Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.01.2009

Увидеть мир из дамской сумочки

Владимир Белоголовский

Владимир Белоголовский о рекламном проекте – передвижном выставочном павильоне – Мобильное искусство от “Шанель” (Chanel Mobil Art), созданном по эскизам Захи Хадид.

Павильон Мобильное искусство от “Шанель” в Центральном парке Нью-Йорка
Павильон Мобильное искусство от “Шанель” в Центральном парке Нью-Йорка
Моду, коммерцию, искусство и архитектуру все реже можно представить в чистом виде. Эти дисциплины давно переплелись в единое взаимовыгодное сосуществование. Новым витком развития такого сотрудничества следует считать запущенный с большой помпой рекламный проект – передвижной выставочный павильон – Мобильное искусство от "Шанель" (Chanel Mobil Art). Однако рассчитанный на двухгодичное мировое турне амбициозный проект, побывавший уже в Гонконге, Токио и Нью-Йорке неожиданно свернулся на полпути. В связи с охватившим мир финансовым кризисом пришлось отменить дальнейшие гастроли павильона в Лондоне, Москве и Париже. Мой рассказ о том, как Мобильное искусство было представлено в конце прошлого года в Центральном парке Нью-Йорка, где проект и завершился. 

У входа в вогнутовыгнутый павильон Мобильное искусство от “Шанель”
У входа в вогнутовыгнутый павильон Мобильное искусство от “Шанель”
Проект, задуманный креативным директором "Шанель" Карлом Лагерфилдом, одновременно напоминает своей энигматической формой и цветок, и ракушку, и пудреницу, и космический корабль из будущего, и спортивный автомобиль и, что вполне понятно, стильную дамскую сумочку. Некоторые критики поспешили вынести обвинительный приговор необычному проекту, как чисто коммерческому. Однако побывав внутри, я пришел совсем к другому заключению – это, хоть и не чистое, тем не менее, настоящее искусство!

Манящее в неизвестность текучее пространство интерьера Захи Хадид
Манящее в неизвестность текучее пространство интерьера Захи Хадид
Павильон от "Шанель" создан для популяризации всемирно известного брэнда и рекламы сумочки Коко Шанель "2.55" (элегантный аксессуар впервые поступил в продажу в феврале 1955 г., отсюда и название). Футуристическая оболочка и плавно переходящие один в другой интерьеры созданы по эскизам знаменитой Захи Хадид, лауреата самой престижной среди архитекторов Прицкеровской премии. Павильон знакомит с работами двух десятков художников и фотографов из Европы, Азии и Америки, включая сатирические видеоинсталляции прославленной российской арт-группы "Синие носы".
В Нью-Йорке павильон приземлился в идеальном месте – Центральном парке со стороны Пятой авеню, что совсем недалеко от художественного музея Гуггенхайм. Именно в нем два года назад с огромным успехом проходила масштабная выставка "Заха Хадид, 30 лет в архитектуре". Я не случайно вспомнил здесь о музее Райта. Павильон Хадид, как и музей великого Райта, демонстрирует редкое качество – текучесть архитектурной формы. И если музей Райта, противопоставляет свои органические формы строгой геометрии манхэттенской архитектуры вокруг, то проект Хадид, разбитый внутри парка, максимально вливается своей динамичной формой в природный контекст.

Йоко Оно, “Древо желаний” под куполом завершающего зала экспозиции павильона Мобильное искусство от “Шанель”
Йоко Оно, “Древо желаний” под куполом завершающего зала экспозиции павильона Мобильное искусство от “Шанель”
При знакомстве с павильоном возникает ощущение, будто находишься на взлетно-посадочной площадке космодрома. Вогнутовыгнутая оболочка из стекловолокна, закрепленная на скрытом от глаз стальном скелете-каркасе, придает форме павильона высокотехнологическую обтекаемость, а нежная фиолетовая подсветка у основания создает впечатление, будто детище Хадид вот-вот отправится в путь. А совсем рядом с этим фантастическим существом может показаться, что оно вовсе не высокотехнологическое, а... живое. Кажется, что оно ворочается и перемещается по мере к нему приближения и, как-то незаметно вы вдруг оказываетесь полностью во власти этого существа. Парковая зона сменяется террасой, окруженной волнообразными стенами-плавниками и плавно переходит в интерьер, где вас встречает вежливый персонал "Шанель" в черных униформах.

