Жизнь на бегу

В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.

Автор текста:
Анатолий Белов

mainImg

В последнее время я часто слышу от своих знакомых: «Я перестал(а) смотреть телевизор». Почти все они объясняют это нежеланием подвергать себя воздействию пропаганды. Их можно понять, хотя при этом они почему-то не перестают ежедневно листать Facebook, где царит та же атмосфера ненависти и недоверия, что и в телевизоре. Странно. Я тоже особо не смотрю телевизор, точнее, я смотрю там только один канал – РБК. По нему каждые полчаса крутят новости. Ведущие РБК докладывают новости хоть и с показным, но бесстрастием, любят апеллировать к цифрам, которые создают ощущение объективности подачи информации, и вообще производят впечатление умных, образованных людей. Мне все это дико нравится. Но еще больший восторг у меня вызывают бегущие строки в нижней части РБК-телетрансляций, которые все время со зрителем, – они никуда не деваются ни днем, ни ночью, прерываясь только на время рекламы. На одной строке отображаются свежие новости из мира политики, экономики, реже – культуры, что показательно, на другой – рыночные котировки. Эти бегущие строки вселяют в меня чувство успокоения, на первый взгляд совершенно необъяснимого. Порой мне кажется, что если они вдруг остановятся, то это будет означать конец света. Сознание того, что мир когда-то вполне неплохо существовал и без этих строк, и без телевизора, и без самого понятия «котировка», не отменяет этого страха. Смешно, ведь я даже толком не умею «читать» котировки…

Недавно наша редакция переехала в район Старого Арбата, и теперь я возвращаюсь домой на троллейбусе. Часто засиживаюсь на работе допоздна, и потому, когда прихожу на остановку перед зданием МИД, вокруг, как правило, нет людей – перед глазами одни машины. Они проносятся по Садовому кольцу, сверкая фарами и сигналя, равнодушные ко мне, к великолепному зданию Гельфрейха и Минкуса и друг к другу…

Я привел здесь эти повседневные зарисовки отнюдь не случайно. Мне кажется, что бегущая строка с котировками и автомобильный поток – два главных символа современной реальности. Строка символизирует движение денег, а автомобильный поток – погоню за деньгами. Деньги – пятая стихия. И эта стихия целиком подчинила себе нашу жизнь. Герои нашего времени не архитекторы, не режиссеры, не политики – то были герои XX века. Сегодняшние герои – это экономисты и финансисты. Для меня мир денег хаотичен, для них же – как минимум постижим, как максимум управляем. Впрочем, даже они – жрецы денежного культа – иногда оказываются сбиты с толку.
zooming
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Графическая работа британского художника Марка Ласелла Торнтона «Машина счастья» (2014) – рефлексия автора по поводу глобализма, консюмеризма и других характерных тенденций современного мира

Один знакомый социолог как-то сравнил жизнь в большом городе с бегом по кругу. Не могу согласиться с этой аналогией. Жизнь в мегаполисе больше напоминает челночную эстафету. Человек бежит, пока не получает в руки деньги – после этого наступает фаза передышки. Но деньги со временем расходуются, так что в определенный момент он вынужден снова пускаться в бег. Отдельным счастливчикам удается скопить столько денег, чтобы на время или навсегда выйти из этой утомительной игры. Хотя кого-то она не столько утомляет, сколько развлекает, и если такой человек добивается успеха[1], он, что вполне естественно, начинает предпринимать попытки подстроить игру под себя. Вспомните слова персонажа культовой кинодилогии «Уолл-стрит» Гордона Гекко в исполнении Майкла Дугласа: «Жадность – это хорошо», «деньги – это сучка, которая никогда не спит»,– поучает он в фильмах Оливера Стоуна. Под этими двумя лозунгами, думаю, подписались бы все т.н. властители мира – те, кто научились управлять стихией денег и получают от этого процесса наслаждение. Но надо понимать, что и они зависимы от денег, причем едва ли не сильнее, чем простые смертные: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть», – сказано в Екклесиасте.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Кадры из клипа французской студии H5 на сингл Remind Me норвежского музыкального дуэта Röyksopp. Клип – преимущественно языком статистики и графиков – рассказывает о стандартном буднем дне условной жительницы Лондона



Современный мегаполис, будучи своего рода аккумулятором денежных потоков, навязывает человеку определенный ритм жизни, который трудно назвать приятным: быстрое перемещение из одной точки в другую, быстрая еда, быстрые разговоры, постоянное ожидание очередного телефонного звонка, электронного письма или чат-сообщения, вместо полноценного отдыха – шопинг, вместо рефлексии – готовые объяснения всего и вся от авторов гламурных журналов… Более полувека назад Рэй Брэдбери написал: «Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия: собаки, лошади, экипажи – медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. <…> Застежка-молния заменила пуговицу, и вот уже нет лишней полминуты, чтобы над чем-нибудь призадуматься, одеваясь на рассвете, в этот философский и потому грустный час. <…> Жизнь превращается в сплошную карусель». Едва ли американский писатель-фантаст, сочиняя свой шедевр «451 градус по Фаренгейту», мог вообразить, до какой степени в итоге раскрутится эта «карусель», сколько «оборотов» в день будет совершать среднестатистический горожанин в XXI веке.

