Промзоны и конкурсы

Продолжается сбор заявок на участие в конкурсе концепций реорганизации территории завода «Серп и молот». Рассказываем о похожих конкурсах за рубежом и в Москве.

mainImg
Мастерская:
Latz + Partner
Комплексной реконструкцией пространств, которые еще недавно занимали производства, порты или железнодорожные узлы, сегодня озабочены практически все мегаполисы мира. Одни, как Гамбург, Нью-Йорк или Шанхай, добились на этом поприще поистине впечатляющих успехов, другие, как Москва, лишь переходят от теории к практике. Не претендуя на абсолютную полноту, мы выбрали несколько историй реорганизации промзон, оптимальный проект которых был получен с помощью конкурса. Надо сказать, для реорганизации промзон конкурсы проводятся далеко не всегда. Но в тех случаях, когда архитектурные соревнования все-таки случаются, они действительно помогают найти удачный результат: например, сохранить больше исторических построек или больше открыть для горожан.

У них

Парк в стиле индастриал / Дуйсбург, Германия, 1991
В 1991 в немецком Дуйсбурге был объявлен закрытый архитектурный конкурс на лучшее решение реорганизации громадной территории сталелитейного завода. Из вариантов пяти участников лучшим был признан проект бюро Latz + partner. В отличие от своих соперников, оно предложило сохранить большую часть индустриальных объектов –цеха, локомотивное депо, мосты и бункеры – и сделать их главной темой нового парка. Здесь были построены новые мосты, проложены пешеходные и велосипедные дорожки, высажены аллеи и рощи, организованы всевозможные площадки для активного и пассивного отдыха. Одна из доменных печей превращена в скалодром, на другой расположилась смотровая площадка, а в бывшем резервуаре для газа расположился дайвинг-центр.
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Latz + partner. Фото с сайта landezine.com

Город-порт / Гамбург, Германия, 1997–1999
Район Хафенсити в Гамбурге – едва ли не самый известный пример успешной реконструкции промзоны в Европе. После того, как в 1997 власти города приняли решение о выводе порта на Эльбе из центра Гамбурга, почти 155 га его территории были кардинально обновлены. Программа международного конкурса, объявленного в 1999 году, предписывала создать там новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города и скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Победили в этом состязании hamburgplan и Kees Christiaanse/ASTOC, и уже в 2000 году город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити. В основе архитектурно-планировочной идеи победителей – максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней и поэтому обладает ярковыраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки. На отдельные объекты Хафенсити также проводились международные конкурсы.
Хафенсити, Гамбург. Фото с сайта kcap.eu

Полуостров с видом / Осло, Норвегия, 2002
Осло расположено на берегу живописного фьорда, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями. Однако в 2000 году в норвежской столице стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда», согласно которой полоса промзон должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры. 

Одним из первых проектов стал район Тьювхольмен, в плане напоминающий вытянутый полуостров: в 2002-м на проект его реконструкции был проведен закрытый конкурс, который выиграл маститый норвежский архитектор Нильс Торп с концепцией «Панорамный вид»: территория района был поделен на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло. Тьювхольмен – почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.
Район Тьювхольмен в Осло. Фото с сайта skyscrapercity.com

Ворота в Страну Басков / Дюранго, Испания, 2004
Архитектурные конкурсы в профессиональной среде традиционно считаются «банками идей», однако эти творческие вклады как правило остаются в хранилище идей «до востребования». Случаи, когда все финалисты состязания продолжают развивать свои проекты или вместе принимаются за новое дело, крайне редки. Испанский город Дюранго относится к счастливому исключению из правил: состоявшийся здесь в 2004 конкурс на проект нового здания штаб-квартиры EuskoTren, государственного транспортного управления Баскской области Испании, стал импульсом для масштабных архитектурных перемен, в которых задействованы все участники состязания.

