На Марс летит Франциск Ассизский

Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.

mainImg
Считается, что Венецианская биеннале – главное событие в мире архитектуры, определяющее направление ее развития на ближайшее время. В наибольшей степени это ощущается не в путешествии по национальным павильонам, а в «дебрях» кураторской экспозиции – там концентрация идей такова, что чувствуешь себя в каком-то суперглобальном НИИ. Не имея опыта поездок на биеннале предыдущих лет, не могу сравнить и сказать – происходит так каждый год, или же ощущение того, что мир стоит на пороге чего-то нового, сильно зависит от куратора. Карло Ратти выбрал тему актуальную и широкую, но формулировка ее такова, что отсекает лишнее, заставляя сосредоточиться на важном. Intelligens. Natural. Artificial. Collective – эти четыре слова отражают главные болевые точки мира, которые одновременно являются и точками роста. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Выставка в Арсенале организована в соответствии со звучанием темы: большая ее часть посвящена естественному интеллекту, за этим разделом следует интерлюдия в виде подборки инновационных строительных материалов, далее – коллективный и искусственный разум, последняя часть – выход в космос. Признаться честно, обозреть все планшеты и инсталляции показалось невозможным, уровень концентрации и способность критически осмыслять быстро истощается. Поэтому обзор не будет линейным: он выхватывает некоторые темы и закономерности, которые должны дать представление о целом. 



Что нас ждет, если мы решим не лететь в сторону экологической катастрофы, экстремальной жары, а также дефицита пресной воды, чистого воздуха и биоразнообразия? Возможно, архитектура станет частью природы, нормальным зданием будет считаться декарбонизирущее, успешной стратегией – симбиотическая. Городские пространства будут восстанавливать среду, а не истощать, помимо человека в них будет на равных жить множество других видов. Агентом формационных сдвигов способна выступить именно архитектура – стоящая задача для амбициозных творцов. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Итак, предлагаем посмотреть, какие шаги уже сделаны на этом захватывающем пути. 
Тепловая волна
Прежде всего нужно рассказать о том, как выставка начинается – первая строка или реплика всегда имеет значение. Зал, в который попадаешь после яркого света и красок Венеции – страшный. Там удушающе тепло, темно, водоемы с затхлой водой черны и напоминают цистерны густой нефти. На паутину проводов подвешены назойливо гудящие кондиционеры – конструкции, способные изуродовать кирпичную кладку Арсенала и выталкивающие отработанное тепло наружу, чтобы сделать помещение прохладным для тех, кто может заплатить за комфорт. Кондиционер символизирует неравенство в распределении ресурсов, а также постоянно откладывает видимость угрозы потепления – перебегая из одного прохладного помещения в другое, легко не думать о жаре. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В лабиринтах этого помещения тревожно и нехорошо. Поскорее убегая, выходишь к блочной стене – еще не зная, что она символизирует рост по экспоненте и демографический коллапс, продолжаешь ощущать тупик и безысходность. Однако за стеной наконец открываются заполненные инсталляциями залы, а саму ее, оказывается, освоила колония микробов – их популяция не меньше нашей, но предлагает иные способы адаптации и формы городов. Огромное грязное облако, закрывающее солнце, – последний объект с назидательным эффектом. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Живые камни
Одна из стратегий – видеть и не уничтожать то, что уже работает. Стенд Epidermitecture, например, рассказывает о биопатине – ценном слое на каменной кладке, который состоит из цианобактерий, грибков, водорослей, лишайников и живущих на них насекомых. Биопатина появляется естественным образом как результат первичной сукцессии и способна фильтровать воздух, регулировать температуру, защищать материал, который закрывает. Но этот слой часто уничтожают, добиваясь чистоты и лоска. Как тут не вспомнить про стрижку газонов и уборку прошлогодней листвы.

