На все времена

Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.

mainImg
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Вокзал в Иваново построен в 1929(30)–1932(33) годах по проекту Владимира Михайловича Каверинского. В 1929 году город стал столицей Ивановской промышленной области, – видимо, с новым статусом третьей, по Ленину, «пролетарской столицы» страны, и было связано проектирование и строительство вокзала. Сейчас он – седьмой по размеру в России, и самый большой из «конструктивистских»: длина здания 158 м, высота 16 – до первой реконструкции в 1950-е годы, когда зал внутри поделили на две части, он был огромен, около 4500 м2. Вторая реконструкция пришлась на 1980-е. С 1972 года здание числилось выявленным памятником, в 2017 году получило статус регионального ОКН.

Для разговора об изменениях облика вокзала 1933 года во время прежних реконструкций полезен паспорт памятника, составленный при его постановке на учет как вновь выявленного в 1972 году. Из текста паспорта узнаем, что первоначально внутреннее пространство не имело колонн и было перекрыто по деревянным стропилам безопорно – то есть зал был свободным и совершенно цельным. Колонны появились в 1950-е, тогда же плоскую кровлю, на которой первоначально располагалась летняя терраса привокзального ресторана, заменили на скатную, мелкие рамы витражей круглых выступов лестниц – на крупные стекла. Вот эту последнюю деталь, заметим от себя, при реконструкции 2020 года можно было бы восстановить. Из паспорта также узнаем, что – вероятно, в 1972 году, фасады вокзала были покрыты «шубой» серого цвета, а вертикальные части были выделены белым.
  • zooming
    1 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    2 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    3 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    4 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    5 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    6 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников
  • zooming
    7 / 7
    Железнодорожный вокзал в Иваново
    Министрство культуры СССР, 1972 г., автор текста паспорта И.Н. Хлебников

Осуществленный «проект реконструкции с элементами реставрации» был выбран в 2018 году на конкурсе, но без профессионального жюри, поскольку решение принимали жители голосованием во время президентских выборов, – сам факт такого метода выбора проекта, как и проявленное в конкурсных проектах стремление «сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее» вызвало критику со стороны экспертов, – она отразилась в подробном опросе, проведенном тогда же «Хранителями наследия». Проекты, выставленные на общественное голосование, были опубликованы на IvanovoNews. Победивший проект набрал 44,8% и вызвал критику экспертов охраны наследия прежде всего за повышение прясел выше карниза по сторонам от входа и за пестрый фриз в верхней части фасада.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция вокзала в Иваново, конкурсный проект, 1 место
    Впервые опубликовано на IvanovoNews

Как выглядело здание до реконструкции внутри и снаружи, можно увидеть в этом посте 2017 года.

Заметим, что авторы проекта – Алёна Франчян и Борис Матеев из АБ Faber Group – доработали его по результатам исторического исследования, которое предшествовало дальнейшему проектированию, и задуманный фриз на фасаде реализован не был. Не стал вокзал и красным. Его фасады авторы приблизили, насколько это возможно, к их виду на 1933 год: стены серые, лопатки красные, витражи увеличены до первоначального размера – их высота и расстекловка стали, в частности, предметом исследования и консультаций.
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

В 1950-е годы вокзал разделили на две части, которые сейчас известны как «красный» и «синий» зал. Синий зал сохранил при реконструкции свою функцию вокзального и голубой цвет стен, потолка и колонн. Колонны, избавившись от поздней облицовки мрамором в нижней части, были перебраны и получили, как и часть стен, орнаменты – заимствованные из рисунков ивановских тканей периода авангарда и слегка переработанные авторами.
  • zooming
    1 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 3
    Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Предоставлено FABER GROUP
  • zooming
    3 / 3
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Орнамент в интерьере – вещь декоративная и временная, так что надо думать, он не слишком нарушил целостность памятника – который кроме того, напомним, ранее был реконструирован дважды. Рисунок колонн и несколько более светлый тон сделал интерьер определенно более привлекательным, чем корпусный голубой, которым зал был выкрашен до реконструкции.
  • zooming
    1 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    2 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    4 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    5 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    6 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    7 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Олег Мелехин
  • zooming
    8 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 10
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    10 / 10
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Кроме того, появление орнаментов добавило интерьеру вокзала – фактических «ворот» города – образной идентичности, восходящей ко времени строительства здания. Хотя новый образ нельзя не признать и докомпоновкой, реализованной с позиций тяготеющей к «говорящим», но не архитектурным орнаментам современной эстетики.

