Реконструкция триумфа

Депутат городского парламента Рима, архитектор Фабио Рампелли предложил реализовать один из невоплощенных проектов комплекса Всемирной выставки 1942 года — Триумфальную арку Адальберто Либера. Эта идея заставила вновь задуматься о судьбе одного из наиболее известных памятников «тоталитарной» архитектуры Италии – района EUR.

mainImg

E42 (Esposizione 1942) — первоначальное название района Всемирной выставки на юге Рима, которое затем было изменено на EUR (аббревиатура Esposizione Universale di Roma). Выставка должна была пройти в 1942 году, ознаменовать 20-летие «Похода на Рим» и продемонстрировать миру «результаты доброго правления» фашистского режима в Италии. В связи с началом Второй Мировой войны она так не состоялась; однако отдельные ее объекты, заложенные в конце 1930-х, были достроены в послевоенное время и, дополненные в конце 1950-х спортивными, гостиничными и административными сооружениями инфраструктуры Олимпиады-1960 (среди последних — Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви, 1958-59), составили новый район Рима на автостраде, соединяющей город с морем. Известный и сегодня как EUR (хотя современное официальное название — «quartiere Europa»), район является важным деловым, коммерческим и культурным центром, и, в отличие от исторического центра города, выступает как свободная площадка для реализации современных архитектурных проектов: например, в настоящее время здесь работают Ренцо Пьяно и Массимилиано Фуксас.

zooming
Арка Адальберто Либера на рекламном плакате Всемирной выставки-1942
zooming
Район EUR в процессе строительства. Начало 1940-х годов

В 1935 наместник Рима Джузеппе Боттаи подал Муссолини идею устроить в столице Всемирную выставку, которая бы прославила итальянскую нацию и фашистский режим. Муссолини идея понравилась кроме всего прочего и потому, что так можно было бы широко — на весь мир — отпраздновать ХХ годовщину «Похода на Рим», так называемой «фашистской революции». В 1936 было утверждено место проведения выставки, ее генеральным секретарем был назначен Витторио Чини. Затем устроили многочисленные архитектурные конкурсы, вели активную рекламно-пропагандисткую деятельность. Руководителем группы по выработке генплана выставочного комплекса стал академик Марчелло Пьячентини, создатель т. н. «стиля литторио», одиозного «опрощенного неоклассицизма»; он, однако,  собрал команду из молодых архитекторов из разных регионов страны, апологетов «современного движения», которое в Италии называли «рационализмом». Ответственными за планировку района, кроме Пьячентини, были:
Джузеппе Пагано из Турина, модернист со стажем, издатель журнала «Casa bella», автор многочисленных проектов, реализованных в различных городах Италии, среди которых – Факультет физики комплекса Университета Рима Ла Сапиенца (1934);
Луиджи Пиччинато, римский архитектор, автор знаменитой Сабаудии – самого яркого примера градостроительства направления модернизма в Италии;
Луиджи Виетти, автор одного из самых ярких произведений рационализма — пассажирского порта в Генуе (1932), соавтор Джузеппе Терраньи;
Этторе Росси, менее известный, но талантливый архитектор, соавтор  знаменитого рационалиста Лиуджи Моретти.

zooming
Район EUR. Генплан. Конец 1930-х

Над проектами отдельных зданий также работали архитекторы различных стилистических предпочтений, но в более или менее едином ключе: выполняя требования комплексного строительства. Например, Базилика Святых Петра и Павла (1938-1955) архитектора-традиционалиста Арнальдо Фоскини и здание-экседра (1939-1943) неоклассициста Джованни Муцио своим обликом не противоречат Почтамту (1937-1942) группы рационалистов BBPR и Зданию Конгрессов (1937-1954) бывшего председателя «Движения за современную итальянскую архитектуру» (MIAR) Адальберто Либера. Наиболее показательный пример такого стилистического феномена — Дворец Итальянской цивилизации (1937-1952) Эрнесто Ла Падула, Джованни Гуеррини и Марио Романо, так называемый «Colosseo quadratо» («Квадратный Колизей»), своего рода бренд района и итальянской архитектуры времени Муссолини. Таким образом, E42 стал примером сотрудничества и компромисса между историзирующим направлением и «современным движением». При этом эти две тенденции 1930-х гг. прореагировали друг с другом, и в итоге получилась своеобразная, узнаваемая архитектура со сложной стилистической атрибуцией.

