Копье, пронзающее небо

В центре Paläon, построенном в Саксонии по проекту бюро Holzer Kobler Architekturen, выставлено древнейшее в истории человечества оружие.

Автор текста:
Анна Сансиева

18 Ноября 2013
mainImg
На окраине городка Шёнинген открылся исследовательский и посетительский центр, посвященный археологии. Его расположение буквально в чистом поле, рядом с карьером, где добывают бурый уголь, совсем не случайно. Именно в этом месте в 1994–1998 гг. археологи обнаружили множество костей древних животных и обломки орудий Гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis). Но самой важной находкой 13 лет назад стали 8 деревянных копий, возраст которых – 300 000 лет. Так называемые «Шёнингенские копья» совершили переворот в археологии: их обнаружение доказало, что Гейдельбергский человек занимался охотой. Помимо прочего, на сегодняшний день это древнейшее найденное археологами оружие.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Благодаря такому сокровищу Шёнинген получил всемирную известность и даже прозвище «Город копий». Однако все обнаруженные предметы хранились не там, а в музее Ганновера, пока в 2009 не было принято решение построить посетительский и исследовательский центр на месте археологических раскопок и перенести туда все находки, включая уникальные копья.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Работой над проектом занялась швейцарская мастерская Holzer Kobler Architekturen, известная не только своими постройками, но и оформлением выставок. В Шёнингене они работали совместно с берлинскими ландшафтными архитекторами Topotek 1. Задач оказалось немало: здание музея необходимо было связать с окружающей средой, точнее – поставить его посреди поля так, чтобы это не смотрелось странно. Кроме того, архитектурное решение центра Paläon должно было отразить его программу, то есть как-то намекать на археологию и мир наших предков.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Трехэтажное здание Paläon как будто состоит из пересекающихся блоков, которые. делят фасады на ярусы, а внутри образуют отдельные помещения. Кроме того, их острые ребра напоминают пронзающие небосвод копья.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Центр полностью облицован полированными алюминиевыми панелями, где как в зеркале отражается окружающий ландшафт. В результате кажется, как будто на поле ничего нет: постройка полностью сливается с природой. Архитекторы называют эту оболочку «камуфляжем» и «абстрактно-реалистическим отражением пейзажа». На фоне неба заметны только «копья»-ребра стен и затемненные ленты окон. Алюминиевые панели толщиной всего 4 мм  установлены на пластиковом каркасе, который, в свою очередь, крепится на поверхности фасадов. Панели расположены под разным углом, поэтому имеют разную ширину – 1 м или 1,25 м, но одинаковую длину – 3 м. Зеркальная поверхность делает Paläon частью ландшафта и скрадывает имманентную тяжесть металла.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Интерьерами и дизайном экспозиции также занимались Holzer Kobler Architekturen. Ядром, вокруг которого организованы все помещения, служит огромный зал (600 м2) высотой в три этажа. В вестибюле выставлены, в основном, кости древних животных и изображения флоры и фауны эпохи между двумя ледниковыми периодами, к которой принадлежат находки. Здесь же находится 30-метровая картина с фантазиями на тему мира Гейдельбергского человека. Но «гвоздь программы» – это выставленные в отдельном зале семь «Шёнингенских копий»: восьмая уникальная находка из этой серии осталась в музее Ганновера.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

На втором и третьем этажах находятся действующие и демонстрационные лаборатории археологов и лекционные аудитории, причем любой посетитель может «поучаствовать» в исследованиях. Маршрут осмотра Paläon представляет собой интерактивный путь от знакомства с жизнью древнего человека до участия в работе ученых. На верхнем этаже располагаются смотровые точки с видами на карьер, лес и поле с пасущимися там лошадьми Пржевальского, которые тоже – часть экспозиции: здесь были найдены останки особей этого вида, живших тут 300–400 тысяч лет назад.
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

В центре Paläon посетителя погружают в мир древнего человека не только музейные залы и лаборатории, но также флора и фауна разбитого здесь огромного парка, да и весь окружающий ландшафт в целом. Споры о том, стоило ли тратить на строительство такого объекта 15 млн евро в Нижней Саксонии идут до сих пор, но невозможно отрицать, что Holzer Kobler Architekturen оригинально решило все поставленные перед ним задачи. Архитектура растворяется в пейзаже, наглядно демонстрируя главенство природы в те далекие времена, когда предки современного человека полностью зависели от нее, а не пытались подчинить себе, как сейчас – с известным результатом.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © TOPOTEK 1
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen


18 Ноября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.