архитектурного сообщества.

За прошедшие десятилетия архитектура выпала из обоймы культурно-значимых и интересных обществу тем. Необходимо вести разъяснительную работу, элементарный ликбез, что такое архитектура, чем занимается архитектор, какие задачи решают градостроители, ландшафтные дизайнеры, чем ценна историческая застройка и так далее.

– Какие ещё приоритеты в работе этой единой структуры вы видите?

– Ресурсы, которые освободятся за счёт объединения аппаратов, я планирую использовать для кардинального изменения системы работы с регионами. Столичные отделения Союза архитекторов России находятся в достаточно благополучном состоянии. Идёт активная профессиональная и культурная жизнь. А вот регионы нуждаются в нашей помощи. Понятно, что речь не о финансовой поддержке, тут у всех достаточно тяжёлое положение. Нужна помощь моральная и имиджевая. Они не чувствуют поддержку центра, не чувствуют своей вовлеченности в общецеховые проекты и программы. Им сложно решать административные проблемы, сложно вести диалог с местными властями. И простой визит делегации из Москвы или других регионов, лекция именитого коллеги, выставка лучших проектов зачастую становится стимулом для активизации местного архитектурного сообщества. Вот именно такое профессиональное и культурное взаимодействие с регионами я планирую развивать.

– А какова роль региональных подразделений САР в этой системе?

– Для меня крайне важно в сложившейся ситуации, чтобы сами региональные подразделения САР проявили инициативу и выступили со своими предложениями. Программа, с которой я выступил перед выборами на пост президента САР, носит принципиальный характер и будет развиваться, дополняться по мере накопления более детальной информации: как о состоянии дел внутри аппарата Союза, так и о ситуации в регионах.

Пользуясь этой возможностью, обращаюсь ко всем членам Союза архитекторов России: если у вас есть конструктивные предложения – я подчеркиваю, предложения, а не жалобы! – по тому, как можно улучшить работу вашего подразделения Союза архитекторов России или может быть у вас есть идеи каких-то мероприятий или проектов, в которых вам нужна организационная помощь центра, присылайте на моё имя ваши предложения. Мы их обязательно рассмотрим и учтём при детальной проработке стратегии развития САР на ближайшие годы.

Мы также полностью открыты для предложений и сотрудничества со всеми творческими и профессиональными объединениями.

– Какие ещё ресурсы, на ваш взгляд, пока не достаточно используются Союзом архитекторов?

– Я связываю свои надежды на обновление Союза с молодежью. Наш опыт в Союзе московских архитекторов показал, что среди молодых архитекторов есть немало талантливых и инициативных ребят, не только способных предложить интересную идею, но и собрать команду, и реализовать её. И сейчас на съезде САР мы ввели в состав правления сразу десять молодых архитекторов в возрасте около 35 лет. И я могу только поблагодарить их за желание активнее участвовать в деятельности САР. Уверен, что их энтузиазм, знания и креативность помогут нам развивать Союз и в ближайшие годы число молодых профессионалов, участвующих в нашей работе, будет только расти. 
***

Предвыборная программа Николая Шумакова: 
Опубликована в газете СА №5 (61) 2016


«Творческие люди – это соль земли, творческие союзы – неотъемлемая часть гражданского общества, часть пронизывающей и скрепляющей страну горизонтальной структуры.

Творчеству в новой России еще не нашлось места. Раньше мы были зажаты в тоталитарных тисках, а вот теперь в тисках новой идеологии, идеологии денег, для которой традиции, ценности, творчество, гуманистическая суть нашей профессии – балласт, мешающий зарабатывать. В этой непростой ситуации мы обязаны позаботиться о сохранении тех традиций и идеалов, которыми живет наше содружество уже 150 лет.

Время развала, деления и почкования проходит. Союз архитекторов России должен и обязан сегодня возглавить процесс консолидации всех архитектурных сил страны. Архитекторы, урбанисты, ландшафтники, дизайнеры, теоретики – те, кто занимается архитектурной деятельностью, – должны и обязаны объединиться под эгидой СА России на благо архитектуры с приоритетом профессиональных интересов нашего цеха. Только так мы выживем и победим. В единстве наша сила.

Сегодня Союз архитекторов России – это отнюдь не слабая организация. Союз имеет представительства на местах и региональные отделения почти в каждом субъекте Российской Федерации. Государство пока не осознаёт, какую поддержку в лице профессионалов оно может получить при реализации госпрограмм. Наша задача – вдумчиво, внимательно и терпеливо, используя все доступные средства, в том числе и прессу, вести разъяснительную работу, развивая сознание представителей власти. Не исключаю, что, когда другие формы самоорганизации вступят в силу и будут признаны государством, данную форму можно будет пересмотреть. Но это надо делать исключительно бережно и осмотрительно, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. И уж, конечно, реформы должны служить интересам демократического большинства. Вам, дорогие архитекторы! И зарабатывать союз может, несмотря на некоммерческий статус – для самосохранения. Может и должен. И тут – опять в ходу все тот же человеческий фактор. Судя по успешной деятельности СМА, такие возможности имеются. Сохраним традиции. Их недооценка чревата невосполнимыми потерями и утратами...

