На все времена

Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Вокзал в Иваново построен в 1929(30)–1932(33) годах по проекту Владимира Михайловича Каверинского. В 1929 году город стал столицей Ивановской промышленной области, – видимо, с новым статусом третьей, по Ленину, «пролетарской столицы» страны, и было связано проектирование и строительство вокзала. Сейчас он – седьмой по размеру в России, и самый большой из «конструктивистских»: длина здания 158 м, высота 16 – до первой реконструкции в 1950-е годы, когда зал внутри поделили на две части, он был огромен, около 4500 м2. Вторая реконструкция пришлась на 1980-е. С 1972 года здание числилось выявленным памятником, в 2017 году получило статус регионального ОКН.

Для разговора об изменениях облика вокзала 1933 года во время прежних реконструкций полезен паспорт памятника, составленный при его постановке на учет как вновь выявленного в 1972 году. Из текста паспорта узнаем, что первоначально внутреннее пространство не имело колонн и было перекрыто по деревянным стропилам безопорно – то есть зал был свободным и совершенно цельным. Колонны появились в 1950-е, тогда же плоскую кровлю, на которой первоначально располагалась летняя терраса привокзального ресторана, заменили на скатную, мелкие рамы витражей круглых выступов лестниц – на крупные стекла. Вот эту последнюю деталь, заметим от себя, при реконструкции 2020 года можно было бы восстановить. Из паспорта также узнаем, что – вероятно, в 1972 году, фасады вокзала были покрыты «шубой» серого цвета, а вертикальные части были выделены белым.
  • zooming
    1 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    2 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    3 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    4 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    5 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    6 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    7 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников

Осуществленный «проект реконструкции с элементами реставрации» был выбран в 2018 году на конкурсе, но без профессионального жюри, поскольку решение принимали жители голосованием во время президентских выборов, – сам факт такого метода выбора проекта, как и проявленное в конкурсных проектах стремление «сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее» вызвало критику со стороны экспертов, – она отразилась в подробном опросе, проведенном тогда же «Хранителями наследия». Проекты, выставленные на общественное голосование, были опубликованы на IvanovoNews. Победивший проект набрал 44,8% и вызвал критику экспертов охраны наследия прежде всего за повышение прясел выше карниза по сторонам от входа и за пестрый фриз в верхней части фасада.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews

Как выглядело здание до реконструкции внутри и снаружи, можно увидеть в этом посте 2017 года.

Заметим, что авторы проекта – Алёна Франчян и Борис Матеев из АБ Faber Group – доработали его по результатам исторического исследования, которое предшествовало дальнейшему проектированию, и задуманный фриз на фасаде реализован не был. Не стал вокзал и красным. Его фасады авторы приблизили, насколько это возможно, к их виду на 1933 год: стены серые, лопатки красные, витражи увеличены до первоначального размера – их высота и расстекловка стали, в частности, предметом исследования и консультаций.
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

В 1950-е годы вокзал разделили на две части, которые сейчас известны как «красный» и «синий» зал. Синий зал сохранил при реконструкции свою функцию вокзального и голубой цвет стен, потолка и колонн. Колонны, избавившись от поздней облицовки мрамором в нижней части, были перебраны и получили, как и часть стен, орнаменты – заимствованные из рисунков ивановских тканей периода авангарда и слегка переработанные авторами.
  • zooming
    1 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Предоставлено FABER GROUP
  • zooming
    3 / 3
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Орнамент в интерьере – вещь декоративная и временная, так что надо думать, он не слишком нарушил целостность памятника – который кроме того, напомним, ранее был реконструирован дважды. Рисунок колонн и несколько более светлый тон сделал интерьер определенно более привлекательным, чем корпусный голубой, которым зал был выкрашен до реконструкции.
  • zooming
    1 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    2 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    4 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    5 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    6 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    7 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Олег Мелехин
  • zooming
    8 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    10 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Кроме того, появление орнаментов добавило интерьеру вокзала – фактических «ворот» города – образной идентичности, восходящей ко времени строительства здания. Хотя новый образ нельзя не признать и докомпоновкой, реализованной с позиций тяготеющей к «говорящим», но не архитектурным орнаментам современной эстетики.

