Возгонка авангарда

В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Николоз Джапаридзе
Антон Хмельницкий
Мастерская:
Architects of Invention http://architectsofinvention.com/
Архитектурное бюро АИ
Проект:
Апартаменты Tatlin
Россия, Москва, ул. Бакунинская, 5

Авторский коллектив:
Ведущая команда Лондона: Доминикас Даунис, Кам Дхиман, Карлос Уртадо де Мендоса, Гиоргий Нишнианидзе, Николоз Джапаридзе, Тео Кирн, Антон Хмельницкий, Вано Кнеслашвили, Хосе Лозано, Альберт Серрано, Давид Цанава, Фабио Зампезе
Исполнительная команда Москвы: Иван Бабич, Ирина Браташова, Юлия Могилевцева, Никита Цымбал,  Наталья Крикотина

1.2016 — 2017 / 2018 — 2021

Заказчик: Vesta Development / «Бакунинская»
0 Мы неоднократно рассказывали о проекте «Апартаментов Татлин» – здании, расположенном на Бакунинской улице недалеко от метро «Бауманская». Сейчас дом объявлен построенным, распродано больше 70% квартир, и, в общем-то, остается лишь в двух словах вспомнить историю проекта.
Апартаменты Tatlin, 2021
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Для здания был отведен участок советской АТС, одной из трех построенных в Москве по типовому проекту инженера В.В. Патека в конце 1920-х годов. Здание не имело статуса ОКН и по закону могло быть снесено с сохранением облика фасада, выходящего на Бакунинскую. Но авторы проекта предложили компромиссное решение: сохранить не только фасад, но и всю фасадную часть, несколько метров в глубину от красной линии улицы. А остаток АТС, параллелепипед, вытянутый в глубину участка, снести и заменить на похожий объем, надстроив его сверху современным зданием, подчеркнув различие объемов в память об историческом здании. В общем-то достаточно ответственное решение, не чуждое, с другой стороны, смелой игры с формой. 
Апартаменты Tatlin. Первоначальный вариант проекта
© Architects of Invention

Однако архсовет Москвы в 2016 году, в целом одобрив идею, не согласился с ее компромиссностью и настоял на сохранении здания конструктивистской АТС целиком, несмотря на отсутствие охранного статуса. В таком виде, с условием сохранения всей АТС, проект был утвержден. Между тем чуть позже внутренний объем все же снесли, что вызвало достаточно бурные, но в тот момент уже бесполезные протесты градозащитников. История описана нами здесь и представляет собой достаточно шаблонный сюжет, хоть пьесу пиши, да нет Мольера.
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Существующее положение
Предоставлено Architects of Invention
zooming
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Историческая фотография
Предоставлено Architects of Invention

Так или иначе, а здание построено и выглядит достаточно эффектно. В разномастный строй Бакунинской улицы оно внесло акцент, яркий во всех отношениях.

Восстановлена историческая красно-серая покраска фасада, часть здания за ним, как и планировалось, отреставрирована, внутри разместился фитнес и ресторан. Объем, снесенный во дворе, заменен на похожий. Под ним нашлось место для одноярусной подземной парковки (собственно, она и стала одной из причин сноса). Над ним расположился овальный стеклянный этаж с всесезонным зимним садом для жителей, включающим и детскую площадку, выше – новый объем-«балка». 
  • zooming
    Вид со двора (с севера). Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Вид с востока. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Согласованный вариант проекта, 2016. В сопоставлении прочитывается различие проектного и реализованного решения
Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Фасад АТС перестал быть «стертым» и малозаметным в общем строе улицы и занял подобающее ему место. Восстановление красного цвета лопаток, похожих на праздничные транспаранты, сделало здание АТС 1927-1928 годов постройки более заметным и как будто несколько менее классичным. Возможно, теперь стала очевиднее правота Сергея Чобана, который отнес здание к ленинградскому направлению конструктивизма – раньше, в бледно-розовом тоне, оно казалось скорее тяготеющим к постконструктивизму 1930-х. Теперь же, с «красными транспарантами» на фасаде, сильнее ощущается «пролетарская классика».
  • zooming
    Анфас срезанный торец похож на лезвие. Что довольно красиво. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    С восточной стороны соседство эклектического особнячка делает решение особенно плакатным и хорошо читаемым. Оно как будто говорит нам: смотрите, вот три эпохи. Как в учебнике. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Не хватает только надписей: вместо «телефона» был обещан Tatlin, но пока нет и его, отчего аттики кажутся несколько необоснованными. Впрочем, заголовок комплекса, может быть, еще появится на своем месте и тогда уже будет путать начинающих историков архитектуры, заставляя задуматься, при чем же тут Владимир Евграфович Татлин. Самые дотошные, надо думать, быстро выяснят, что, строго говоря, и ни при чем. 

