Сохранить окна ТАСС!

Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.

mainImg

Четыре года назад планы по реконструкции фасадов, искажающие замысел авторов здания ТАСС на Никитском бульваре, вызвали опасения многих архитекторов и историков архитектуры модернизма. В тот момент ни ремонт, ни реконструкция фасадов не началось, однако сейчас здание вновь собираются ремонтировать, примерно по тому же проекту, что и в 2017 году – с вентфасадом и металлическими рамками окон. А Департамент культурного наследия еще в 2018 году отказался присвоить зданию статус объекта культурного наследия (ОКН) на том основании, что оно недостроено и что в свое время здание ТАСС нарушило исторический ансамбль площади. Эксперты ДКН отметили, однако, «необходимость сохранения архитектурного облика здания» при ремонте и реконструкции и признали целесообразным отнести его «к исторически ценным градоформирующим объектам», прежде всего из-за ценности архитектурного решения фасадов. Законодательной защиты такой статус, однако, не дает, а носит рекомендательный характер. Все решения отданы на добрую волю заказчиков реконструкции и по-прежнему нет полной уверенности в том, что реконструкция не изменит облик здания 1977 года, лишив его узнаваемых признаков эпохи, сделав узнаваемым лишь в общих чертах и превратив в постройку «без определенной даты». Рекомендованное ДКН обсуждение в Союзе архитекторов было проведено и показало, что авторы проекта не имеют прямого влияния на выбор способа ремонта фасадов заказчиком. 

Публикуем текст открытого письма Александра Егерева за сохранение аутентичного облика памятника модернизма – здания ТАСС на Никитском бульваре – и за его включение в список ОКН для последующей охраны.

Подписывайтесь, пожалуйста, в комментариях, мы будем постепенно переносить ваши подписи в текст.  
ЮТ


В будущем году исполняется 45 лет с момента окончания строительства здания ТАСС на Никитском бульваре. Это здание, которое считается одним из ярчайших образцов Советского модернизма, уже в ближайшее время  вполне может разделить участь множества своих «сверстников» по всей стране – его архитектура может быть утрачена в связи с предстоящим ремонтом фасадов. В 2017 году Союз архитекторов России при поддержке РААСН предложил  включить  здание  в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Департамент охраны культурного наследия Москва в этом отказал, признав его, между тем, ценным градоформирующим объектом в своем ответном письме. Однако, к сожалению, сегодня такой статус трактуется очень широко и не накладывает на владельца жестких обязательств по сохранению фасадов в первоначальном виде. Кроме того, в недавнем письме в адрес Союза архитекторов главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал учесть мнение архитектурного сообщества при рассмотрении проекта ремонта фасадов.
Здание ТАСС. На первом плане памятник К. Тимирязеву
Фотография © Н. Грановский / 1977

Отсутствие охранного статуса создает ситуацию, при которой архитектура ТАСС оказывается беззащитной перед широко распространенными технологиями ремонта с помощью системы навесных фасадов с облицовкой керамогранитом, «стирающей» лаконичные и выразительные детали здания. Весь процесс называется «капитальный ремонт здания». Но капитальный ремонт не предполагает ни добавления новых деталей, ни изменения существующих. Тем более, что единственный из оставшихся авторов здания, архитектор Геннадий Сирота, не давал на это согласие и вообще к данному проекту не привлекался.
  • zooming
    Эскиз В. Егерева с предложением по завершению здания информационным экраном. Вариант. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев
  • zooming
    Эскиз арки главного входа. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев

Значение здания ТАСС для этой части города признается всеми. Наряду с храмом Большого Вознесения оно стало наиболее важным градоформирующим элементом застройки площади Никитских ворот, завершившим ее архитектурный облик. В результате постановки объема с некоторым отступом от красной линии улицы удалось организовать небольшую эспланаду и тем самым несколько раздвинуть границы площади. Небольшой разворот основного корпуса в по отношению к Большой Никитской позволил не только более активно включить храм в общую панораму, но и усилить композиционную роль памятника К.А.Тимирязеву. Авторами проекта под руководством Виктора Егерева был найден прием укрупнения световых проемов, позволивший скрыть истинный масштаб здания. Крупные окна с глубокими откосами, проходящие по высоте на два этажа и похожие на телеэкраны, стали отличительной чертой его художественного образа, сформировав своего рода визуальный бренд агентства. Окна чередуются с вертикальным ритмом узких ниш, которые при использовании навесного фасада станут гораздо менее активными. Откосы, облицованные камнем, также не удастся сохранить при такой технологии. То же касается многих других деталей ширина и глубина которых сильно уменьшится (если их вообще удастся сохранить при таком подходе). А масштаб деталей здания соответствует градостроительному окружению, что отмечалось многими отечественными и зарубежными исследователями советской архитектуры, писавшими о здании.
Фрагмент фасада ТАСС. Гуашь
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
Интерьер зала коллегии ТАСС
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
zooming

