Практика социальности

Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал чилийский архитектор Алехандро Аравена.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Алехандро Аравена – пожалуй, самый яркий представитель нового поколения социально активных архитекторов: он и его бюро ELEMENTAL приобрели мировую известность в середине 2000-х, когда ими был разработан жилой массив на месте трущоб Кинта-Монрой в чилийском городе Икике. Государство давало жителям дотацию, недостаточную для строительства полноценного дома, однако этой суммы хватало на половину постройки. Аравена предложил строить именно половину – а вторую жители должны были достроить своими силами и по удобному им графику сами. Эта схема оказалась более чем удачной, на сегодняшний день ELEMENTAL спроектировало порядка 2500 квартир и односемейных домов такого типа в разных точках Латинской Америки. Проект для Кинта-Монрой продемонстрировал не просто социальную, но практическую, даже прагматическую направленность работ Аравены – в отличие от многих «гуманитарных» архитектурных замыслов, служащих лишь саморекламой их авторов и редко продвигающихся дальше пилотного проекта – и это в лучшем случае. Именно такой социально-архитектурной практике будет посвящена Венецианская биеннале этого года, которую курирует Алехандро Аравена. Ее тема – «Репортаж с фронта».
 
Алехандро Аравена © Cristobal Palma
Жилье в Кинто-Монрой (2004) после и до достройки жителями © Cristobal Palma

Аравена рассматривает архитектуру как инструмент для решения ключевых проблем – в первую очередь, бедности, выливающейся в рост городов за счет расширения трущоб (в первую очередь, на глобальном Юге – где и расположены наиболее быстро растущие мегаполисы мира). Но, в отличие от считавших себя всесильными модернистов, планировавших осчастливить население Земли, не особенно интересуясь его мнением, Аравена основывает свой подход на тесном контакте с будущими «пользователями» своих построек, что особенно важно, если проект предполагает «самострой», как в Кинта-Монрой. Крупнейший проект ELEMENTAL, реконструкция после землетрясения и цунами 2010 года чилийского города Конститусьон, включает в себя постоянное участие местных жителей. Также среди гуманитарных работ бюро Аравены – мастерпланы, парки, культурные центры.
 
Жилье в Кинто-Монрой (2004) до и после достройки жителями © Cristobal Palma

Но портфолио Аравены не исчерпывается социальными проектами: при всем его протесте против снижающей качество жесткой экономии в этой сфере, там часто приходится довольствоваться минимальными средствами, и собственно «архитектуры» там может быть немного. Как одаренный архитектор вне таких ограничений он проявил себя еще в 1990-х годах: тогда он начал строить корпуса для Католического университета в Сантьяго, которые возводит и по сей день. Коммерческие проекты, такие, как строящееся в Шанхае офисное здание компании Novartis, позволяют ему финансировать гуманитарные начинания, в частности, восстановление Конститусьона.
 
Жилье в Кинто-Монрой (2004) до и после достройки жителями © Cristobal Palma

В присуждении премии Аравене можно видеть заигрывание Притцкеровского жюри с общественным мнением: после награждения за «гуманитарную деятельность» в 2014 Шигеру Бана премия как будто повернула «налево», от успешно работающих в неолиберальной системе «звезд» обратилась к героям «социального» дискурса, заботящихся о наиболее нуждающейся части населения. В 2014 это вызвало протест: не все были готовы судить об архитектуре исключительно по этической составляющей, забыв об эстетике и творчестве в принципе. Поэтому в этот раз в заявлении жюри немалый упор сделан на университетские корпуса, офисные здания и эффектные павильоны Аравены, где, несомненно, проявляется его большой талант.
 
Реконструкция города Конститусьон после цунами. С 2010 © Felipe Diaz

В то же время, это безопасное решение: Аравена давно встроен в архитектурный истеблишмент, пять лет преподавал в Гарвардской школе дизайна, постоянно участвует в выставках и читает лекции по всему миру, получает престижные премии, с 2009-го по 2015-й был в жюри «Притцкера» (очевидно, вышел из его состава лишь чтобы быть награжденным самому), сотрудничает с Vitra, сейчас возглавил очередную Венецианскую биеннале. Большое впечатление всегда производит интеллектуальная ясность его выступлений и текстов, тщательная продуманность и оригинальность аргументов. Значительно помогли его продвижению возникший в 2000-х у международных архитектурных СМИ интерес к чилийской архитектурной школе и постоянные публикации на основанных его соотечественниками сайтах PlataformaArquitectura.cl и Archdaily.com. По сравнению с многими другими активистами от архитектуры Аравена во всех отношениях «фотогеничен» и играет по правилам.
 