В комнате из тысяч зеркал
В комнате из тысяч зеркал
"Чувствуйте себя комфортно. Расслабьтесь. Вам ничего не придется делать. Проходите внутрь и ничему не удивляйтесь." Это звучит в наушники глубокий и низкий голос легендарной французской актрисы Жанны Моро (Jeanne Moreau). Она будет сопровождать вас в течение всего тура. Доверьтесь ей и следуйте каждому ее повиновению. Вы быстро забудете как здесь оказались, с кем прибыли и что вообще ожидали здесь увидеть. Все это не важно. Не о чем не думайте. Добро пожаловать в волшебный потусторонний мир. Последующие полчаса вы проведете в полуподвешенном состоянии – в окружении эротической музыки, текучего пространства и искусства, способного трансформировать действительность, пусть даже и ненадолго.

"Жизнь определяется формами", звучит голос француженки и приглашает вас в бесформенное пространство, вымощенное тысячами многоцветных керамических плиток с зависшими над головой хрустальными формациями. Вам хочется кружить здесь будто у вас есть крылья. Все начинает рябить в глазах и терять очертания. Здесь так красиво, свободно… Но пора идти дальше за завлекающим куда-то голосом. Впереди ступени – раз, два, три, четыре... Голос постепенно заглушает музыка и вы оказываетесь на платформе с уходящим в колодец коническим экраном, по которому проплывают сюрреалические образы. Вы смотрите вниз, но ощущение такое, будто все происходящее находится где-то наверху, среди облаков. Мелькающие образы повторяются. Пора идти дальше – к стене света. "Не бойтесь, идите на свет, входите сквозь стену света, мы ждем вас…" Как здесь темно. Как здесь сыро. Какие-то мутные тени, какое-то лежащее на полу отражение. "Не правда ли, мы часто предпочитаем отражение реальности?" Как здесь спокойно. А что такое реальность? Возможно, это... Но нам пора идти дальше. Идемте.

На огромной стене чередуются провокационные образы экзотических цветов и так похожих на них частей красивого женского тела. На экранах, спрятанных в картонных коробках, происходят незатейливые игровые сцены – обнаженные мужчины и женщины дерутся кожаными сумками, покорно ждут в очереди за желанными сумочками, плывут по реке на огромных сумках-плотах... Бред, сумасшествие... Мы окружили себя какими-то странными вещами. Мы готовы отдавать за них свое время, деньги, достоинство, свободу... Вещи полностью овладели нами. Мы больше не принадлежим сами себе. Впрочем, наше путешествие не окончено и рано делать выводы.

На экране – индийское кино: "Что ты искал в моей сумочке?", недоумевает болливудская красавица. Соперничество, зависть, месть... "В сумочке можно спрятать все, что угодно. За сумочку можно и убить." Мрачно рассуждает голос. Мы идем дальше и оказываемся в комнате из тысяч зеркал и ступеней, ведущих в тысячи отражений... Как такая крошечная комната может вмещать в себя столь бесконечное пространство? Чудно...

Мы медленно продвигаемся к центру павильона и вдруг, наталкиваемся на огромный макет широко раскрытой сумочки Коко Шанель. Это та самая желанная "2.55", но в стократ больше с неподъемно золотой цепью на полу. От нее исходит знакомый запах духов. Внутри сумочки в пудреницу, вместо зеркальца вмонтирован экран, на котором полуобнаженные женщины-коммандос ведут прицельный обстрел сумок "Шанель", разбивая вдребезги перекрещенные буквы "С". Все это театр, игра. Никто не в силах ничего изменить. Мы скоро проснемся и вещи снова овладеют нами. Наша свобода иллюзорна. Нам все время говорят, что делать, куда идти, как себя вести, что покупать...

Путешествие подходит к концу. Мы находимся в последнем зале с экспозицией Йоко Оно. Здесь под прозрачным куполом растет живое дерево с записочками. "Подойдите. Смелее", произносит голос Жанны Моро. Напишите одно сокровенное желание, прикрепите его на ветку и оно обязательно сбудется. Мы действительно свободны в своем выборе. Некоторые, подходя к дереву прежде, чем написать свое желание, проверяют, что написали другие. Так свободны ли мы? В своей записочке я написал то, о чем мечтаю – я хочу быть свободным!