Преобразования начались с городских «ворот» – железнодорожного вокзала Дюранго, куда прибывают поезда направления «Бильбао – Сан-Себастьян». Закрытый конкурс на проект этого комплекса выиграло бюро Zaha Hadid Architects, предложив кардинальное градостроительное решение – расположить железнодорожные пути под землей, а здание вокзала выполнить в виде башни, которая будет служить для перрона глубокого заложения своеобразным световым колодцем. Использование подземных пространств высвободило в самом центре Дюранго огромные площади, которые город решил зарезервировать под строительство жилья и офисов. К их проектированию и были привлечены все участники конкурса –  Эдуардо Арройо, FOA, Доминик Перро, Ercilla y Campo Arquitectura и, конечно, сама Заха Хадид.
zooming
Новый железнодорожный вокзал Дюранго. Zaha Hadid architects. Фото с сайта susaeta.net

Сады Гудзона / Нью-Йорк, США, 2007-2012
Крупнейший железнодорожный сортировочный узел Нью-Йорка располагается всего через три улицы от Мэдисон-Сквер-Гарден. Этот участок Манхэттена на протяжении десятилетий оставался последним неосвоенным куском земли на острове, пока девелоперская компания Extell Development Group не взялась за его застройку. Однако вокзал нельзя было просто ликвидировать – он нужен городу, – и потому было принято решение о перекрытии железнодорожного узла сверху. Предложенный план был прост: существующие железнодорожные ветки слегка заглубляются под землю, а сверху, на особо прочных платформах, служащих своеобразным акустическим кожухом, размещается многофункциональный комплекс Hudson Yards. В начале 2007 года был организован архитектурный конкурс на лучший мастер-план территории, в котором победило архитектурное бюро Стивена Холла. Однако в 2010-м управляющая компания сменилась  – теперь реализацией проекта занимается Related Companies, которая, в свою очередь, пригласила к разработке мастер-плана нового района бюро Kohn Pedersen Fox Associates. И если первый проект предусматривал разделение территории на два «ярда», разрезанных диагональю бульвара, то теперь на платформе над железнодорожными путями планируется построить 16 небоскребов общей площадью чуть больше 1,8 миллиона кв.м., а пространство между ними озеленить. Официальный старт строительству был дан в декабре 2012 года. 
zooming
Проект Hudson Yards. Фото с сайта kpf.com

У нас / Москва
Московские промзоны занимают территорию, общая площадь которой больше 18,8 тысяч га. Первая программа их комплексной реконструкции была принята правительством Москвы еще в 2002 году, однако ее реализация тогда так толком и не началась. Этому помешало сразу несколько обстоятельств: и дорогостоящая подготовка загрязненных земель, и сложности перебазирования предприятий на новые территории, но, главное, конфликты собственников, которых на территориях бывших заводов, как правило, десятки. Впрочем, вывод заводов и реконструкция их территорий началась, а ко времени 2008 года дала первые плоды и даже приобрела популярность. Однако проводить громкие конкурсы на реконструкцию больших и сложных территорий промзон поначалу московские заказчики как правило не решались; впрочем, архитекторов приглашали как правило самых достойных.

