Николай Шумаков: «Необходимо объединиться и заявить о себе в полный голос»

Интервью с новым президентом САР содержит призыв к региональным подразделениям.

mainImg
Результаты выборов нового президента САР огласили в последний день работы IX съезда Союза архитекторов России, 19 октября. Победил, со значительным перевесом, Николай Иванович Шумаков, главный архитектор Метрогипротранс, последние пять лет возглавлявший Союз московских архитекторов. Теперь он планирует совмещать оба президентских поста: САР и СМА. Мы встретились с Николаем Ивановичем, чтобы задать ему вопросы о перспективах развития и нераскрытых ресурсах Союза.

Архи.ру:
– Когда Вас выбрали пять лет назад президентом СМА, Вы были настроены весьма решительно и даже радикально в стремлении к обновлению московского союза. За прошедшие годы Вам, действительно, многое удалось изменить, но перемены так и не приняли кардинального характера. Сейчас в вашей программе на пост президента САР много новых предложений, но методы, которыми Вы предлагаете их реализовывать, носят скорее эволюционный характер. Вам кажется этот путь более эффективным? Или есть другие причины?

Николай Шумаков:
– Революция здесь не годится коренным образом. Я убедился в этом на собственном опыте во время пяти лет работы на посту президента Союза московских архитекторов. В архитектурном сообществе, да и в обществе в целом, очень велика инерция. Союз – имеет большую историю и славные традиции, которые многое значат для старшего поколения. И нет никаких причин ломать их. Общественная, профессиональная и культурная жизнь Союза может и должна развиваться поступательно, прирастая новыми инициативами и программами за счёт вовлечения в союзные дела молодого поколения российских архитекторов, давая им возможность реализовать свои идеи, используя имеющиеся в САР ресурсы.

– Какова в этом контексте ваша главная задача?

– Моя основная задача – реформировать организационную структуру, сделать её более эффективной, чтобы она была способна отстаивать авторитет и интересы профессионального сообщества. Сейчас существуют десятки разных союзов, ассоциаций, часть которых вполне жизнеспособна, часть – функционирует по инерции. Я убежден, что разобщённость работает против нас. По отдельности эти структуры не могут добиться тех результатов, которые необходимы для возвращения нашей профессии того статуса и той роли в обществе, которых она заслуживает. В своей программе я предложил консолидировать под эгидой Союза архитекторов России все существующие и действующие творческие и профессиональные объединения, имеющие отношение к архитектуре, градостроительству и дизайну.

И начнём мы с оптимизации структуры и системы взаимодействия трех Союзов: САР, СМА и МАСА. Наши офисы находятся на одной улице, мы проводим сходные по тематике и целевой аудитории мероприятия, привлекаем одних и тех же партнеров, невольно конкурируя друг с другом, вместо того, чтобы поддерживать друг друга. Я не предлагаю упразднять или механически сливать эти организации, но систематизировать их деятельность, объединить дублирующие друг друга программы – необходимо. Для достижения этой цели, а также для оптимизации расходных статей бюджетов, возможно, нужно будет объединить их административно-хозяйственные ресурсы, создав общий исполнительных орган, с единой бухгалтерией, пиар-отделом, дирекцией выставок и конкурсов. Но конкретная схема оптимизации структур будет определена чуть позже, после того, как мы проанализируем имеющиеся ресурсы.

– Цель слияния – исключительно хозяйственная или все-таки идеологическая?

– Все вместе. Объединённая структура сможет более эффективно лоббировать интересы архитектурного сообщества на федеральном и региональных уровнях, вести более активную информационную политику, укрепляя общественный престиж профессии, отстаивая наши интересы. Необходимо находить формы ведения диалога с властью. Путь конфронтации оборачивается лишь позиционными потерями всего цеха. С властью надо учиться общаться и добиваться тех решений, которые отвечают интересам архитектурного сообщества.

За прошедшие десятилетия архитектура выпала из обоймы культурно-значимых и интересных обществу тем. Необходимо вести разъяснительную работу, элементарный ликбез, что такое архитектура, чем занимается архитектор, какие задачи решают градостроители, ландшафтные дизайнеры, чем ценна историческая застройка и так далее.

– Какие ещё приоритеты в работе этой единой структуры вы видите?