Верхний ярус – пример смелого вторжения новой архитектуры в трехмерное пространство здания конца 1920-х. Скос его торца интерпретирует угол, заданный в плане предшествующего здания: «ножка» Т-образного плана была поставлена под углом к уличной части здания, эта особенность и сейчас сохранена в плане нового объема.
Здание Телеграфа на улице Бакунинская № 5. Исходное состояние
Предоставлено Architects of Invention

Но если историческое здание, расправив вдоль улицы симметричные крылья, лишь «помахивало хвостиком» в глубине участка, то остроугольный торец Tatlin Apartments в прямом и переносном смысле «заостряет»  малозаметную особенность объемного построения, представляя ее городу во всей красе, делая динамику поворота частью пластического решения. Здание как будто складывается-раскладывается на глазах, что надо признать любимой темой как авангарда, так и их позднейших последователей деконструктивистов.
  • zooming
    Сочетание двух жестов выглядит смело, по-родченковски. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Авторы усилили и развили тему стыковки объемов под углом, заложенную в историческом здании. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Надо отметить еще несколько особенностей. Новый объем отлично перекликается с окружением, в котором среди особняков периода эклектики уверенной поступью заявляют о себе крупные постройки послевоенного модернизма. Металлической фактурой и остроугольной формой он напоминает о промышленном прошлом района Бауманской, а может быть, даже о соседстве Технического университета МГТУ. Как и о промышленной функции бывшей АТС как таковой. 
  • zooming
    Апартаменты Tatlin, 2021
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    Окружение – более чем пестрое, включает несколько крупных, хотя не самых замечательных, зданий периода советского модернизма. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

В то же время если рассматривать верхний объем безотносительно низа, он кажется похожим на приморский санаторий – форма смелая и чистая, но узнаваемая. Оригинальность возникает именно в сопоставлении с  «краснознаменной базой» здания АТС, новая форма нуждается в старой как в обосновании своей оригинальности.
  • zooming
    Если рассматривать верхний объем отдельно, в нем проступает сходство с отелем. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    А в сочетании в фасадом 1920-х сразу проявляют себя и оригинальность, и уникальность. Апартаменты Tatlin
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Причем нижний исторический фасад кажется по сравнению с верхним несколько неуверенным, как из-за простой штукатурной отделки, так и благодаря центричной не-авангардной композиции. Он этакий недодворец. Металл и острые грани подчеркивают как большую современность и технологичность нового объема, так и некоторую известную дешевизну нашего авангарда 1920-х. Тут надо согласиться с Сергеем Чобаном: надстройка выявила не самые блестящие качества старой постройки, хотя проявила их честно.

Со своей стороны замечу, что, вероятно, если бы речь шла не о проекте АТС 1920-х повторного применения, а о шедевре авангарда, пластически более смелом и сильном, то настроить его помешал бы не только охранный статус (который в таком, рассматриваемом нами гипотетически, случае, все же должен был бы быть), но и сама форма. Очень эффектный, яркий, уникальный авангард никто и не посмел бы надстроить, то есть может быть и посмел, но не сложилось бы с точки зрения формы, не пошло бы и не склеилось.

