Сохранить окна ТАСС!

Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.

mainImg

Четыре года назад планы по реконструкции фасадов, искажающие замысел авторов здания ТАСС на Никитском бульваре, вызвали опасения многих архитекторов и историков архитектуры модернизма. В тот момент ни ремонт, ни реконструкция фасадов не началось, однако сейчас здание вновь собираются ремонтировать, примерно по тому же проекту, что и в 2017 году – с вентфасадом и металлическими рамками окон. А Департамент культурного наследия еще в 2018 году отказался присвоить зданию статус объекта культурного наследия (ОКН) на том основании, что оно недостроено и что в свое время здание ТАСС нарушило исторический ансамбль площади. Эксперты ДКН отметили, однако, «необходимость сохранения архитектурного облика здания» при ремонте и реконструкции и признали целесообразным отнести его «к исторически ценным градоформирующим объектам», прежде всего из-за ценности архитектурного решения фасадов. Законодательной защиты такой статус, однако, не дает, а носит рекомендательный характер. Все решения отданы на добрую волю заказчиков реконструкции и по-прежнему нет полной уверенности в том, что реконструкция не изменит облик здания 1977 года, лишив его узнаваемых признаков эпохи, сделав узнаваемым лишь в общих чертах и превратив в постройку «без определенной даты». Рекомендованное ДКН обсуждение в Союзе архитекторов было проведено и показало, что авторы проекта не имеют прямого влияния на выбор способа ремонта фасадов заказчиком. 

Публикуем текст открытого письма Александра Егерева за сохранение аутентичного облика памятника модернизма – здания ТАСС на Никитском бульваре – и за его включение в список ОКН для последующей охраны.

Подписывайтесь, пожалуйста, в комментариях, мы будем постепенно переносить ваши подписи в текст.  
ЮТ


В будущем году исполняется 45 лет с момента окончания строительства здания ТАСС на Никитском бульваре. Это здание, которое считается одним из ярчайших образцов Советского модернизма, уже в ближайшее время  вполне может разделить участь множества своих «сверстников» по всей стране – его архитектура может быть утрачена в связи с предстоящим ремонтом фасадов. В 2017 году Союз архитекторов России при поддержке РААСН предложил  включить  здание  в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Департамент охраны культурного наследия Москва в этом отказал, признав его, между тем, ценным градоформирующим объектом в своем ответном письме. Однако, к сожалению, сегодня такой статус трактуется очень широко и не накладывает на владельца жестких обязательств по сохранению фасадов в первоначальном виде. Кроме того, в недавнем письме в адрес Союза архитекторов главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал учесть мнение архитектурного сообщества при рассмотрении проекта ремонта фасадов.
Здание ТАСС. На первом плане памятник К. Тимирязеву
Фотография © Н. Грановский / 1977

Отсутствие охранного статуса создает ситуацию, при которой архитектура ТАСС оказывается беззащитной перед широко распространенными технологиями ремонта с помощью системы навесных фасадов с облицовкой керамогранитом, «стирающей» лаконичные и выразительные детали здания. Весь процесс называется «капитальный ремонт здания». Но капитальный ремонт не предполагает ни добавления новых деталей, ни изменения существующих. Тем более, что единственный из оставшихся авторов здания, архитектор Геннадий Сирота, не давал на это согласие и вообще к данному проекту не привлекался.
  • zooming
    Эскиз В. Егерева с предложением по завершению здания информационным экраном. Вариант. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев
  • zooming
    Эскиз арки главного входа. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев

Значение здания ТАСС для этой части города признается всеми. Наряду с храмом Большого Вознесения оно стало наиболее важным градоформирующим элементом застройки площади Никитских ворот, завершившим ее архитектурный облик. В результате постановки объема с некоторым отступом от красной линии улицы удалось организовать небольшую эспланаду и тем самым несколько раздвинуть границы площади. Небольшой разворот основного корпуса в по отношению к Большой Никитской позволил не только более активно включить храм в общую панораму, но и усилить композиционную роль памятника К.А.Тимирязеву. Авторами проекта под руководством Виктора Егерева был найден прием укрупнения световых проемов, позволивший скрыть истинный масштаб здания. Крупные окна с глубокими откосами, проходящие по высоте на два этажа и похожие на телеэкраны, стали отличительной чертой его художественного образа, сформировав своего рода визуальный бренд агентства. Окна чередуются с вертикальным ритмом узких ниш, которые при использовании навесного фасада станут гораздо менее активными. Откосы, облицованные камнем, также не удастся сохранить при такой технологии. То же касается многих других деталей ширина и глубина которых сильно уменьшится (если их вообще удастся сохранить при таком подходе). А масштаб деталей здания соответствует градостроительному окружению, что отмечалось многими отечественными и зарубежными исследователями советской архитектуры, писавшими о здании.
Фрагмент фасада ТАСС. Гуашь
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
Интерьер зала коллегии ТАСС
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
zooming

