За основу композиции комплекса архитекторы взяли герб Азербайджана, на котором изображена восьмиконечная звезда на щите, окрашенном в цвета национального флага – синий, красный и зеленый. Архитекторы представили восьмиконечную звезду в виде трехмерной конструкции, основанной на системе перекрещивающихся стержней Владимира Шухова. Макет такой конструкции стоит перед входом в мастерскую А.Асадова – впервые архитекторы разработали ее еще несколько лет назад для фестиваля «Шаман-город» и потом использовали эту тему несколько раз, в частности, в проекте многофункционального комплекса для Москва-Сити. Но, возможно, самое правильное применение подобной конструкции – это именно монумент.
Звезда обращена к небу и поднята над землей, что превращает ее в гигантскую смотровую площадку. К каждому из ее лучей ведет лестница, состоящая из восьми маршей, а пространство между плоскостью смотровой площадки и ступенями заполнено стеклом. Благодаря этому создается ощущение, будто звезда прорастает в склон хрустальными лопастями, переплетенными между собой. Подобная композиция придает всей конструкции невероятный динамизм: кажется, что хоровод лестниц вот-вот победит закон притяжения.
В темное время суток конструкция преображается до неузнаваемости: каждый луч «звезды» загорается своим цветом, и на его поверхности проступает определенный орнамент. Такого эффекта помогает добиться технология медиа-фасадов: комплекс покрывается металлической сеткой со встроенными светодиодами.
Внутреннее пространство комплекса организовано вокруг шахты панорамного лифта, пронизывающей «звезду» точно по центру и ведущей на смотровую площадку. Сама площадка представляет собой систему дорожек, идущих по периметру восьми лучей и вокруг центрального атриума с лифтом. Кроме того, внутри комплекса расположится двухуровневый Музей независимости Азербайджана, а на подземном этаже – магазины сувениров и кафе для посетителей.
Второй объект, спроектированный мастерской А.Асадова для Баку, – это крытый горнолыжный спуск. Предполагается, что он станет тренировочной базой для начинающих горнолыжников, которых в Азербайджане в ближайшее время появится очень много, так как неподалеку от столицы сейчас строится первый в стране горнолыжный курорт.
Архитекторы предложили два варианта спуска. Первый представляет собой классическую трубу, хорошо знакомую, например, завсегдатаям спортивного комплекса «Снежком» в Красногорске. Размеры сооружения, предложенного в проекте мастерской А.Асадова для Баку, меньше, чем у подмосковного, но зато его форма сложнее. Основной подъем предполагается установить не на опоры, но на специальную платформу, в которой архитекторы разместят гостиницу для гостей курорта. Все здание спуска с одной стороны закрыто глухой стеной, а с другой полностью остеклено и раскрыто на эффектный горный пейзаж.
Второй вариант крытого горнолыжного спуска разработан с использованием совершенно иной конструктивной схемы. Это уже не просто наклонная плоскость, под которой размещены дополнительные функции, но труба, замкнутая угловатым прямоугольным кольцом. Предполагается, что внутри такой конструкции лыжники будут ездить по кругу: вертикальный подъемник доставит посетителей от входа до самой высокой точки дистанции, откуда они смогут спуститься по трассе с двумя крутыми поворотами, и в итоге возвратятся к тому же подъемнику. Такая разновидность горнолыжной «трубы» компактнее обычной, и эффективнее, потому что для создания протяженного искусственного склона ей не требуется слишком длинного участка. Кроме того, подъем здесь получается в три раза короче спуска, а значит, намного быстрее, чем обычно. Этот проект был признан лучшим по результатам внутреннего конкурса идей, проведенного в мастерской А.Асадова.
Оба проекта для Баку мастерская А.Асадова выполнила по собственной инициативе. Поскольку в связи с экономическим кризисом у архитекторов сейчас меньше работы, чем обычно, они стремятся использовать эту временную паузу с наибольшей пользой для себя – например, разрабатывают новые экспериментальные концепции. Кстати сказать, некоторые из таких проектов, сделанных на добровольных началах, уже нашли своих заказчиков и сегодня реализуются. Архитекторы надеются, что и сооружения, придуманные ими Баку, будут построены.