Перед нами паттерн, параметрический рисунок которого задан математическим кодом, а также сгенерированные им башни в духе «живой эстетики» – сложные, бионические, чешуя придает им вид морских организмов. Сам экран напоминает морскую гальку и, немного, – Музей цивилизаций в Марселе. Экран-фасад обозначает пределы пространства, которое используется для виртуальной выставки. Пространство не статично, требовалось придумать динамически обновляемую структуру, в которую можно было бы добавлять новые проекты без изменения внешних параметров и, что немаловажно, площади виртуального здания.
Образное послание можно было бы понять как демонстрацию проектного языка Genpro, основанного на смеси классической архитектуры и параметрических построений. Изучить шоурум можно здесь (на смартфоне требуется предварительно установить приложение Spatial).
Входящий внутрь оказывается в лабиринте белых экспозиционных выгородок под прозрачным куполом. Два доминирующих объема башен – двусветные пространства, где выставлены главные объекты Genpro вместе с макетами. Экспозиция интерактивна, изображения раскрываются на полный экран, появляется слайдер с дополнительными картинками. Вскоре авторы обещают добавить текстовые описания, которые можно будет увеличивать и просматривать вместе с планами, диаграммами и прочей информацией. На втором этаже музея вскоре должен появиться конференц-зал с экраном, к которому смогут подключиться посетители: здесь будут показывать виртуальные лекции и фильм о компании. Здесь же предполагается проводить корпоративные встречи и совещания между сотрудниками, как это делает, к примеру, в своем метаверсе бюро Нормана Фостера: это и удобно, и экологично, сокращает углеродный след за счет минимизации передвижения, устраняет необходимость тратить бумагу на материалы для презентаций.
Spatial доступен с помощью VR-гарнитуры, смартфона и обычного браузера. Перед тем как выбрать именно его, Genpro изучили десятки метавселенных с их графикой и интерфейсами. Spatial выбрали как наиболее удобный для демонстрации, в том числе благодаря простым инструментам для переноса контента и 3D моделей. Покупая здесь трехмерное пространство для своей метавселенной общего пользования, можно получить «бесконечную» строительную площадку, позволяющую, в определенном диапазоне, интегрировать любую форму.
Между тем Spatial – не Liberland Metaverse city от Zaha Hadid Architects, где вы можете перемещаться по виртуальному городу, посещать разные локации, покупать билеты на мероприятия или участки земли под собственную «застройку». В Spatial существует множество отдельных метавселенных, изолированных друг от друга. Интерфейс напоминает скорее принцип ins******a: вы можете видеть площадки пользователей со всего мира или же те, на которые вы подписаны, кто собирает больше лайков и подписчиков, и переходить к их профилям.
Свою метавселенную Genpro планируют осваивать и дорабатывать, в будущем вокруг музея может появиться целый город с домами и небоскребами (сейчас для удобства ориентации тут создан пока только ландшафт с водоемом). Проработанность метавселенных – то, что позволяет скорее монетизировать проект и находить другие интересующиеся стороны для взаимодействия. Впрочем, это будет зависеть и от того, как выстроятся у Genpro отношения с самим Spatial, говорит руководитель МЕТА-IТ отдела компании Евгений Зеленов.
Евгений Зеленов, руководитель МЕТА-IТ отдела Genpro
Я был архитектором на проекте шоурума Genpro: предложил дизайн и форму. Но для реализации, «физического» запуска такого проекта требуется геймдизайнер – а это уже другая профессия. Мы создали в компании специализированное подразделение, привлекли специалистов по спецэффектам и компьютерным играм. Это был наш первый опыт, мы потратили на него полгода; очень много времени заняло тестирование, исправление ошибок, приходилось много раз загружать модель и смотреть, как она будет работать.