Из существенных дополнений: пандусы для доступности МГН, полностью перебранные потолки – дерево заменили на неогрючие материалы; новая метлахская плитка пола по образцу старой; лаконичные деревянные скамейки с подключением для зарядки телефонов – до реконструкции в «синем» зале сидений было минимум, поскольку «залом ожидания» работал соседний, «красный». Часть несущих колонн, встроенных в состав витража ради безопасности конструкции, расширили и укрепили.
  • zooming
    1 / 19
    Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 19
    Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    8 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    10 / 19
    Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    11 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    12 / 19
    Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    13 / 19
    Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    14 / 19
    Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    15 / 19
    Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    16 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    17 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    18 / 19
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    19 / 19
    Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Впрочем, при реконструкции сохранены значимые элементы всех трех эпох: не говоря уже о «конструктивистских» окнах, больших и круглых, все разновременные панно и даже оплимпийская надпись «1980» в полу.
  • zooming
    1 / 4
    Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    4 / 4
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Так что интерьер вокзала – просторный, очень высокий и легкий благодаря тонким и редко расставленным колоннам, превратился в подобие музея советской символики.

Второй зал, «красный», отделенный в 1950-е, переоформленный в 1980 году, и меньший по размеру, чем «синий», авторы реконструкции решили лаконично в белом цвете – он запланирован как выставочное пространство, поскольку статус столицы промышленного региона Иваново потеряло в 1936 году и больше столицей не становилось, много площадей вокзалу не нужно.
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Колонны освободили от мраморной облицовки, они стали тонкими, белыми и получили небольшие перехваты сверху и снизу, намекающие на базу и капитель. Поздне-модернистские бордовые кессоны потолка, которые ранее покрывали поверхность сплошь, авторы разделили на квадраты, встроив подсветку в паузах между ними. Внутри стало ощутимо светлее, а бордовый цвет приобрел музейное звучание: в нем же решены витрины.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 6
    Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 6
    Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 6
    Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 6
    Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 6
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

В проекте имеется и небольшой бизнес-зал, оформленный уже безо всякой оглядки на пролетарский авангард.
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Здание вокзала торжественно открыли после реконструкции в июле, и уже было замечено, что оно, неоднократно названное СМИ вслед за пресс-службой областного правительства построенным «в конструктивистском стиле», на самом деле представляет собой палимпсест свидетельств разных эпох. От конструктивизма, даже если не называть его «стилем», здесь сохранилась в основном «коробка»: стены, замечательно тонкие столбы и конструктив перекрытий – что само по себе немало. Но образ здания для входящего внутрь будет иным: скорее это собрание элементов советской пропаганды разных времен, включая орнаменты ивановских ситцев как памятник одновременно декоративным поискам авангарда и современной тяге к осмысленному декору, на котором можно задержать взгляд.

И между тем осуществленный подход во многом отвечает новейшим требованиям современной реставрации – не во всем, но в идее сохранения различных исторических наслоений. Действительно, попытка полностью восстановить интерьер вокзала «на тридцатые годы» при наличии внутри художественных вкраплений разных эпох – ради одного только желания вживую увидеть памятник конструктивизма, каким он был 90 лет назад, была бы странной и неправильной. Но не будем забывать, что орнамент на колоннах синего зала – добавление 2020 года. 
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 

14 Сентября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Кисельные берега взаправду
Стратегия развития Казанки – масштабный и амбициозный проект по созданию национального парка в самом сердце города, способного изменить образ жизни казанцев. О реалистичности и серьезности намерений говорит тот факт, что с момента утверждения Стратегии отменено несколько крупных строек на берегах реки.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Орбитальное расхождение
Ансамбль деревянной ротонды и овального моста, сооруженный Антоном Кочуркиным в ПКиО Выксы, напоминает схему планеты, сошедшей к орбиты на апогее, но все же к ней привязанной. А мост соединяет, вместо двух берегов, – воды двух прудов. Словом, объект театрализует и осмысляет действительность по законам жанра паркового павильона.
Не реставрация, но воссоздание
Декоративное панно «Защитникам Отечества» в Калуге, созданное почти полвека назад художником Владимиром Животковым, обрело вторую жизнь и избежало забвения. Теперь на его месте – точная и усиленная копия.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.