– Ресурсы, которые освободятся за счёт объединения аппаратов, я планирую использовать для кардинального изменения системы работы с регионами. Столичные отделения Союза архитекторов России находятся в достаточно благополучном состоянии. Идёт активная профессиональная и культурная жизнь. А вот регионы нуждаются в нашей помощи. Понятно, что речь не о финансовой поддержке, тут у всех достаточно тяжёлое положение. Нужна помощь моральная и имиджевая. Они не чувствуют поддержку центра, не чувствуют своей вовлеченности в общецеховые проекты и программы. Им сложно решать административные проблемы, сложно вести диалог с местными властями. И простой визит делегации из Москвы или других регионов, лекция именитого коллеги, выставка лучших проектов зачастую становится стимулом для активизации местного архитектурного сообщества. Вот именно такое профессиональное и культурное взаимодействие с регионами я планирую развивать.

– А какова роль региональных подразделений САР в этой системе?

– Для меня крайне важно в сложившейся ситуации, чтобы сами региональные подразделения САР проявили инициативу и выступили со своими предложениями. Программа, с которой я выступил перед выборами на пост президента САР, носит принципиальный характер и будет развиваться, дополняться по мере накопления более детальной информации: как о состоянии дел внутри аппарата Союза, так и о ситуации в регионах.

Пользуясь этой возможностью, обращаюсь ко всем членам Союза архитекторов России: если у вас есть конструктивные предложения – я подчеркиваю, предложения, а не жалобы! – по тому, как можно улучшить работу вашего подразделения Союза архитекторов России или может быть у вас есть идеи каких-то мероприятий или проектов, в которых вам нужна организационная помощь центра, присылайте на моё имя ваши предложения. Мы их обязательно рассмотрим и учтём при детальной проработке стратегии развития САР на ближайшие годы.

Мы также полностью открыты для предложений и сотрудничества со всеми творческими и профессиональными объединениями.

– Какие ещё ресурсы, на ваш взгляд, пока не достаточно используются Союзом архитекторов?

– Я связываю свои надежды на обновление Союза с молодежью. Наш опыт в Союзе московских архитекторов показал, что среди молодых архитекторов есть немало талантливых и инициативных ребят, не только способных предложить интересную идею, но и собрать команду, и реализовать её. И сейчас на съезде САР мы ввели в состав правления сразу десять молодых архитекторов в возрасте около 35 лет. И я могу только поблагодарить их за желание активнее участвовать в деятельности САР. Уверен, что их энтузиазм, знания и креативность помогут нам развивать Союз и в ближайшие годы число молодых профессионалов, участвующих в нашей работе, будет только расти. 
***

Предвыборная программа Николая Шумакова: 
Опубликована в газете СА №5 (61) 2016


«Творческие люди – это соль земли, творческие союзы – неотъемлемая часть гражданского общества, часть пронизывающей и скрепляющей страну горизонтальной структуры.

Творчеству в новой России еще не нашлось места. Раньше мы были зажаты в тоталитарных тисках, а вот теперь в тисках новой идеологии, идеологии денег, для которой традиции, ценности, творчество, гуманистическая суть нашей профессии – балласт, мешающий зарабатывать. В этой непростой ситуации мы обязаны позаботиться о сохранении тех традиций и идеалов, которыми живет наше содружество уже 150 лет.

Время развала, деления и почкования проходит. Союз архитекторов России должен и обязан сегодня возглавить процесс консолидации всех архитектурных сил страны. Архитекторы, урбанисты, ландшафтники, дизайнеры, теоретики – те, кто занимается архитектурной деятельностью, – должны и обязаны объединиться под эгидой СА России на благо архитектуры с приоритетом профессиональных интересов нашего цеха. Только так мы выживем и победим. В единстве наша сила.

Сегодня Союз архитекторов России – это отнюдь не слабая организация. Союз имеет представительства на местах и региональные отделения почти в каждом субъекте Российской Федерации. Государство пока не осознаёт, какую поддержку в лице профессионалов оно может получить при реализации госпрограмм. Наша задача – вдумчиво, внимательно и терпеливо, используя все доступные средства, в том числе и прессу, вести разъяснительную работу, развивая сознание представителей власти. Не исключаю, что, когда другие формы самоорганизации вступят в силу и будут признаны государством, данную форму можно будет пересмотреть. Но это надо делать исключительно бережно и осмотрительно, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. И уж, конечно, реформы должны служить интересам демократического большинства. Вам, дорогие архитекторы! И зарабатывать союз может, несмотря на некоммерческий статус – для самосохранения. Может и должен. И тут – опять в ходу все тот же человеческий фактор. Судя по успешной деятельности СМА, такие возможности имеются. Сохраним традиции. Их недооценка чревата невосполнимыми потерями и утратами...

