Копье, пронзающее небо

В центре Paläon, построенном в Саксонии по проекту бюро Holzer Kobler Architekturen, выставлено древнейшее в истории человечества оружие.

Автор текста:
Анна Сансиева

18 Ноября 2013
mainImg
На окраине городка Шёнинген открылся исследовательский и посетительский центр, посвященный археологии. Его расположение буквально в чистом поле, рядом с карьером, где добывают бурый уголь, совсем не случайно. Именно в этом месте в 1994–1998 гг. археологи обнаружили множество костей древних животных и обломки орудий Гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis). Но самой важной находкой 13 лет назад стали 8 деревянных копий, возраст которых – 300 000 лет. Так называемые «Шёнингенские копья» совершили переворот в археологии: их обнаружение доказало, что Гейдельбергский человек занимался охотой. Помимо прочего, на сегодняшний день это древнейшее найденное археологами оружие.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Благодаря такому сокровищу Шёнинген получил всемирную известность и даже прозвище «Город копий». Однако все обнаруженные предметы хранились не там, а в музее Ганновера, пока в 2009 не было принято решение построить посетительский и исследовательский центр на месте археологических раскопок и перенести туда все находки, включая уникальные копья.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Работой над проектом занялась швейцарская мастерская Holzer Kobler Architekturen, известная не только своими постройками, но и оформлением выставок. В Шёнингене они работали совместно с берлинскими ландшафтными архитекторами Topotek 1. Задач оказалось немало: здание музея необходимо было связать с окружающей средой, точнее – поставить его посреди поля так, чтобы это не смотрелось странно. Кроме того, архитектурное решение центра Paläon должно было отразить его программу, то есть как-то намекать на археологию и мир наших предков.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Трехэтажное здание Paläon как будто состоит из пересекающихся блоков, которые. делят фасады на ярусы, а внутри образуют отдельные помещения. Кроме того, их острые ребра напоминают пронзающие небосвод копья.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Центр полностью облицован полированными алюминиевыми панелями, где как в зеркале отражается окружающий ландшафт. В результате кажется, как будто на поле ничего нет: постройка полностью сливается с природой. Архитекторы называют эту оболочку «камуфляжем» и «абстрактно-реалистическим отражением пейзажа». На фоне неба заметны только «копья»-ребра стен и затемненные ленты окон. Алюминиевые панели толщиной всего 4 мм  установлены на пластиковом каркасе, который, в свою очередь, крепится на поверхности фасадов. Панели расположены под разным углом, поэтому имеют разную ширину – 1 м или 1,25 м, но одинаковую длину – 3 м. Зеркальная поверхность делает Paläon частью ландшафта и скрадывает имманентную тяжесть металла.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Интерьерами и дизайном экспозиции также занимались Holzer Kobler Architekturen. Ядром, вокруг которого организованы все помещения, служит огромный зал (600 м2) высотой в три этажа. В вестибюле выставлены, в основном, кости древних животных и изображения флоры и фауны эпохи между двумя ледниковыми периодами, к которой принадлежат находки. Здесь же находится 30-метровая картина с фантазиями на тему мира Гейдельбергского человека. Но «гвоздь программы» – это выставленные в отдельном зале семь «Шёнингенских копий»: восьмая уникальная находка из этой серии осталась в музее Ганновера.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
На втором и третьем этажах находятся действующие и демонстрационные лаборатории археологов и лекционные аудитории, причем любой посетитель может «поучаствовать» в исследованиях. Маршрут осмотра Paläon представляет собой интерактивный путь от знакомства с жизнью древнего человека до участия в работе ученых. На верхнем этаже располагаются смотровые точки с видами на карьер, лес и поле с пасущимися там лошадьми Пржевальского, которые тоже – часть экспозиции: здесь были найдены останки особей этого вида, живших тут 300–400 тысяч лет назад.
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
В центре Paläon посетителя погружают в мир древнего человека не только музейные залы и лаборатории, но также флора и фауна разбитого здесь огромного парка, да и весь окружающий ландшафт в целом. Споры о том, стоило ли тратить на строительство такого объекта 15 млн евро в Нижней Саксонии идут до сих пор, но невозможно отрицать, что Holzer Kobler Architekturen оригинально решило все поставленные перед ним задачи. Архитектура растворяется в пейзаже, наглядно демонстрируя главенство природы в те далекие времена, когда предки современного человека полностью зависели от нее, а не пытались подчинить себе, как сейчас – с известным результатом.
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon. Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon © TOPOTEK 1
Исследовательский и посетительский центр Paläon © Holzer Kobler Architekturen


18 Ноября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.