То же послание у инсталляции с камнями, в которые встроены форсунки, распыляющие раствор, содержащий ДНК определенных микробов: со временем на поверхности образуется ценная «лито-экосистема». Если вырастить ее на всех каменных фасадах, то дома станут частью масштабной инфраструктуры для декарбонизации и восстановления климата планеты.   
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Еще один пример – бриккола: дубовые сваи, на которых держится вся Венеция. На протяжении столетий ее стабилизировал микробиом. Сейчас он разрушается под воздействием климата, но человек способен внедрить микробиом синтетический. 
 
Скрытые ресурсы
Один из величайших коллективных ресурсов – подземные воды: почти половина людей на земле каждый день пьет из этого источника, от него же зависит значительный объем орошаемых сельскохозяйственных культур. Индия предлагает новый вид урбанизации, основанный на пополнении водоносных горизонтов с помощью улучшения инфильтрационных свойств почвы и трубчатых колодцев. Эти же технологии предлагает и «гипергубка» из Кулуар-Лумпура, но для решения проблемы наводнений. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В Неаполе предлагается вернуть к жизни систему подземных резервуаров, забытых в 1885 году: они способны хранить трехмесячный запас воды для населения в 600 000 человек. Сейчас эти воды можно использовать для обогащения вулканической почвы и увеличения биоразнообразия. 

Мощный инструмент находится на дне океана – морская трава (доминирующий вид – posidonia oceanica), которая произрастает и в венецианской лагуне, поглощают в 15 раз больше СО2, чем тропические леса. Также ее листья кодируют климатические и гидрологические условия среды. Сейчас трава покрывают площадь, примерно равную Испании – раньше она была значительно шире.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Столица биоразнообразия
В XIII веке Франциск Ассизский написал «Песнь творению» – актуальный и сегодня гимн, восхваляющий разнообразие видов, живущих под сонечным светом. Деятельностью святого покровителя животных вдохновлена аудиовизуальная инсталляция, которая исследует возможность Рима стать к 2050 году столицей биоразнообразия через развитие отношений с рекой Тибр.  
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Исследований, которые находят способы решения многих наших проблем в мире природы – множество. Поэтому важно как продолжать изучать его, развивая такие дисциплины как нейроботаника, так и восстанавливать биоразнообразие: например, с помощью напечатанных на 3D-принтере коралловых рифов или интеграции в городскую среду домиков для птиц, насекомых и летучих мышей. 

Вырастить здание
Некоторые концепции заставляют задуматься о том, что архитектора вместе со всей строительной бригадой может заменить оператор 3D-принтера и ландшафтный инженер, который выберет семена для «заправки» основного материала – почвы. По мере роста цветов и трав стены будут укрепляться корневой системой, а фасады – меняться в течение сезона. Такие постройки будут жить определенный цикл времени, затем вновь становясь землей. Это произойдет и с построенным для выставки павильоном из Швейцарии, который после биеннале вернут на родину, где он безопасно будет разлагаться.  

Многим знакомы почти фантастические фотографии мостов, образованных переплетенными корнями деревьев. В Индии предлагается управлять этим процессом, чтобы создавать переправы, которые помогут безопасно пересекать ущелья, реки, связывать дома, поля и деревни. Некоторые идут дальше, считая, что растения вполне могут выполнять роль инженерных узлов, становясь неотъемлемой частью рукотворных строений. Если вы смотрели фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?», то вспомните про ежевичные кусты, которые столетиями укрепляли старый дом. 

Еще более фантастическая концепция – библиотеки с растениями, в ДНК которых кодируются архитектурные знания.Растения служат живыми архивами: их можно извлекать из капсул и использовать для оспаривания загрязняющих методов строительства или поиска оптимальной формы. 