Жилье Villa Verde в Конститусьоне. Фото до и после достройки жителями © ELEMENTAL



Однако эта готовность идти на компромисс позволяет Алехандро Аравене делать больше, чем если бы он замкнулся в радикализме; как минимум, она предоставляет ему трибуну – а с известностью приходят новые возможности, в том числе и финансовые, для осуществления задуманного. Поэтому в ответе на известие о своем награждении он подчеркнул, что престиж премии поможет ему и ELEMENTAL освоить новые территории, даст им большую свободу. Однако начал Аравена с того, что ни одно достижение – не индивидуально, и архитектура – коллективная дисциплина, ни разу не употребив местоимение «я», только «мы». Впервые в предложенной пиарщиками «Притцкера» журналистам подборке иллюстраций «о лауреате» вошли фотографии его сотрудников в интерьерах бюро, что в эпоху культа знаменитостей – что гламурных, что «леваков» – неожиданное проявление скромности.

Церемония награждения состоится 4 апреля 2016 в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Жилье в Монтеррее (Мексика). 2010 © Ramiro Ramirez
Жилье в Монтеррее (Мексика). 2010 © Ramiro Ramirez
Офис ELEMENTAL. Работа над пригородным парком для чилийского города Калама. Слева направо: Алехандро Аравена, Клаудио Тапия, Гонасало Артеага (партнер), Паула Ливингстоун. 2013 © ELEMENTAL
Детский парк Двухсотлетия в Сантьяго © Cristobal Palma
Школа Айелен в Ранкагуа (Чили). 2015 © ELEMENTAL
Школа математики Католического университета Чили. 1999 © Tadeuz Jalocha
«Сиамские башни» Католического университета Чили. 2005 © Cristobal Palma
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини» © James Florio
Здание компании Novartis в Шанхае © ELEMENTAL
Здание компании Novartis в Шанхае © Samuel Born
Общежитие университета Сент-Эдвардс в Остине, штат Техас. 2008 © Cristobal Palma
Chairless («Без стула»). Устройство для сидения на земле, выполнено для компании Vitra © Nicole Bachmann
Chairless («Без стула»). Устройство для сидения на земле, выполнено для компании Vitra © Nicole Bachmann


14 Января 2016

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Пресса: Марта Торн: Архитектура должна соответствовать контексту...
Притцкеровскую премию сравнивают с Оскаром, так как это самая престижная награда в области архитектуры. О том, почему её ни разу не получал архитектор из России, а также о главных мировых трендах РИА Недвижимость рассказала исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн. Она станет одним из спикеров Moscow Urban Forum 2017, который пройдет с 6 по 12 июля.
Пресса: Кто эти люди? Притцкеровская премия 2017
Притцкеровская премия 2017 года, которая была вручена испанскому бюро RCR Arquitectes в марте, вызвала бурную реакцию всей профессиональной общественности. Одни изумились, откуда взялись лауреаты, проекты которых до вручения премии даже англоязычный Google знал через один, другие с восторгом восприняли это: новые имена и окончательное движение прочь от звёздной архитектуры.
Пресса: Место красит архитектора
39-м лауреатом главной архитектурной премии мира стало испанское бюро RCR, никак не прославившееся в архитектуре и никому не известное до присуждения премии. Парадоксальное решение притцкеровского жюри комментирует Григорий Ревзин.
Трое из Каталонии
Лауреатами Притцкеровской премии стали архитекторы каталонской студии RCR Arquitectes. Впервые за всю историю жюри выбрало сразу трёх победителей.
Пресса: Лекарство от звездной болезни
Присуждение Притцкеровской премии «архитектору для бедных» Алехандро Аравене — не такая уж неожиданность. Его деятельность более всего отвечает устойчивому интересу последних лет к социальным аспектам архитектуры, по этой же причине Аравена выбран куратором следующей архитектурной биеннале в Венеции. Поворот к социальному связан с усталостью от нарциссизма архитектуры, пораженной звездной болезнью последних десятилетий, а точкой отсчета можно считать биеннале 2000 года под девизом «Меньше эстетики, больше этики».
Пресса: Человек года
Чилийский архитектор, куратор предстоящей Венецианской архитектурной биеннале Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию 2016 года. Общественность расценила это как утверждение смены архитектурной парадигмы.
Пресса: Премия в память
Церемония вручения Притцкеровской премии, состоявшаяся 15 мая, проходила не так, как обычно.
Пресса: Его палаточные города
Сороковым лауреатом премии Притцкера стал немецкий архитектор Фрай Отто. Получив премию, он сразу умер. О лучшем архитекторе мира 2015 года – Григорий Ревзин.
Пресса: Выстроенная гуманистическая мысль
Вчера самую престижную награду в области архитектуры, премию Притцкера, получил японец Шигеру Бан, единственный в мире архитектор, который строит из картона. ART1 рассказывает, о какой тенденции сигнализирует мировой общественности жюри премии и почему эта тенденция, скорее всего, пройдет мимо России.
Пресса: «Начинать надо с образования»
В интервью “Ъ” исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн рассказала, как должна измениться российская архитектура, чтобы стать конкурентоспособной в мировом масштабе.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.