Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.02.2023

Мета-музей

Наталья Коряковская
Мастерская:
Генпро

Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.

Шоурум-музей Genpro в Spatial снаружи выглядит как здание с двумя ризалитами и стеклянным первым этажом. Верхние этажи обернуты ажурным экраном с органическим рисунком органических «клеток». За ним выступают две нелинейные башни, покрытые голубоватой чешуей. Рядом – водоем, музей как будто плавает на небольшом острове. По словам архитекторов IT-отдела Genpro, занимавшихся разработкой метавселенной, «объект выполнялся с использованием параметрического дизайна, который бюро широко применяет во многих своих проектах».

Шоурум Genpro в Spatial
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

Перед нами паттерн, параметрический рисунок которого задан математическим кодом, а также сгенерированные им башни в духе «живой эстетики» – сложные, бионические, чешуя придает им вид морских организмов. Сам экран напоминает морскую гальку и, немного, – Музей цивилизаций в Марселе. Экран-фасад обозначает пределы пространства, которое используется для виртуальной выставки. Пространство не статично, требовалось придумать динамически обновляемую структуру, в которую можно было бы добавлять новые проекты без изменения внешних параметров и, что немаловажно, площади виртуального здания.
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

Образное послание можно было бы понять как демонстрацию проектного языка Genpro, основанного на смеси классической архитектуры и параметрических построений. Изучить шоурум можно здесь (на смартфоне требуется предварительно установить приложение Spatial).

Входящий внутрь оказывается в лабиринте белых экспозиционных выгородок под прозрачным куполом. Два доминирующих объема башен – двусветные пространства, где выставлены главные объекты Genpro вместе с макетами. Экспозиция интерактивна, изображения раскрываются на полный экран, появляется слайдер с дополнительными картинками. Вскоре авторы обещают добавить текстовые описания, которые можно будет увеличивать и просматривать вместе с планами, диаграммами и прочей информацией. На втором этаже музея вскоре должен появиться конференц-зал с экраном, к которому смогут подключиться посетители: здесь будут показывать виртуальные лекции и фильм о компании. Здесь же предполагается проводить корпоративные встречи и совещания между сотрудниками, как это делает, к примеру, в своем метаверсе бюро Нормана Фостера: это и удобно, и экологично, сокращает углеродный след за счет минимизации передвижения, устраняет необходимость тратить бумагу на материалы для презентаций.
Шоурум Genpro в Spatial
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

Spatial доступен с помощью VR-гарнитуры, смартфона и обычного браузера. Перед тем как выбрать именно его, Genpro изучили десятки метавселенных с их графикой и интерфейсами. Spatial выбрали как наиболее удобный для демонстрации, в том числе благодаря простым инструментам для переноса контента и 3D моделей. Покупая здесь трехмерное пространство для своей метавселенной общего пользования, можно получить «бесконечную» строительную площадку, позволяющую, в определенном диапазоне, интегрировать любую форму.

Между тем Spatial – не Liberland Metaverse city от Zaha Hadid Architects, где вы можете перемещаться по виртуальному городу, посещать разные локации, покупать билеты на мероприятия или участки земли под собственную «застройку». В Spatial существует множество отдельных метавселенных, изолированных друг от друга. Интерфейс напоминает скорее принцип ins******a: вы можете видеть площадки пользователей со всего мира или же те, на которые вы подписаны, кто собирает больше лайков и подписчиков, и переходить к их профилям.
Шоурум Genpro в Spatial
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

Свою метавселенную Genpro планируют осваивать и дорабатывать, в будущем вокруг музея может появиться целый город с домами и небоскребами (сейчас для удобства ориентации тут создан пока только ландшафт с водоемом). Проработанность метавселенных – то, что позволяет скорее монетизировать проект и находить другие интересующиеся стороны для взаимодействия. Впрочем, это будет зависеть и от того, как выстроятся у Genpro отношения с самим Spatial, говорит руководитель МЕТА-IТ отдела компании Евгений Зеленов. 
 
Евгений Зеленов, руководитель МЕТА-IТ отдела Genpro
Я был архитектором на проекте шоурума Genpro: предложил дизайн и форму. Но для реализации, «физического» запуска такого проекта требуется геймдизайнер – а это уже другая профессия. Мы создали в компании специализированное подразделение, привлекли специалистов по спецэффектам и компьютерным играм. Это был наш первый опыт, мы потратили на него полгода; очень много времени заняло тестирование, исправление ошибок, приходилось много раз загружать модель и смотреть, как она будет работать.

Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial. Внутри башни © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial. Внутри башни
© Genpro

Над проектом метавселенной в компании начали работать летом 2022 года, но первое построенное здание не понравилось, и примерно за три месяца архитекторы создали нынешнее, оно открылось для посетителей в начале января 2023 года. Сама форма здания перед тем, как ее загрузить в метаверс, разрабатывалась в стандартных архитектурных программах, вроде SketchUp и 3D Max. Фотошоты из метаверса, конечно, не похожи на изначальные статичные рендеры: по качеству реализации самого рендера и считывания на уровне того же 3D Max воксельная геометрия метаверса не сопоставима, поскольку архитекторы ограничены возможностями самого гейм движка: хотя программа считывает ту же самую форму и текстуры, изображение визуально упрощается, и в метаверсе делается игрового формата, как такая игра на телефоне десятилетней давности. Игры, в которые дети играют сейчас, метавселенные пока не могут обуздать.
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

***

Современная архитектура как понятие не имеет жестких рамок; и между тем метавселенная предлагает демонтировать остатки традиционного архитектурного сознания. Здесь архитектура может быть бесконечной, как у Superstudio, шагающей, как у Archigram, или антигравитационной как у Крутикова с Черниховым. Чем-то текущий процесс освоения метаверса архитекторами напоминает полеты фантазии авангардистов и «бумажников».

Впрочем, как замечает Евгений Зеленов, сегодня мы научились воплощать часть «бумажных» фантазий, 30-метровые консоли и прочее, – не исключено, что идеи метавселенных предскажут наше будущее...

Большая часть тех, кто сейчас «заселяется» в метавселенные, – художники и дизайнеры, оценившие широкие возможности цифры для творчества, нетворкинга и продвижения своих NFT-коллекций. Но с развитием т.н. цифровых двойников городов все может сильно поменяться и для архитектурных компаний, а сам метаверс из поля творческого самовыражения перейти в разряд ежедневных проектных инструментов.
Шоурум Genpro в Spatial
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Гибридные пространства и цифровые двойники
Цифровой двойник города – это его виртуальная копия, которая объединяет массивы данных и меняется в реальном времени. Она нужна для улучшения управления, контроля и прогнозирования. Такая полноценная виртуальную копия есть, например, у Сеула, называется Metaverse Seoul, есть и у Сингапура. Известно, что в настоящее время разработка такого цифрового двойника ведется для Москвы и что он уже получил несколько международных премий. Как следует из документов, двойник заменил собой интегрированную автоматизированную информационную систему под названием «Единое геоинформационное пространство города Москвы».

Первые этапы его создания – полномасштабный сбор пространственных данных и их 3D-визуализация. Разумеется, сюда входит вся городская застройка, и существующая, и планируемая. Так, известно, что уже весной 2023 года Москомархитектура предложит новые требования к 3D-моделям проектов, получающим согласование об утверждении архитектурно-градостроительного облика (АГР).

Теперь все проекты требуется выполнять в формате, подходящем для игрового движка Unreal Engine для интеграции в копию цифрового двойника Москвы. Известно, что это уже коснулось ряда проектов – в том числе и проектов Genpro. Многих застройщиков уже уведомили о необходимости загружать в систему модели по новому стандарту. А следовательно, вместо привычного моделирования в SketchUp или Revit проектным бюро придется освоить геймдизайн – привлечь специалистов и ПО.
Шоурум Genpro в Spatial
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

В Genpro нововведения, предложенные Москомархитектурой, предвидели: опыт, полученный в ходе создания шоурума, и отдел, созданный для его разработки, способны помочь в моделировании реальных строительных объектов. В компании приветствуют идею цифрового двойника города и надеются, что он будет доступен и девелоперам, и проектировщикам.
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro
Шоурум Genpro в Spatial © Genpro
Шоурум Genpro в Spatial
© Genpro

Между тем сами цифровые двойники городов, аккумулирующие множество данных, могут стать тем самым «мостиком» между виртуальным и реальным пространством, с помощью которого в метаверс будет привнесен уже новый уровень достоверности. Так что развитие метавселенной и участие архитектурных бюро в этом процессе несет в себе довольно объемный смысл – от эвристики в плане развития креативного мышления архитекторов, поисков в параметризме, антигравитации – до многих вполне утилитарных задач, таких как моделирование цифровых двойников или выведение внутренних коммуникаций на новый уровень.