Как сегодняшний житель мегаполиса воспринимает окружающую его реальность, чувствителен ли он к красоте, способен ли он сопереживать? Ответ на все эти вопросы можно уместить в одном слове – безразличие. Приведу еще одну цитату – из очерка «Большие города и духовная жизнь» немецкого философа Георга Зиммеля 1903 года: «Психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, – это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений. <…> Устойчивые впечатления, протекающие с небольшими разницами, привычным образом и равномерно и представляющие одни и те же противоположности, требуют, так сказать, меньшей затраты сознания, чем калейдоскоп быстро меняющихся картин, резкие границы в пределах одного моментального впечатления, неожиданно сбегающиеся ощущения. Большой город создает именно такие психологические условия своей уличной сутолокой, быстрым темпом и многообразием хозяйственной, профессиональной и общественной жизни. <…> Это и делает понятным преобладание интеллектуального характера душевной жизни в больших городах сравнительно с малыми городами, где больше требуется проявлений души и отношений, основанных на чувстве. <…> Этим типичный житель большого города <…> создает себе средство самозащиты против угрожающих его существованию течений и противоречий внешней среды: он реагирует на них не чувством, а преимущественно умом, которому развившееся сознание доставило гегемонию в душевной жизни. <…> Большие города были издавна центрами денежного хозяйства <…>. Денежное хозяйство и преобладание рассудочности стоят в теснейшей связи между собою. Им обоим свойственно конкретное деловое отношение к людям и вещам, при котором нередко формальная справедливость сочетается с беспощадной жестокостью. Чисто рассудочный человек равнодушен ко всему, что по существу индивидуально <…>; точно так же принцип денег устраняет всякую индивидуальность явлений. <…> Дух современности все более и более проникается математикой. Идеалу естествознания – превратить мир в арифметическую задачу, уложить каждую часть его в математическую формулу – соответствует математическая точность практической жизни, вытекающая из денежного хозяйства <…>. Этот арифметический характер денег внес в отношение между элементами жизни определенность, точность в определении равноценностей и различий, безусловность договоров и условий; как на внешнее изменение, благодаря этому арифметическому характеру, следует и указать на всеобщее распространение часов. <…> Пунктуальность, рассчитанность, точность, к которым принуждает жизнь большого города, ее сложность и пространность не только стоят в теснейшей связи с его денежно-хозяйственным и интеллектуалистическим характером, но должны также окрашивать и внутреннее содержание жизни и содействовать уничтожению тех иррациональных, инстинктивных самовластных свойств и импульсов, которые имеют склонность самостоятельно определять формы жизни вместо того, чтобы брать ее извне в виде готовой схемы. <…> Нет, быть может, другого такого явления душевной жизни, которое было бы так безусловно свойственно большому городу, как бесчувственное равнодушие»[2]. Поразительно, но за сто с лишним лет мысли Зиммеля только прибавили в актуальности.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о квартире архитектора Евгения Монахова на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве

Прекрасной иллюстрацией умозаключений философа и моих личных ощущений может послужить, как это ни странно, клип 2002 года на сингл Remind Me норвежского музыкального дуэта Röyksopp, в котором описывается – по бóльшей части языком статистики и графиков – стандартный будний день условной жительницы Лондона. Не могу также не вспомнить в этом контексте внушительную по своим габаритам и невероятно изощренную по технике исполнения графическую работу британского художника-самоучки Марка Ласелла Торнтона «Машина счастья», изображающую некий обобщенный мегаполис и отражающую рефлексию автора в отношении глобализма, консюмеризма и других характерных тенденций современного мира[3].
 
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о штаб-квартире компании «Русагротранс» на 2-й Боевской улице в Москве бюро Николая Лызлова

В свете вышесказанного меня откровенно удивляют сетования некоторых москвичей по поводу того, что за последние десятилетия российская столица потеряла свое очарование, стала некомфортным и некрасивым городом. Вы сами хотели жить при капитализме! Основной массе людей, населяющих Москву, плевать на архитектуру – они слишком заняты вопросом заработка. Сегодня мало кто смотрит по сторонам, и почти никто – вверх. Полагаю, что отношение к городской среде во многом и формирует эту среду. Подобно тому как каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает, так и каждый горожанин имеет тот город, которого он достоин.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация об автоматизированных киосках «Все сам» Студии Артемия Лебедева, появившихся в Москве в девяти точках

Вероятно, последнее убежище индивидуального в пределах большого города – это жилой интерьер: просыпаясь по утрам, человек покидает свое жилище и отправляется по делам, однако в конце трудового дня он в него возвращается – только здесь он может по-настоящему расслабиться, сосредоточиться на себе, своей семье. Некоторые, работая в городе, умудряются жить на природе, в собственных домах, но нас в данном случае интересует статистическое большинство. Хозяину квартиры по определению небезразлично его владение – оно выражает его самость, и здесь он вновь и вновь обретает себя. Хотя, как утверждает Артем Дежурко, «институт частной собственности разорвал теплые личные связи между человеком и домом [4] – многие стали воспринимать собственное жилье как ликвидность. Грустно, если так.
 
