Пресса: Перестройка и властность. Открылась вторая Московская архитектурная биеннале
В ЦДХ на Крымском Валу открылась основная экспозиция второй Московской биеннале архитектуры. Темой выставки объявлена "Перестройка. Модернизация города". Идеи модернизации изучал ГРИГОРИЙ РЕВЗИН.
Уплотнение города неизбежно
27 мая в пространстве Института «Стрелка», открывшегося для посетителей три дня назад, состоялся «Завтрак архитектора», проведенный в рамках Второй московской биеннале архитектуры при поддержке компании Grohe.
  • 28 мая 2010
Сбитый масштаб
Экспозиция «Модернизация модернизма» Второй Московской архитектурной биеннале посвящена реконструкции жилых, общественных и промышленных построек 2-й половины 20 века. Она входит в число основных проектов биеннале и, как все они, включает в себя целую серию небольших выставок в разных частях ЦДХ, отразивших разные аспекты ее основной темы.
Пресса: Разрушаемые российские города обрели исцеление от Рема Колхааса
Газета The Independent напечатала статью о вчерашнем открытии института "Стрелка". Автор не скрывает, что Москва сегодня имеет репутацию хаотического, обезображенного города, где все решается уже в процессе строительства. В подтверждение приводится список современных архитектурных "монстров".
Международное по уровню, российское по содержанию
В центре Москвы открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его первая образовательная программа была разработана в сотрудничестве с Ремом Колхасом, и знаменитый архитектор сам представил ее российской публике.
Пресса: Барт Голдхорн: Надо развивать город внутри себя
26 мая в Центральном доме художника открывается Вторая Московская биеннале архитектуры. Как и два года назад, куратором биеннале стал голландец Барт Голдхорн - теоретик архитектуры, издатель журналов "Проект Россия" и "Проект International". Об особенностях нынешнего фестиваля с куратором побеседовал корреспондент "Известий".
Пресса: Генплан вынесли с обсуждения. Как Мосгордума в третий раз утверждала развитие столицы
Мосгордума вчера приняла в третьем, окончательном чтении генеральный план развития Москвы до 2025 года, вызвавший протест у части москвичей и общественных организаций. Около сотни человек пытались протестовать перед зданием Мосгордумы, однако пикетчиков довольно жестко разогнал ОМОН.
Пресса: Наследники русских зодчих
2 мая в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ откроется выставка «Восстановление северных деревянных храмов". Эта экспозиция – рассказ о том, как прихожане храма тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском своими силами пытаются спасти уникальные памятники древнерусской архитектуры.
Пресса: "Архитектор, как политик, должен слушать народ"
В конце апреля пройдет 2-я Московская архитектурная биеннале. Ее куратор голландец Барт Голдхорн рассказал "Огоньку", почему архитектор не может и не должен быть свободен от общества
Пресса: Поэзию инсталлировали в Пермь. Ретроспектива Александра Бродского
В Перми в музее современного искусства открылась выставка "Инсталляции" Александра Бродского. На открытии побывал специальный корреспондент "Ъ" ГРИГОРИЙ РЕВЗИН.
Пресса: Дворцового типа музей. Самоидентификация усадьбы «Царицыно» сегодня
Всегда беспокоил вопрос: ну почему же мэр Юрий Михайлович Лужков оказался так неравнодушен именно к «Царицыно» -- единственной усадьбе, в которой в совершенстве царствует «готический вкус», эзотерический по сути, и не на народные гулянья, а на чувство выспренней меланхолии сподвигающий?
Пресса: Тверская Венеция
Архитекторы придумали, как дать новую жизнь заброшенным промышленным зонам. Проект модернизации Волочка они повезут на ХII Архитектурную биеннале в Венецию. Венеция, как и Вышний Волочек,— город каналов.
