ПРОЕКТ РОССИЯ 79: Улицы

Заместитель главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Ася Белоусова рассказывает о содержании нового номера, посвященного теме благоустройства городской среды в целом и улиц в частности.

mainImg
Редакция журнала ПРОЕКТ РОССИЯ, которую после ухода Анатолия Белова с поста главного редактора на один номер возглавил архитектор и частый гость на страницах ПР Илья Мукосей, представляет весенний номер на тему «Улицы». Наше издание и раньше делало выпуски об отдельных элементах городской среды (парках, набережных, городских кварталах), отзываясь на происходящие с ними преобразования – правда, только в Москве как главном полигоне градоустроительных экспериментов. Теперь дошла очередь и до улиц, ставших с лета 2014 года объектом внимания столичных властей, учредивших масштабную и дорогостоящую программу «Моя улица», в рамках которой планируется на качественно новом уровне благоустроить 3,5 тыс. улиц.
Обложка ПР79. Изображение предоставлено редакцией ПР

 Ее особенность, помимо размаха, в том, что в процесс облагораживания и переустройства уличного пространства активно вовлекаются архитектурные бюро, в том числе и иностранные. Благоустройство вдруг перестало быть анонимной деятельностью, ведущейся неизвестно кем от лица обобщенного столичного хозяйственного комплекса – на создание проектов благоустройства улиц стали проводить тендеры, так что теперь мы можем открыть сайт госзакупок и сказать: эту улицу делали архитекторы КБ «Стрелка», эту – Kleinewelt Architekten, а эту – компания «Мегапарк»... Даже на сайт госзакупок ходить не надо: новые реализации и проекты получают широкую медийную огласку не только на провластных интернет-порталах и телеканалах, но и в блогах и модных сетевых изданиях, вроде The Village и Афиша Daily, которым не чужда урбанистическая повестка.
Разворот ПР79 с благоустройством улиц в районе Центрального детского магазина. 2015. Архитекторы КБ «Стрелка» при участии Martha Schwartz Partners. Изображение предоставлено редакцией ПР

Надо отметить, что это повышенное внимание обеспечивает как раз-таки участие известных архитекторов и вышеупомянутого КБ «Стрелка», выигравшего тендер на создание нового «Стандарта благоустройства улиц и городских общественных пространств в городе Москве» почти на миллиард рублей (сумма, до сих пор не укладывающаяся в голове и вызывающая едкие комментарии городских планировщиков в соцсетях). В 2016 году, если все пойдет по плану, будут реализованы знаковые проекты для центральных улиц, разработанные «Стрелкой» при участии зарубежных архитектурных бюро West8, TOPOTEK 1, Snøhetta, VEGA Landskab и других. С одной стороны, будет очень интересно посмотреть, чем обернутся эти благие намерения для города и его жителей, с другой – сложно не согласиться с мнением Ильи Мукосея, который считает, что было бы здорово перенести хотя бы часть этой благоустроительной активности из центра, и так не обделенного вниманием, на периферию столицы, которая все эти годы остается неохваченной.
Разворот ПР79 с благоустройством улиц в районе Центрального детского магазина. 2015. Архитекторы КБ «Стрелка» при участии Martha Schwartz Partners. Изображение предоставлено редакцией ПР

 Концепция выпуска и его структура несколько раз претерпевала изменения, но в итоге мы остановились на уже опробованном ранее приеме сопоставления российской (читай – столичной) практики с зарубежной. Опыт Москвы был подвергнут условной периодизации – в качестве заголовка раздела Илья Мукосей предложил название итальянской комедии Витторио де Сика «Вчера, сегодня, завтра». Во «Вчера» мы опубликовали давние нереализованные проекты Wowhaus для Бульварного кольца и Gehl Architects для центральных улиц города. В подраздел «Сегодня» попали Мясницкая улица с ее практически образцовым благоустройством по проекту компании «ЛААРДИ», выполненным в соответствии с действующим стандартом для «вылетных» магистралей Москомархитектуры, улицы в районе Центрального детского магазина на Лубянке, «пилотные» проекты которых выполнило КБ «Стрелка», и экспериментальный проект Черниговского переулка, на лето 2015 года ставшего «белым и тихим» усилиями творческого объединения «кафедра*среды».
Разворот ПР79 с концепцией развития общественных пространств Бульварного кольца. 2012. Архитекторы Wowhaus. Изображение предоставлено редакцией ПР

