10.07.2015

Жизнь на бегу

В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.


В последнее время я часто слышу от своих знакомых: «Я перестал(а) смотреть телевизор». Почти все они объясняют это нежеланием подвергать себя воздействию пропаганды. Их можно понять, хотя при этом они почему-то не перестают ежедневно листать Facebook, где царит та же атмосфера ненависти и недоверия, что и в телевизоре. Странно. Я тоже особо не смотрю телевизор, точнее, я смотрю там только один канал – РБК. По нему каждые полчаса крутят новости. Ведущие РБК докладывают новости хоть и с показным, но бесстрастием, любят апеллировать к цифрам, которые создают ощущение объективности подачи информации, и вообще производят впечатление умных, образованных людей. Мне все это дико нравится. Но еще больший восторг у меня вызывают бегущие строки в нижней части РБК-телетрансляций, которые все время со зрителем, – они никуда не деваются ни днем, ни ночью, прерываясь только на время рекламы. На одной строке отображаются свежие новости из мира политики, экономики, реже – культуры, что показательно, на другой – рыночные котировки. Эти бегущие строки вселяют в меня чувство успокоения, на первый взгляд совершенно необъяснимого. Порой мне кажется, что если они вдруг остановятся, то это будет означать конец света. Сознание того, что мир когда-то вполне неплохо существовал и без этих строк, и без телевизора, и без самого понятия «котировка», не отменяет этого страха. Смешно, ведь я даже толком не умею «читать» котировки…

Недавно наша редакция переехала в район Старого Арбата, и теперь я возвращаюсь домой на троллейбусе. Часто засиживаюсь на работе допоздна, и потому, когда прихожу на остановку перед зданием МИД, вокруг, как правило, нет людей – перед глазами одни машины. Они проносятся по Садовому кольцу, сверкая фарами и сигналя, равнодушные ко мне, к великолепному зданию Гельфрейха и Минкуса и друг к другу…

Я привел здесь эти повседневные зарисовки отнюдь не случайно. Мне кажется, что бегущая строка с котировками и автомобильный поток – два главных символа современной реальности. Строка символизирует движение денег, а автомобильный поток – погоню за деньгами. Деньги – пятая стихия. И эта стихия целиком подчинила себе нашу жизнь. Герои нашего времени не архитекторы, не режиссеры, не политики – то были герои XX века. Сегодняшние герои – это экономисты и финансисты. Для меня мир денег хаотичен, для них же – как минимум постижим, как максимум управляем. Впрочем, даже они – жрецы денежного культа – иногда оказываются сбиты с толку.

Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Графическая работа британского художника Марка Ласелла Торнтона «Машина счастья» (2014) – рефлексия автора по поводу глобализма, консюмеризма и других характерных тенденций современного мира
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Графическая работа британского художника Марка Ласелла Торнтона «Машина счастья» (2014) – рефлексия автора по поводу глобализма, консюмеризма и других характерных тенденций современного мира

Один знакомый социолог как-то сравнил жизнь в большом городе с бегом по кругу. Не могу согласиться с этой аналогией. Жизнь в мегаполисе больше напоминает челночную эстафету. Человек бежит, пока не получает в руки деньги – после этого наступает фаза передышки. Но деньги со временем расходуются, так что в определенный момент он вынужден снова пускаться в бег. Отдельным счастливчикам удается скопить столько денег, чтобы на время или навсегда выйти из этой утомительной игры. Хотя кого-то она не столько утомляет, сколько развлекает, и если такой человек добивается успеха[1], он, что вполне естественно, начинает предпринимать попытки подстроить игру под себя. Вспомните слова персонажа культовой кинодилогии «Уолл-стрит» Гордона Гекко в исполнении Майкла Дугласа: «Жадность – это хорошо», «деньги – это сучка, которая никогда не спит»,– поучает он в фильмах Оливера Стоуна. Под этими двумя лозунгами, думаю, подписались бы все т.н. властители мира – те, кто научились управлять стихией денег и получают от этого процесса наслаждение. Но надо понимать, что и они зависимы от денег, причем едва ли не сильнее, чем простые смертные: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть», – сказано в Екклесиасте.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Кадры из клипа французской студии H5 на сингл Remind Me норвежского музыкального дуэта Röyksopp. Клип – преимущественно языком статистики и графиков – рассказывает о стандартном буднем дне условной жительницы Лондона
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Кадры из клипа французской студии H5 на сингл Remind Me норвежского музыкального дуэта Röyksopp. Клип – преимущественно языком статистики и графиков – рассказывает о стандартном буднем дне условной жительницы Лондона



