Практика социальности

Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал чилийский архитектор Алехандро Аравена.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Алехандро Аравена – пожалуй, самый яркий представитель нового поколения социально активных архитекторов: он и его бюро ELEMENTAL приобрели мировую известность в середине 2000-х, когда ими был разработан жилой массив на месте трущоб Кинта-Монрой в чилийском городе Икике. Государство давало жителям дотацию, недостаточную для строительства полноценного дома, однако этой суммы хватало на половину постройки. Аравена предложил строить именно половину – а вторую жители должны были достроить своими силами и по удобному им графику сами. Эта схема оказалась более чем удачной, на сегодняшний день ELEMENTAL спроектировало порядка 2500 квартир и односемейных домов такого типа в разных точках Латинской Америки. Проект для Кинта-Монрой продемонстрировал не просто социальную, но практическую, даже прагматическую направленность работ Аравены – в отличие от многих «гуманитарных» архитектурных замыслов, служащих лишь саморекламой их авторов и редко продвигающихся дальше пилотного проекта – и это в лучшем случае. Именно такой социально-архитектурной практике будет посвящена Венецианская биеннале этого года, которую курирует Алехандро Аравена. Ее тема – «Репортаж с фронта».
 
Алехандро Аравена © Cristobal Palma
Жилье в Кинто-Монрой (2004) после и до достройки жителями © Cristobal Palma

Аравена рассматривает архитектуру как инструмент для решения ключевых проблем – в первую очередь, бедности, выливающейся в рост городов за счет расширения трущоб (в первую очередь, на глобальном Юге – где и расположены наиболее быстро растущие мегаполисы мира). Но, в отличие от считавших себя всесильными модернистов, планировавших осчастливить население Земли, не особенно интересуясь его мнением, Аравена основывает свой подход на тесном контакте с будущими «пользователями» своих построек, что особенно важно, если проект предполагает «самострой», как в Кинта-Монрой. Крупнейший проект ELEMENTAL, реконструкция после землетрясения и цунами 2010 года чилийского города Конститусьон, включает в себя постоянное участие местных жителей. Также среди гуманитарных работ бюро Аравены – мастерпланы, парки, культурные центры.
 
Жилье в Кинто-Монрой (2004) до и после достройки жителями © Cristobal Palma

Но портфолио Аравены не исчерпывается социальными проектами: при всем его протесте против снижающей качество жесткой экономии в этой сфере, там часто приходится довольствоваться минимальными средствами, и собственно «архитектуры» там может быть немного. Как одаренный архитектор вне таких ограничений он проявил себя еще в 1990-х годах: тогда он начал строить корпуса для Католического университета в Сантьяго, которые возводит и по сей день. Коммерческие проекты, такие, как строящееся в Шанхае офисное здание компании Novartis, позволяют ему финансировать гуманитарные начинания, в частности, восстановление Конститусьона.
 
Жилье в Кинто-Монрой (2004) до и после достройки жителями © Cristobal Palma

В присуждении премии Аравене можно видеть заигрывание Притцкеровского жюри с общественным мнением: после награждения за «гуманитарную деятельность» в 2014 Шигеру Бана премия как будто повернула «налево», от успешно работающих в неолиберальной системе «звезд» обратилась к героям «социального» дискурса, заботящихся о наиболее нуждающейся части населения. В 2014 это вызвало протест: не все были готовы судить об архитектуре исключительно по этической составляющей, забыв об эстетике и творчестве в принципе. Поэтому в этот раз в заявлении жюри немалый упор сделан на университетские корпуса, офисные здания и эффектные павильоны Аравены, где, несомненно, проявляется его большой талант.
 
Реконструкция города Конститусьон после цунами. С 2010 © Felipe Diaz

В то же время, это безопасное решение: Аравена давно встроен в архитектурный истеблишмент, пять лет преподавал в Гарвардской школе дизайна, постоянно участвует в выставках и читает лекции по всему миру, получает престижные премии, с 2009-го по 2015-й был в жюри «Притцкера» (очевидно, вышел из его состава лишь чтобы быть награжденным самому), сотрудничает с Vitra, сейчас возглавил очередную Венецианскую биеннале. Большое впечатление всегда производит интеллектуальная ясность его выступлений и текстов, тщательная продуманность и оригинальность аргументов. Значительно помогли его продвижению возникший в 2000-х у международных архитектурных СМИ интерес к чилийской архитектурной школе и постоянные публикации на основанных его соотечественниками сайтах PlataformaArquitectura.cl и Archdaily.com. По сравнению с многими другими активистами от архитектуры Аравена во всех отношениях «фотогеничен» и играет по правилам.
 