Из существенных дополнений: пандусы для доступности МГН, полностью перебранные потолки – дерево заменили на неогрючие материалы; новая метлахская плитка пола по образцу старой; лаконичные деревянные скамейки с подключением для зарядки телефонов – до реконструкции в «синем» зале сидений было минимум, поскольку «залом ожидания» работал соседний, «красный». Часть несущих колонн, встроенных в состав витража ради безопасности конструкции, расширили и укрепили.
  • zooming
    1 / 19
    Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 19
    Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    8 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    9 / 19
    Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    10 / 19
    Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    11 / 19
    Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    12 / 19
    Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    13 / 19
    Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    14 / 19
    Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    15 / 19
    Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    16 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    17 / 19
    Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    18 / 19
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    19 / 19
    Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Впрочем, при реконструкции сохранены значимые элементы всех трех эпох: не говоря уже о «конструктивистских» окнах, больших и круглых, все разновременные панно и даже оплимпийская надпись «1980» в полу.
  • zooming
    1 / 4
    Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Дмитрий Рыжаков
  • zooming
    4 / 4
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Так что интерьер вокзала – просторный, очень высокий и легкий благодаря тонким и редко расставленным колоннам, превратился в подобие музея советской символики.

Второй зал, «красный», отделенный в 1950-е, переоформленный в 1980 году, и меньший по размеру, чем «синий», авторы реконструкции решили лаконично в белом цвете – он запланирован как выставочное пространство, поскольку статус столицы промышленного региона Иваново потеряло в 1936 году и больше столицей не становилось, много площадей вокзалу не нужно.
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Колонны освободили от мраморной облицовки, они стали тонкими, белыми и получили небольшие перехваты сверху и снизу, намекающие на базу и капитель. Поздне-модернистские бордовые кессоны потолка, которые ранее покрывали поверхность сплошь, авторы разделили на квадраты, встроив подсветку в паузах между ними. Внутри стало ощутимо светлее, а бордовый цвет приобрел музейное звучание: в нем же решены витрины.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    Фотография © Андрей Сафонов
  • zooming
    2 / 6
    Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 6
    Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 6
    Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 6
    Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 6
    Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

В проекте имеется и небольшой бизнес-зал, оформленный уже безо всякой оглядки на пролетарский авангард.
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
    © FABER GROUP

Здание вокзала торжественно открыли после реконструкции в июле, и уже было замечено, что оно, неоднократно названное СМИ вслед за пресс-службой областного правительства построенным «в конструктивистском стиле», на самом деле представляет собой палимпсест свидетельств разных эпох. От конструктивизма, даже если не называть его «стилем», здесь сохранилась в основном «коробка»: стены, замечательно тонкие столбы и конструктив перекрытий – что само по себе немало. Но образ здания для входящего внутрь будет иным: скорее это собрание элементов советской пропаганды разных времен, включая орнаменты ивановских ситцев как памятник одновременно декоративным поискам авангарда и современной тяге к осмысленному декору, на котором можно задержать взгляд.

И между тем осуществленный подход во многом отвечает новейшим требованиям современной реставрации – не во всем, но в идее сохранения различных исторических наслоений. Действительно, попытка полностью восстановить интерьер вокзала «на тридцатые годы» при наличии внутри художественных вкраплений разных эпох – ради одного только желания вживую увидеть памятник конструктивизма, каким он был 90 лет назад, была бы странной и неправильной. Но не будем забывать, что орнамент на колоннах синего зала – добавление 2020 года. 
Архитектор:
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Мастерская:
FABER GROUP http://www.faberfm.ru/
Проект:
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Россия, Иваново, Вокзальная площадь, дом 3

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

1.2018 — 3.2020 / 2018 — 8.2020

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 

14 Сентября 2020

Похожие статьи
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.