«Зеленый» треугольник

Здание холдинга Raiffeisen в Вене стало первой в мире офисной башней с сертификатом PassivHaus.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Проект разработали архитектурные мастерские Atelier Hayde и Architektur Maurer, а за инженерную составляющую, включая все аспекты ресурсосбережения, отвечало бюро Vasko + Partner. Несмотря на то, что на приведение 77-метровой башни к стандарту PassivHaus ушло 3,6 млн евро (бюджет в целом составил 84 млн, около 2 000 евро/м2 общей площади), и окупятся эти затраты лишь через 14 лет, заказчики пошли на это в рамках своей инициативы защиты климата (Raiffeisen Climate Protection Initiative).
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

«Зеленая» башня построена на берегу Дунайского канала, в округе Леопольдштадт в центре Вены – на месте снесенного представительства ОПЕК, что весьма символично. Рядом уже находилось одно здание Raiffeisen, поэтому новое получило название RHW.2 (Raiffeisenhaus Wien 2). С другой стороны расположен центр хранения и обработки данных IBM, и это соседство оказалось для новостройки очень выгодным. Силуэт башни, кроме соображений эффектности, определили ограничения: нельзя было влиять на естественное освещение и затенение фасадов окружающих зданий. На треугольном в плане участке размещена трапециевидная база, при этом сама башня в плане напоминает треугольник и одной «вершиной» далеко выступает за пределы базы, образуя опирающийся на колонны «козырек» перед входом в здание.
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

 21-этажная постройка почти полностью занята офисами, при этом в базе располагаются доступные всем 3-этажный атриум-вестибюль с кафе и отделение банка Raiffeisen, также имеются медицинский и фитнес-центры, столовая для сотрудников и детский сад с отдельным входом, открытый не только для детей банковских работников, но и для жителей прилегающих кварталов. Кроме того, на двух верхних этажах устроен конференц-центр, главное помещение которого – зал с панорамным остеклением, откуда открывается эффектный вид на Вену.
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

Со стороны набережной канала, под «козырьком» устроена «плаза», а также имеется открытый всем желающим лифт, позволяющий с удобством спуститься с уровня улицы до идущего вдоль воды променада. Также в RHW.2 есть 6-ярусная подземная парковка на 259 машин (общая подземная площадь здания составляет 14 550 м2, надземная – 27 600 м2).
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

Каркас башни выполнен из железобетона: нагрузку несут круглые колонны, в центре расположен «стержень» с коммуникациями. Компактный объем работает на уменьшение теплопотерь. Так как фасады остеклены, главной задачей в деле достижения стандарта PassivHaus было предотвратить перегрев интерьера из-за солнечного жара, так как башня обращена на запад. Поэтому постройку снабдили двойным фасадом: его внутренний слой состоит из открывающихся окон Schüco с тройным остеклением (50/75 мм), далее, в зазоре шириной 625 мм, установлены солнцезащитные экраны (ими управляет автоматическая система), а внешний слой образован остеклением из ламинированных панелей со стеклянными ламелями (16 мм).
Башня RHW.2. Фото: Нина Фролова

Следующей целью инженеров Vasko + Partner было снижение энергопотребления на 50% по сравнению с типичным офисным зданием таких же габаритов. Это сделало необходимостью организацию производства энергии в самом здании. Основой для этого стала собственная расположенная ниже уровня земли тригенерационная ТЭЦ на биогазе, обеспечивающая RHW.2 теплом (40%) и электричеством (60%). Также для этой цели используются солнечные батареи на крыше (1% электричества) и геотермальный тепловой насос (7% отопления), но гораздо важнее тепло, вырабатываемое серверами IBM в соседнем здании: они покрывают 38% потребностей башни. На 28% охлаждение помещений обеспечивается водой Дунайского канала, с остальными 72% справляются различные охлаждающие установки. Впрочем, естественная вентиляция через открытые вручную окна помогает сократить эти затраты. В итоге, лишь 39% электричества и 15% тепла поступает из городских сетей. Среди использованных систем – активация бетонного ядра и механическая вентиляция с высокоэффективной рекуперацией тепла.
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

Чтобы сэкономить идущее на освещение электричество, в коридорах и гараже были установлены светодиоды (это дало экономию в 50%), а в офисах использованы эффективные светильники с высоким уровнем направленного освещения. Инженеры занялись даже такими «неважными» деталями, как источники бесперебойного питания: современные модели позволили сэкономить 50 000 кВт/ч в год по сравнению с обычными. Не менее важным фронтом работ оказались кофемашины, которые потребляют в режиме ожидания в среднем 200 кВт/ч в год каждая. Применив таймеры, это количество снизили до 35 кВт/ч в год. Также повсеместно были использованы освещение «по требованию», торможение вентиляционных систем в нерабочие часы, и так далее.
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH

Мониторинг всех систем и всех потребителей (возможный с помощью приложения для смартфона) проходит в реальном времени, причем особое внимание уделяется анализу ошибок и контролю за зданием ночью и в выходные. Также предусмотрено сравнение с другими проектами.
zooming
Башня RHW.2. Фото: Нина Фролова

По данным австрийского института OIB, сданная в 2012 башня Raiffeisen потребляет 21 кВт/час/метр общей площади/год, что соответствует классу энергопотребления A++. Однако такие показатели, включая полученный летом 2013 сертификат PassivHaus, вряд ли пока удастся массово внедрить для нового строительства как в Австрии, так и за ее пределами. Инженеры Vasko + Partner столкнулись с множеством проблем в ходе реализации своего проекта, и не последняя из них – недостаточно высокое качество строительства. Так, когда подрядчики доложили о готовности оболочки здания, в ходе тестов выяснилось, что в ней имеются метровые зазоры, а ведь ее максимально возможная герметичность – основа всей концепции PassivHaus. Безусловно, эти и другие недочеты были затем успешно устранены, но пока ясно: RHW.2 – это преодоление важного рубежа, однако окончательная победа стандарта PassivHaus в офисном строительстве – еще впереди.
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Roland Rudolph
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
zooming
Башня RHW.2. Фото: Нина Фролова
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Фото: Manfred Burger © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2 © ARGE Atelier Hayde/ Maurer & Partner ZT GmbH
Башня RHW.2. Предоставлено Vasko&Partner
Башня RHW.2. Предоставлено Vasko&Partner


27 Ноября 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова

Поставщики, технологии

Schueco
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Энергоэффективная архитектура: эксперименты и достижения

Фасад в динамике
«Олимпийский дом» в Лозанне по проекту датского бюро 3XN построен на месте старого здания МОК, 95% материалов которого после сноса было использовано повторно.
Живая лаборатория
Snøhetta и Гарвардский университет превратили довоенный дом в Кембридже в энергоэффективный офис, способный адаптироваться к погодным условиям и смене времен года.
Открытый небу
На выставке 2018 China House Vision архитекторы MAD представили собственную концепцию дома будущего — в формате «живого сада». Экспериментальный павильон питается от солнечных батарей.
Четыре башни
Новое здание Копенгагенской международной школы по проекту C.F. Møller получило фасад из 12 000 солнечных батарей.
Стадион-передовик
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект деревянного футбольного стадиона, который должен стать самым экологичным в мире.
Около ноля
Самое большое в Европе «пассивное» офисное здание возведено в Брюсселе по проекту голландского бюро cepezed.
Стартапы под соломенной крышей
Традиционная английская кровельная технология использована в самом энергоэффективном и экологичном здании Великобритании на сегодняшний день – Центре предпринимательства в Норидже по проекту Architype.

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.