А тут верхний ярус как будто «подтягивает» нижний под звание «Татлина».

Так что перед нами своего рода эксперимент по «возгонке» авангардных свойств исторической постройки, в которой их, в сущности, не так уж много. Как таковой – он может быть понят как характерный для нашего времени. Особенно в свете известного лозунга «Москва – город будущего». Вполне подойдет. 
  • zooming
    1 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    2 / 9
    Апартаменты Tatlin 2021г
    © Architects of Invention
  • zooming
    3 / 9
    Апартаменты Tatlin 2021г
    © Architects of Invention
  • zooming
    4 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    5 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    6 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    7 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    8 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention
  • zooming
    9 / 9
    Апартаменты Tatlin
    © Architects of Invention

Еще подробнее о проекте здесь
Архитектор:
Николоз Джапаридзе
Антон Хмельницкий
Мастерская:
Architects of Invention http://architectsofinvention.com/
Архитектурное бюро АИ
Проект:
Апартаменты Tatlin
Россия, Москва, ул. Бакунинская, 5

Авторский коллектив:
Ведущая команда Лондона: Доминикас Даунис, Кам Дхиман, Карлос Уртадо де Мендоса, Гиоргий Нишнианидзе, Николоз Джапаридзе, Тео Кирн, Антон Хмельницкий, Вано Кнеслашвили, Хосе Лозано, Альберт Серрано, Давид Цанава, Фабио Зампезе
Исполнительная команда Москвы: Иван Бабич, Ирина Браташова, Юлия Могилевцева, Никита Цымбал,  Наталья Крикотина

1.2016 — 2017 / 2018 — 2021

Заказчик: Vesta Development / «Бакунинская»

