Восточно-западная актуальность

Лауреатом Притцкеровской премии 2019 года стал Арата Исодзаки.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
46-м обладателем Притцкеровской премии стал Арата Исодзаки, девятый ее лауреат из Японии. Церемония награждения пройдет в Версальском дворце в мае (отметим, что Тадао Андо вручали ту же премию в 1995 в Малом Трианоне).
 
Арата Исодзаки
Фото предоставлено Pritzker Architecture Prize
Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе (префектура Ибараки). 1983
Изображение: Arata Isozaki and Associates
Катарский национальный конгресс-центр. 2011
Фото: Hisao Suzuki

Родившийся в 1931 в городе Оита Арата Исодзаки учился у Кэндзо Тангэ, испытал влияние идей метаболизма, однако всегда держался своей собственной линии, сближавшейся то с брутализмом, то с постмодернизмом, то с неомодернизмом. Исодзаки с молодости много путешествовал, сочетал занятия архитектурой с философией и публицистикой, он известен как остроумный эссеист и полемист. Внимание одновременно к глобальному и локальному – уникальному – позволили ему не только опираться на самые разные источники форм и идей (включая неизбежный русский авангард), но и стать одним из первых японских архитекторов, получивших успех и призание на Западе, а затем – на Ближнем Востоке и в Китае. Его постройки на родине, как и в США, Италии, Испании, Польше отличает поразительная эрудиция, делающая любое его высказывание полным интереса.
 
Музей «Домус – Дом человека» в Ла-Корунье. 1993-1995
Фото: Hisao Suzuki

Жюри Притцкеровской премии (Исодзаки входил в него в момент ее первого присуждения в 1979 и последующие пять лет) отмечает универсальность его фигуры, однако мы процитируем не его вердикт, а другого лауреата этой награды, Ханса Холляйна. Этот текст австрийский архитектор написал в мае 2005 года – к большой выставке Араты Исодзаки «Заново разрушенная Хиросима», которая прошла летом того же года во флигеле «Руина» московского Музея архитектуры: «По прошествии 30 лет Арата Исодзаки – универсальная фигура нашей эпохи. Он не только один из лучших архитекторов в мире, но и выделяется своей принадлежностью одновременно и к западной, и к восточной культуре и глобальным масштабом своей личности. Глубокое знание философских идей Востока и Запада, истории архитектуры и цивилизации сочетается в нем с фундаментальными сведениями о будущих путях развития науки и техники. Он наблюдатель, а также – творец, герой, провидец, художник. Его работы – построенные и невоплощенные – составляют основополагающий вклад в современную картину мира. Исодзаки пришел в архитектуру в 1960-е годы с развитыми визионерскими идеями, но вскоре сумел проявить себя и в реализованных проектах. Он использует различные – нетрадиционные – методы демонстрации своих произведений, но эти средства несут в себе смысл сами по себе. Таким был его «Электрический лабиринт» на Триеннале 1968 года в Милане. Эта выставка стала поворотным моментом для самой идеи подобных мероприятий: Альдо ван Эйк и я также представили там инсталляции вместо экспонатов на пьедесталах и перегородках. Это было новое взаимодействие со зрителем – как с участником. К сожалению, в связи с тогдашними политическими событиями, только немногие смогли посетить выставку. Тем более важно, что эта инсталляция Исодзаки была реконструирована и будет показана в Москве. Это не только исторический артефакт: она актуальна до сих пор и придаст жизненности всей выставке. Будут представлены работы разных периодов, в том числе и текущие проекты. Визионерские проекты Исодзаки имеют продолжительное влияние на его творчество и современную архитектуру. Исодзаки может возвращаться к своим ранним идеям и осуществлять их позднее. Сложность его архитектуры происходит из его особого способа мышления. Интересно наблюдать, как такие произведения, как «Город в воздухе» начала 60-х годов превратился в реализуемый сейчас проект Национальной библиотеки Катара. В его творчестве есть преемственность – не из-за повторения, но благодаря постоянным изменениям. Подобно жизни и смерти. Его работы могут ослепительно сверкать и взрываться или превращаться в руины. Или начинаться с… метафорического отрывка. Это не решение проблемы. Это утверждение о состоянии мира – сегодня.»
Библиотека префектуры Оита в городе Оита. 1966
Фото: Yasuhiro Ishimoto
Библиотека префектуры Оита в городе Оита. 1966
Изображение: Arata Isozaki and Associates
Музей керамики в городе Мино (префектура Гифу). 2002
Фото: Hisao Suzuki
Музей современного искусства в городе Гунма. 1974
Фото: Yasuhiro Ishimoto
Центральная библиотека в городе Китакюсю (префектура Фукуока). 1974
Фото: Fujitsuka Mitsumasa
Центральная библиотека в городе Китакюсю (префектура Фукуока). 1974
Фото: Yasuhiro Ishimoto
Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе (префектура Ибараки). 1983
Фото: Yasuhiro Ishimoto
Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе. 1983
Фото: Yasuhiro Ishimoto
Музей современного искусства MOCA в Лос-Анджелесе. 1986
Фото: Hisao Suzuki
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне, 1990
Фото: Hisao Suzuki
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне, 1990
Фото: Hisao Suzuki
Зал Столетия в Наре. 1998
Фото: Hisao Suzuki
Музей «Домус – Дом человека» в Ла-Корунье. 1993-1995
Фото: Hisao Suzuki
Олимпийский хоккейный стадион – Pala Alpitour в Турине. 2006
Фото: Alessandra Chemollo
Мобильный концертный зал Ark Nova (совместная работа с Анишем Капуром). 2011-2013, 2014
Фото: Iwan Baan
Башня Allianz комплекса CityLife в Милане. 2015
Фото: Alessandra Chemollo


05 Марта 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Притцкеровская премия

Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Трое из Каталонии
Лауреатами Притцкеровской премии стали архитекторы каталонской студии RCR Arquitectes. Впервые за всю историю жюри выбрало сразу трёх победителей.
Вышел из тени
Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал португальский архитектор Эдуарду Соуту де Моура.

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».