Но не в физических характеристиках заключается его привлекательность и оригинальность. По сути, у новой постройки нет стен. Ее «наружный скелет», изящное переплетение серебристых стальных балок, является одновременно и перекрытиями, и фасадами, и несущей конструкцией здания. Внутри можно видеть ярко-красную бетонную чашу непосредственно арены, но все дополнительные помещения: магазины, кафе, ложи и пр. имеют каждое свою собственную оболочку, архитекторам удалось обойтись без общей непроницаемой преграды вокруг здания. Такое решение позволило обойтись без искусственной вентиляции огромного сооружения. Там, где была все же необходима защита от непогоды, были применены надувные тефлоновые «подушки». Перекрытия стадиона также выполнены из полупрозрачного пластика, который пропускает ультрафиолет: чтобы трава газона на поле не пожухла.
Собственно арена имеет не стандартную овальную, а почти идеально круглую форму, что делает все зрительские места одинаково удобными для наблюдения за соревнованиями.
Роль вестибюля Олимпийского стадиона выполняет просторный коридор с кафе и магазинами, проходящий между «архитектурным лесом» внешней конструкции, как назвал ее Жак Херцог, и стенами арены.
Проект получил прозвище «Птичье гнездо» от жителей Пекина в марте 2003, когда было объявлено о победе проекта мастерской «Херцог & де Мерон» в архитектурном конкурсе. Такое неофициальное название ассоциируется в Китае с исключительно положительными понятиями: необычности, эксклюзивности, ценности. Все это не в последнюю очередь связано с одним из основных деликатесов китайской кухни – гнездами стрижей-саланган.
В то же время, новый стадион, не только интереснейший пример современной архитектуры спортивных сооружений, но и заметная постройка китайской столицы, ставший популярной достопримечательностью еще во время строительства, сейчас оказался связан с политическим скандалом. Над его проектом вместе со швейцарскими архитекторами работал выдающийся китайский художник Ай Вэйвэй. Теперь он фактически отказался от своего авторства по политическим убеждениям: Вэйвэй выступил против пекинской Олимпиады в общем, сравнив ее с «фальшивой улыбкой», а стадион, эстетические качества которого он не отрицает, является, по мнению художника, «пиар-трюком» китайских властей.
Но, несмотря на двойственный характер Игр-2008, именно благодаря им появился на свет замечательный стадион «Херцог & де Мерон», что еще раз заставляет задуматься о беспокоящем многих западных архитекторов вопросе о моральной ответственности любого «творца», работающего для тоталитарных и близких к ним режимов. Следует отметить, что Жак Херцог и Пьер де Мерон заявили о том, что их, скорее всего, на открытии Олимпиады не будет, но упомянули, что это их решение не связано с политикой.
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион в Пекине
Национальный Олимпийский стадион. Фото в процессе строительства
Национальный Олимпийский стадион. Фото в процессе строительства