Мусора не существует
Один из лозунгов выставки – «ноль отходов». Некоторые объекты показывают, что это возможно. Например, прочная и красивая «часовня», сложенная из кирпичей, сделанных на основе слоновьего навоза. Высота павильона – 3,5 метра, каждый кирпич армирован стальными трубами диаметром около 40 мм. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Макет метаболического жилища демонстрирует, как отходы одного пространства преобразуются в ресурсы для другого. Например, серая вода и органические отходы кухни питают гидропонный сад, а искусственный интеллект регулирует микроклимат прачечной, направляя влажный и прохладный воздух через световую шахту, которая служит местом для выращивания мицелия. Все, от кровати до одежды, в этом доме сделано из отходов.


А вот далеко не полный список материалов, из которых будут строить в будущем: мицелий, осколки ракушек как биокерамика, кожура ананасов, кофейная гуща, корни растений. Также вспененные геополимерные кирпичи из строительных отходов – легкие, способные увеличиваться в три раза, адаптируясь к форме. Также пепел, оставшийся после лесных пожаров и превращенный в нить для 3D-печати.

Космический сад
Космическое пространство нам понадобится не для побега, а для деиндустриализации поверхности земли: в орбитальных автономных теплицах будут расти овощи и фрукты, используя солнечную энергию. Управление питательными веществами может происходить с помощью данных датчиков и гидропонного мониторинга На биеннале представлена модель такой теплицы – она состоит из камер с контролируемым климатом, внутри которых растут новые плодовые культуры со свойствами, подходящими для условий гравитации. Полномасштабная модель секции камеры, внутри которой растет сочный салат, делает такое будущее реальным.  
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Материалы, которые используются в космосе, могут пригодиться в архитектуре: американские специалисты предлагают накидывать высокотехнологичные ткани на старые дома, чтобы они защищали их, как скафандр защищает человека от всех возможных вредных воздействий. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

А когда первые колонии людей появятся на Марсе, то жить они будут в подводных городах, построенных в кратерах: вода станет жидким небом и защитным экраном для 10 000 человек.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
 
Возможности и вероятности
Устойчивых практик так же много, как стран, языков и сообществ. Люди ищут ответы в археологических находках пещер и вернакулярных постройках, исследуют потенциал 3D-печати и других роботизированных процессов, создают инновационные системы, подражая свойствам еловых шишек или тростника. Одновременно мир заполнен сложными процессами: идиллические реки превращаются в отравленные потоки, беженцы кочуют целыми городами, а урбанизация стирает ландшафты, биоразнообразие и память. И последствия, и возможные решения должны быть увидены.

***

Одно из главных ощущений, которое возникает после выставки, – человек уже знает невероятно много о том, как жить в согласии с природой, а почти все новое, экологичное и полезное – это хорошо забытое старое. Новейшие технологии на биеннале идут рука об руку с ремеслом, ритуалом и вековыми традициями, не вытесняя или замещая их, а усиливая полезный эффект. Некоторые концепции обещают новый Эдем и невероятно воодушевляют. Одновременно мельтешит мысль, что заменить бетон мицелием или внедрить в многоквартирное жилье системы переработки и самообеспечения – может быть дорого, невыгодно, небезопасно, затратит другие ресурсы, будет доступно лишь небольшому количеству людей. Кажется, что для глобальной смены парадигмы нужно изменить сознание и привычки. В этом смысле выставка не однобока – Карло Ратти берет в фокус не один лишь вопрос экологии, поскольку решить его без изменений в других областях невозможно. Станет ли человек думать об озоновой дыре, когда не доедает, ночует в бомбоубежище, не может обеспечить своим детям образование, испытывает влияние дискриминации? Зеленая повестка легко может превратиться в политический инструмент, ранжируя страны и нации по умению быть экологичными: разжечь ненависть против людей, засоряющих океан и воздух, кажется, достаточно просто. Поэтому из темы выставки нельзя убрать ни одного слова, каждое, в том числе collective, является краеугольным камнем. В этом смысле, вероятно, продолжается еще одна выдающаяся тема биеннале, выбранная в 2020 году – «Как нам жить вместе». Ответственность за будущее планеты – коллективная, а успех возможен только в содействии.         

17 Июня 2025

Похожие статьи
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.