Пресса: Текст Григория Ревзина в каталоге к выставке А. Бродского "ИНСТАЛЯЦИИ"
Я не помню ни одной работы Бродского, от офортов "бумажной архитектуры" 1980-х гг. (сделанных вместе с Ильей Уткиным), и до его инсталляций на выставке "Русское бедное" в Перми в 2008, которая воспринималась бы критикой, коллегами и публикой иначе, чем с восхищением...
«Золотые мастерки» для мастеров
31 марта в гостинице «Ренессанс-Москва» состоялась презентация ежегодного каталога лучших реализованных проектов «Качественная архитектура-2010». Подобный рейтинг вот уже в седьмой раз составляется силами самого профессионального сообщества, а бюро, признанные лучшими, награждаются «золотыми мастерками» – в знак того, что в борьбе за качество архитекторы не прочь взять в руки и строительные инструменты.
«Архстояние 2010»: лесная литургия на Угре
17 марта в Центральном доме архитекторов состоялась презентация летнего фестиваля «Архстояние 2010», который в этом году обрел нового куратора в лице известного художника Олега Кулика. Лидер московского концептуализма обещает превратить «Архстояние» в «синтетическое действо всех артелей» – художников, архитекторов, музыкантов. Именно поэтому тема нынешнего года сформулирована им как «Лесная литургия. Девять муз лабиринта».
Пресса: В поисках метода. Реставраторы спорят о «предмете охраны» памятников истории и культуры
Полноценной методики определения «предмета охраны» объектов наследия Российской федерации еще не существует, между тем с момента принятия закона ФЗ-№72 «Об охране памятников истории и культуры» прошло почти 8 лет. Это значит, что ни профессионалы, ни чиновники за 8 лет не смогли решить, как именно этот закон должен действовать в реальной жизни.
  • 17 марта 2010 / 15 марта 2010
Пресса: Гений места не столь отдаленного. Английский архитектор понял, как должен выглядеть пермский театр
В Перми подвели итоги конкурса на реконструкцию Театра оперы и балета имени Чайковского. Победил английский архитектор Дэвид Чипперфильд с концепцией театра—храма искусств, причем неприступного. Новый театр должен быть построен к 2014 году. Рассказывает ЛЮДМИЛА ЛУНИНА.
Пресса: Неродное пепелище. Палаты Гурьевых спасает новая передвижная выставка
В тур по Москве отправляется необычная фотовыставка. Подготовлена она общественным движением «Архнадзор», называется «Судьба одного дома: палаты Гурьевых». На прошлой неделе она демонстрировалась в выставочном зале «Пространство» в Певческом переулке.
Пресса: Человеческий материал. "Ленинград. Будни нового стиля" в МУАРе
В Музее архитектуры открылась выставка "Ленинград. Будни нового стиля. Архитектура 1920-1930-х годов", на которой впервые представлена графика ленинградских конструктивистов-неоклассиков из музейных фондов. Проект посвятили памяти директора МУАРа Давида Саркисяна: сохранять прежний выставочный ритм, безусловно, лучший способ отдать ему должное. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.
Между прошлым и будущим
27 февраля в рамках выставки «Домэкспо» в Гостином Дворе состоялась церемония награждения победителей конкурса «Дом XXI века». Их имена были объявлены еще в конце прошлого года, но увидеть и оценить эти проекты, равно как и все работы, представленные на конкурс, стало возможным только сейчас.
Архитектурная мастерская А.Некрасова, Архитектурное бюро ASADOV
Пресса: Спешите видеть
Аварийный дом сгорел, ценности не представляет, интерьеры, если случайно таковые и оставались, утрачены. Приходи, инвестор, делай что хочешь, спасать там нечего, да и желания такого ни у кого не возникает. Так?
  • 2 марта 2010 / 2 марта 2010
108 зданий с историей
В издательстве «Улей» вышла книга Николая Малинина «Архитектура Москвы. 1989-2009. Путеводитель». Не секрет, что это были самые что ни на есть переходные и трудные для отечественной архитектуры десятилетия. Под пером Малинина, одного из самых известных российских архитектурных критиков, они становятся не просто историей, но историей многомерной и захватывающей.
