Архитектура СССР: измерение общее и личное

Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.

mainImg
На презентации новой книги Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» в Музее архитектуры присутствовали многие известные московские архитекторы, критики и историки, начиная с ректора МАРХИ и главы РААСН Дмитрия Швидковского, так что, как было сказано в конце встречи, разговор превратился в вечер воспоминаний. Павел Андреев вспоминал о совместной работе с Феликсом Новиковым над архитектурными проектами, Дмитрий Фесенко задал автору новый вектор, предложив написать книгу с «интегральным представлением» об истории советской архитектуры. Говорилось о судьбе построек модернизма: их сносят, варварски реконструируют с утратой облика, отказываются признавать объектами наследия и ставить на охрану. Зашла речь о здании ТАСС на Никитском бульваре, которому вновь грозит ремонт с искажением.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

И даже – из уст автора книги Феликса Новикова – о том, не слишком ли много авторов в авторских коллективах современных проектов. Автор выступал по видеосвязи, поскольку с начала 1990-х живет в Рочестере, США (об архитектуре которого также написал путеводитель).
Презентация книги Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров в издательстве «Кучково поле» и интересна специфичностью жанра. Советская архитектура сейчас вызывает достаточно много, можно было бы даже сказать, все больше интереса среди историков и архитекторов. Но ей принято посвящать, в основном, путеводители, научные статьи и монографии по отдельным персоналиям, реже зданиям. В тренде детальное углубленное исследование, для которого осталось еще очень много материала, неизученного на современном уровне знания. А вот написать историю советской архитектуры в целом – задача очень ответственная, и такой книги, как справедливо замечает Новиков, еще нет. 

Ее нет, вероятно, не только потому, что материал огромен, полон идеологического подтекста и нельзя сказать, чтобы хорошо изучен: одних газет и журналов читать и читать, не говоря о личных архивах, которые подчас недоступны, и об архивах проектных институтов, часть из которых за последние 30 лет уже утрачена, да, собственно, они и продолжают исчезать. Общей истории архитектуры XX века нет, вероятно, еще и потому, что – как подчеркивает Новиков и в общем-то знаем мы все – она отчетливо подразделяется на три отдельных периода: авангард, сталинскую архитектуру, и послевоенный, по авторскому определению, советский модернизм. Каждая из этих частей отчетливо противостоит предыдущей, если не сказать – исторически поглощает ее, и у каждой по-прежнему есть свои поклонники и противники: водораздел актуален, так что есть историки авангарда, «сталинского ар-деко», или, если угодно, «ампира», и модернизма – они знают о соседних пластах, но не очень пересекаются с ними, уверенно специализируясь на одной из трех частей. Неудивительно, что еще один подзаголовок книги – «историческая триада советской архитектуры».
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Собственно, автор новой книги Феликс Новиков – не исключение, он хорошо известен как историк архитектуры послевоенного модернизма, для которого именно он предложил определение советский модернизм. Если мы посмотрим на распределение глав, то часть авангарда тонка, сталинская чуть больше, все остальное занимает модернизм – в соответствии с хронологией: 10 лет, затем 25, затем 36, также как и со специализацией и знаниями автора, заставшего несколько лет «сталинской» архитектуры лично, но работавшего в основном в модернистской парадигме. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга, собственно, не претендует на то, чтобы стать гигантским томом истории архитектуры СССР – ее название «Образы» и заявленная типология – «альбом» подчеркивают не-фундаментальность задачи. Скорее перед нами эссе, авторский подбор ключевых построек и личный взгляд на закономерности и особенности развития архитектуры, совмещенный с воспоминаниями, поскольку автор, опять же как известно, и историк, и теоретик, но прежде всего архитектор, автор многих значимых зданий послевоенного времени, прежде всего Дворца пионеров на Ленинских горах.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Название в равной степени можно сопоставить с «Образами Италии» Павла Муратова и «Образами архитектуры» Давида Аркина. Книга стилизована под издания 1960-х – 1970-х, но не любые, а те, которые, в свою очередь, вдохновлялись авангардом, она как будто смотрит на авангард и сталинскую архитектуру из оттепельного времени. Картинки – разные, есть, и довольно много, графики из фондов Музея архитектуры, есть современные фотографии архитектора Юрия Грошева, есть фотографии 1970-х, голубовато-розовые, напоминающие открытки того времени. Временами возникают интересные пары, к примеру когда ДК ЗИЛ Весниных оказывается на одном развороте с Центросоюзом Ле Корбюзье.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Шрифт крупный, обзоры не очень объемные, все объекты сопровождены, помимо дат и авторских коллективов, цитатами – преимущественно из текстов самого Феликса Новикова, нередко других исследователей: Андрея Иконникова, Николая Былинкина, Ирины Шишкиной. 