Без конкурса
Так, одним из первых воплощенных проектов переноса производств из Москвы стал вывод в 2008 году фабрики «Красная роза», фабрики «Красная роза» (5,89 га, градостроительная концепция – «Сергей Киселев и Партнеры»). Поначалу здесь возник, сразу ставший известным, московский центр Artplay с недорогими офисами для художников и архитекторов. Затем в 2008 году художников выселили, и в отстроенных заново корпусах поселился деловой центр «Морозов». Artplay переехал на Яузу, где освоил здания бывшего завода «Манометр» по соседству с другим арт-кластером – «Винзаводом», открытым годом ранее на территории пивоваренного завода «Московская Бавария» (проект реконструкции выполнил Александр Бродский). Еще один арт-кластер – дизайн-завод «Флакон», был обустроен в 2009 году по проекту бюро Archhelp. Впрочем, создание арт-кластеров – самый резонансный, но далеко не самый прибыльный способ реконструкции бывших заводов.
zooming
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Как правило на месте создают жилые и офисные кварталы. В 2012 году бюро «СКиП» завершило строительство как минимум двух деловых центров в промзонах: «Вивальди-плаза» на месте Фурнитурного завода и деловой центр на Новорязанской улице на территории завода «Мосавтотех». В последние несколько лет реконструкцией сравнительно небольших промзон также занимается московское бюро ADM architects: в прошлом году они закончили строительство первой очереди «Алкон-плаза» на месте завода «Изолятор» на Ленинградском проспекте, завершают реконструкцию бизнес-парка в Научном проезде на месте НИИ витаминов (девелопер Sminex, 36 га). Недавним событием московской архитектурной жизни стало завершение реконструкции фабрики Станиславского (2,88 га, девелопер Horus capital, бюро John McAslan + Partners). Разумеется, этот список – далеко на полный.

Между тем с начале 2000-х годов на реконструкцию промзон проводились и конкурсы. Как правило, это были совершенно не публичные, необъявленный соревнования, которые девелопер проводил «для себя», заказывая несколько проектов разным архитекторам, которые нередко узнавали о существовании «соперников» постфактум. Чаще архитекторы знали о том, что участвуют в необъявленном заказном конкурсе, но кроме участников никто об этом не знал. Уже упомянутое выше бюро «Сергей Киселев и Партнеры» сделало во второй половине 2000-х немногим меньше 10 таких проектов реконструкции промзон.

Москва / конкурсы
Завод точных измерительных приборов / 0,74 га, 2002
Один из таких небольших необъявленных конкурсов дал Москве замечательное здание «Эрмитаж-плаза». Девелопер проекта, компания Forum Properties, пришел на участок еще в 1997 году, арендовав у руководства АОЗТ «Тизприбор» одно из зданий завода, которое впоследствии было реконструировано и сдано в аренду американской компании Caterpillar. За полномасштабную реконструкцию удалось взяться лишь несколько лет спустя, и сначала компания не планировала проводить полноценный архитектурный конкурс, а ограничилась тем, что заказала проекты сразу двум бюро – «Остоженке» и мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Однако архитекторы узнали об этом друг от друга и для того, чтобы избежать двусмысленной ситуации, фактически вынудили Forum Properties превратить заказ в конкурс. Победителем в состязании стала мастерская «Сергей Киселев и партнеры», реализовавшая на данной площадке один из своих самых интересных объектов – офисный комплекс «Эрмитаж Плаза».
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects

Завод «Кристалл» / 50 га, 2004 
Промзона завода «Кристалл» занимает 50 га. К востоку от нее проходит Волочаевская улица, к западу – изгибается Красноказарменная набережная. Конкурс был закрытым, к участию пригласили шесть команд – три из Москвы и три из Баварии. Первую премию разделили авторский коллектив под руководством Бориса Уборевича-Боровского («Моспроект-4») и архитектурное бюро Йозефа Петера Майера-Скупина из Мюнхена. Россияне предложили застроить территорию преимущественно жилыми домами – элитными двух-трехэтажными и менее дорогими высотными, расположенными вдоль Волочаевской улицы. Немцы, в свою очередь, сделали ставку на сохранение промзоны, в том числе складов, транспортных подъездов и цехов, которые предложили окружить парками и небольшими объектами типа кафе и гостиниц. Победители поделили премиальный фонд, однако больше об их проектах никто так и не вспомнил – реальный вывод «Кристалла» из Лефортова начался лишь в этом году.