Район EUR в процессе строительства. Вид на Дворец конгрессов из окна «Квадратного Колизея»

Кроме зданий, «эпоха строительства Всемирной выставки» оставила после себя огромное количество конкурсных проектов — утвержденных, но нереализованных объектов. Одним из наиболее ярких примеров этих невоплощенных идей является Арка архитектора Адальберто Либера, спроектированная в 1939 году; ее изображение даже появилось на официальном рекламном плакате Всемирной выставки.

zooming
Район EUR сегодня. Фото Анны Вяземцевой

И вот сегодня выдвинуто предложение этот проект реализовать. Идея  ее «восстановления» была высказана депутатом Демократической партии Фабио Рампелли и уже вызвала полемику в профессиональной среде архитекторов и архитектуроведов. Высказались по этому поводу и четыре авторитетных историка архитектуры: Паоло Маркони, Ренато Николини, Джорджо Мураторе и Джорджо Чуччи.

zooming
Э.Ла Падула, Дж.Гуеррини, М.Романо. Дворец Итальянской цивилизации – «Квадратный Колизей». Фото Анны Вяземцевой

«За» выступил Паоло Маркони, профессор отделения реставрации университета Roma Tre, архитектор, историк, знаменитый деятель «пластической хирургии» памятников и музеефикации наследия («Возвращение красоты» - название одного из его последних трудов): «Цель открыть, насколько это возможно, задуманный облик EUR мне кажется интересной. EUR — это миф для иностранцев, его считают своего рода музеем архитектуры 1930-х под открытым небом», — говорит реставратор, однако как профессионал он сомневается в возможности ее аутентичной реализации: «А арка — это великолепное произведение архитектуры. Проблема вот в чем: есть ли место, где ее поставить… Грамматика проекта требует, чтобы ее возвели на месте, предусмотренном проектом (ни много ни мало, там, где ныне находится Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви), а это весьма не просто».

zooming
Адальберто Либера. Дворец Конгрессов, EUR. Фото Анны Вяземцевой

В сомнениях и бывший член городского совета по культуре Ренато Николини. Как историка, его волнует историческая правда: «… Идет речь о том, чтобы строить по современным технологиям, но ценность арки в том, что она проектировалась согласно технологиям начала 1940-х. Хорошая идея может превратиться в бесполезный китч». Николини также против туристических спекуляций на историко-политические темы: «…Существует огромная часть проекта комплекса E42, которая не была реализована, то, что есть, мы должны сохранять, но бессмысленно превращать его в выставку на тему Рима Муссолини».

zooming
Пьер Луиджи Нерви. Дворец Спорта на берегу искусственного озера в районе EUR

Абсурдной считает идею Джорджо Мураторе, профессор римского университета Ла Сапиенца, автор многочисленных трудов по истории архитектуры ХХ века. С присущим ему полемическим пафосом профессор заявил, что предпочел бы комментировать Годзиллу. «Всему свое время, — сказал он, — эта арка символизировала итальянские реалии тех лет, предлагать построить ее сегодня — это абсурд. Есть необходимость вызывать привидение?» Архитектор per natura, Мураторе попытался предложение оконцептуализировать: «Скорее нужно подумать, благо это позволяют современные технологии, о виртуальной арке, нематериальной, из света. Это было бы предложение, о котором можно было бы рассуждать».
Идея вовсе не убеждает Джорджо Чуччи, профессора истории современной архитектуры университета Roma Tre, секретаря Академии Художеств Святого Луки, специалиста по творчеству Либеры. Его, как и Николини, беспокоит историческая правда, он также, как Мураторе, не желает спиритических сеансов, кроме того, профессор напомнил о том, что арку Либеры уже реализовал в 1950-х Эро Сааринен в Сент-Луисе. Чуччи не ясна причина, побудившая Рампелли выступить со своим предложением; он поясняет: «Арка, когда она была задумана, имела очень большое символическое и политическое значение, воплощала миф господства [Италии] в Средиземноморье. Зачем строить ее сегодня, когда контекст глубоко изменился?»

