На все времена

Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Вокзал в Иваново построен в 1929(30)–1932(33) годах по проекту Владимира Михайловича Каверинского. В 1929 году город стал столицей Ивановской промышленной области, – видимо, с новым статусом третьей, по Ленину, «пролетарской столицы» страны, и было связано проектирование и строительство вокзала. Сейчас он – седьмой по размеру в России, и самый большой из «конструктивистских»: длина здания 158 м, высота 16 – до первой реконструкции в 1950-е годы, когда зал внутри поделили на две части, он был огромен, около 4500 м2. Вторая реконструкция пришлась на 1980-е. С 1972 года здание числилось выявленным памятником, в 2017 году получило статус регионального ОКН.

Для разговора об изменениях облика вокзала 1933 года во время прежних реконструкций полезен паспорт памятника, составленный при его постановке на учет как вновь выявленного в 1972 году. Из текста паспорта узнаем, что первоначально внутреннее пространство не имело колонн и было перекрыто по деревянным стропилам безопорно – то есть зал был свободным и совершенно цельным. Колонны появились в 1950-е, тогда же плоскую кровлю, на которой первоначально располагалась летняя терраса привокзального ресторана, заменили на скатную, мелкие рамы витражей круглых выступов лестниц – на крупные стекла. Вот эту последнюю деталь, заметим от себя, при реконструкции 2020 года можно было бы восстановить. Из паспорта также узнаем, что – вероятно, в 1972 году, фасады вокзала были покрыты «шубой» серого цвета, а вертикальные части были выделены белым.
  • zooming
    1 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    2 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    3 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    4 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    5 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    6 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    7 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников

Осуществленный «проект реконструкции с элементами реставрации» был выбран в 2018 году на конкурсе, но без профессионального жюри, поскольку решение принимали жители голосованием во время президентских выборов, – сам факт такого метода выбора проекта, как и проявленное в конкурсных проектах стремление «сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее» вызвало критику со стороны экспертов, – она отразилась в подробном опросе, проведенном тогда же «Хранителями наследия». Проекты, выставленные на общественное голосование, были опубликованы на IvanovoNews. Победивший проект набрал 44,8% и вызвал критику экспертов охраны наследия прежде всего за повышение прясел выше карниза по сторонам от входа и за пестрый фриз в верхней части фасада.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews

Как выглядело здание до реконструкции внутри и снаружи, можно увидеть в этом посте 2017 года.

Заметим, что авторы проекта – Алёна Франчян и Борис Матеев из АБ Faber Group – доработали его по результатам исторического исследования, которое предшествовало дальнейшему проектированию, и задуманный фриз на фасаде реализован не был. Не стал вокзал и красным. Его фасады авторы приблизили, насколько это возможно, к их виду на 1933 год: стены серые, лопатки красные, витражи увеличены до первоначального размера – их высота и расстекловка стали, в частности, предметом исследования и консультаций.
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

В 1950-е годы вокзал разделили на две части, которые сейчас известны как «красный» и «синий» зал. Синий зал сохранил при реконструкции свою функцию вокзального и голубой цвет стен, потолка и колонн. Колонны, избавившись от поздней облицовки мрамором в нижней части, были перебраны и получили, как и часть стен, орнаменты – заимствованные из рисунков ивановских тканей периода авангарда и слегка переработанные авторами.
  • zooming
    1 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Предоставлено FABER GROUP
  • zooming
    3 / 3
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Орнамент в интерьере – вещь декоративная и временная, так что надо думать, он не слишком нарушил целостность памятника – который кроме того, напомним, ранее был реконструирован дважды. Рисунок колонн и несколько более светлый тон сделал интерьер определенно более привлекательным, чем корпусный голубой, которым зал был выкрашен до реконструкции.
  • zooming
    1 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    2 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    4 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    5 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    6 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    7 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Олег Мелехин
  • zooming
    8 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    10 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Кроме того, появление орнаментов добавило интерьеру вокзала – фактических «ворот» города – образной идентичности, восходящей ко времени строительства здания. Хотя новый образ нельзя не признать и докомпоновкой, реализованной с позиций тяготеющей к «говорящим», но не архитектурным орнаментам современной эстетики.