Жилье Villa Verde в Конститусьоне. Фото до и после достройки жителями © ELEMENTAL



Однако эта готовность идти на компромисс позволяет Алехандро Аравене делать больше, чем если бы он замкнулся в радикализме; как минимум, она предоставляет ему трибуну – а с известностью приходят новые возможности, в том числе и финансовые, для осуществления задуманного. Поэтому в ответе на известие о своем награждении он подчеркнул, что престиж премии поможет ему и ELEMENTAL освоить новые территории, даст им большую свободу. Однако начал Аравена с того, что ни одно достижение – не индивидуально, и архитектура – коллективная дисциплина, ни разу не употребив местоимение «я», только «мы». Впервые в предложенной пиарщиками «Притцкера» журналистам подборке иллюстраций «о лауреате» вошли фотографии его сотрудников в интерьерах бюро, что в эпоху культа знаменитостей – что гламурных, что «леваков» – неожиданное проявление скромности.

Церемония награждения состоится 4 апреля 2016 в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Жилье в Монтеррее (Мексика). 2010 © Ramiro Ramirez
Жилье в Монтеррее (Мексика). 2010 © Ramiro Ramirez
Офис ELEMENTAL. Работа над пригородным парком для чилийского города Калама. Слева направо: Алехандро Аравена, Клаудио Тапия, Гонасало Артеага (партнер), Паула Ливингстоун. 2013 © ELEMENTAL
Детский парк Двухсотлетия в Сантьяго © Cristobal Palma
Школа Айелен в Ранкагуа (Чили). 2015 © ELEMENTAL
Школа математики Католического университета Чили. 1999 © Tadeuz Jalocha
«Сиамские башни» Католического университета Чили. 2005 © Cristobal Palma
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини» © James Florio
Здание компании Novartis в Шанхае © ELEMENTAL
Здание компании Novartis в Шанхае © Samuel Born
Общежитие университета Сент-Эдвардс в Остине, штат Техас. 2008 © Cristobal Palma
Chairless («Без стула»). Устройство для сидения на земле, выполнено для компании Vitra © Nicole Bachmann
Chairless («Без стула»). Устройство для сидения на земле, выполнено для компании Vitra © Nicole Bachmann

14 Января 2016

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Пресса: Мастера тонкой перестройки
Премию Pritzker prize, которую называют «архитектурной Нобелевкой», получили в этом году Жан-Филипп Вассаль и Анна Лакатон, архитекторы, которые считают, что новое — это хорошо перестроенное старое. За всю историю премии это лишь третья, полученная французами. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Пресса: Марта Торн: Архитектура должна соответствовать контексту...
Притцкеровскую премию сравнивают с Оскаром, так как это самая престижная награда в области архитектуры. О том, почему её ни разу не получал архитектор из России, а также о главных мировых трендах РИА Недвижимость рассказала исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн. Она станет одним из спикеров Moscow Urban Forum 2017, который пройдет с 6 по 12 июля.
Пресса: Кто эти люди? Притцкеровская премия 2017
Притцкеровская премия 2017 года, которая была вручена испанскому бюро RCR Arquitectes в марте, вызвала бурную реакцию всей профессиональной общественности. Одни изумились, откуда взялись лауреаты, проекты которых до вручения премии даже англоязычный Google знал через один, другие с восторгом восприняли это: новые имена и окончательное движение прочь от звёздной архитектуры.
Пресса: Место красит архитектора
39-м лауреатом главной архитектурной премии мира стало испанское бюро RCR, никак не прославившееся в архитектуре и никому не известное до присуждения премии. Парадоксальное решение притцкеровского жюри комментирует Григорий Ревзин.
Трое из Каталонии
Лауреатами Притцкеровской премии стали архитекторы каталонской студии RCR Arquitectes. Впервые за всю историю жюри выбрало сразу трёх победителей.
Пресса: Лекарство от звездной болезни
Присуждение Притцкеровской премии «архитектору для бедных» Алехандро Аравене — не такая уж неожиданность. Его деятельность более всего отвечает устойчивому интересу последних лет к социальным аспектам архитектуры, по этой же причине Аравена выбран куратором следующей архитектурной биеннале в Венеции. Поворот к социальному связан с усталостью от нарциссизма архитектуры, пораженной звездной болезнью последних десятилетий, а точкой отсчета можно считать биеннале 2000 года под девизом «Меньше эстетики, больше этики».
Пресса: Человек года
Чилийский архитектор, куратор предстоящей Венецианской архитектурной биеннале Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию 2016 года. Общественность расценила это как утверждение смены архитектурной парадигмы.
Пресса: Премия в память
Церемония вручения Притцкеровской премии, состоявшаяся 15 мая, проходила не так, как обычно.
Пресса: Его палаточные города
Сороковым лауреатом премии Притцкера стал немецкий архитектор Фрай Отто. Получив премию, он сразу умер. О лучшем архитекторе мира 2015 года – Григорий Ревзин.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.