zooming
Эро Сааринен. Арка в Сент-Луисе

Депутат Рампелли, из уст которого поступило предложение — «правый» теоретик градостроительства, защитник исторического наследия, главным образом — архитектуры ХХ века и, особенно, межвоенного периода. Он известен своими архитетурными баталиями: против реконструкции спортивного комплекса «Foro Italico» («Италийский Форум»; ранее — Foro Mussolini, 1928–1938, архитектор Энрико Дель Деббио при участии Луиджи Моретти), которая предусматривает уничтожение его интерьеров с монументально-декоративным оформлением 1930-х гг., а также — против возведения жилого комплекса на 20 тыс. человек в рядом с Аппиевой дорогой. Кроме того, он прославился как борец за сохранение традиционных римских лавок – «последних очагов «italianità» (итальянского характера)» и инициатор перемещения китайского рынка с холма Эсквилин. Одной из последних нашумевших дискуссий, в которой принимал участие Фабио Рампелли, была полемика о сносе небоскребов архитектора Чезаре Лиджини, построенных к римской Олимпиаде-60 в EUR, и возведения на их месте комплексов «Nuvola» («Облако») Массимилиано Фуксаса и «Casa di Vetro» («Стеклянный дом») Ренцо Пьяно: депутат резко выступил против современного вмешательства в существующую застройку и за сохранение послевоенного наследия.
Этот депутат-архитектор стремится сохранить Вечный город. Особое отношение к культурным ценностям — часть натуры любого итальянца, это уже в крови при рождении. Культура музея и антикварной лавки насчитывает здесь два тысячелетия. Здесь отделение истории искусства носит название «История и сохранение художественного наследия» («Storia e conervazione del patrimonio artistico»). Только здесь слова Муссолини «troppo moderno» («слишком современно») по поводу отдельных проектов для E42 приобретают особый оттенок. Здесь главное — сохранять и не допускать «слишком современного»: 1960-е по сравнению с первым десятилетем XXI века – это уже «patrimonio artistico», Пьяно и Фуксас — «troppo moderno». Но если есть проект 1939-го, то, конечно, все говорит в его пользу, правда, по сравнению с ним, оказывается troppo moderno Дворец Спорта Нерви — кстати, современника Либеры…

zooming
М. Фуксас. Новый конгресс-центр района EUR. Проект

Порой взгляды Рампелли на градостроительство напоминают строительную политику Рима Третьего: «…арку – что важно – нужно реализовать в соответствии с проектом Либеры, но по последним технологиям, на деньги инвесторов, некоторые уже выразили заинтересованность. Это будет не просто впечатляющая геометрическая форма, но у нее будет своя функция — например, «крыша-сад».

Идея строительства арки конца 1930-х в современном Риме претенциозна и тенденциозна. Конгениальной этому предприятию могла бы стать реализация Наркомтяжпрома Леонидова, с той разницей, что район EUR располагается на периферии и не включает в свой состав историческую застройку (впрочем, понятие «исторческой застройки» в Италии все расширяется по стреле времени в направлении сегодняшнего дня). Или это уже пример музеефикации архитектуры ХХ века, который уже начинают воспринимать как прошлое? Или спекуляция на романтических интенциях модернизма, «улучшенных и дополненных» парковками, кафе и модными магазинами? Или проявление повсеместного интереса к тоталитарным режимам? Гостиница «Москва», аэропорт «Темпельхофф»?

Подобные предложения помогают очень остро почувствовать сущность как архитектуры 1930-х, теряющей смысл без контекстуальной «начинки», так и нашей эпохи, которая в страхе потерять самобытность смотрит на итальянские, советские, американские, французские etc. открытки и плакаты предвоенного времени, изображающие лица, светящиеся от счастья обладания одеколоном или папиросами, самые высокие здания, самые быстрые автомобили, и вдруг вновь верит в то, что изображенное — лучший из миров и он действительно был, но что-то ему помешало дожить до наших дней, а сегодня справедливость можно восстановить — благодаря инвесторам, новым технологиям и финансовым выгодам, которые принесет городу и миру в реализованном виде недо- или непостроенный пока шедевр.
Сам же автор гигантской Арки, Адальберто Либера сказал следующее: «В EUR, который и сегодня кажется кладбищем наших надежд, каждый потерял столько, сколько мог».