Из существенных дополнений: пандусы для доступности МГН, полностью перебранные потолки – дерево заменили на неогрючие материалы; новая метлахская плитка пола по образцу старой; лаконичные деревянные скамейки с подключением для зарядки телефонов – до реконструкции в «синем» зале сидений было минимум, поскольку «залом ожидания» работал соседний, «красный». Часть несущих колонн, встроенных в состав витража ради безопасности конструкции, расширили и укрепили.
  • zooming
    1 / 19
    Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 19
    Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    8 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    10 / 19
    Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    11 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    12 / 19
    Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    13 / 19
    Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    14 / 19
    Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    15 / 19
    Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    16 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    17 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    18 / 19
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    19 / 19
    Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Впрочем, при реконструкции сохранены значимые элементы всех трех эпох: не говоря уже о «конструктивистских» окнах, больших и круглых, все разновременные панно и даже оплимпийская надпись «1980» в полу.
  • zooming
    1 / 4
    Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    4 / 4
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Так что интерьер вокзала – просторный, очень высокий и легкий благодаря тонким и редко расставленным колоннам, превратился в подобие музея советской символики.

Второй зал, «красный», отделенный в 1950-е, переоформленный в 1980 году, и меньший по размеру, чем «синий», авторы реконструкции решили лаконично в белом цвете – он запланирован как выставочное пространство, поскольку статус столицы промышленного региона Иваново потеряло в 1936 году и больше столицей не становилось, много площадей вокзалу не нужно.
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Колонны освободили от мраморной облицовки, они стали тонкими, белыми и получили небольшие перехваты сверху и снизу, намекающие на базу и капитель. Поздне-модернистские бордовые кессоны потолка, которые ранее покрывали поверхность сплошь, авторы разделили на квадраты, встроив подсветку в паузах между ними. Внутри стало ощутимо светлее, а бордовый цвет приобрел музейное звучание: в нем же решены витрины.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 6
    Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 6
    Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 6
    Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 6
    Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 6
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

В проекте имеется и небольшой бизнес-зал, оформленный уже безо всякой оглядки на пролетарский авангард.
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Здание вокзала торжественно открыли после реконструкции в июле, и уже было замечено, что оно, неоднократно названное СМИ вслед за пресс-службой областного правительства построенным «в конструктивистском стиле», на самом деле представляет собой палимпсест свидетельств разных эпох. От конструктивизма, даже если не называть его «стилем», здесь сохранилась в основном «коробка»: стены, замечательно тонкие столбы и конструктив перекрытий – что само по себе немало. Но образ здания для входящего внутрь будет иным: скорее это собрание элементов советской пропаганды разных времен, включая орнаменты ивановских ситцев как памятник одновременно декоративным поискам авангарда и современной тяге к осмысленному декору, на котором можно задержать взгляд.

И между тем осуществленный подход во многом отвечает новейшим требованиям современной реставрации – не во всем, но в идее сохранения различных исторических наслоений. Действительно, попытка полностью восстановить интерьер вокзала «на тридцатые годы» при наличии внутри художественных вкраплений разных эпох – ради одного только желания вживую увидеть памятник конструктивизма, каким он был 90 лет назад, была бы странной и неправильной. Но не будем забывать, что орнамент на колоннах синего зала – добавление 2020 года. 
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 

14 Сентября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Диско Суперстар
Павильон для фудтраков в Парке Горького с предметами дизайна из советского автопрома ностальгирует по неоновой Америке.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Кисельные берега взаправду
Стратегия развития Казанки – масштабный и амбициозный проект по созданию национального парка в самом сердце города, способного изменить образ жизни казанцев. О реалистичности и серьезности намерений говорит тот факт, что с момента утверждения Стратегии отменено несколько крупных строек на берегах реки.
Орбитальное расхождение
Ансамбль деревянной ротонды и овального моста, сооруженный Антоном Кочуркиным в ПКиО Выксы, напоминает схему планеты, сошедшей к орбиты на апогее, но все же к ней привязанной. А мост соединяет, вместо двух берегов, – воды двух прудов. Словом, объект театрализует и осмысляет действительность по законам жанра паркового павильона.
Не реставрация, но воссоздание
Декоративное панно «Защитникам Отечества» в Калуге, созданное почти полвека назад художником Владимиром Животковым, обрело вторую жизнь и избежало забвения. Теперь на его месте – точная и усиленная копия.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.