Архитектура СССР: измерение общее и личное

Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.

mainImg
На презентации новой книги Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» в Музее архитектуры присутствовали многие известные московские архитекторы, критики и историки, начиная с ректора МАРХИ и главы РААСН Дмитрия Швидковского, так что, как было сказано в конце встречи, разговор превратился в вечер воспоминаний. Павел Андреев вспоминал о совместной работе с Феликсом Новиковым над архитектурными проектами, Дмитрий Фесенко задал автору новый вектор, предложив написать книгу с «интегральным представлением» об истории советской архитектуры. Говорилось о судьбе построек модернизма: их сносят, варварски реконструируют с утратой облика, отказываются признавать объектами наследия и ставить на охрану. Зашла речь о здании ТАСС на Никитском бульваре, которому вновь грозит ремонт с искажением.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

И даже – из уст автора книги Феликса Новикова – о том, не слишком ли много авторов в авторских коллективах современных проектов. Автор выступал по видеосвязи, поскольку с начала 1990-х живет в Рочестере, США (об архитектуре которого также написал путеводитель).
Презентация книги Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров в издательстве «Кучково поле» и интересна специфичностью жанра. Советская архитектура сейчас вызывает достаточно много, можно было бы даже сказать, все больше интереса среди историков и архитекторов. Но ей принято посвящать, в основном, путеводители, научные статьи и монографии по отдельным персоналиям, реже зданиям. В тренде детальное углубленное исследование, для которого осталось еще очень много материала, неизученного на современном уровне знания. А вот написать историю советской архитектуры в целом – задача очень ответственная, и такой книги, как справедливо замечает Новиков, еще нет. 

Ее нет, вероятно, не только потому, что материал огромен, полон идеологического подтекста и нельзя сказать, чтобы хорошо изучен: одних газет и журналов читать и читать, не говоря о личных архивах, которые подчас недоступны, и об архивах проектных институтов, часть из которых за последние 30 лет уже утрачена, да, собственно, они и продолжают исчезать. Общей истории архитектуры XX века нет, вероятно, еще и потому, что – как подчеркивает Новиков и в общем-то знаем мы все – она отчетливо подразделяется на три отдельных периода: авангард, сталинскую архитектуру, и послевоенный, по авторскому определению, советский модернизм. Каждая из этих частей отчетливо противостоит предыдущей, если не сказать – исторически поглощает ее, и у каждой по-прежнему есть свои поклонники и противники: водораздел актуален, так что есть историки авангарда, «сталинского ар-деко», или, если угодно, «ампира», и модернизма – они знают о соседних пластах, но не очень пересекаются с ними, уверенно специализируясь на одной из трех частей. Неудивительно, что еще один подзаголовок книги – «историческая триада советской архитектуры».
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Собственно, автор новой книги Феликс Новиков – не исключение, он хорошо известен как историк архитектуры послевоенного модернизма, для которого именно он предложил определение советский модернизм. Если мы посмотрим на распределение глав, то часть авангарда тонка, сталинская чуть больше, все остальное занимает модернизм – в соответствии с хронологией: 10 лет, затем 25, затем 36, также как и со специализацией и знаниями автора, заставшего несколько лет «сталинской» архитектуры лично, но работавшего в основном в модернистской парадигме. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга, собственно, не претендует на то, чтобы стать гигантским томом истории архитектуры СССР – ее название «Образы» и заявленная типология – «альбом» подчеркивают не-фундаментальность задачи. Скорее перед нами эссе, авторский подбор ключевых построек и личный взгляд на закономерности и особенности развития архитектуры, совмещенный с воспоминаниями, поскольку автор, опять же как известно, и историк, и теоретик, но прежде всего архитектор, автор многих значимых зданий послевоенного времени, прежде всего Дворца пионеров на Ленинских горах.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Название в равной степени можно сопоставить с «Образами Италии» Павла Муратова и «Образами архитектуры» Давида Аркина. Книга стилизована под издания 1960-х – 1970-х, но не любые, а те, которые, в свою очередь, вдохновлялись авангардом, она как будто смотрит на авангард и сталинскую архитектуру из оттепельного времени. Картинки – разные, есть, и довольно много, графики из фондов Музея архитектуры, есть современные фотографии архитектора Юрия Грошева, есть фотографии 1970-х, голубовато-розовые, напоминающие открытки того времени. Временами возникают интересные пары, к примеру когда ДК ЗИЛ Весниных оказывается на одном развороте с Центросоюзом Ле Корбюзье.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Шрифт крупный, обзоры не очень объемные, все объекты сопровождены, помимо дат и авторских коллективов, цитатами – преимущественно из текстов самого Феликса Новикова, нередко других исследователей: Андрея Иконникова, Николая Былинкина, Ирины Шишкиной. 