Мы показываем и отдельные новые уличные элементы – стелы пешеходной навигации и высокотехнологичные остановки, разработанные бюро Billings Jackson Design и City ID по заказу Департамента транспорта Москвы. В раздел «Завтра» мы поместили вышеупомянутые знаковые проекты КБ «Стрелка», разработанные совместно с ведущими российскими и иностранными бюро для Тверской и Таганской улиц, Нового Арбата, Бульварного и Садового колец, концепцию пешеходной зоны вокруг Политехнического музея по проекту Wowhaus, а также исследовательский проект «Улицы прогулок» компании Urbica Design, которая изучает и картографирует уличную инфраструктуру.
Разворот ПР79 с предложением по реорганизации улиц в центре Москвы. 2013. Архитекторы Gehl Architects. Изображение предоставлено редакцией ПР

Помимо объектов и проектов, вниманию читателя предлагаются интервью заместителя руководителя Москомархитектуры Татьяны Гук, курирующей в МКА тему комплексного благоустройства, а также руководителя проектов КБ «Стрелка» Екатерины Малеевой, которая руководила созданием «Стандарта благоустройства улиц и городских общественных пространств города Москвы».
 
Разворот ПР79 с экспериментальным благоустройством пешеходной зоны в Черниговском переулке. 2015. Архитекторы Megabudka. Изображение предоставлено редакцией ПР

В части «Зарубежный опыт» мы публикуем любопытные примеры трансформации уличной среды в городах Европы и США – Барселоне, Вене, Белфасте, словенском Целе, Сиэтле и Сан-Франциско. Речь здесь идет и о комплексных проектах реконструкции, как план Belfast Streets Ahead, который бюро AECOM разработало для центральных улиц столицы Северной Ирландии (прямо скажем – далеко не самого благополучного города Европы), так и о точечных и, скорее, дизайнерских интервенциях, как в Сан-Франциско, где студия Hood Design при финансовой поддержке Audi расширило и обустроило алюминиевой уличной мебелью пешеходную зону на Пауэлл-стрит, по которой ходит исторический канатный трамвай. Отдельного упоминания заслуживает проект для Белл-стрит в Сиэтле, улицы в плотно населенном центральном районе, криминальной и неопрятной, которую в результате перепланировки удалось сделать безопасной, удобной и привлекательной – причем при этом было использована концепция «общего пространства» (shared space), где автомобили, велосипедисты и пешеходы двигаются в общем потоке. В Вене голландцы Bureau B+B занялись торговой Марияхильфер-штрассе и смогли пересилить любовь австрийцев к своим автомобилям, сделав эту улицу частью пешеходной, частью – «общим пространством», или, как называют его в немецкоязычных странах, «зоной встречи». Для раздела были специально выбраны разные по масштабу образцы: исторический центр словенского городка Целе, объект работы мастерской LUZ – очень камерный, а Пасседж-де-Сан-Жуан в Барселоне, реконструированный Лолой Доменеч – одна из самых широких и оживленных улиц этого мегаполиса.

07 Апреля 2016

Похожие статьи
Синий том
Он посвящен одному из самых современных и «хайтековских» материалов как XX, так и XXI века – стеклу. Стекло рассматривают глазами архитекторов, производителей, историков, журналистов и дизайнеров. Вашему вниманию – первый выпуск издания todigest, чья цель – изучать современную архитектуру через материалы и технологии.
«Проект Россия»: перезагрузка
Публикуем обзор новой концепции журнала от его нового главного редактора Юлии Шишаловой, а также анонс следующего номера и конкурса офисных, образовательных и общественных интерьеров.
ПРОЕКТ РОССИЯ 86: четыре «ре» и Зарядье
Свежий номер архитектурного журнала, вышедший в последние дни февраля 2018-го, примечателен попыткой показать новые стороны событий и проектов, которые хотя и не сходят с передовиц, но рассматриваются зачастую однобоко. С подробностями шеф-редактор Юлия Шишалова.
speech: местное
В конце мая, на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва, состоялась презентация шестнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного теме «Местное». Подробнее о содержании нового номера рассказывает главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
speech: спорт
В декабре в Москве состоялась презентация пятнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного спортивным сооружениям. Подробнее о содержании нового номера главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
Жизнь на бегу
В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.
speech: детям
Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая – о новом номере, посвященном архитектуре для детей.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.