Современный мегаполис, будучи своего рода аккумулятором денежных потоков, навязывает человеку определенный ритм жизни, который трудно назвать приятным: быстрое перемещение из одной точки в другую, быстрая еда, быстрые разговоры, постоянное ожидание очередного телефонного звонка, электронного письма или чат-сообщения, вместо полноценного отдыха – шопинг, вместо рефлексии – готовые объяснения всего и вся от авторов гламурных журналов… Более полувека назад Рэй Брэдбери написал: «Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия: собаки, лошади, экипажи – медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. <…> Застежка-молния заменила пуговицу, и вот уже нет лишней полминуты, чтобы над чем-нибудь призадуматься, одеваясь на рассвете, в этот философский и потому грустный час. <…> Жизнь превращается в сплошную карусель». Едва ли американский писатель-фантаст, сочиняя свой шедевр «451 градус по Фаренгейту», мог вообразить, до какой степени в итоге раскрутится эта «карусель», сколько «оборотов» в день будет совершать среднестатистический горожанин в XXI веке.

Как сегодняшний житель мегаполиса воспринимает окружающую его реальность, чувствителен ли он к красоте, способен ли он сопереживать? Ответ на все эти вопросы можно уместить в одном слове – безразличие. Приведу еще одну цитату – из очерка «Большие города и духовная жизнь» немецкого философа Георга Зиммеля 1903 года: «Психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, – это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений. <…> Устойчивые впечатления, протекающие с небольшими разницами, привычным образом и равномерно и представляющие одни и те же противоположности, требуют, так сказать, меньшей затраты сознания, чем калейдоскоп быстро меняющихся картин, резкие границы в пределах одного моментального впечатления, неожиданно сбегающиеся ощущения. Большой город создает именно такие психологические условия своей уличной сутолокой, быстрым темпом и многообразием хозяйственной, профессиональной и общественной жизни. <…> Это и делает понятным преобладание интеллектуального характера душевной жизни в больших городах сравнительно с малыми городами, где больше требуется проявлений души и отношений, основанных на чувстве. <…> Этим типичный житель большого города <…> создает себе средство самозащиты против угрожающих его существованию течений и противоречий внешней среды: он реагирует на них не чувством, а преимущественно умом, которому развившееся сознание доставило гегемонию в душевной жизни. <…> Большие города были издавна центрами денежного хозяйства <…>. Денежное хозяйство и преобладание рассудочности стоят в теснейшей связи между собою. Им обоим свойственно конкретное деловое отношение к людям и вещам, при котором нередко формальная справедливость сочетается с беспощадной жестокостью. Чисто рассудочный человек равнодушен ко всему, что по существу индивидуально <…>; точно так же принцип денег устраняет всякую индивидуальность явлений. <…> Дух современности все более и более проникается математикой. Идеалу естествознания – превратить мир в арифметическую задачу, уложить каждую часть его в математическую формулу – соответствует математическая точность практической жизни, вытекающая из денежного хозяйства <…>. Этот арифметический характер денег внес в отношение между элементами жизни определенность, точность в определении равноценностей и различий, безусловность договоров и условий; как на внешнее изменение, благодаря этому арифметическому характеру, следует и указать на всеобщее распространение часов. <…> Пунктуальность, рассчитанность, точность, к которым принуждает жизнь большого города, ее сложность и пространность не только стоят в теснейшей связи с его денежно-хозяйственным и интеллектуалистическим характером, но должны также окрашивать и внутреннее содержание жизни и содействовать уничтожению тех иррациональных, инстинктивных самовластных свойств и импульсов, которые имеют склонность самостоятельно определять формы жизни вместо того, чтобы брать ее извне в виде готовой схемы. <…> Нет, быть может, другого такого явления душевной жизни, которое было бы так безусловно свойственно большому городу, как бесчувственное равнодушие»[2]. Поразительно, но за сто с лишним лет мысли Зиммеля только прибавили в актуальности.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о квартире архитектора Евгения Монахова на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о квартире архитектора Евгения Монахова на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве

Прекрасной иллюстрацией умозаключений философа и моих личных ощущений может послужить, как это ни странно, клип 2002 года на сингл Remind Me норвежского музыкального дуэта Röyksopp, в котором описывается – по бóльшей части языком статистики и графиков – стандартный будний день условной жительницы Лондона. Не могу также не вспомнить в этом контексте внушительную по своим габаритам и невероятно изощренную по технике исполнения графическую работу британского художника-самоучки Марка Ласелла Торнтона «Машина счастья», изображающую некий обобщенный мегаполис и отражающую рефлексию автора в отношении глобализма, консюмеризма и других характерных тенденций современного мира[3].
 
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о штаб-квартире компании «Русагротранс» на 2-й Боевской улице в Москве бюро Николая Лызлова
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация о штаб-квартире компании «Русагротранс» на 2-й Боевской улице в Москве бюро Николая Лызлова

В свете вышесказанного меня откровенно удивляют сетования некоторых москвичей по поводу того, что за последние десятилетия российская столица потеряла свое очарование, стала некомфортным и некрасивым городом. Вы сами хотели жить при капитализме! Основной массе людей, населяющих Москву, плевать на архитектуру – они слишком заняты вопросом заработка. Сегодня мало кто смотрит по сторонам, и почти никто – вверх. Полагаю, что отношение к городской среде во многом и формирует эту среду. Подобно тому как каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает, так и каждый горожанин имеет тот город, которого он достоин.
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация об автоматизированных киосках «Все сам» Студии Артемия Лебедева, появившихся в Москве в девяти точках
Фрагмент верстки нового номера ПРОЕКТ РОССИЯ. Публикация об автоматизированных киосках «Все сам» Студии Артемия Лебедева, появившихся в Москве в девяти точках

Вероятно, последнее убежище индивидуального в пределах большого города – это жилой интерьер: просыпаясь по утрам, человек покидает свое жилище и отправляется по делам, однако в конце трудового дня он в него возвращается – только здесь он может по-настоящему расслабиться, сосредоточиться на себе, своей семье. Некоторые, работая в городе, умудряются жить на природе, в собственных домах, но нас в данном случае интересует статистическое большинство. Хозяину квартиры по определению небезразлично его владение – оно выражает его самость, и здесь он вновь и вновь обретает себя. Хотя, как утверждает Артем Дежурко, «институт частной собственности разорвал теплые личные связи между человеком и домом [4] – многие стали воспринимать собственное жилье как ликвидность. Грустно, если так.
 
[1] Для большинства сегодня основным критерием успеха служит финансовая состоятельность, поэтому я позволил себе употребить слово «успех» как синоним слова «обеспеченность».
[2] Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3/4(34). 2002.
[3] Stott R. Artist Mark Lascelles Thornton On His Completed Masterwork “The Happiness Machine” // Archdaily.com, 27.08.2014.
[4] Дежурко А. Расплывчатое жилье // ПР76. 2015. С. 102–105.



