Заместитель главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Ася Белоусова рассказывает о содержании нового номера, посвященного теме благоустройства городской среды в целом и улиц в частности.
Редакция журнала ПРОЕКТ РОССИЯ, которую после ухода Анатолия Белова с поста главного редактора на один номер возглавил архитектор и частый гость на страницах ПР Илья Мукосей, представляет весенний номер на тему «Улицы». Наше издание и раньше делало выпуски об отдельных элементах городской среды (парках, набережных, городских кварталах), отзываясь на происходящие с ними преобразования – правда, только в Москве как главном полигоне градоустроительных экспериментов. Теперь дошла очередь и до улиц, ставших с лета 2014 года объектом внимания столичных властей, учредивших масштабную и дорогостоящую программу «Моя улица», в рамках которой планируется на качественно новом уровне благоустроить 3,5 тыс. улиц.
Обложка ПР79. Изображение предоставлено редакцией ПР
Ее особенность, помимо размаха, в том, что в процесс облагораживания и переустройства уличного пространства активно вовлекаются архитектурные бюро, в том числе и иностранные. Благоустройство вдруг перестало быть анонимной деятельностью, ведущейся неизвестно кем от лица обобщенного столичного хозяйственного комплекса – на создание проектов благоустройства улиц стали проводить тендеры, так что теперь мы можем открыть сайт госзакупок и сказать: эту улицу делали архитекторы КБ «Стрелка», эту – Kleinewelt Architekten, а эту – компания «Мегапарк»... Даже на сайт госзакупок ходить не надо: новые реализации и проекты получают широкую медийную огласку не только на провластных интернет-порталах и телеканалах, но и в блогах и модных сетевых изданиях, вроде The Village и Афиша Daily, которым не чужда урбанистическая повестка.
Разворот ПР79 с благоустройством
улиц в районе
Центрального
детского магазина. 2015. Архитекторы КБ «Стрелка» при участии Martha Schwartz
Partners. Изображение предоставлено редакцией ПР
Надо отметить, что это повышенное внимание обеспечивает как раз-таки участие известных архитекторов и вышеупомянутого КБ «Стрелка», выигравшего тендер на создание нового «Стандарта благоустройства улиц и городских общественных пространств в городе Москве» почти на миллиард рублей (сумма, до сих пор не укладывающаяся в голове и вызывающая едкие комментарии городских планировщиков в соцсетях). В 2016 году, если все пойдет по плану, будут реализованы знаковые проекты для центральных улиц, разработанные «Стрелкой» при участии зарубежных архитектурных бюро West8, TOPOTEK 1, Snøhetta, VEGA Landskab и других. С одной стороны, будет очень интересно посмотреть, чем обернутся эти благие намерения для города и его жителей, с другой – сложно не согласиться с мнением Ильи Мукосея, который считает, что было бы здорово перенести хотя бы часть этой благоустроительной активности из центра, и так не обделенного вниманием, на периферию столицы, которая все эти годы остается неохваченной.
Разворот ПР79 с благоустройством
улиц в районе
Центрального
детского магазина. 2015. Архитекторы КБ «Стрелка» при участии Martha Schwartz
Partners. Изображение предоставлено редакцией ПР
Концепция выпуска и его структура несколько раз претерпевала изменения, но в итоге мы остановились на уже опробованном ранее приеме сопоставления российской (читай – столичной) практики с зарубежной. Опыт Москвы был подвергнут условной периодизации – в качестве заголовка раздела Илья Мукосей предложил название итальянской комедии Витторио де Сика «Вчера, сегодня, завтра». Во «Вчера» мы опубликовали давние нереализованные проекты Wowhaus для Бульварного кольца и Gehl Architects для центральных улиц города. В подраздел «Сегодня» попали Мясницкая улица с ее практически образцовым благоустройством по проекту компании «ЛААРДИ», выполненным в соответствии с действующим стандартом для «вылетных» магистралей Москомархитектуры, улицы в районе Центрального детского магазина на Лубянке, «пилотные» проекты которых выполнило КБ «Стрелка», и экспериментальный проект Черниговского переулка, на лето 2015 года ставшего «белым и тихим» усилиями творческого объединения «кафедра*среды».
Разворот ПР79 с концепцией развития общественных
пространств Бульварного кольца. 2012. Архитекторы Wowhaus. Изображение предоставлено редакцией ПР
Мы показываем и отдельные новые уличные элементы – стелы пешеходной навигации и высокотехнологичные остановки, разработанные бюро Billings Jackson Design и City ID по заказу Департамента транспорта Москвы. В раздел «Завтра» мы поместили вышеупомянутые знаковые проекты КБ «Стрелка», разработанные совместно с ведущими российскими и иностранными бюро для Тверской и Таганской улиц, Нового Арбата, Бульварного и Садового колец, концепцию пешеходной зоны вокруг Политехнического музея по проекту Wowhaus, а также исследовательский проект «Улицы прогулок» компании Urbica Design, которая изучает и картографирует уличную инфраструктуру.
Разворот ПР79 с предложением по реорганизации улиц
в центре Москвы. 2013. Архитекторы Gehl Architects. Изображение предоставлено редакцией ПР
Помимо объектов и проектов, вниманию читателя предлагаются интервью заместителя руководителя Москомархитектуры Татьяны Гук, курирующей в МКА тему комплексного благоустройства, а также руководителя проектов КБ «Стрелка» Екатерины Малеевой, которая руководила созданием «Стандарта благоустройства улиц и городских общественных пространств города Москвы». Разворот ПР79 с экспериментальным благоустройством
пешеходной зоны в Черниговском
переулке. 2015. Архитекторы Megabudka. Изображение предоставлено редакцией ПР
В части «Зарубежный опыт» мы публикуем любопытные примеры трансформации уличной среды в городах Европы и США – Барселоне, Вене, Белфасте, словенском Целе, Сиэтле и Сан-Франциско. Речь здесь идет и о комплексных проектах реконструкции, как план Belfast Streets Ahead, который бюро AECOM разработало для центральных улиц столицы Северной Ирландии (прямо скажем – далеко не самого благополучного города Европы), так и о точечных и, скорее, дизайнерских интервенциях, как в Сан-Франциско, где студия Hood Design при финансовой поддержке Audi расширило и обустроило алюминиевой уличной мебелью пешеходную зону на Пауэлл-стрит, по которой ходит исторический канатный трамвай. Отдельного упоминания заслуживает проект для Белл-стрит в Сиэтле, улицы в плотно населенном центральном районе, криминальной и неопрятной, которую в результате перепланировки удалось сделать безопасной, удобной и привлекательной – причем при этом было использована концепция «общего пространства» (shared space), где автомобили, велосипедисты и пешеходы двигаются в общем потоке. В Вене голландцы Bureau B+B занялись торговой Марияхильфер-штрассе и смогли пересилить любовь австрийцев к своим автомобилям, сделав эту улицу частью пешеходной, частью – «общим пространством», или, как называют его в немецкоязычных странах, «зоной встречи». Для раздела были специально выбраны разные по масштабу образцы: исторический центр словенского городка Целе, объект работы мастерской LUZ – очень камерный, а Пасседж-де-Сан-Жуан в Барселоне, реконструированный Лолой Доменеч – одна из самых широких и оживленных улиц этого мегаполиса.
|