Появление в программе «Зодчества-2009» павильона под названием «Россия» сопровождалось нешуточной интригой. Дело в том, что концепция конкурса сформулирована в пресс-релизе фестиваля, мягко говоря, неоднозначно. Там сказано, что победители конкурса будут «первыми претендентами на должности российских эмиссаров архитектурных биеннале в Венеции или Роттердаме». И в то же время там не сказано, что они ими станут. Эта неоднозначность смущает, поэтому, как со всякими интригами, остается ждать чем дело закончится. Пока что ясно одно – победил кураторский проект Сергея Чобана и Ирины Шиповой, который и реализован в павильоне «Россия» на «Зодчестве».
«Неприкосновенный запас» – это, собственно, и есть промышленные объекты. Логика авторов выставки проста и понятна: многочисленные фабрики и заводы, во-первых, традиционно занимают большую территорию, а во-вторых, всегда строились добротно и качественно. Пожалуй, уже даже стало общим местом соображение о том, что с экстенсивными развитием мегаполисов бывшие окраинные фабричные зоны оказались практически в самом центре городов, а после вывода неэкологичных производств эти территории сделались еще и свободными. Конечно, их можно сравнять с землей – и заключенная в название выставки в скобки частица «не» недвусмысленно показывает там, что очень часто в России поступают именно так, – но можно и вернуть в активную жизнь города, сохранив подлинную архитектуру и наделив комплексы новой функцией – жилой, офисной, торговой или культурно-досуговой. Выставка Чобана и Шиповой как раз и собрала вместе все примеры подобной конверсии, показывая, что, во-первых, пром с благодарностью поддается реставрации, а во-вторых, действительно способен переориентироваться на самые разные функции.
Большинство из экспонируемых зданий – например, «Музей воды Санкт-Петербурга», бизнес-центр «Фабрика Станиславского», Винзавод, фабрика «Красная роза», «Дом Бенуа» и другие, – хорошо знакомы профессиональному сообществу, но собранные вместе, позволяют оценить успешность этого пока, увы, не самого распространенного в нашей стране архитектурного жанра. Интересно выстроена и сама экспозиция – фотографии старых построек в полуразрушенном и заброшенном состоянии прикреплены к стене, а перед ними свисают полупрозрачные пленки с изображением хода реставрационных работ и современного вида здания. Накладываясь одна на другую, они составляют многомерное изображение объекта, а при любом другом ракурсе, кроме фронтального, словно приоткрывают его двойственность. Проход от объекта к объекту осуществляется по широким деревянным мостикам, которые образуют несложный геометрический орнамент с несколькими прямоугольными выемками в центре, заполненными серой галькой. Поначалу авторы экспозиции собирались наполнить их водой, но потом отказались от этой идеи из-за сложности реализации в условиях Манежа. Вместо этого гальку регулярно немного смачивают для того, чтобы добиться черного оттенка камня, создающего ощущение «темного омута», неизбежно грозящего промышленным постройкам при равнодушном к ним отношении со стороны чиновников и общества.
Показав на различных примерах, как между прошлым и будущим с помощью бережной реставрации и деликатного перепрофилирования объекта можно перекинуть мост, авторы «(Не)прикосновенного запаса» фактически дали свой ответ на тему «Зодчества-2009», сформулированную как «Индекс устойчивости». Западная же версия расшифровки понятия «устойчивость», более известного как sustainability, продемонстрирована в павильоне Green House куратором Владимиром Белоголовским.
С «Россией» его роднит камерность и уютность дизайна – решенные совершенно по-разному, они оба, тем не менее, стали на «Зодчестве-2009» единственными уголками, где можно погрузиться в спокойную неторопливую обстановку, порелаксировать и просто немножко отдохнуть.
В частности, Green House (автор художественной концепции также Владимир Белоголовский) представляет собой лужайку хоть и искусственной, но мягкой и зеленой травы, на которой стоят эко-скамейки из плотных бумажных трубок, имитирующих бамбук. Такие же «бамбуковые» плафоны висят в углах павильона, а внутри каждого из них размещены фотографии 12 наиболее свежих и интересных мировых «зеленых» проектов». Иллюстрации чередуются с цитатами из Великих, которые убеждают нас в том, что проблемы экологии начали волновать западных архитекторов отнюдь не вчера.
Все проекты – некоторые из них уже реализуются, другие будут построены лет через тридцать – делятся на четыре группы: ландшафты, эко-города, эко-материалы и эко-технологии. Видеоролики с проектами поочередно воспроизводятся на всех четырех стенах павильона под тревожную минималистскую музыку Филиппа Гласса, написанную в свое время для документального фильма Годфри Реджио, который посвящен как раз губительному влиянию цивилизации на природу. И в этом смысле выбор музыкальной темы для экспозиции более чем предсказуем и потому воспринимается почти как штамп. Впрочем, с другой стороны, это ведь лишь для американцев (а Владимир Белоголовский уже много лет живет в Штатах) проблемы экологии, сформулированные языком музыки, звучат именно так, а нам что музыка, что решаемые с помощью архитектуры вопросы глобального потепления, в общем-то, пока одинаково в новинку. Так что неудивительно, что российским архитекторам коллекция «зеленых» проектов, собранная Владимиром Белоголовским, кажется слишком футуристичной и далекой от реальной практики. Но, как уже говорилось, на этот случай есть и другой сценарий строительства светлого будущего – с помощью бережного обращения с прошлым.
Владимир Белоголовский, куратор павильона Green House:
Экспозиция павильона представляет 12 «зеленых» проектов, в которых использованы самые различные энергосберегающие технологии и экологичные материалы. Однако главным критерием отбора моего TOP-12 стали не технологии как таковые, а то, как в сочетании с ними решаются вопросы архитектуры.
Проблема в том, что разговор об энергосберегающих зданиях сегодня, как правило, энергосбережением и заканчивается. Мне же хотелось представить российской публике объекты, которые, несмотря на всю свою «зеленость», остаются архитектурой – инновационной, интригующей, просто красивой.
Вообще я убежден, что в самом ближайшем будущем сначала на Западе, а потом и в России энергосберегающие технологии перестанут быть модными. Нет, они, конечно, не исчезнут, но станут такой же неотъемлемой частью зданий как электропроводка и канализация, и тогда всем станет очевидно, что здание – это нечто больше, чем просто холодильник или кондиционер. Вот я и показываю на примере различных по площади и назначению объектов, что экологичность может быть не только важной технической характеристикой, но и интересным эстетическим качеством, органично встроенным в «художественный код» проекта.