Укрепление статуса Союза архитекторов России и общественного престижа профессии. Для работы в этом направлении мы будем делать ставку в том числе на информационную составляющую нашей деятельности. Современная информационная модель общества диктует нам свои правила. Необходимо создать единое архитектурное информационное пространство. Необходимо медийное сопровождение архитектурных программ, фестивалей и особенно конкурсов. Общественность должна быть не только информирована, она должна быть включена в работу. Необходимо кардинально поменять пиар.

СА должен выступать инициатором в прессе, в дискуссиях, на обсуждениях, получая дополнительный авторитет у общества. Вести пиар-акции по всей России.

Необходимо изменить формат выставок и фестивалей. Проводить их на элитных площадках, с привлечением широкой общественности.

Продолжение работы по архитектурному законодательству с сохранением преемственности. Обеспечение правовой защиты интересов архитекторов. Мы ценим тот огромный вклад, который внесла команда В.Н. Логвинова в работу над законодательными инициативами. Работу должны продолжить те, кто ее начинал, с привлечением специалистов из смежных областей.

Настойчиво добиваться от власти возрождения системы творческих конкурсов, проведения конкурсов на архитектурные решения любых крупных объектов. Необходимо обратиться к мировому опыту проведения архитектурно-градостроительных конкурсов на все объекты. В этом случае задача союза – обеспечить качественность экспертной оценки. Жюри должно не менее чем на две трети состоять из архитекторов – членов союза и определяться именно союзом. Результаты передаются заказчикам: государству, девелоперам. Устранить профанацию выбора путем предварительного отбора участников конкурсов.

Выработка социально-ответственной позиции союза в диалоге с властью по защите законных прав и интересов членов СА России. Мы обязаны сделать все, чтобы установить и закрепить прочные связи с государственными органами власти России: проводить совместную работу на постоянной основе, вносить инициативы от СА России, проводить обсуждения (в том числе для решения проблем имущественного положения союза), разработать определенное соглашение между правительством РФ и СА России. Это тот фундамент союза, который нуждается в государственной поддержке.

Старшее поколение активно работает в союзе (Ю.П. Гнедовский, А.П. Кудрявцев, В.Д. Красильников и т.д.). Хотелось бы привлечь их к работе, в том числе в таких важных направлениях, как градостроительное развитие российских городов, работе над этическими нормами профессиональной деятельности. Нам есть чему поучиться у старшего поколения в новых рыночных условиях.

Активная помощь молодым архитекторам в овладении профессией (система молодежных конкурсов, семинаров, мастер-классов, фестивалей). Развитие среднего специального образования. Создание реестра необходимых специалистов. Молодежное объединение союза активно заявило о себе. Завтра – это наш авангард, который широко популяризирует нашу профессию, открывая все новые формы и направления в деятельности союза, организуя площадки для диалога и информационного обмена. В этой работе им необходима активная поддержка старшего поколения. Необходимо создание кураторства направлений деятельности союза для создания на площадках СА России плацдарма для всех молодежных инициатив. Активная жизнь союзной молодежи – наше светлое будущее.

Усилить влияние общественных архитектурных советов на процессы создания архитектурной среды путем проведения общественных экспертных обсуждений и свободных дискуссий по знаковым объектам, объектам с крупным городским и государственным бюджетом. Встать впереди, объединив уважаемые корпоративные организации и объединения градостроителей, ландшафтников, дизайнеров интерьеров и городской среды.

Объединить в единую хозяйственно-эксплуатационную службу всю недвижимость Союзов Москвы и России, упорядочить все активы. Определить рентабельность их существования и эффективность использования.

Создать и продвигать существующие структуры производителей стройматериалов, подрядчиков и девелоперов, то есть расширить клуб партнеров СМА до клуба партнеров СА России. Создать их рейтинги для продвижения на рынках городов России.

Полностью поменять пиар!!! Кардинально! Сделать сайт СА России дееспособным. Решительно поднять уровень прессы союза. Ввести пиар-акции по всей России, прежде всего обращаясь к обществу, политическим партиям и деловым кругам.

Как правило, все предвыборные обещания звучат громко, но после выборов забываются. В моем случае – гарантирую, что продолжу работу, начатую моими предшественниками, которые бескорыстно трудились и продолжают трудиться на благо союза. Я готов приложить все усилия, весь накопленный опыт, чтобы, подняв союз на должную высоту, решать коллегиально проблемы нашего профессионального цеха.

За эти годы было сделано немало. Есть результат, и мы вместе можем идти дальше
».
 

 
Николай Шумаков © САР

24 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.