Моду, коммерцию, искусство и архитектуру все реже можно представить в чистом виде. Эти дисциплины давно переплелись в единое взаимовыгодное сосуществование. Новым витком развития такого сотрудничества следует считать запущенный с большой помпой рекламный проект – передвижной выставочный павильон – Мобильное искусство от "Шанель" (Chanel Mobil Art). Однако рассчитанный на двухгодичное мировое турне амбициозный проект, побывавший уже в Гонконге, Токио и Нью-Йорке неожиданно свернулся на полпути. В связи с охватившим мир финансовым кризисом пришлось отменить дальнейшие гастроли павильона в Лондоне, Москве и Париже. Мой рассказ о том, как Мобильное искусство было представлено в конце прошлого года в Центральном парке Нью-Йорка, где проект и завершился.
Проект, задуманный креативным директором "Шанель" Карлом Лагерфилдом, одновременно напоминает своей энигматической формой и цветок, и ракушку, и пудреницу, и космический корабль из будущего, и спортивный автомобиль и, что вполне понятно, стильную дамскую сумочку. Некоторые критики поспешили вынести обвинительный приговор необычному проекту, как чисто коммерческому. Однако побывав внутри, я пришел совсем к другому заключению – это, хоть и не чистое, тем не менее, настоящее искусство!
Павильон от "Шанель" создан для популяризации всемирно известного брэнда и рекламы сумочки Коко Шанель "2.55" (элегантный аксессуар впервые поступил в продажу в феврале 1955 г., отсюда и название). Футуристическая оболочка и плавно переходящие один в другой интерьеры созданы по эскизам знаменитой Захи Хадид, лауреата самой престижной среди архитекторов Прицкеровской премии. Павильон знакомит с работами двух десятков художников и фотографов из Европы, Азии и Америки, включая сатирические видеоинсталляции прославленной российской арт-группы "Синие носы".
В Нью-Йорке павильон приземлился в идеальном месте – Центральном парке со стороны Пятой авеню, что совсем недалеко от художественного музея Гуггенхайм. Именно в нем два года назад с огромным успехом проходила масштабная выставка "Заха Хадид, 30 лет в архитектуре". Я не случайно вспомнил здесь о музее Райта. Павильон Хадид, как и музей великого Райта, демонстрирует редкое качество – текучесть архитектурной формы. И если музей Райта, противопоставляет свои органические формы строгой геометрии манхэттенской архитектуры вокруг, то проект Хадид, разбитый внутри парка, максимально вливается своей динамичной формой в природный контекст.
При знакомстве с павильоном возникает ощущение, будто находишься на взлетно-посадочной площадке космодрома. Вогнутовыгнутая оболочка из стекловолокна, закрепленная на скрытом от глаз стальном скелете-каркасе, придает форме павильона высокотехнологическую обтекаемость, а нежная фиолетовая подсветка у основания создает впечатление, будто детище Хадид вот-вот отправится в путь. А совсем рядом с этим фантастическим существом может показаться, что оно вовсе не высокотехнологическое, а... живое. Кажется, что оно ворочается и перемещается по мере к нему приближения и, как-то незаметно вы вдруг оказываетесь полностью во власти этого существа. Парковая зона сменяется террасой, окруженной волнообразными стенами-плавниками и плавно переходит в интерьер, где вас встречает вежливый персонал "Шанель" в черных униформах.
"Чувствуйте себя комфортно. Расслабьтесь. Вам ничего не придется делать. Проходите внутрь и ничему не удивляйтесь." Это звучит в наушники глубокий и низкий голос легендарной французской актрисы Жанны Моро (Jeanne Moreau). Она будет сопровождать вас в течение всего тура. Доверьтесь ей и следуйте каждому ее повиновению. Вы быстро забудете как здесь оказались, с кем прибыли и что вообще ожидали здесь увидеть. Все это не важно. Не о чем не думайте. Добро пожаловать в волшебный потусторонний мир. Последующие полчаса вы проведете в полуподвешенном состоянии – в окружении эротической музыки, текучего пространства и искусства, способного трансформировать действительность, пусть даже и ненадолго.
"Жизнь определяется формами", звучит голос француженки и приглашает вас в бесформенное пространство, вымощенное тысячами многоцветных керамических плиток с зависшими над головой хрустальными формациями. Вам хочется кружить здесь будто у вас есть крылья. Все начинает рябить в глазах и терять очертания. Здесь так красиво, свободно… Но пора идти дальше за завлекающим куда-то голосом. Впереди ступени – раз, два, три, четыре... Голос постепенно заглушает музыка и вы оказываетесь на платформе с уходящим в колодец коническим экраном, по которому проплывают сюрреалические образы. Вы смотрите вниз, но ощущение такое, будто все происходящее находится где-то наверху, среди облаков. Мелькающие образы повторяются. Пора идти дальше – к стене света. "Не бойтесь, идите на свет, входите сквозь стену света, мы ждем вас…" Как здесь темно. Как здесь сыро. Какие-то мутные тени, какое-то лежащее на полу отражение. "Не правда ли, мы часто предпочитаем отражение реальности?" Как здесь спокойно. А что такое реальность? Возможно, это... Но нам пора идти дальше. Идемте.
На огромной стене чередуются провокационные образы экзотических цветов и так похожих на них частей красивого женского тела. На экранах, спрятанных в картонных коробках, происходят незатейливые игровые сцены – обнаженные мужчины и женщины дерутся кожаными сумками, покорно ждут в очереди за желанными сумочками, плывут по реке на огромных сумках-плотах... Бред, сумасшествие... Мы окружили себя какими-то странными вещами. Мы готовы отдавать за них свое время, деньги, достоинство, свободу... Вещи полностью овладели нами. Мы больше не принадлежим сами себе. Впрочем, наше путешествие не окончено и рано делать выводы.
На экране – индийское кино: "Что ты искал в моей сумочке?", недоумевает болливудская красавица. Соперничество, зависть, месть... "В сумочке можно спрятать все, что угодно. За сумочку можно и убить." Мрачно рассуждает голос. Мы идем дальше и оказываемся в комнате из тысяч зеркал и ступеней, ведущих в тысячи отражений... Как такая крошечная комната может вмещать в себя столь бесконечное пространство? Чудно...
Мы медленно продвигаемся к центру павильона и вдруг, наталкиваемся на огромный макет широко раскрытой сумочки Коко Шанель. Это та самая желанная "2.55", но в стократ больше с неподъемно золотой цепью на полу. От нее исходит знакомый запах духов. Внутри сумочки в пудреницу, вместо зеркальца вмонтирован экран, на котором полуобнаженные женщины-коммандос ведут прицельный обстрел сумок "Шанель", разбивая вдребезги перекрещенные буквы "С". Все это театр, игра. Никто не в силах ничего изменить. Мы скоро проснемся и вещи снова овладеют нами. Наша свобода иллюзорна. Нам все время говорят, что делать, куда идти, как себя вести, что покупать...
Путешествие подходит к концу. Мы находимся в последнем зале с экспозицией Йоко Оно. Здесь под прозрачным куполом растет живое дерево с записочками. "Подойдите. Смелее", произносит голос Жанны Моро. Напишите одно сокровенное желание, прикрепите его на ветку и оно обязательно сбудется. Мы действительно свободны в своем выборе. Некоторые, подходя к дереву прежде, чем написать свое желание, проверяют, что написали другие. Так свободны ли мы? В своей записочке я написал то, о чем мечтаю – я хочу быть свободным!