Райт нау, или модернизм для народа
12 февраля в гостинице «Золотое кольцо» состоялась торжественная церемония награждения победителей смотра-конкурса «Самый красивый дом с кирпичным фасадом-2009». Организатором этого состязания, проходящего уже второй год подряд, выступает компания «Кирилл», а членом жюри может стать любой желающий.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Пресса: Очищенное небо. "Небеса Кенозерья" в Центре Грабаря
Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря открылась выставка "Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка", организованная в рамках программы "Первая публикация" Благотворительного фонда Владимира Потанина при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова.
Пресса: Сказание об озерных «небесах». Уникальная программа возрождения культуры Русского Севера представлена в Москве
Представьте себе: лишающая дара речи красота природы Карелии и Архангельского края. Леса наподобие таежных с вековыми соснами, елями, однако не густые, а прореженные лугами и уникальной аквасистемой с озерами, речками, каналами. Самые принципиальные для собирания пространства точки отмечены силуэтами церквей и часовен словно из сказок...
Пресса: Смерть в Северной Венеции. "Пиранези и пиранезианство" в Музее истории Петербурга
В особняке Румянцева, филиале Музея истории Петербурга, открыта выставка "Пиранези и пиранезианство", показывающая, что Джованни Баттиста Пиранези нашел верных последователей в лице петербургских и ленинградских архитекторов-классицистов, и многое объясняющая в характере города. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.
Пресса: Московское бремя. Наглядные итоги 16 лет преобразования столицы
В Музее архитектуры имени Щусева открылась фотовыставка "Москва 1993-2009: бремя перемен": коллекция городских пейзажей, снятых с разницей в 16 лет. Вернисаж, задуманный как скорбное пособие на тему "Москва, которую мы потеряли", получился гораздо более объемным по содержанию - про скоротечность жизни и невозможность повернуть время вспять, считает обозреватель "Недели" Анна Гараненко.
Архитектурные конкурсы: сослагательное наклонение
В прошлую пятницу, 18 декабря, в ЦДА прошел круглый стол, посвященный международным архитектурным конкурсам. Формально приуроченный к выставке премии Dedalo Minosse в «ПИРогово», он неожиданно вылился в бурную дискуссию о специфике организации архитектурных состязаний в России. Участие или неучастие в них иностранцев, как оказалось, имеет второстепенное значение. Своими корнями проблема уходит в юридические и экономические основы существования отечественного архитектурно-строительного рынка.
Бремя жить и бремя умирать
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва 1993-2009: бремя перемен». Сделало ее общественное движение «Архнадзор», кураторы – Александр Можаев и Наталья Самовер. В отличие от многих похожих выставок, она не только про утраты, но и про то, что мы получаем взамен. Поэтому она привлекла внимание не только ценителей старины, но и архитектурных критиков. Николай Малинин - о выставке «Архнадзора».
Пресса: Бремя перемен
Общественное движение «Архнадзор» и Музей архитектуры представляют выставку «Москва 1993-2009: бремя перемен», посвященную судьбе исторической застройки Москвы, драматическим изменениям ее облика и атмосферы, произошедшим на наших глазах – за последние полтора десятилетия.
  • 21 декабря 2009 / 21 декабря 2009
Экспонат в натуре
В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.
Стартовала премия АРХИWOOD
Открыт сбор заявок на премию АРХИWOOD-2010 – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева. Публикуем текст ее куратора: Николай Малинин рассказывает о первом заседании Экспертного совета премии и комментирует его решения.
Пресса: Слом цивилизации
2 декабря в Музее архитектуры имени Щусева был представлен аналитический сборник "Самара: наследие под угрозой" (главный редактор — Валерий Стадников). Его жанр обозначен как "совместный отчет" организации "Спасти наследие Европы" (SAVE Europe’s Heritage) и Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS).