08 Июля 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
День и ночь в лесу
Гастробар в Калининграде, в оформлении которого архитекторы Line Design использовали настоящие природые объекты: стволы и ветви сосен, залитые в эпоксидную смолу папоротники, песок Балтийского моря и ковер из мха.
Белое внутри
Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.
Тарелка крыжовника
Вариант дачи, родившийся из заказа на дом для трудников монастыря XIV века: барская усадьба, старорусские мотивы и современная интерпретация остекленной веранды.
Мама рада
Детский центр в Екатеринбурге, где архитекторам мастерской «Образ жизни» удалось выдержать стиль во всем: от праздничной и игровой зоны до классов, кабинета директора и даже формы педагогов.
Особняк с книгами
Модернизация библиотеки в Енисейске, расположенной в купеческом доме XIX века, позволила внутренним пространствам соответствовать архитектуре здания. Небольшой бюджет заставил искать творческие решения: мебель сделана по эскизам архитекторов, стены украшают картины местных художников, а зонирование учитывает многоуровневое устройство здания.
Место под соснами
Проект-победитель Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды: центральный парк сибирского Заводоуковска, в котором архитекторы М4 создали условия для разных видов досуга, но оставили ландшафт главной ценностью места.
Дресс-код
Еще один пример «переодевания» позднесоветского здания в новый фасад: для бизнес-центра «Вавилон» бюро Skatra разработало оболочку из перфорированных металлических панелей, которая скрывает кондиционеры и меняет образ до неузнаваемости.
Эффект хамелеона
Архитектурная мастерская Studio-TA предлагает актуализировать позднесоветское здание, подчеркнув его объемы с помощью алюминиевых кассет, которые меняют цвет в зависимости от освещения.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Модуль и свобода
В новом отеле сети «Точка на карте» Rhizome продолжает исследовать возможности крупно-модульной технологии строительства и добивается все большего разнообразия пространств и скульптурности объемов.
Домик для чтения
Павильон библиотеки от бюро Хора обстановкой и атмосферой похож на дачную веранду: время за книгой здесь летит незаметно, но в любой момент чтение можно отложить и отправиться на прогулку.
Обновление для познания
После реконструкции главная мечеть Альметьевска получит новые объемы и функцию просветительского центра. Фасады украсит каллиграфия с подсветкой и перфорированные панели из архитектурного бетона, а на месте бывшей парковки появится двухуровневая площадь с видами на Каскад прудов.
Веер впечатлений
Торговый центр на окраине Екатеринбурга берет на себя роль локальной доминанты и общественного пространства: пластичные фасады привлекательны отсутствием рекламных вывесок, главный вход решен как событийная площадь, внутри есть амфитеатр, спортивные площадки и экспозиционные пространства. Пятый фасад в темное время суток работает на соседние высотки и напоминает раскаленную руду.
Нежнее нежного
Для цветочной лавки в центре Калининграда Levkovich Architects предложили функциональные решения, которые помогают хранить и демонстрировать цветы, а также впечатляющий посетителей акцент – потолок, собранный из «лепестков» розы.
Держаться вместе
В культурном центре «Брусницын» открылся архитектурный коворкинг Klauzura. Пространство подходит небольшим бюро и настроено на коллаборации, взаимопомощь и получение нового опыта.
Прерванная дуга
Бюро SLOI спроектировало для Петроградской стороны жилой комплекс, выдержав баланс между соответствием историческому контексту и собственной индивидуальностью. Проект, к сожалению, не будет реализован, но прецедент достоин внимания.
Мучная пыль
Ресторан в центральной части Екатеринбурга, интерьер которого вдохновлен соседством исторической мельницы. Теплая по гамме и ощущениям обстановка внутри бетонной оболочки напоминает брутальный элеватор, в котором хранится зерно.
Индустриальное наследие
Реконструкция «безымянной» промышленной постройки 1960-х годов под современный офис: антресольный уровень, разные сценарии освещения и оттенки оранжевого.
Подмешан желток
Предчувствуя развитие нового творческого кластера у Левашовского завода и фабрики «Красное знамя», флагманский книжный магазин Masters Project обосновался в новом ЖК Futurist, разделив пространство с другим локальным проектом – кофейней Sibarictica. Фирменный желтый вступил в резонанс с юрским камнем и бетоном, заставляя вспоминать стихи Мандельштама о Ленинграде.
Лесной коридор
Для «Пасхального дома», расположенного на узком участке в сосновом бору, архитекторы выбрали линейную композицию, лаконичные фасады и окна, берущие в рамку виды на деревья. Охраняющий вход в дом истукан ассимилировался и превратился в лесного духа.
После пашни
Ресторан All Grain в бывшем пивоваренном заводе Степана Разина: элеватор, бетонные «мешки», светильники-плуги и охапки колосьев.
Бруснично-кирпичный
Новая точка притяжения и джентрификации по соседству с Севкабель портом: обновленная территория бывшего кожевенного завода с «лоджиями» у Финского залива, эстетичными руинами и краснокирпичной архитектурой.
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Деловые процессы
Офис для крупной компании, расположенный на 17 этаже «Нева Тауэрс»: преобладание незакрепленных рабочих мест, комнаты-трансформеры, разнообразные переговорные и обилие естественного света.
Потоки воздуха и света
Для офиса, расположенного в БЦ «Атлантик» и предназначенного под сдачу, archCLOUD выбрали вневременный дизайн, предметы искусства и «старомодные» кабинеты вместо открытых рабочих мест.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На лучезарном острове
Wyndham Clubhouse, построенный по проекту вьетнамского бюро MIA Design Studio на курортном острове Фукуок, мыслился как гигантский уютный светильник с узорчатыми кирпичными стенами в качестве абажура.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.
День и ночь в лесу
Гастробар в Калининграде, в оформлении которого архитекторы Line Design использовали настоящие природые объекты: стволы и ветви сосен, залитые в эпоксидную смолу папоротники, песок Балтийского моря и ковер из мха.
Белое внутри
Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.