Достаточно интересный эффект возникает, когда здание сопровождает цитата автора-архитектора, представляющего и оценивающего собственную работу. К примеру, пафосно и позитивно характеризует свое произведение Виктор Веснин: «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты». С трогательной долей рефлексии – Андрей Буров: «...Карниз там не очень современный, но я думаю, что не очень испортил Москву», – о трехарочном фасаде ЦДА. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Иногда появляются цитаты литераторов – так, здание Госпрома в Харькове архитектора Сергея Серафимова (1928/1929) Феликс Новиков сопровождает цитатой Максима Горького о «чудесной гармонии, выражении могучего духа рабочего класса» – и определяет как «самую выдающуюся постройку XX века в пространствах бывшего СССР», посвящая ему весомый фрагмент в обзоре – с чем, честно говоря, хочется поспорить, здание кажется масштабным и, действительно, представляет собой целый город с массой ракурсов, но тем не менее выглядит не самым выразительным из известных построек периода авангарда. Впрочем, я не видела вживую этого здания, – возражает Феликс Новиков, – и да, действительно, не видела.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Но дело не в спорах. Можно поспорить и с тем, что история советской архитектуры совсем не написана – есть, как минимум цитируемые Новиковым книги Иконникова, Рябушина, Шишкиной, хотя и достаточно давние и принадлежащие своему времени. Дело – в индивидуальном взгляде, оценке закономерностей, сплавленной с воспоминаниями. Дело в живом литературном слоге – сразу видно, что автор писал для «Нового мира»; и в смелости суждений, неважно, хочется с ними поспорить или нет. Новиков искрометно высмеивает поздние попытки советских ортодоксов защитить понятие «социалистического реализма» и одновременно напоминает, что в странах Восточной Европы «сталинский ампир» называют именно так – и это, вероятно, исторически точнее «ампира». Объясняет идеологическую свободу архитектуры модернизма тем, что Хрущев одобрил, а следовательно, поддержал Дворец пионеров и, таким образом, по мнению автора, интрига главы Союза художников Сергея Герасимова и главы Академии художеств Владимира Серова в отношении архитектуры не сработала, а немногим позже при разгроме выставки МОСХа – сработала, так что современное искусство попало в опалу, а современная архитектура – нет.

Согласно Новикову получается, что модернизм развивался свободно, исходя из собственных предпочтений архитекторов, благодаря этой, в общем-то, случайности и несмотря на заданный Хрущевым же приоритет строительной индустрии, а авангард свободно развивался потому что советская власть была «занята своим упрочением» и ей было не до контроля над стилистическими направлениями. А вот укрепившись, «обретя уверенность в себе» и «оглядываясь на дворцы свергнутого режима», власть «взялась руководить архитектурой».

Взаимоотношению архитекторов и власти также посвящено достаточно много пассажей на грани печального принятия: «Извечная зависимость от власти склоняет архитекторов к конформизму. Они – кто раньше, кто позже, почувствовали вкус к этому делу». Но: «Талант остается талантом, какие бы задачи им ни разрешались». И что интересно – кладя в основу хронологии время существования СССР как государства и утверждая особую ценность и уникальность советской архитектуры, в том числе как многонациональной, – Новиков совершенно не преклоняется ни перед советскими функционерами, ни, что уж там, Сталиным и вообще советской властью. Тогда как сейчас в нашей стране интерес к советскому, даже у архитекторов, временами срастается с этакой имманентной ностальгией по красным звездам, идеологии, а то и крепкой руке – а вот автор книги, утверждающей историческую ценность советской архитектуры, совершенно чужд сторонней идеологизации, посмеивается над определениями соцреализма и в этом смысле остается человеком оттепели.

Словом, эту книгу, во многом состоящую из цитат, в значительной степени самоцитат, саму хочется «растащить на цитаты» – насколько емко звучат многие суждения, как те, с которыми сразу хочется начать дискутировать, так и те, которые сразу хочется поместить в записную книжку как очень точные.

К слову сказать, разговор о спорности тех или иных суждений и утверждений в данном случае не исключает общей объективности: даты указано точно, важные события приведены как таковые, визуальный ряд ярок и представителен. Человеку, желающему подковаться в знаниях по архитектуре СССР, не заснув при этом на диване, такую книгу – емко и ясно раскрывающую трагедии и коллизии советской архитектуры XX века практически в жанре повести – определенно можно рекомендовать. 

В то же время книга неплохо работает на некоторое «остранение» взгляда на советскую архитектуру, к примеру для читателя, который не может назвать себя ее глубоким исследователем, но кое-что уже знает. «Остранение» происходит не только из-за ярких текстов, но и благодаря подбору объектов, который восходит, в числе прочего, к венской выставке 2012 года, посвященной архитектуре модернизма всех республик СССР, кроме России. Листая книгу, видишь попеременно то очень знакомые вещи, то знакомые смутно или почти неизвестные.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Это определяет один из ключевых тезисов Новикова – уникальность советской архитектуры состояла в том, что она объединяла 15 республик, где работали как национальные авторы, так и «пришлые», причем не всегда из России, но и из других республик; и что такое никогда больше не повторится, потому что нет больше таких условий.

Другой тезис Новикова – что три этапа советской архитектуры так или иначе начались «с дворцов»: дворца Труда, дворца Советов, дворца Пионеров.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

К этому можно добавить, что все они были связаны с конкурсами, и только дворец Пионеров был построен. Или что в конкурсных проектах дворца Труда и дворца Советов спорят вертикаль и горизонталь, а дворец Пионеров утверждает модернистскую горизонталь. Все это – размышления, к которым подталкивает книга, и в целом она кажется не столько попыткой автора написать своего рода эскиз истории советской архитектуры, сколько, может быть, подтолкнуть коллег от фундаментальных точечных исследований в сторону дискуссий и обобщений.

Так или иначе, книга-альбом, авторская подборка 247 ключевых объектов и личный, хотя и обоснованный – как опытом, так и знаниями, –  взгляд на логику развития советской архитектуры, и читается, и листается на одном дыхании, так что надо думать, что свой аналог “XX century American Architecture” – а именно это издание, полученное им 20 лет назад, Феликс Новиков называет во вступительном слове как давшее импульс его работе – советская архитектура, надо думать, получила.

Книгу можно заказать с доставкой в магазине Фаланстер: [email protected]

Ее также можно скачать в формате PDF здесь.

21 Сентября 2021

Похожие статьи
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.