 

Историческая справка
1937–1940 – проект «Арки-символа» для E42 в Риме. Арх. Адальберто Либера, инж. К. Чирелла, Дж. Ковре, В. Ди Берардино.
Арка должна была стать настоящим вызовом современным ей технологиям строительства. Во время проектирования Всемирной выставки E'42 выдвигались различные варианты места ее расположения, но всегда — на Виа Империале (Via Imperiale, ныне Cristoforo Colombo), центральной оси комплекса, в качестве своего рода ворот в Рим со стороны ведушей от моря автострады. В первых проектах (ок. 1937) она располагалась у входа в E'42 со стороны города, затем, по плану 1938 — рядом с озером, как обрамление Дворца Воды и Света, как огромная архитектурная радуга. Впервые в творчестве Либеры изображения арки появляются в первых набросках для комплекса E'42 (1930-1931), затем — в проекте Дворца Итальянской Цивилизации (1937). Многочисленные варианты проекта арки 1939 года демонстрируют поиск оптимального технического решения. С постоянным и переменным сечением, ленточная, перекрестная, с овальным сечением — но всегда лишенная декоративного оформления, из неармированного бетона с обработанной поверхностью, с диаметром дуги 200 м. Тогда фирма Nervi&Bartoli предложила два варианта исполнения этого сооружения: из армированного бетона или сборных бетонных сегментов. В то же время, другая проектная группа (Ортензи, Пасколетти, Чирелла, Ковре) исследовала возможность возведения арки из металла: комиссия выбрала форму арки Либера-Ди Бернардино, но предпочла в качестве материала металл. В итоге были созданы две группы: одна — состоящая из архитекторов (Либера, Ортензи, Пасколетти), другая — техническая (Чирелла, Ковре, Ди Бернардино). Команда Либера дорабатывала формальную сторону проекта, в то время как другая занималась поисками технического решения. Комиссией было одобрено предложение осуществления арки как структуры из стали, одетой в алюминиевый сплав: главным образом, по той причине, что проект предусматривал использование только итальянских материалов. Разработка проекта продолжались до 1941, в ее ходе диаметр арки был увеличен до 320 м, а в качестве техники была выбрана алюминиевая чеканка (Авиационный алюминий Avional D), а также был исполнена модель одного из сегментов в натуральную величину. Эта римская арка никогда не была построена, но желание воплотить идею периодически возникает. Примером может послужить знаменитая «Арка-Ворота» Эро Сааринена в Сент-Луисе, штат Миссури, (проект 1947-1948, реализация 1963–1965).

Проект арки, который предлагают реализовать сегодня в Риме, относится к 1939 году. На холме, где ныне находится Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви, в конце 1930-х планировалось построить здание-фонтан (Дворец Воды и Света) который составлял бы с аркой единый комплекс. Дворец должен был иметь форму основания экседры, обращенной к озеру. Также подразумевалось архитектурное оформление склонов холма и близлежащего парка. Над зданием в центре этого ансамбля, на его куполе, должна была возвышаться 30-тиконечная звезда, которая играла роль одновременно фонтана и прожектора: она испускала лучи света и струи воды, которые, слившись в каскад, питали бы воды озера. Таким образом, если обратиться к проектному рисунку, предположительно исполненному Стефанией Боскаро, Арка, возведенная за Дворцом, кажется настоящей радугой, созданной водой и светом лучей звезды.

Адальберто Либера (Вилла Лагарина, Тренто, 16.07.1903 – Рим, 17.03.1963), архитектор, один из самых ярких представителей архитектуры рацонализма в Италии I пол. ХХ века. Учился на архитектурном факультете Римского университета. В 1927 вошел в первое объединение архитекторов-рационалистов «Gruppo7», участвовал в проектировании поселка Вайссенхофф в Штутгарте, в 1930 основал M.I.A.R. (Movimento Italiano di Architettura Razionale, Итальянское движение за рациональную архитектуру), один из организаторов и участник Первой (1928) и Второй (1931) «Выставок итальянской рациональной архитектуры». Основные постройки: Почтамт на Виа Мармората, 1933, Рим; Павильон Италии на Всемирной выставке в Брюсселе, 1935; Дворец Конгрессов, 1937-1954, EUR, Рим; Вилла Малапарте, 1938-1940, Капри; Олимпийская деревня, 1958-1959, Рим.

01 Декабря 2008

Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.