Над проектом метавселенной в компании начали работать летом 2022 года, но первое построенное здание не понравилось, и примерно за три месяца архитекторы создали нынешнее, оно открылось для посетителей в начале января 2023 года. Сама форма здания перед тем, как ее загрузить в метаверс, разрабатывалась в стандартных архитектурных программах, вроде SketchUp и 3D Max. Фотошоты из метаверса, конечно, не похожи на изначальные статичные рендеры: по качеству реализации самого рендера и считывания на уровне того же 3D Max воксельная геометрия метаверса не сопоставима, поскольку архитекторы ограничены возможностями самого гейм движка: хотя программа считывает ту же самую форму и текстуры, изображение визуально упрощается, и в метаверсе делается игрового формата, как такая игра на телефоне десятилетней давности. Игры, в которые дети играют сейчас, метавселенные пока не могут обуздать.
***
Современная архитектура как понятие не имеет жестких рамок; и между тем метавселенная предлагает демонтировать остатки традиционного архитектурного сознания. Здесь архитектура может быть бесконечной, как у Superstudio, шагающей, как у Archigram, или антигравитационной как у Крутикова с Черниховым. Чем-то текущий процесс освоения метаверса архитекторами напоминает полеты фантазии авангардистов и «бумажников».Впрочем, как замечает Евгений Зеленов, сегодня мы научились воплощать часть «бумажных» фантазий, 30-метровые консоли и прочее, – не исключено, что идеи метавселенных предскажут наше будущее...
Большая часть тех, кто сейчас «заселяется» в метавселенные, – художники и дизайнеры, оценившие широкие возможности цифры для творчества, нетворкинга и продвижения своих NFT-коллекций. Но с развитием т.н. цифровых двойников городов все может сильно поменяться и для архитектурных компаний, а сам метаверс из поля творческого самовыражения перейти в разряд ежедневных проектных инструментов.
Гибридные пространства и цифровые двойники
Цифровой двойник города – это его виртуальная копия, которая объединяет массивы данных и меняется в реальном времени. Она нужна для улучшения управления, контроля и прогнозирования. Такая полноценная виртуальную копия есть, например, у Сеула, называется Metaverse Seoul, есть и у Сингапура. Известно, что в настоящее время разработка такого цифрового двойника ведется для Москвы и что он уже получил несколько международных премий. Как следует из документов, двойник заменил собой интегрированную автоматизированную информационную систему под названием «Единое геоинформационное пространство города Москвы».Первые этапы его создания – полномасштабный сбор пространственных данных и их 3D-визуализация. Разумеется, сюда входит вся городская застройка, и существующая, и планируемая. Так, известно, что уже весной 2023 года Москомархитектура предложит новые требования к 3D-моделям проектов, получающим согласование об утверждении архитектурно-градостроительного облика (АГР).
Теперь все проекты требуется выполнять в формате, подходящем для игрового движка Unreal Engine для интеграции в копию цифрового двойника Москвы. Известно, что это уже коснулось ряда проектов – в том числе и проектов Genpro. Многих застройщиков уже уведомили о необходимости загружать в систему модели по новому стандарту. А следовательно, вместо привычного моделирования в SketchUp или Revit проектным бюро придется освоить геймдизайн – привлечь специалистов и ПО.
В Genpro нововведения, предложенные Москомархитектурой, предвидели: опыт, полученный в ходе создания шоурума, и отдел, созданный для его разработки, способны помочь в моделировании реальных строительных объектов. В компании приветствуют идею цифрового двойника города и надеются, что он будет доступен и девелоперам, и проектировщикам.
Между тем сами цифровые двойники городов, аккумулирующие множество данных, могут стать тем самым «мостиком» между виртуальным и реальным пространством, с помощью которого в метаверс будет привнесен уже новый уровень достоверности. Так что развитие метавселенной и участие архитектурных бюро в этом процессе несет в себе довольно объемный смысл – от эвристики в плане развития креативного мышления архитекторов, поисков в параметризме, антигравитации – до многих вполне утилитарных задач, таких как моделирование цифровых двойников или выведение внутренних коммуникаций на новый уровень.