[1] Для большинства сегодня основным критерием успеха служит финансовая состоятельность, поэтому я позволил себе употребить слово «успех» как синоним слова «обеспеченность».
[2] Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3/4(34). 2002.
[3] Stott R. Artist Mark Lascelles Thornton On His Completed Masterwork “The Happiness Machine” // Archdaily.com, 27.08.2014.
[4] Дежурко А. Расплывчатое жилье // ПР76. 2015. С. 102–105.



Содержание ПР76

Новости

Ася Белоусова. Восполняя вакуум
Анатолий Белов. Шагая по Москве
Ася Белоусова. Хостел против sky-офисов
Мария Элькина. Архитектура Петербурга: Юбилейные показатели
Лара Копылова. Вызывая дух Палладио
Дмитрий Швидковский. Проектировать надо так, чтобы новое казалось существующим
Алиса Прихудайлова. 20-е «Золотое сечение»: Метаморфозы
Анатолий Белов. Благотворительная акция в поддержку Посохина М. М.
Сергей Куликов. 20-я «АРХ Москва»: Место встречи изменить нельзя

Авторские колонки

Дмитрий Швидковский. Май: Чувство Рима
Варвара Мельникова. Большое будущее на 50 лет вперед 
Максим Атаянц. Ответ классики
Сергей Мишин. В песочнице на котурнах
Александр Раппапорт. Ищем выход из кризиса
Евгений Ширинян. Культурная ценность не всегда технологична

Объект номера

Wowhaus. Электротеатр «Станиславский» на Тверской ул. в Москве

Жизнь на бегу

Анатолий Белов. От редакции
Кирил Асс. Недвижимость
Сергей Ситар. Архитектура и время


Дóма

1
Артем Дежурко. Расплывчатое жилье
ТОТЕМЕНТ/ПЭЙПЕР. Квартира на просп. Маршала Жукова в Москве
АИ_Студия. Квартира на Цветном бульваре в Москве
Евгений Монахов. Квартира на 2-й Тверской-Ямской ул. в Москве
АрхИ Те Кто. Пентхаус в ММДЦ «Москва-Сити»

В дороге

2
Артем Черников. Есть город, который…
Проектная группа 8. Остановка общественного транспорта «Драмтеатр»
на Предтеченской ул. в Вологде
Метрогипротранс. Новые станции московского метро
Hintan Associates, VOX Architects, Nefa Architects. Новый пассажирский терминал международного аэропорта Курумоч в Самаре

На работе

3
Анатолий Белов. Лабиринт трудящихся
Гикало Купцов Архитекторы. Переговорная зона в офисе на Андреевской набережной в Москве
Атриум. Офис компании «Яндекс» на ул. Льва Толстого в Москве
АМЛ. Офис компании «Русагротранс» на 2-й Боевской ул. в Москве
Aukett Swanke. Бизнес-центр «Аркус 3» на Ходынском бульваре в Москве
ADM. Бизнес-центр Bankside в Наставническом пер. в Москве

На обеде

4
Нелли Константинова. Чего-то в этом супе не хватает
Студия Артемия Лебедева. Автоматизированный киоск «Все сам»
Евгений Монахов. Кафе-кондитерская «Братья Караваевы» на 1-й Брестской ул. в Москве
Гикало Купцов Архитекторы. Кафе «Кофе и вафли» на борту арт-корабля «Валерий Брюсов»
NB Studio. Ресторан «Ugolёk» на Большой Никитской ул. в Москве

Досуг

5
Мария Фадеева. Досуг как нюансное состояние
Kleinewelt Architekten. Павильоны общественного питания и велопроката на ВДНХ
Nowadays. Временное благоустройство площади Промышленности на ВДНХ
Archiproba. Парикмахерская Noir в Старопименовском пер. в Москве
Анна Бутенко. Творческая студия «Воздух» в 3-м Самотечном пер. в Москве

Монитор

Максим Неймохов. Эскизный проект оформления «Ысыаха молодежи – 2015» в Якутии
ARCH.625. Частный загородный дом t_9
архитекторы асс. Частный дом в Кратове
Юрий Григорян. Сценография спектакля Black & Simpson в театре «Практика»

Дизайн и технологии

10 Июля 2015

Автор текста:

Анатолий Белов
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.