Вернер Нуссмюллер: «Дерево сейчас действительно вошло в моду»

Вернер Нуссмюллер рассказал Архи.ру о методах защиты деревянных зданий от огня, жилье для пожилых и о том, почему он не проектирует односемейные дома.

mainImg


Мы встретились с австрийским архитектором Вернером Нуссмюллером, основателем бюро Nussmüller Architekten и сообщества SEEWOOD в ходе АРХ Москвы-2014 – на «Дне дерева» в рамках премии АРХИWOOD, организованной компанией «РОССА РАКЕННЕ СПБ» (HONKA). Тогда Вернер Нуссмюллер и его коллеги приняли участие в выставке «Современная деревянная архитектура Австрии» и сопутствующих ей открытых дискуссиях.
 
zooming
Вернер Нуссмюллер. Фото предоставлено АРХИWOOD
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott

Архи.ру:
– Традиция австрийской деревянной архитектуры широко известна, и сейчас, насколько я знаю, в Австрии строят из дерева все, что угодно. Этот современный интерес к дереву – возник ли он в последние десятилетия, в эпоху «устойчивости», или раньше, прервал ли модернизм старую традицию, или она благополучно дошла до наших дней?

 
Вернер Нуссмюллер:
– У дерева был очень плохой «имидж» после Второй мировой войны, потому что из него обычно строили бараки для бедных, и потому считалось, что это материал для неимущих. Около 1975, после первого нефтяного кризиса, стали обсуждать проблему изоляции, т.к. стало очень важным экономить энергию и, тем самым, деньги. Начали думать о новых материалах, и именно тогда первые архитекторы стали строить из дерева. Один из лучших зодчих того времени, Хуберт Рис (Hubert Ries) в одной из лекций сказал: «Мы должны соединить бараки и элегантность». Он настаивал на том, что нужно искать новые пути и подходы, создавать современные легкие постройки из дерева. В этот период появились первые деревянные односемейные дома.
 
Следующий важный шаг был сделан около 1990, причем это была инициатива деревообрабатывающих компаний земли Штирия. Они потребовали от политиков: «Мы предоставляем работу стольким людям, поэтому взамен вы должны использовать наше дерево!» Политики согласились с этим требованием, понимая, что если в нашей стране есть так много дерева, мы должны найти для него хорошее применение. Одним из вариантов была как раз сфера строительства. Нормативы были изменены, став менее строгими. Было проведено множество экспериментов и проверок для того, чтобы выяснить все особенности и свойства дерева как строительного материала. С тех пор мы действительно знаем, как ведет себя дерево при пожаре, как решать проблему с акустикой и т.д.
 
В 2006 мы и политики составили план, согласно которому через пять лет 25% нового жилья должно было строиться из дерева. И мы реализовали этот замысел: у нас действительно строится из дерева четверть всего социального жилья, включая 4- и 5-этажные здания.
 
Все эти перемены были небольшими шагами на пути вперед, и теперь все молодые заказчики, которые приходят в наше бюро, хотят получить именно дом из дерева! Так что дерево сейчас действительно вошло в моду. Люди относятся к нему по-другому, это больше не материал для бедных. Они понимают, что это фантастический материал с очень приятным запахом и сотнями других положительных свойств.
 
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott
Жилой комплекс Blumenhang Birkfeld в Граце © Paul Ott



– А как насчет проблем с акустикой в многоэтажных деревянных зданиях?
 
– Да, акустика в этом контексте представляет трудность. Дерево – очень легкий материал, поэтому мы должны экспериментировать с разными формами, чтобы решить эту проблему. Но если мы строим дом на шумной улице, мы просто не используем дерево. У каждого материала – свои качества и сильные стороны, поэтому мы выбираем материал, который оптимально подходит к конкретному контексту. Это наш метод работы.
 
zooming
Школа им. Карла Морре - первая школа с деревянным несущим каркасом в Граце © Walter Luttenberger



– В России распространено мнение, что дерево – это небезопасный материал, потому что оно легко загорается, и не все знают о современных способах решения этой проблемы…
 