Победила японская сдержанность
26 ноября в Государственном музее А.С. Пушкина прошла церемония награждения лауреатов «Архитектурной Премии» и студенческого конкурса «Дом для звезды». Лучшим зданием года, по версии «Архипа», на этот раз оказался Спортивный и спасательный центр в г. Мики японца Шухеи Эндо. Экологичный, экономичный и внешне довольно скромный объект, он являет собой воплощение основных качеств «антикризисной» архитектуры.
Пресса: Фонтан как альтернатива хайтеку
В лофт-проекте «Этажи» открылась и до 1 декабря работает выставка молодых архитекторов «Альтернативный Петербург». Таковыми считаются архитекторы от 30 до 40, имеющие по нескольку воплощенных проектов. Впрочем, выставка, придуманная куратором Владимиром Фроловым, принципиально показывает нереализованное и нереализуемое.
Процентное соотношение
Сергей Киселев по просьбе Архи.ру согласился прокомментировать результаты статистического опроса, посвященного влиянию экономического кризиса на состояние профессии. Результаты опроса, в котором участвовали 128 человек, представлены Союзом архитекторов России и публикуются впервые.
Дни Архитектуры в Ростове-на-Дону
Ростов-на-Дону – из тех городов, что сразу готовы морочить голову воспоминаниями о том, чего никогда не было. Отголоски других городов ты слышишь в этом новом для тебя пространстве, а Ростов и не пытается напомнить: ты здесь впервые. Даже многочисленные растяжки поперек магистралей словно отмеряют границы: Австрия, Франция, Бали… В начале ноября в Ростове-на-Дону прошли первые Дни архитектуры, которые помогли обозначить собственные коды этого города.
Стеклянный шар Хади Тегерани
12 ноября по инициативе кафедры архитектуры общественных зданий и компании ДОРМА Рус в МАрхИ с лекцией выступил архитектор Хади Тегерани. Тема мастер-класса была сформулирована весьма узкопрофильно – «Особенности исполнения структурного остекления современных фасадов», – но в итоге спикер ограничился представлением своих самых известных построек и новых проектов. В большинстве из них действительно активно используется масштабное остекление, однако архитектор предпочел не раскрывать «секрет фирмы».
Поколение NEXT
В рамках Фестиваля современной архитектуры Нидерландов «Lucky Dutch» ЦСА проводит цикл открытых лекций руководителей ведущих голландских бюро. Тема выступлений сформулирована как «Новые подходы к усовершенствованию архитектурного ландшафта Голландии и современного мира», и каждый докладчик рассказывает о своей работе в контексте пяти основных качеств современного нидерландского зодчества, заявленных выставкой «уDUTCHная архитектура»: плотность, искусственность, оптимизация, органичность, концептуальность. Первым перед московскими слушателями выступил Марейн Схенк, один из основателей бюро NEXT Architects.
NEXT architects
Госпожа уDUTCHа
5 ноября в Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «уDUTCHная архитектура», давшая старт одноименному фестивалю современного голландского зодчества, который Ц:СА проводит в Москве до 30 ноября. Эта выставка – своеобразная ретроспектива нидерландских проектов и построек, созданных за последние несколько лет, в эпоху, которую условно можно назвать «после Колхаса».
Пресса: Новая деревня. У архитекторов и у народа разные представления о деревянном
В Музее архитектуры проходит выставка «Новое деревянное», посвященная учрежденной в этом году премии, которая, как несложно догадаться, будет присуждаться за лучшую архитектуру из дерева. Куратор и зачинатель премии — Николай Малинин, главный редактор журнала Made in Future.
Новое измерение офиса
Вечером 30 октября в Медиа-центре газеты «Известия» прошла церемония награждения победителей IV Международного архитектурного конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации», организованного компанией NAYADA и Союзом архитекторов России. Авторы лучших офисных интерьеров России были определены в четырех номинациях – «Архивоплощение», «Архирешение», «Архиперегородка» и «Архиsrеда».