Руководитель проекта – народный архитектор СССР, академик РААСН, член-корреспондент Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии РФ Виктор Сергеевич Егерев (1923-2016). В 19 лет – командир взвода под Сталинградом, где получил тяжелое ранение. После фронта и короткого периода учебы в МВТУ им. Н.Э. Баумана, случайно попав в здание Архитектурного института, навсегда связал себя с архитектурой. В 1950 году окончил с отличием МАРХИ. Автор таких объектов, как Дворец Пионеров на Воробьевых горах, Музыкальное училище им. Гнесиных на Поварской, АТС («Дом связи») на Новом Арбате, интерьеров станции метро «Краснопресненская», поликлиники Госплана в Скатертном переулке, советских посольств  в Лагосе (Нигерия)  и Тегеране (Иран). Он был автором целого ряда резонансных, но неосуществленных  проектов:  конкурсного проекта Музея Революции в Москве (1 премия), здания  ГИТИС на ул.Гарибальди, здания РААСН (1 премия на закрытом конкурсе), проекта Мемориала  под Прохоровкой, на Курской дуге. Однако наиболее важным и удавшимся в творческом отношении  Виктор Егерев считал комплекс ТАСС на Тверском бульваре.

Осознание ценности архитектуры советского модернизма – как это произошло с памятниками конструктивизма – еще не пришло. Наиболее ценные объекты стремительно исчезают – то под слоем ремонта, то по причине сноса. Что от архитектуры общественных зданий этой эпохи останется, в частности, в Москве? Возможно, одни фотографии. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить подобного отношения к этому зданию.

Фактически то, что сейчас планируется – это полноценная реконструкция здания, которая, будучи проведена поверхностно, может привести к значительному искажению его облика вплоть до утраты всякой аутентичности. Вместо здания ТАСС 1977 года, вошедшего в учебники по истории архитектуры советского модернизма, мы рискуем получить обобщенное «подобие», повторяющее рисунок фасадов, но утратившее узнаваемые признаки аутентичной архитектуры 1970-х годов. 

Мы считаем, что спасти здание от обезличивающей реконструкции может статус охраняемого объекта культурного наследия (ОКН). Мы планируем вновь подать в Департамент культурного наследия заявку о включении здания ТАСС в список выявленных объектов культурного наследия и призываем ДКН присвоить зданию этот статус. 

Мы также призываем собственников здания отказаться при ремонте от применения навесных фасадных систем – их использование может привести к закрытию и «поглощению» важных деталей, а также сильному искажению архитектурного облика в целом, – сохранить и отремонтировать первоначальную каменную облицовку, что позволяют сделать современные строительные технологии; при замене конструкций витражей – сохранить их рисунок и цветовое решение и отказаться от применения металлических откосов вместо каменных. 
Призываем вести все проектные работы при консультации автора – Геннадия Сироты, а также рассмотреть возможность альтернативных вариантов ремонта, воспользовавшись европейским опытом реставрации модернистских объектов, так как здание ТАСС – часть советского и российского вклада во всемирное модернистское движение, который получил широкое международное признание.
 
Призываем главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова при рассмотрении проекта ремонта фасадов здания ТАСС учитывать, что это здание, как значимый памятник архитектуры 1970-х, достойно более серьезного внимания к его дальнейшей судьбе и сохранения его подлинного исторического облика.

Копия письма с оригиналами представленных ниже подписей находится в распоряжении редакции.

1. А.В. Егерев, архитектор
2. Ф.А. Новиков, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий РСФСР и СССР 
3. В.С. Кубасов, народный архитектор РФ, действительный член РААСН, лауреат Государственной премии РСФСР
4. Д.О. Швидковский, президент РААСН, вице-президент РАХ, ректор МАРХИ, лауреат Государственной премии РФ
5. А.П. Кудрявцев, почетный президент Национального комитета ИКОМОС Россия, народный архитектор РФ, действительный член РААСН
6. Н.И. Шумаков, президент Союза Московских архитекторов, Союза архитекторов России, народный архитектор РФ, действительный член РААСН и РАХ
7. С.В. Гнедовский, заслуженный архитектор РФ, действительный член РААСН , лауреат Премии Москвы

Собираем подписи под письмом, вы можете оставить свою подпись ниже. Если Вы решили подписать, указывайте не только имя, но и фамилию, пожалуйста. Без фамилии подпись выглядит не вполне весомой.
 
 

05 Ноября 2021

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.