Достаточно интересный эффект возникает, когда здание сопровождает цитата автора-архитектора, представляющего и оценивающего собственную работу. К примеру, пафосно и позитивно характеризует свое произведение Виктор Веснин: «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты». С трогательной долей рефлексии – Андрей Буров: «...Карниз там не очень современный, но я думаю, что не очень испортил Москву», – о трехарочном фасаде ЦДА. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Иногда появляются цитаты литераторов – так, здание Госпрома в Харькове архитектора Сергея Серафимова (1928/1929) Феликс Новиков сопровождает цитатой Максима Горького о «чудесной гармонии, выражении могучего духа рабочего класса» – и определяет как «самую выдающуюся постройку XX века в пространствах бывшего СССР», посвящая ему весомый фрагмент в обзоре – с чем, честно говоря, хочется поспорить, здание кажется масштабным и, действительно, представляет собой целый город с массой ракурсов, но тем не менее выглядит не самым выразительным из известных построек периода авангарда. Впрочем, я не видела вживую этого здания, – возражает Феликс Новиков, – и да, действительно, не видела.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Но дело не в спорах. Можно поспорить и с тем, что история советской архитектуры совсем не написана – есть, как минимум цитируемые Новиковым книги Иконникова, Рябушина, Шишкиной, хотя и достаточно давние и принадлежащие своему времени. Дело – в индивидуальном взгляде, оценке закономерностей, сплавленной с воспоминаниями. Дело в живом литературном слоге – сразу видно, что автор писал для «Нового мира»; и в смелости суждений, неважно, хочется с ними поспорить или нет. Новиков искрометно высмеивает поздние попытки советских ортодоксов защитить понятие «социалистического реализма» и одновременно напоминает, что в странах Восточной Европы «сталинский ампир» называют именно так – и это, вероятно, исторически точнее «ампира». Объясняет идеологическую свободу архитектуры модернизма тем, что Хрущев одобрил, а следовательно, поддержал Дворец пионеров и, таким образом, по мнению автора, интрига главы Союза художников Сергея Герасимова и главы Академии художеств Владимира Серова в отношении архитектуры не сработала, а немногим позже при разгроме выставки МОСХа – сработала, так что современное искусство попало в опалу, а современная архитектура – нет.

Согласно Новикову получается, что модернизм развивался свободно, исходя из собственных предпочтений архитекторов, благодаря этой, в общем-то, случайности и несмотря на заданный Хрущевым же приоритет строительной индустрии, а авангард свободно развивался потому что советская власть была «занята своим упрочением» и ей было не до контроля над стилистическими направлениями. А вот укрепившись, «обретя уверенность в себе» и «оглядываясь на дворцы свергнутого режима», власть «взялась руководить архитектурой».

Взаимоотношению архитекторов и власти также посвящено достаточно много пассажей на грани печального принятия: «Извечная зависимость от власти склоняет архитекторов к конформизму. Они – кто раньше, кто позже, почувствовали вкус к этому делу». Но: «Талант остается талантом, какие бы задачи им ни разрешались». И что интересно – кладя в основу хронологии время существования СССР как государства и утверждая особую ценность и уникальность советской архитектуры, в том числе как многонациональной, – Новиков совершенно не преклоняется ни перед советскими функционерами, ни, что уж там, Сталиным и вообще советской властью. Тогда как сейчас в нашей стране интерес к советскому, даже у архитекторов, временами срастается с этакой имманентной ностальгией по красным звездам, идеологии, а то и крепкой руке – а вот автор книги, утверждающей историческую ценность советской архитектуры, совершенно чужд сторонней идеологизации, посмеивается над определениями соцреализма и в этом смысле остается человеком оттепели.

Словом, эту книгу, во многом состоящую из цитат, в значительной степени самоцитат, саму хочется «растащить на цитаты» – насколько емко звучат многие суждения, как те, с которыми сразу хочется начать дискутировать, так и те, которые сразу хочется поместить в записную книжку как очень точные.

К слову сказать, разговор о спорности тех или иных суждений и утверждений в данном случае не исключает общей объективности: даты указано точно, важные события приведены как таковые, визуальный ряд ярок и представителен. Человеку, желающему подковаться в знаниях по архитектуре СССР, не заснув при этом на диване, такую книгу – емко и ясно раскрывающую трагедии и коллизии советской архитектуры XX века практически в жанре повести – определенно можно рекомендовать. 

В то же время книга неплохо работает на некоторое «остранение» взгляда на советскую архитектуру, к примеру для читателя, который не может назвать себя ее глубоким исследователем, но кое-что уже знает. «Остранение» происходит не только из-за ярких текстов, но и благодаря подбору объектов, который восходит, в числе прочего, к венской выставке 2012 года, посвященной архитектуре модернизма всех республик СССР, кроме России. Листая книгу, видишь попеременно то очень знакомые вещи, то знакомые смутно или почти неизвестные.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Это определяет один из ключевых тезисов Новикова – уникальность советской архитектуры состояла в том, что она объединяла 15 республик, где работали как национальные авторы, так и «пришлые», причем не всегда из России, но и из других республик; и что такое никогда больше не повторится, потому что нет больше таких условий.

Другой тезис Новикова – что три этапа советской архитектуры так или иначе начались «с дворцов»: дворца Труда, дворца Советов, дворца Пионеров.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

К этому можно добавить, что все они были связаны с конкурсами, и только дворец Пионеров был построен. Или что в конкурсных проектах дворца Труда и дворца Советов спорят вертикаль и горизонталь, а дворец Пионеров утверждает модернистскую горизонталь. Все это – размышления, к которым подталкивает книга, и в целом она кажется не столько попыткой автора написать своего рода эскиз истории советской архитектуры, сколько, может быть, подтолкнуть коллег от фундаментальных точечных исследований в сторону дискуссий и обобщений.

Так или иначе, книга-альбом, авторская подборка 247 ключевых объектов и личный, хотя и обоснованный – как опытом, так и знаниями, –  взгляд на логику развития советской архитектуры, и читается, и листается на одном дыхании, так что надо думать, что свой аналог “XX century American Architecture” – а именно это издание, полученное им 20 лет назад, Феликс Новиков называет во вступительном слове как давшее импульс его работе – советская архитектура, надо думать, получила.

Книгу можно заказать с доставкой в магазине Фаланстер: falanster1917@yandex.ru

Ее также можно скачать в формате PDF здесь.

21 Сентября 2021

Похожие статьи
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.