Этот номер должен был уйти в печать после Нового года и выйти в феврале. Но сначала выяснилось, что типография, с которой мы работали последние несколько лет, на грани разорения, а пока мы извлекали заранее купленную бумагу и искали замену, мир изменился. Как говорить о театрах, когда они рушатся под ударами ракет? Об интерьерах станций метро, когда в одном из красивейших и любимых городов там вынуждены спать люди? Когда миллионы семей оказались на улицах — какие общественные интерьеры? Но мы перечитали еще раз наши статьи и пересмотрели проекты. И еще раз, как-то по-новому, восхитились авторами и героями выпуска. Михаилом Микадзе и Оятом Шукуровым, которые за считанные месяцы сумели из мрачного филиала музея Ленина в центре Казани сделать открытую городу и людям библиотеку, в которой теперь нет отбоя от посетителей: в нее приходят просто провести время, потому что там не ограничивают твою свободу (с. 56). Василием Борисенко и Марией Зельтман, которые в той же Казани совместно с KOSMOS architects спроектировали и построили парк «УРАМ» — храм уличной молодежной культуры — и готовы продолжать бороться за то, чтобы у подростков во всех городах России было место, где они могли бы выплескивать энергию и сублимировать гнев и агрессию в созидательное самовыражение (с. 105). Константином Тарановым, который первым основал в России компанию по строительству экстрим-парков (теперь и крытых) для схожих целей и воспитал внутри не одно поколение талантливых спортсменов и бизнесменов из тех детей, кто изначально оказался не в самых благоприятных социальных условиях (с. 105). Дмитрием и Марией Храмовыми из Самары и Стасом Горшуновым из Нижнего Новгорода, которые практически за копейки работают с госзаказом, чтобы бережно реконструировать историческую архитектуру (с. 42) и делать культуру и цифровые технологии вседоступными (с. 45). Финалистами Третьей Российской молодежной архитектурной биеннале в Казани, которые в этот раз проектировали рабочее пространство будущего и даже вдохновили нас на создание в этом номере отдельного одноименного раздела, но которые из-за текущей ситуации остались без церемонии награждения и выставки (надеемся, наш краткий обзор их идей послужит хоть каким-то утешением, с. 229). Алексеем Капитановым, который эти идеи во многом воплотил в своем «Суперметалле», сделав в нем открытую городскую гостиную, и не его вина, что на чрезмерную популярность пространства резиденты отреагировали негативно (с. 265). Еленой и Кириллом Чебурашкиными, которые создали в Строгановке центр прототипирования и обучают своих студентов не просто знаниям, но профессии (с. 81). Михаилом Шатровым и его командой, которые придумали онлайн-сервис «Коллабот» (недавно переименованный в «Круги коллаба») — платформу для коммуникации о рынке территориального развития, объединяющую профессионалов по всей стране (с. 269). Потому что, как справедливо заметили медиаархитекторы Маша и Стюарт Вич (с. 252), члены жюри этого номера, архитектура должна объединять. Мы — должны объединяться. Чтобы вместе пережить этот сложный и тяжелый момент и шагнуть в покрытое мраком будущее. Вместе попробовать сделать его хоть чуточку яснее и светлее. И те общественные интерьеры, о которых этот номер, объединиться нам точно могут помочь.