Даниловская мануфактура / 8 га, сер. 2000-х – наст. вр.
«Даниловская мануфактура» расположена у Третьего транспортного кольца между Варшавским шоссе и Новоданиловской набережной. Текстильная империя была основана в 1867 году купцом 1-й гильдии Василием Мещериным и к началу XX века разрослась настолько, что занимала территорию общей площадью около 8 га. В советское время фабрика носила имя Михаила Фрунзе и оставалась «крупнейшим передовым предприятием Москвы», а вот свободная конкуренция 1990-х, увы, положила конец успеху этого производства. В 1990-е помещения фабрики, в основном, сдавались в аренду, а последние несколько лет «Даниловская мануфактура» постепенно превращается в офисный лофт – вся ее территория реконструируется под бизнес-центры, коммерческие площади и апартаменты. Пожалуй, самым известным проектом, реализованным в рамках этой концепции, стал БЦ «Даниловский форт» Сергея Скуратова, отмеченный многими архитектурными наградами. Также здесь работали такие компании, как Архитектурная мастерская Сергея Эстрина, бюро Project_Z и мастерская «Сити-Арх». Управляет «Даниловской мануфактурой» компания KR Properties, которая проводит отдельные закрытые тендеры на реконструкцию каждого из объектов бывшей промзоны.

Прядильно-ткацкая фабрика «Гардтекс» / 1.5 га, 2010
Закрытый архитектурный конкурс на лучший проект жилого комплекса на месте фабрики, проведенный в 2010 году, стал лишь одним из этапов освоения этой площадки и, как это ни парадоксально, фактически никак не повлиял на ее дальнейшую судьбу. К участию в конкурсе были приглашены 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects»,  ТПО «Резерв», «Богачкин и Богачкин»  и «Сергей Киселев и Партнеры». Последнее было знакомо с площадкой гораздо раньше (впервые к работе над участком на Саввинской оно было приглашено в 2002 году и по соседству успело построить прекрасный жилой дом, удостоившийся многих профессиональных наград), однако во второй тур не вышло. Три других бюро, наоборот, получили от организатора конкурса уведомление о скором проведении финала состязания, однако на этом его история и закончилась: спустя несколько месяцев архитекторы узнали, что разрабатывать концепцию реконструкции «Гардтекса» приглашено бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».

Московский картонажно-полиграфический комбинат / 4,15 га, 2011
Закрытый конкурс на лучший проект реконструкции комбината в 2011 году провела компания AFI Development. Список участников не разглашается, хотя известно, что среди них были не только российские архитектурных мастерские, но и западные. Победителем стало бюро «Сергей Скуратов Architects», предложившее создать в бывшей промзоне своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь. Частью нового жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, которые архитектор включил в проект по собственной инициативе, сохраняя «память места». Чрезвычайно эффектно смотрелся и предложенный «Сергей Скуратов Architects» новый пешеходный мост через Москву-реку, соединяющий квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская»: опоры ярко-красного цвета были «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастали белоснежные полусферы. К сожалению, и этот мост, и сама идея кампуса так и остались на бумаге – в течение последующих двух лет победитель не раз перерабатывал проект по просьбе заказчика, постепенно повышая и класс жилья, которое планируется создать на Павелецкой набережной, и его плотность. 
Концепция реорганизации промзоны на Бережковской набережной. «Проект Меганом»

Бережковская набережная / 26 га, 2013
В марте этого года в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Участок общей площадью 26 га сегодня занят преимущественно складами и сервисами, а в будущем должен превратиться в многофункциональный район, насыщенный и жильем, и офисами, и всей сопутствующей инфраструктурой. Конкурс был закрытым, к участию в нем организатор –  инвестиционно-финансовая компания LIRAL – пригласил семь команд: «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Победителем было признано бюро «Меганом», сделавшее ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров.
Садовые кварталы. “Сергей Скуратов Architects”

Садовые кварталы / 13 га, 2007–наст. вр.
Методом строительства отдельных кварталов-очередей с 2007 года реализуется проект «Садовые кварталы»  – жилой комплекс, который строится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная на месте бывшего завода «Каучук». Девелопер – управляющая компания «Уникор» – начал работу над проектом с заказного конкурса на градостроительную концепцию развития территории. В нем победили две мастерские – «Меганом» и «Сергей Скуратов architects». Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.
Концепция строительства двух жилых зданий на Болотной набережной (территория «Красного Октября»). “Сергей Скуратов Architects”

