Синий том

Он посвящен одному из самых современных и «хайтековских» материалов как XX, так и XXI века – стеклу. Стекло рассматривают глазами архитекторов, производителей, историков, журналистов и дизайнеров. Вашему вниманию – первый выпуск издания todigest, чья цель – изучать современную архитектуру через материалы и технологии.

mainImg
Мне как автору одного из обзоров в новом издании todigest было, конечно, интересно, что из него получится. Я почему-то ждала большеформатный журнал, наверное, из-за давних номеров других изданий, время от времени посвященных теме стекла. А получила крепкую, тяжелую книжку с модным цветным обрезом, синий кирпичик с мелованной бумагой и множеством прекрасных примеров современной архитектуры из стекла, в основном – западных и 2010-х годов. Томик хорошо соответствует современной тенденции кроссдисциплинарности, о которой говорят почти все, но мало кто действительно приближается к ее реализации. 
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Достаточно сложно определить жанр этой книги. Издатели – Анна Мартовицкая и Денис Дмитриенко – определяют ее как СМИ, периодическое издание, журнал, и обещают через некоторое время выпустить еще один том, посвященный стеклу (второй todigest планируется осенью и на тему кирпича, которая должна «оттенить» хайтечное модернистское стекло своей глубокоисторичной многозначностью).
Анна Мартовицкая представляет издание todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Тема развернута разносторонне, «от палеолита», то есть от финикийцев, выплавлявших цветные стеклянные колбочки, до актуального интерьерного дизайна и арт-объектов, и сопровождена подробным обзором типов современного стекла: энергоэффективного, многослойного, гнутого и цветного, – и тонкостей его применения в виде ответов на вопросы. Не  меньшую роль играют типологические обзоры построек, подборка отдельных объектов, эссе архитекторов и выступления производителей современного стекла как продукта. Все «крутится» вокруг материала и его технологий. Борис Робертович Виппер, который утверждал, что материал постройки – главный формообразующий стержень архитектуры, был бы рад. Впрочем и любой архитектор наших дней, задумавшийся об особенном качестве воплощения своего замысла в дорогой технологичной реализации, да и о поиске этого самого замысла – тоже. 

Получается любопытный микс, со всей определенностью способный ликвидировать пробелы в образовании – как с точки зрения современной архитектуры и ее предыстории, так и с позиции знаний об особенностях технологии. Отчасти учебник истории, отчасти справочник о возможностях материала, местами затрагивающий ближайшие перспективы его развития. 
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Последнее особенно логично, поскольку наша страна по традиции, увы, отстает по части сертификации и применения новейших технологических разработок, хотя временами и делает героические попытки преодолеть отставание. Cборник-справочник-журнал – хороший стимул таких попыток. Пятый, так сказать, элемент, не самый, может быть, брутальный, но эффективный с точки зрения воздействия на умы.
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

В нем есть обзор вариантов современного стекла и их технологических свойств, но нет каталога ни продукции, ни решений. Надо думать такой каталог сделал бы книгу совершенно гигантской, да каталоги и есть, в частности у отдельных производителей. Поэтому он не справочник, а скорее учебник, пособие. И подходит молодым архитекторам, вникающим в основы профессии, также как и тому, кто собирается перейти от сравнительно простых решений в своем творчестве к более сложным. Иным, надо думать, не требуется объяснять отличия моллированного стекла от холодногнутого, простой шелкографии от цифровой печати и прочие особенности. Такое, конечно, познается на практике, как говорится, под руководством ГАПа, но никогда не лишне иметь под рукой еще и пособие, погружающее одновременно в технико-технологические особенности и примеры современных решений. 

Примеры эти, надо увы признать, относятся в основном – навскидку, процентов на 90, – к области зарубежной архитектуры, и таким образом журнал вновь открывает нам более или менее известные феерические образцы, которыми можно вдохновиться, а многими из которых уже и вдохновились, но лишь редкие из этих примеров, заметим с легким вздохом, можно изучить на соседней улице. Впрочем, для погружения в технологию современной архитектуры в целом эта ситуация, наверное, нормальна – также как и для пособия по изучению новых подходов. Примеров же в книге множество – намного больше, чем как правило можно найти в одном выпуске архитектурного журнала, даже достаточно «толстого», поданы они под разными ракурсами, отчего время от времени повторяются, особенно если не столько читать текст, сколько листать картинки, формируя легкое déjà vu.
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Впрочем, для столь значительного объема текстового и иллюстративного материала и при принципиально разных подходах к его подаче повторы сравнительно редки, а некоторые надо признать попросту неизбежными. С ними авторы-издатели борются, в частности, довольно остроумным приемом современной полиграфии – псевдо-гиперссылками: по тексту при очередном упоминании некоторых объектов и технологий, также как и некоторых имен, расставлены страницы, на которых та или иная тема раскрыта наиболее полно. Не совсем гиперссылка, но полистать томик заставляет. 