– Вы видели на выставке деревянную панель с перекрестной ориентацией слоев: попробуйте ее сжечь – это просто невозможно. Она для этого слишком толстая. В Германии, Австрии и Швейцарии мы провели столько экспериментов с огнем на моделях масштаба 1:1, что теперь мы точно знаем температуру воспламенения дерева. И пожар теперь – не проблема. Мы знаем, что за полчаса балка из массива дерева обгорит на 2 см. Поэтому нам достаточно добавить к балке или панели еще один слой – толщиной 2 см – и проблема решена. И для того, чтобы сделать дерево пожаробезопасным, мы не используем никакую пропитку.
 
– То есть это по-настоящему «зеленая» архитектура!
 
– Точно.
 
zooming
Жилой массив на Граднерштрассе в Граце © Nussmüller Architekten
Жилой массив на Граднерштрассе в Граце © Nussmüller Architekten



– Мы говорили о шумных улицах. А какие еще есть ограничения у использования дерева? Есть ли типы зданий, которые нельзя строить из дерева?
 
– Если вы хотите сделать у себя дома большие пролеты, вы можете использовать дерево, но это будет недешево. Большие размеры возможны, но это не бюджетное решение. Всегда стоит сравнивать материалы и их свойства. В одном случае бетон может оказаться лучшим решением, в другом – дерево. Это всегда зависит от обстоятельств.
 
Детский сад Josefinum в Леобене. Фото © Nussmüller Architekten
Детский сад Josefinum в Леобене. Фото © Nussmüller Architekten



– Мы уже коснулись темы односемейных домов. Однако в вашем портфолио нет ни одной такой постройки. Почему?
 
– Я отказываюсь строить их по экологической причине. Можно спланировать чудесный экологичный частный дом где-нибудь на зеленом склоне, но хозяева не смогут обойтись без автомобилей – надо возить детей в детский сад, школу и так далее… Когда все эти моменты сложишь вместе, становится понятно, что невозможно построить по-настоящему «зеленый» односемейный дом.
 
Офисное здание Stia в Адмонте. Фото © Nussmüller Architekten
Офисное здание Stia в Адмонте. Фото © Nussmüller Architekten



– У вас есть очень интересный проект, который скоро будет сдан – комплекс Reininghaus в Граце, предназначенный для пожилых жильцов. Дома для пожилых людей – это очень актуальная тема для России, так как наше общество «стареет», но при этом у нас нет подобных проектов. А вы уже строили такие дома раньше. Почему они нужны?
 
– В прошлом дети жили с родителями под одной крышей, и когда родители старели, то дети и внуки заботились о них дома. Теперь все иначе: дети где-то познают окружающий мир, а их старые родители остаются одни дома. И мы должны им как-то помочь. Если они живут в частных домах, вдали от друзей и родных, кто о них позаботится?
 
Лучше спроектировать для них отличный жилой комплекс, где им будет удобно видеться с соседями, общаться и вместе чем-нибудь заниматься. Когда они въезжают в эти квартиры, возможно, на первых порах им не нужна особая поддержка. Но когда они становятся старше, и им требуется помощь, чтобы купить продукты, принять душ и т.д., эту помощь им гораздо проще получить, если они живут в доме, специально спроектированном для пожилых. Они по-прежнему смогут пошагово планировать свою жизнь и чувствовать себя вполне активными и включенными в ее течение. Естественно, эти здания – безбарьерная среда, они подходят для жильцов-колясочников, там нет ступенек, и так далее.
zooming
Комплекс Reininghaus Süd в Граце © Paul Ott
zooming
Вид экспозиции «Современная деревянная архитектура Австрии» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD
zooming
Участники «Дня дерева» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD
zooming
Вернер Нуссмюллер и Николай Малинин в ходе дискуссии «Дня дерева» на АРХ Москве-2014. Фото предоставлено АРХИWOOD

23 Июля 2014

АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Спасительное гнездо
Словацкое бюро Archekta за один день возвело на территории госпиталя AZ Zeno в Бельгии центр помощи онкобольным. Архитекторам удалось реализовать нейробиологический подход к формированию среды.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.