Укрепление статуса Союза архитекторов России и общественного престижа профессии. Для работы в этом направлении мы будем делать ставку в том числе на информационную составляющую нашей деятельности. Современная информационная модель общества диктует нам свои правила. Необходимо создать единое архитектурное информационное пространство. Необходимо медийное сопровождение архитектурных программ, фестивалей и особенно конкурсов. Общественность должна быть не только информирована, она должна быть включена в работу. Необходимо кардинально поменять пиар.

СА должен выступать инициатором в прессе, в дискуссиях, на обсуждениях, получая дополнительный авторитет у общества. Вести пиар-акции по всей России.

Необходимо изменить формат выставок и фестивалей. Проводить их на элитных площадках, с привлечением широкой общественности.

Продолжение работы по архитектурному законодательству с сохранением преемственности. Обеспечение правовой защиты интересов архитекторов. Мы ценим тот огромный вклад, который внесла команда В.Н. Логвинова в работу над законодательными инициативами. Работу должны продолжить те, кто ее начинал, с привлечением специалистов из смежных областей.

Настойчиво добиваться от власти возрождения системы творческих конкурсов, проведения конкурсов на архитектурные решения любых крупных объектов. Необходимо обратиться к мировому опыту проведения архитектурно-градостроительных конкурсов на все объекты. В этом случае задача союза – обеспечить качественность экспертной оценки. Жюри должно не менее чем на две трети состоять из архитекторов – членов союза и определяться именно союзом. Результаты передаются заказчикам: государству, девелоперам. Устранить профанацию выбора путем предварительного отбора участников конкурсов.

Выработка социально-ответственной позиции союза в диалоге с властью по защите законных прав и интересов членов СА России. Мы обязаны сделать все, чтобы установить и закрепить прочные связи с государственными органами власти России: проводить совместную работу на постоянной основе, вносить инициативы от СА России, проводить обсуждения (в том числе для решения проблем имущественного положения союза), разработать определенное соглашение между правительством РФ и СА России. Это тот фундамент союза, который нуждается в государственной поддержке.

Старшее поколение активно работает в союзе (Ю.П. Гнедовский, А.П. Кудрявцев, В.Д. Красильников и т.д.). Хотелось бы привлечь их к работе, в том числе в таких важных направлениях, как градостроительное развитие российских городов, работе над этическими нормами профессиональной деятельности. Нам есть чему поучиться у старшего поколения в новых рыночных условиях.

Активная помощь молодым архитекторам в овладении профессией (система молодежных конкурсов, семинаров, мастер-классов, фестивалей). Развитие среднего специального образования. Создание реестра необходимых специалистов. Молодежное объединение союза активно заявило о себе. Завтра – это наш авангард, который широко популяризирует нашу профессию, открывая все новые формы и направления в деятельности союза, организуя площадки для диалога и информационного обмена. В этой работе им необходима активная поддержка старшего поколения. Необходимо создание кураторства направлений деятельности союза для создания на площадках СА России плацдарма для всех молодежных инициатив. Активная жизнь союзной молодежи – наше светлое будущее.

Усилить влияние общественных архитектурных советов на процессы создания архитектурной среды путем проведения общественных экспертных обсуждений и свободных дискуссий по знаковым объектам, объектам с крупным городским и государственным бюджетом. Встать впереди, объединив уважаемые корпоративные организации и объединения градостроителей, ландшафтников, дизайнеров интерьеров и городской среды.

Объединить в единую хозяйственно-эксплуатационную службу всю недвижимость Союзов Москвы и России, упорядочить все активы. Определить рентабельность их существования и эффективность использования.

Создать и продвигать существующие структуры производителей стройматериалов, подрядчиков и девелоперов, то есть расширить клуб партнеров СМА до клуба партнеров СА России. Создать их рейтинги для продвижения на рынках городов России.

Полностью поменять пиар!!! Кардинально! Сделать сайт СА России дееспособным. Решительно поднять уровень прессы союза. Ввести пиар-акции по всей России, прежде всего обращаясь к обществу, политическим партиям и деловым кругам.

Как правило, все предвыборные обещания звучат громко, но после выборов забываются. В моем случае – гарантирую, что продолжу работу, начатую моими предшественниками, которые бескорыстно трудились и продолжают трудиться на благо союза. Я готов приложить все усилия, весь накопленный опыт, чтобы, подняв союз на должную высоту, решать коллегиально проблемы нашего профессионального цеха.

За эти годы было сделано немало. Есть результат, и мы вместе можем идти дальше
».
 

 
Николай Шумаков © САР

24 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.