Содержание ПР76

Новости

Ася Белоусова. Восполняя вакуум
Анатолий Белов. Шагая по Москве
Ася Белоусова. Хостел против sky-офисов
Мария Элькина. Архитектура Петербурга: Юбилейные показатели
Лара Копылова. Вызывая дух Палладио
Дмитрий Швидковский. Проектировать надо так, чтобы новое казалось существующим
Алиса Прихудайлова. 20-е «Золотое сечение»: Метаморфозы
Анатолий Белов. Благотворительная акция в поддержку Посохина М. М.
Сергей Куликов. 20-я «АРХ Москва»: Место встречи изменить нельзя

Авторские колонки

Дмитрий Швидковский. Май: Чувство Рима
Варвара Мельникова. Большое будущее на 50 лет вперед 
Максим Атаянц. Ответ классики
Сергей Мишин. В песочнице на котурнах
Александр Раппапорт. Ищем выход из кризиса
Евгений Ширинян. Культурная ценность не всегда технологична

Объект номера

Wowhaus. Электротеатр «Станиславский» на Тверской ул. в Москве

Жизнь на бегу

Анатолий Белов. От редакции
Кирил Асс. Недвижимость
Сергей Ситар. Архитектура и время


Дóма

1
Артем Дежурко. Расплывчатое жилье
ТОТЕМЕНТ/ПЭЙПЕР. Квартира на просп. Маршала Жукова в Москве
АИ_Студия. Квартира на Цветном бульваре в Москве
Евгений Монахов. Квартира на 2-й Тверской-Ямской ул. в Москве
АрхИ Те Кто. Пентхаус в ММДЦ «Москва-Сити»

В дороге

2
Артем Черников. Есть город, который…
Проектная группа 8. Остановка общественного транспорта «Драмтеатр»
на Предтеченской ул. в Вологде
Метрогипротранс. Новые станции московского метро
Hintan Associates, VOX Architects, Nefa Architects. Новый пассажирский терминал международного аэропорта Курумоч в Самаре

На работе

3
Анатолий Белов. Лабиринт трудящихся
Гикало Купцов Архитекторы. Переговорная зона в офисе на Андреевской набережной в Москве
Атриум. Офис компании «Яндекс» на ул. Льва Толстого в Москве
АМЛ. Офис компании «Русагротранс» на 2-й Боевской ул. в Москве
Aukett Swanke. Бизнес-центр «Аркус 3» на Ходынском бульваре в Москве
ADM. Бизнес-центр Bankside в Наставническом пер. в Москве

На обеде

4
Нелли Константинова. Чего-то в этом супе не хватает
Студия Артемия Лебедева. Автоматизированный киоск «Все сам»
Евгений Монахов. Кафе-кондитерская «Братья Караваевы» на 1-й Брестской ул. в Москве
Гикало Купцов Архитекторы. Кафе «Кофе и вафли» на борту арт-корабля «Валерий Брюсов»
NB Studio. Ресторан «Ugolёk» на Большой Никитской ул. в Москве

Досуг

5
Мария Фадеева. Досуг как нюансное состояние
Kleinewelt Architekten. Павильоны общественного питания и велопроката на ВДНХ
Nowadays. Временное благоустройство площади Промышленности на ВДНХ
Archiproba. Парикмахерская Noir в Старопименовском пер. в Москве
Анна Бутенко. Творческая студия «Воздух» в 3-м Самотечном пер. в Москве

Монитор

Максим Неймохов. Эскизный проект оформления «Ысыаха молодежи – 2015» в Якутии
ARCH.625. Частный загородный дом t_9
архитекторы асс. Частный дом в Кратове
Юрий Григорян. Сценография спектакля Black & Simpson в театре «Практика»

Дизайн и технологии

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

анонсы журналов:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Рустам Керимов
  • Левон Айрапетов
  • Вероника Дубовик
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Марк Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Токарев
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Андрей Асадов
  • Александр Порошкин
  • Наталия Шилова
  • Кристина Павлова
  • Василий Крапивин
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Реутт
  • Карен Сапричян
  • Иван Рубежанский
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Зайченко
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Мединский
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Кузнецов
  • Юлий Борисов
  • Александр Бровкин
  • Даниил Лоренц
  • Илья Машков
  • Наталия Порошкина
  • Юрий Сафронов
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Подгорнов
  • Катерина Грень
  • Олег Карлсон
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Константин Ходнев
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом с подземным гаражом на ул. Академика Павлова
  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи