Реконструкция триумфа

Депутат городского парламента Рима, архитектор Фабио Рампелли предложил реализовать один из невоплощенных проектов комплекса Всемирной выставки 1942 года — Триумфальную арку Адальберто Либера. Эта идея заставила вновь задуматься о судьбе одного из наиболее известных памятников «тоталитарной» архитектуры Италии – района EUR.

mainImg

E42 (Esposizione 1942) — первоначальное название района Всемирной выставки на юге Рима, которое затем было изменено на EUR (аббревиатура Esposizione Universale di Roma). Выставка должна была пройти в 1942 году, ознаменовать 20-летие «Похода на Рим» и продемонстрировать миру «результаты доброго правления» фашистского режима в Италии. В связи с началом Второй Мировой войны она так не состоялась; однако отдельные ее объекты, заложенные в конце 1930-х, были достроены в послевоенное время и, дополненные в конце 1950-х спортивными, гостиничными и административными сооружениями инфраструктуры Олимпиады-1960 (среди последних — Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви, 1958-59), составили новый район Рима на автостраде, соединяющей город с морем. Известный и сегодня как EUR (хотя современное официальное название — «quartiere Europa»), район является важным деловым, коммерческим и культурным центром, и, в отличие от исторического центра города, выступает как свободная площадка для реализации современных архитектурных проектов: например, в настоящее время здесь работают Ренцо Пьяно и Массимилиано Фуксас.

Арка Адальберто Либера на рекламном плакате Всемирной выставки-1942
zooming
Район EUR в процессе строительства. Начало 1940-х годов

В 1935 наместник Рима Джузеппе Боттаи подал Муссолини идею устроить в столице Всемирную выставку, которая бы прославила итальянскую нацию и фашистский режим. Муссолини идея понравилась кроме всего прочего и потому, что так можно было бы широко — на весь мир — отпраздновать ХХ годовщину «Похода на Рим», так называемой «фашистской революции». В 1936 было утверждено место проведения выставки, ее генеральным секретарем был назначен Витторио Чини. Затем устроили многочисленные архитектурные конкурсы, вели активную рекламно-пропагандисткую деятельность. Руководителем группы по выработке генплана выставочного комплекса стал академик Марчелло Пьячентини, создатель т. н. «стиля литторио», одиозного «опрощенного неоклассицизма»; он, однако,  собрал команду из молодых архитекторов из разных регионов страны, апологетов «современного движения», которое в Италии называли «рационализмом». Ответственными за планировку района, кроме Пьячентини, были:
Джузеппе Пагано из Турина, модернист со стажем, издатель журнала «Casa bella», автор многочисленных проектов, реализованных в различных городах Италии, среди которых – Факультет физики комплекса Университета Рима Ла Сапиенца (1934);
Луиджи Пиччинато, римский архитектор, автор знаменитой Сабаудии – самого яркого примера градостроительства направления модернизма в Италии;
Луиджи Виетти, автор одного из самых ярких произведений рационализма — пассажирского порта в Генуе (1932), соавтор Джузеппе Терраньи;
Этторе Росси, менее известный, но талантливый архитектор, соавтор  знаменитого рационалиста Лиуджи Моретти.

Район EUR. Генплан. Конец 1930-х

Над проектами отдельных зданий также работали архитекторы различных стилистических предпочтений, но в более или менее едином ключе: выполняя требования комплексного строительства. Например, Базилика Святых Петра и Павла (1938-1955) архитектора-традиционалиста Арнальдо Фоскини и здание-экседра (1939-1943) неоклассициста Джованни Муцио своим обликом не противоречат Почтамту (1937-1942) группы рационалистов BBPR и Зданию Конгрессов (1937-1954) бывшего председателя «Движения за современную итальянскую архитектуру» (MIAR) Адальберто Либера. Наиболее показательный пример такого стилистического феномена — Дворец Итальянской цивилизации (1937-1952) Эрнесто Ла Падула, Джованни Гуеррини и Марио Романо, так называемый «Colosseo quadratо» («Квадратный Колизей»), своего рода бренд района и итальянской архитектуры времени Муссолини. Таким образом, E42 стал примером сотрудничества и компромисса между историзирующим направлением и «современным движением». При этом эти две тенденции 1930-х гг. прореагировали друг с другом, и в итоге получилась своеобразная, узнаваемая архитектура со сложной стилистической атрибуцией.

Район EUR в процессе строительства. Вид на Дворец конгрессов из окна «Квадратного Колизея»

Кроме зданий, «эпоха строительства Всемирной выставки» оставила после себя огромное количество конкурсных проектов — утвержденных, но нереализованных объектов. Одним из наиболее ярких примеров этих невоплощенных идей является Арка архитектора Адальберто Либера, спроектированная в 1939 году; ее изображение даже появилось на официальном рекламном плакате Всемирной выставки.

Район EUR сегодня. Фото Анны Вяземцевой

И вот сегодня выдвинуто предложение этот проект реализовать. Идея  ее «восстановления» была высказана депутатом Демократической партии Фабио Рампелли и уже вызвала полемику в профессиональной среде архитекторов и архитектуроведов. Высказались по этому поводу и четыре авторитетных историка архитектуры: Паоло Маркони, Ренато Николини, Джорджо Мураторе и Джорджо Чуччи.

Э.Ла Падула, Дж.Гуеррини, М.Романо. Дворец Итальянской цивилизации – «Квадратный Колизей». Фото Анны Вяземцевой

«За» выступил Паоло Маркони, профессор отделения реставрации университета Roma Tre, архитектор, историк, знаменитый деятель «пластической хирургии» памятников и музеефикации наследия («Возвращение красоты» - название одного из его последних трудов): «Цель открыть, насколько это возможно, задуманный облик EUR мне кажется интересной. EUR — это миф для иностранцев, его считают своего рода музеем архитектуры 1930-х под открытым небом», — говорит реставратор, однако как профессионал он сомневается в возможности ее аутентичной реализации: «А арка — это великолепное произведение архитектуры. Проблема вот в чем: есть ли место, где ее поставить… Грамматика проекта требует, чтобы ее возвели на месте, предусмотренном проектом (ни много ни мало, там, где ныне находится Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви), а это весьма не просто».

Адальберто Либера. Дворец Конгрессов, EUR. Фото Анны Вяземцевой

В сомнениях и бывший член городского совета по культуре Ренато Николини. Как историка, его волнует историческая правда: «… Идет речь о том, чтобы строить по современным технологиям, но ценность арки в том, что она проектировалась согласно технологиям начала 1940-х. Хорошая идея может превратиться в бесполезный китч». Николини также против туристических спекуляций на историко-политические темы: «…Существует огромная часть проекта комплекса E42, которая не была реализована, то, что есть, мы должны сохранять, но бессмысленно превращать его в выставку на тему Рима Муссолини».

Пьер Луиджи Нерви. Дворец Спорта на берегу искусственного озера в районе EUR

Абсурдной считает идею Джорджо Мураторе, профессор римского университета Ла Сапиенца, автор многочисленных трудов по истории архитектуры ХХ века. С присущим ему полемическим пафосом профессор заявил, что предпочел бы комментировать Годзиллу. «Всему свое время, — сказал он, — эта арка символизировала итальянские реалии тех лет, предлагать построить ее сегодня — это абсурд. Есть необходимость вызывать привидение?» Архитектор per natura, Мураторе попытался предложение оконцептуализировать: «Скорее нужно подумать, благо это позволяют современные технологии, о виртуальной арке, нематериальной, из света. Это было бы предложение, о котором можно было бы рассуждать».
Идея вовсе не убеждает Джорджо Чуччи, профессора истории современной архитектуры университета Roma Tre, секретаря Академии Художеств Святого Луки, специалиста по творчеству Либеры. Его, как и Николини, беспокоит историческая правда, он также, как Мураторе, не желает спиритических сеансов, кроме того, профессор напомнил о том, что арку Либеры уже реализовал в 1950-х Эро Сааринен в Сент-Луисе. Чуччи не ясна причина, побудившая Рампелли выступить со своим предложением; он поясняет: «Арка, когда она была задумана, имела очень большое символическое и политическое значение, воплощала миф господства [Италии] в Средиземноморье. Зачем строить ее сегодня, когда контекст глубоко изменился?»

