Для разговора об изменениях облика вокзала 1933 года во время прежних реконструкций полезен паспорт памятника, составленный при его постановке на учет как вновь выявленного в 1972 году. Из текста паспорта узнаем, что первоначально внутреннее пространство не имело колонн и было перекрыто по деревянным стропилам безопорно – то есть зал был свободным и совершенно цельным. Колонны появились в 1950-е, тогда же плоскую кровлю, на которой первоначально располагалась летняя терраса привокзального ресторана, заменили на скатную, мелкие рамы витражей круглых выступов лестниц – на крупные стекла. Вот эту последнюю деталь, заметим от себя, при реконструкции 2020 года можно было бы восстановить. Из паспорта также узнаем, что – вероятно, в 1972 году, фасады вокзала были покрыты «шубой» серого цвета, а вертикальные части были выделены белым.
Осуществленный «проект реконструкции с элементами реставрации» был выбран в 2018 году на конкурсе, но без профессионального жюри, поскольку решение принимали жители голосованием во время президентских выборов, – сам факт такого метода выбора проекта, как и проявленное в конкурсных проектах стремление «сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее» вызвало критику со стороны экспертов, – она отразилась в подробном опросе, проведенном тогда же «Хранителями наследия». Проекты, выставленные на общественное голосование, были опубликованы на IvanovoNews. Победивший проект набрал 44,8% и вызвал критику экспертов охраны наследия прежде всего за повышение прясел выше карниза по сторонам от входа и за пестрый фриз в верхней части фасада.
Как выглядело здание до реконструкции внутри и снаружи, можно увидеть в этом посте 2017 года.
Заметим, что авторы проекта – Алёна Франчян и Борис Матеев из АБ Faber Group – доработали его по результатам исторического исследования, которое предшествовало дальнейшему проектированию, и задуманный фриз на фасаде реализован не был. Не стал вокзал и красным. Его фасады авторы приблизили, насколько это возможно, к их виду на 1933 год: стены серые, лопатки красные, витражи увеличены до первоначального размера – их высота и расстекловка стали, в частности, предметом исследования и консультаций.
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
В 1950-е годы вокзал разделили на две части, которые сейчас известны как «красный» и «синий» зал. Синий зал сохранил при реконструкции свою функцию вокзального и голубой цвет стен, потолка и колонн. Колонны, избавившись от поздней облицовки мрамором в нижней части, были перебраны и получили, как и часть стен, орнаменты – заимствованные из рисунков ивановских тканей периода авангарда и слегка переработанные авторами.
Орнамент в интерьере – вещь декоративная и временная, так что надо думать, он не слишком нарушил целостность памятника – который кроме того, напомним, ранее был реконструирован дважды. Рисунок колонн и несколько более светлый тон сделал интерьер определенно более привлекательным, чем корпусный голубой, которым зал был выкрашен до реконструкции.
Кроме того, появление орнаментов добавило интерьеру вокзала – фактических «ворот» города – образной идентичности, восходящей ко времени строительства здания. Хотя новый образ нельзя не признать и докомпоновкой, реализованной с позиций тяготеющей к «говорящим», но не архитектурным орнаментам современной эстетики.
Из существенных дополнений: пандусы для доступности МГН, полностью перебранные потолки – дерево заменили на неогрючие материалы; новая метлахская плитка пола по образцу старой; лаконичные деревянные скамейки с подключением для зарядки телефонов – до реконструкции в «синем» зале сидений было минимум, поскольку «залом ожидания» работал соседний, «красный». Часть несущих колонн, встроенных в состав витража ради безопасности конструкции, расширили и укрепили.
Впрочем, при реконструкции сохранены значимые элементы всех трех эпох: не говоря уже о «конструктивистских» окнах, больших и круглых, все разновременные панно и даже оплимпийская надпись «1980» в полу.
Так что интерьер вокзала – просторный, очень высокий и легкий благодаря тонким и редко расставленным колоннам, превратился в подобие музея советской символики.
Второй зал, «красный», отделенный в 1950-е, переоформленный в 1980 году, и меньший по размеру, чем «синий», авторы реконструкции решили лаконично в белом цвете – он запланирован как выставочное пространство, поскольку статус столицы промышленного региона Иваново потеряло в 1936 году и больше столицей не становилось, много площадей вокзалу не нужно.
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Колонны освободили от мраморной облицовки, они стали тонкими, белыми и получили небольшие перехваты сверху и снизу, намекающие на базу и капитель. Поздне-модернистские бордовые кессоны потолка, которые ранее покрывали поверхность сплошь, авторы разделили на квадраты, встроив подсветку в паузах между ними. Внутри стало ощутимо светлее, а бордовый цвет приобрел музейное звучание: в нем же решены витрины.
В проекте имеется и небольшой бизнес-зал, оформленный уже безо всякой оглядки на пролетарский авангард.
Здание вокзала торжественно открыли после реконструкции в июле, и уже было замечено, что оно, неоднократно названное СМИ вслед за пресс-службой областного правительства построенным «в конструктивистском стиле», на самом деле представляет собой палимпсест свидетельств разных эпох. От конструктивизма, даже если не называть его «стилем», здесь сохранилась в основном «коробка»: стены, замечательно тонкие столбы и конструктив перекрытий – что само по себе немало. Но образ здания для входящего внутрь будет иным: скорее это собрание элементов советской пропаганды разных времен, включая орнаменты ивановских ситцев как памятник одновременно декоративным поискам авангарда и современной тяге к осмысленному декору, на котором можно задержать взгляд.
И между тем осуществленный подход во многом отвечает новейшим требованиям современной реставрации – не во всем, но в идее сохранения различных исторических наслоений. Действительно, попытка полностью восстановить интерьер вокзала «на тридцатые годы» при наличии внутри художественных вкраплений разных эпох – ради одного только желания вживую увидеть памятник конструктивизма, каким он был 90 лет назад, была бы странной и неправильной. Но не будем забывать, что орнамент на колоннах синего зала – добавление 2020 года.