Руководитель проекта – народный архитектор СССР, академик РААСН, член-корреспондент Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии РФ Виктор Сергеевич Егерев (1923-2016). В 19 лет – командир взвода под Сталинградом, где получил тяжелое ранение. После фронта и короткого периода учебы в МВТУ им. Н.Э. Баумана, случайно попав в здание Архитектурного института, навсегда связал себя с архитектурой. В 1950 году окончил с отличием МАРХИ. Автор таких объектов, как Дворец Пионеров на Воробьевых горах, Музыкальное училище им. Гнесиных на Поварской, АТС («Дом связи») на Новом Арбате, интерьеров станции метро «Краснопресненская», поликлиники Госплана в Скатертном переулке, советских посольств  в Лагосе (Нигерия)  и Тегеране (Иран). Он был автором целого ряда резонансных, но неосуществленных  проектов:  конкурсного проекта Музея Революции в Москве (1 премия), здания  ГИТИС на ул.Гарибальди, здания РААСН (1 премия на закрытом конкурсе), проекта Мемориала  под Прохоровкой, на Курской дуге. Однако наиболее важным и удавшимся в творческом отношении  Виктор Егерев считал комплекс ТАСС на Тверском бульваре.

Осознание ценности архитектуры советского модернизма – как это произошло с памятниками конструктивизма – еще не пришло. Наиболее ценные объекты стремительно исчезают – то под слоем ремонта, то по причине сноса. Что от архитектуры общественных зданий этой эпохи останется, в частности, в Москве? Возможно, одни фотографии. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить подобного отношения к этому зданию.

Фактически то, что сейчас планируется – это полноценная реконструкция здания, которая, будучи проведена поверхностно, может привести к значительному искажению его облика вплоть до утраты всякой аутентичности. Вместо здания ТАСС 1977 года, вошедшего в учебники по истории архитектуры советского модернизма, мы рискуем получить обобщенное «подобие», повторяющее рисунок фасадов, но утратившее узнаваемые признаки аутентичной архитектуры 1970-х годов. 

Мы считаем, что спасти здание от обезличивающей реконструкции может статус охраняемого объекта культурного наследия (ОКН). Мы планируем вновь подать в Департамент культурного наследия заявку о включении здания ТАСС в список выявленных объектов культурного наследия и призываем ДКН присвоить зданию этот статус. 

Мы также призываем собственников здания отказаться при ремонте от применения навесных фасадных систем – их использование может привести к закрытию и «поглощению» важных деталей, а также сильному искажению архитектурного облика в целом, – сохранить и отремонтировать первоначальную каменную облицовку, что позволяют сделать современные строительные технологии; при замене конструкций витражей – сохранить их рисунок и цветовое решение и отказаться от применения металлических откосов вместо каменных. 
Призываем вести все проектные работы при консультации автора – Геннадия Сироты, а также рассмотреть возможность альтернативных вариантов ремонта, воспользовавшись европейским опытом реставрации модернистских объектов, так как здание ТАСС – часть советского и российского вклада во всемирное модернистское движение, который получил широкое международное признание.
 
Призываем главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова при рассмотрении проекта ремонта фасадов здания ТАСС учитывать, что это здание, как значимый памятник архитектуры 1970-х, достойно более серьезного внимания к его дальнейшей судьбе и сохранения его подлинного исторического облика.

Копия письма с оригиналами представленных ниже подписей находится в распоряжении редакции.

1. А.В. Егерев, архитектор
2. Ф.А. Новиков, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий РСФСР и СССР 
3. В.С. Кубасов, народный архитектор РФ, действительный член РААСН, лауреат Государственной премии РСФСР
4. Д.О. Швидковский, президент РААСН, вице-президент РАХ, ректор МАРХИ, лауреат Государственной премии РФ
5. А.П. Кудрявцев, почетный президент Национального комитета ИКОМОС Россия, народный архитектор РФ, действительный член РААСН
6. Н.И. Шумаков, президент Союза Московских архитекторов, Союза архитекторов России, народный архитектор РФ, действительный член РААСН и РАХ
7. С.В. Гнедовский, заслуженный архитектор РФ, действительный член РААСН , лауреат Премии Москвы

Собираем подписи под письмом, вы можете оставить свою подпись ниже. Если Вы решили подписать, указывайте не только имя, но и фамилию, пожалуйста. Без фамилии подпись выглядит не вполне весомой.
 
 

05 Ноября 2021

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.