Эро Сааринен. Арка в Сент-Луисе

Депутат Рампелли, из уст которого поступило предложение — «правый» теоретик градостроительства, защитник исторического наследия, главным образом — архитектуры ХХ века и, особенно, межвоенного периода. Он известен своими архитетурными баталиями: против реконструкции спортивного комплекса «Foro Italico» («Италийский Форум»; ранее — Foro Mussolini, 1928–1938, архитектор Энрико Дель Деббио при участии Луиджи Моретти), которая предусматривает уничтожение его интерьеров с монументально-декоративным оформлением 1930-х гг., а также — против возведения жилого комплекса на 20 тыс. человек в рядом с Аппиевой дорогой. Кроме того, он прославился как борец за сохранение традиционных римских лавок – «последних очагов «italianità» (итальянского характера)» и инициатор перемещения китайского рынка с холма Эсквилин. Одной из последних нашумевших дискуссий, в которой принимал участие Фабио Рампелли, была полемика о сносе небоскребов архитектора Чезаре Лиджини, построенных к римской Олимпиаде-60 в EUR, и возведения на их месте комплексов «Nuvola» («Облако») Массимилиано Фуксаса и «Casa di Vetro» («Стеклянный дом») Ренцо Пьяно: депутат резко выступил против современного вмешательства в существующую застройку и за сохранение послевоенного наследия.
Этот депутат-архитектор стремится сохранить Вечный город. Особое отношение к культурным ценностям — часть натуры любого итальянца, это уже в крови при рождении. Культура музея и антикварной лавки насчитывает здесь два тысячелетия. Здесь отделение истории искусства носит название «История и сохранение художественного наследия» («Storia e conervazione del patrimonio artistico»). Только здесь слова Муссолини «troppo moderno» («слишком современно») по поводу отдельных проектов для E42 приобретают особый оттенок. Здесь главное — сохранять и не допускать «слишком современного»: 1960-е по сравнению с первым десятилетем XXI века – это уже «patrimonio artistico», Пьяно и Фуксас — «troppo moderno». Но если есть проект 1939-го, то, конечно, все говорит в его пользу, правда, по сравнению с ним, оказывается troppo moderno Дворец Спорта Нерви — кстати, современника Либеры…

М. Фуксас. Новый конгресс-центр района EUR. Проект

Порой взгляды Рампелли на градостроительство напоминают строительную политику Рима Третьего: «…арку – что важно – нужно реализовать в соответствии с проектом Либеры, но по последним технологиям, на деньги инвесторов, некоторые уже выразили заинтересованность. Это будет не просто впечатляющая геометрическая форма, но у нее будет своя функция — например, «крыша-сад».

Идея строительства арки конца 1930-х в современном Риме претенциозна и тенденциозна. Конгениальной этому предприятию могла бы стать реализация Наркомтяжпрома Леонидова, с той разницей, что район EUR располагается на периферии и не включает в свой состав историческую застройку (впрочем, понятие «исторческой застройки» в Италии все расширяется по стреле времени в направлении сегодняшнего дня). Или это уже пример музеефикации архитектуры ХХ века, который уже начинают воспринимать как прошлое? Или спекуляция на романтических интенциях модернизма, «улучшенных и дополненных» парковками, кафе и модными магазинами? Или проявление повсеместного интереса к тоталитарным режимам? Гостиница «Москва», аэропорт «Темпельхофф»?

Подобные предложения помогают очень остро почувствовать сущность как архитектуры 1930-х, теряющей смысл без контекстуальной «начинки», так и нашей эпохи, которая в страхе потерять самобытность смотрит на итальянские, советские, американские, французские etc. открытки и плакаты предвоенного времени, изображающие лица, светящиеся от счастья обладания одеколоном или папиросами, самые высокие здания, самые быстрые автомобили, и вдруг вновь верит в то, что изображенное — лучший из миров и он действительно был, но что-то ему помешало дожить до наших дней, а сегодня справедливость можно восстановить — благодаря инвесторам, новым технологиям и финансовым выгодам, которые принесет городу и миру в реализованном виде недо- или непостроенный пока шедевр.
Сам же автор гигантской Арки, Адальберто Либера сказал следующее: «В EUR, который и сегодня кажется кладбищем наших надежд, каждый потерял столько, сколько мог».

 

Историческая справка
1937–1940 – проект «Арки-символа» для E42 в Риме. Арх. Адальберто Либера, инж. К. Чирелла, Дж. Ковре, В. Ди Берардино.
Арка должна была стать настоящим вызовом современным ей технологиям строительства. Во время проектирования Всемирной выставки E'42 выдвигались различные варианты места ее расположения, но всегда — на Виа Империале (Via Imperiale, ныне Cristoforo Colombo), центральной оси комплекса, в качестве своего рода ворот в Рим со стороны ведушей от моря автострады. В первых проектах (ок. 1937) она располагалась у входа в E'42 со стороны города, затем, по плану 1938 — рядом с озером, как обрамление Дворца Воды и Света, как огромная архитектурная радуга. Впервые в творчестве Либеры изображения арки появляются в первых набросках для комплекса E'42 (1930-1931), затем — в проекте Дворца Итальянской Цивилизации (1937). Многочисленные варианты проекта арки 1939 года демонстрируют поиск оптимального технического решения. С постоянным и переменным сечением, ленточная, перекрестная, с овальным сечением — но всегда лишенная декоративного оформления, из неармированного бетона с обработанной поверхностью, с диаметром дуги 200 м. Тогда фирма Nervi&Bartoli предложила два варианта исполнения этого сооружения: из армированного бетона или сборных бетонных сегментов. В то же время, другая проектная группа (Ортензи, Пасколетти, Чирелла, Ковре) исследовала возможность возведения арки из металла: комиссия выбрала форму арки Либера-Ди Бернардино, но предпочла в качестве материала металл. В итоге были созданы две группы: одна — состоящая из архитекторов (Либера, Ортензи, Пасколетти), другая — техническая (Чирелла, Ковре, Ди Бернардино). Команда Либера дорабатывала формальную сторону проекта, в то время как другая занималась поисками технического решения. Комиссией было одобрено предложение осуществления арки как структуры из стали, одетой в алюминиевый сплав: главным образом, по той причине, что проект предусматривал использование только итальянских материалов. Разработка проекта продолжались до 1941, в ее ходе диаметр арки был увеличен до 320 м, а в качестве техники была выбрана алюминиевая чеканка (Авиационный алюминий Avional D), а также был исполнена модель одного из сегментов в натуральную величину. Эта римская арка никогда не была построена, но желание воплотить идею периодически возникает. Примером может послужить знаменитая «Арка-Ворота» Эро Сааринена в Сент-Луисе, штат Миссури, (проект 1947-1948, реализация 1963–1965).

Проект арки, который предлагают реализовать сегодня в Риме, относится к 1939 году. На холме, где ныне находится Дворец Спорта Пьер Луиджи Нерви, в конце 1930-х планировалось построить здание-фонтан (Дворец Воды и Света) который составлял бы с аркой единый комплекс. Дворец должен был иметь форму основания экседры, обращенной к озеру. Также подразумевалось архитектурное оформление склонов холма и близлежащего парка. Над зданием в центре этого ансамбля, на его куполе, должна была возвышаться 30-тиконечная звезда, которая играла роль одновременно фонтана и прожектора: она испускала лучи света и струи воды, которые, слившись в каскад, питали бы воды озера. Таким образом, если обратиться к проектному рисунку, предположительно исполненному Стефанией Боскаро, Арка, возведенная за Дворцом, кажется настоящей радугой, созданной водой и светом лучей звезды.

Адальберто Либера (Вилла Лагарина, Тренто, 16.07.1903 – Рим, 17.03.1963), архитектор, один из самых ярких представителей архитектуры рацонализма в Италии I пол. ХХ века. Учился на архитектурном факультете Римского университета. В 1927 вошел в первое объединение архитекторов-рационалистов «Gruppo7», участвовал в проектировании поселка Вайссенхофф в Штутгарте, в 1930 основал M.I.A.R. (Movimento Italiano di Architettura Razionale, Итальянское движение за рациональную архитектуру), один из организаторов и участник Первой (1928) и Второй (1931) «Выставок итальянской рациональной архитектуры». Основные постройки: Почтамт на Виа Мармората, 1933, Рим; Павильон Италии на Всемирной выставке в Брюсселе, 1935; Дворец Конгрессов, 1937-1954, EUR, Рим; Вилла Малапарте, 1938-1940, Капри; Олимпийская деревня, 1958-1959, Рим.

01 Декабря 2008

Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.