На все времена

Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.

mainImg
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Вокзал в Иваново построен в 1929(30)–1932(33) годах по проекту Владимира Михайловича Каверинского. В 1929 году город стал столицей Ивановской промышленной области, – видимо, с новым статусом третьей, по Ленину, «пролетарской столицы» страны, и было связано проектирование и строительство вокзала. Сейчас он – седьмой по размеру в России, и самый большой из «конструктивистских»: длина здания 158 м, высота 16 – до первой реконструкции в 1950-е годы, когда зал внутри поделили на две части, он был огромен, около 4500 м2. Вторая реконструкция пришлась на 1980-е. С 1972 года здание числилось выявленным памятником, в 2017 году получило статус регионального ОКН.

Для разговора об изменениях облика вокзала 1933 года во время прежних реконструкций полезен паспорт памятника, составленный при его постановке на учет как вновь выявленного в 1972 году. Из текста паспорта узнаем, что первоначально внутреннее пространство не имело колонн и было перекрыто по деревянным стропилам безопорно – то есть зал был свободным и совершенно цельным. Колонны появились в 1950-е, тогда же плоскую кровлю, на которой первоначально располагалась летняя терраса привокзального ресторана, заменили на скатную, мелкие рамы витражей круглых выступов лестниц – на крупные стекла. Вот эту последнюю деталь, заметим от себя, при реконструкции 2020 года можно было бы восстановить. Из паспорта также узнаем, что – вероятно, в 1972 году, фасады вокзала были покрыты «шубой» серого цвета, а вертикальные части были выделены белым.
  • zooming
    1 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    2 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    3 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    4 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    5 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    6 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    7 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников

Осуществленный «проект реконструкции с элементами реставрации» был выбран в 2018 году на конкурсе, но без профессионального жюри, поскольку решение принимали жители голосованием во время президентских выборов, – сам факт такого метода выбора проекта, как и проявленное в конкурсных проектах стремление «сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее» вызвало критику со стороны экспертов, – она отразилась в подробном опросе, проведенном тогда же «Хранителями наследия». Проекты, выставленные на общественное голосование, были опубликованы на IvanovoNews. Победивший проект набрал 44,8% и вызвал критику экспертов охраны наследия прежде всего за повышение прясел выше карниза по сторонам от входа и за пестрый фриз в верхней части фасада.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews

Как выглядело здание до реконструкции внутри и снаружи, можно увидеть в этом посте 2017 года.

Заметим, что авторы проекта – Алёна Франчян и Борис Матеев из АБ Faber Group – доработали его по результатам исторического исследования, которое предшествовало дальнейшему проектированию, и задуманный фриз на фасаде реализован не был. Не стал вокзал и красным. Его фасады авторы приблизили, насколько это возможно, к их виду на 1933 год: стены серые, лопатки красные, витражи увеличены до первоначального размера – их высота и расстекловка стали, в частности, предметом исследования и консультаций.
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

В 1950-е годы вокзал разделили на две части, которые сейчас известны как «красный» и «синий» зал. Синий зал сохранил при реконструкции свою функцию вокзального и голубой цвет стен, потолка и колонн. Колонны, избавившись от поздней облицовки мрамором в нижней части, были перебраны и получили, как и часть стен, орнаменты – заимствованные из рисунков ивановских тканей периода авангарда и слегка переработанные авторами.
  • zooming
    1 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Предоставлено FABER GROUP
  • zooming
    3 / 3
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Орнамент в интерьере – вещь декоративная и временная, так что надо думать, он не слишком нарушил целостность памятника – который кроме того, напомним, ранее был реконструирован дважды. Рисунок колонн и несколько более светлый тон сделал интерьер определенно более привлекательным, чем корпусный голубой, которым зал был выкрашен до реконструкции.
  • zooming
    1 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    2 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    4 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    5 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    6 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    7 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Олег Мелехин
  • zooming
    8 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    10 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Кроме того, появление орнаментов добавило интерьеру вокзала – фактических «ворот» города – образной идентичности, восходящей ко времени строительства здания. Хотя новый образ нельзя не признать и докомпоновкой, реализованной с позиций тяготеющей к «говорящим», но не архитектурным орнаментам современной эстетики.

Из существенных дополнений: пандусы для доступности МГН, полностью перебранные потолки – дерево заменили на неогрючие материалы; новая метлахская плитка пола по образцу старой; лаконичные деревянные скамейки с подключением для зарядки телефонов – до реконструкции в «синем» зале сидений было минимум, поскольку «залом ожидания» работал соседний, «красный». Часть несущих колонн, встроенных в состав витража ради безопасности конструкции, расширили и укрепили.
  • zooming
    1 / 19
    Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 19
    Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    8 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    10 / 19
    Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    11 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    12 / 19
    Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    13 / 19
    Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    14 / 19
    Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    15 / 19
    Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    16 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    17 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    18 / 19
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    19 / 19
    Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Впрочем, при реконструкции сохранены значимые элементы всех трех эпох: не говоря уже о «конструктивистских» окнах, больших и круглых, все разновременные панно и даже оплимпийская надпись «1980» в полу.
  • zooming
    1 / 4
    Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    4 / 4
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Так что интерьер вокзала – просторный, очень высокий и легкий благодаря тонким и редко расставленным колоннам, превратился в подобие музея советской символики.

Второй зал, «красный», отделенный в 1950-е, переоформленный в 1980 году, и меньший по размеру, чем «синий», авторы реконструкции решили лаконично в белом цвете – он запланирован как выставочное пространство, поскольку статус столицы промышленного региона Иваново потеряло в 1936 году и больше столицей не становилось, много площадей вокзалу не нужно.
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Колонны освободили от мраморной облицовки, они стали тонкими, белыми и получили небольшие перехваты сверху и снизу, намекающие на базу и капитель. Поздне-модернистские бордовые кессоны потолка, которые ранее покрывали поверхность сплошь, авторы разделили на квадраты, встроив подсветку в паузах между ними. Внутри стало ощутимо светлее, а бордовый цвет приобрел музейное звучание: в нем же решены витрины.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 6
    Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 6
    Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 6
    Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 6
    Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 6
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

В проекте имеется и небольшой бизнес-зал, оформленный уже безо всякой оглядки на пролетарский авангард.
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Здание вокзала торжественно открыли после реконструкции в июле, и уже было замечено, что оно, неоднократно названное СМИ вслед за пресс-службой областного правительства построенным «в конструктивистском стиле», на самом деле представляет собой палимпсест свидетельств разных эпох. От конструктивизма, даже если не называть его «стилем», здесь сохранилась в основном «коробка»: стены, замечательно тонкие столбы и конструктив перекрытий – что само по себе немало. Но образ здания для входящего внутрь будет иным: скорее это собрание элементов советской пропаганды разных времен, включая орнаменты ивановских ситцев как памятник одновременно декоративным поискам авангарда и современной тяге к осмысленному декору, на котором можно задержать взгляд.

И между тем осуществленный подход во многом отвечает новейшим требованиям современной реставрации – не во всем, но в идее сохранения различных исторических наслоений. Действительно, попытка полностью восстановить интерьер вокзала «на тридцатые годы» при наличии внутри художественных вкраплений разных эпох – ради одного только желания вживую увидеть памятник конструктивизма, каким он был 90 лет назад, была бы странной и неправильной. Но не будем забывать, что орнамент на колоннах синего зала – добавление 2020 года. 
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 

14 Сентября 2020

Похожие статьи
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.