Из текстов надо признать самыми интересными эссе архитекторов: текст Кристоса Пассоса получится каким-то очень лиричным, как будто он говорит по-русски; а высказывание Сергея Чобана поднимает интересную тему противоречия между тонкостью стеклянной поверхности и требованиями к энергоэффективности, которые растут в современной, особенно европейской архитектуре, как кажется, по экспоненте: при реставрации Новой национальной галереи в Берлине было разрешено сохранить одинарное стекло – таким образом было сделано исключение для памятника, но подобного исключения для современных построек представить себе невозможно, – рассказывает Сергей Чобан (с. 320). Высокая степень солнцезащиты превращает здания «в темные глянцевые скульптуры, и ни о какой условности границы между интерьером и экстерьером говорить не приходится» (там же, с.333).
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Андрей Романов, в свою очередь, рассказывает историю стеклянного фасада в доме на Малой Ордынке, 19, где маркетологи утверждали, что квартиры не продадутся, а они были проданы раньше всех, и признается, что в работе ADM развивается тенденция в проектированию полностью стеклянных домов-скульптур, созвучная «запросу на ульрасовременную архитектуру», которую «сегодня формулирует город» (с. 392, 395). Любопытно, что в основном в книге фигурируют только реализованные постройки, но именно в эссе архитекторов они сопровождаются проектной графикой. 

На всесторонний охват работает и значительный раздел стекла в интерьерах и дизайне, где присутствуют собственные эссе – четырех авторов.
todigest 1.01. Выпуск 2022 года, посвященный стеклу в архитектуре
Фотография © Василий Буланов

Заметим, что обзор арт-объектов из стекла написала Екатерина Шалина, стекла в жилом интерьере – Яна Иванченко, стекла в офисных интерьерах – Анна Старостина, она же статьи о стекле в храмах, частных домах и небоскребах; Юлия Шишалова – автор статьи о печати на стекле. Очень многие тексты, включая обзоры истории стекла, написаны соиздателем журнала Анной Мартовицкой. 

Малый формат тома издатели представляют как достоинство, поскольку он вписывается в стандартный книжный. Не могу полностью с этим согласиться: полки архитекторов как правило приспособлены для большого формата, который, в свою очередь, хорошо подходит для показа красивых картинок, а их здесь много и жалко, что они небольшие, малый формат изображений скорее несколько расстраивает, как и мелкий шрифт – поскольку не всем дано хорошее зрение. 

Что совершенно не отменяет того факта, что том внушительный – Мартовицкая и Дмитриенко с гордостью сообщают: в нем 688 полос – работа проделана очень значительная, и держать книгу под рукой, время от времени пролистывая ради закрепления и приращения знаний отдельно взятого проектировщика будет очень полезно. 

Купить первый выпуск todigest, посвященный, напомним, стеклу в архитектуре, можно на сайте https://todigest.ru/ за 2200 рублей. 

10 Февраля 2022

Похожие статьи
«Проект Россия»: перезагрузка
Публикуем обзор новой концепции журнала от его нового главного редактора Юлии Шишаловой, а также анонс следующего номера и конкурса офисных, образовательных и общественных интерьеров.
ПРОЕКТ РОССИЯ 86: четыре «ре» и Зарядье
Свежий номер архитектурного журнала, вышедший в последние дни февраля 2018-го, примечателен попыткой показать новые стороны событий и проектов, которые хотя и не сходят с передовиц, но рассматриваются зачастую однобоко. С подробностями шеф-редактор Юлия Шишалова.
speech: местное
В конце мая, на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва, состоялась презентация шестнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного теме «Местное». Подробнее о содержании нового номера рассказывает главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
ПРОЕКТ РОССИЯ 79: Улицы
Заместитель главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Ася Белоусова рассказывает о содержании нового номера, посвященного теме благоустройства городской среды в целом и улиц в частности.
speech: спорт
В декабре в Москве состоялась презентация пятнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного спортивным сооружениям. Подробнее о содержании нового номера главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
Жизнь на бегу
В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.
speech: детям
Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая – о новом номере, посвященном архитектуре для детей.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.