Красный Октябрь / 48 га, 2002–наст. вр.
До сих пор ведется дискуссия о будущем фабрики «Красный Октябрь», территорией которой с 2002 года управляет компания «ГУТА-Девелопмент». В 2003-м году было принято постановление правительства Москвы, утверждающее программу «Золотой остров». Проект обещал стать первым в центральной части Москвы примером комплексного развития территории: на 48 га острова собирались построить более 1 млн кв. м. недвижимости – в основном, жилья и офисов, однако реализовать столь амбициозный проект так и не удалось, хотя он несколько раз становился предметом конкурсов, в том числе и международных. К участию в них привлекались Жан-Мишель Вильмотт, Норман Фостер, MacAdam Architects, Jan Störmer and partners, Эрик ван Эгераат, но полученные проекты были столь экстравагантны и далеки от истории «шоколадного» острова, что проект передали в «Моспроект-2», который разработал градостроительную концепцию развития всей территории фабрики. После экономического кризиса 2008 года «Гута» вернулась к идее конкурсов, но уже закрытых и на отдельные небольшие участки – например, 16 E и 17 F, или 18-20G на Болотной набережной. Впрочем, и эти проекты пока остались на бумаге. В мае этого года появилась информация о том, что окончательно определена судьба лишь 15 га – кварталов № 360 и 361 на Берсеневской набережной, где будут построены жилье и объекты культуры.
zooming
Концепция реконструкции территории завода ЗиЛ. «Проект Меганом»

ЗиЛ / 430 га, 2013
Среди проектов новейшего времени самым крупным и значимым для города, безусловно, является реконструкция территории завода «ЗИЛ» (430 га, см. подборку статей на эту тему). В начале 2012 года при поддержке Правительства Москвы был проведен международный конкурс с целью определения наиболее эффективного сценария развития территории АМО ЗИЛ. Запрос на участие был разослан в 27 ведущих архитектурных компаний России и мира, 17 из которых изъявили желание принять участие. Во второй тур конкурса  были отобраны 4 команды: Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды), Uberbau Architecture and Urbanism (Германия) и «Проект Меганом» (Россия; см. рассказ о проектах, победивших в первом туре конкурса). Две последних и были признаны победителями конкурса, предложив в рамках своих концепций многообразие сценариев по интеграции депрессивных неэффективно используемых территорий в экономическую, общественную и культурную жизнь Москвы. Впрочем, на этом конкурс не закончился – финалисты должны были доработать свои проекты и представить на окончательный суд жюри, но заключительное его заседание так и не состоялось. Параллельно с конкурсом по заказу Москомархитектуры ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» вел разработку проекта планировали ЗИЛ. Была проведена совместная работа проектного бюро «Меганом» и 15 зональной мастерской ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», в результате которой концепция развития завода ЗИЛ была представлена мэру и одобрена.

***

Проведенный летом и осенью 2012 года при поддержке НИиПИ Генплана конкурс «Большая Москва» – фактически, не столько конкурс, сколько серия семинаров, гигантский мозговой штурм с участием множества иностранных знаменитостей и самых квалифицированных в градостроительных вопросах русских архитекторов, – показал, что реконструкция промзон остается одной из больных тем города. Пока что освоено немного, на карте города остается множество «серых» промышленных пятен, мешающих и жизни, и автомобильному движению. Конкурс на концепцию территории «Серпа и молота», инициированный архитектурным советом весной, – может стать одним из шагов в сторону цивилизованной работы с промышленными территориями. К концу года мы узнаем, чем он завершится.
 
Мастерская:
Latz + Partner

24 Октября 2013

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Кто в Сити, кто в горы?
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.