Вид на усадьбу со стороны городского сада.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Проект разработан междисциплинарной командой «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA при участии АБ SNoU. NEFA architects работала над архитектурой объектов и их идейно-образным решением, а ARTEZA связала исторический сложившийся ландшафт места с современностью.
Предыстория
Вторая половина XVIII века стала периодом расцвета Богородицка, основанного в XVII веке на южных границах Московского государства. В 1771 здесь начинается обустройство масштабного дворцово-паркового комплекса, предназначенного для проживания семьи внебрачного сына Екатерины Великой Алексея Бобринского. Дворец был спроектирован архитектором Иваном Егоровичем Старовым.Вид на усадьбу и город со стороны усадебного парка
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Между городом и прудом согласно его плану располагался большой луг, впоследствии ставший Торговой площадью (в наши дни – городской сад). Торговая площадь имела вид неправильного шестиугольника, который из окон дворца открывался, по словам современников, «гигантским амфитеатром». Усадьба, разрушенная во время Великой отечественной войны, была восстановлена еще в 1960-ые, и стала местом притяжения туристов – сегодня ее посещают более 80 тысяч человек в год.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Нематериальное наследие
Проект ревитализации исторического центра города затрагивает обширную территорию правого берега Большого городского пруда, и разрабатывает концепцию «города-театра», в основе которой лежит планировочная структура Богородицка, заложенная Болотовым, и его нематериальное наследие.«Мы не проектировали архитектуру или благоустройство, мы искали форму материализации наследия, необходимого ресурса для развития экономики впечатлений, – говорит Григорий Соломин, управляющий партнер компании «Новая земля» и главный архитектор АБ SNoU, – и главное достояние города – работы Андрея Тимофеевича Болотова, междисциплинарного гения эпохи Просвещения, стало источником нашего вдохновения». Помимо того, что Болотов выступил градостроителем Богородицка, он широко занимался просветительской деятельностью: основал первую гимназию, в 1779 году организовал детский театр, пьесы для которого придумывал он сам. Театр был устроен прямо на территории усадьбы, и парк с прудом стали естественными декорациями к спектаклям. И именно театр и зрелищные искусства, образование и культура, по мнению авторов проекта, должны стать основой развития города, сама планировочная структура которого станет элементом его идентичности. Для этого надо лишь вернуть изначальные смыслы, а затем наполнить их новым содержанием.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
Хорошо забытое старое
В советское время Торговая площадь – тот самый «амфитеатр» в болотовской концепции, была превращена в городской сад: здесь высадили деревья, и виды на лучевую систему города со стороны дворца были утрачены, так же как и перспективы на шедевр Старова, главный дом усадьбы, открывающиеся со стороны города. Предлагая вернуть видовые характеристики путём кронирования деревьев горсада и через организацию видовых карманов по основным лучам улиц, авторы проекта выделяют пешеходный маршрут с точками притяжения, которые формируют новую идентичность города, перезапуская его сервисную экономику. То есть возвращение «грандиозного амфитеатра» – лишь часть проекта развития территории. Его задачи более широкие: это и создание качественных сервисов, и развитие человеческого потенциала, и маркетинг, основанный на уникальном наследии города.
© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA

© «Новая земля»+ NEFA architects + ARTEZA
В качестве примера, где плавающая сцена становится точкой притяжения, можно вспомнить австрийский Брегенц – ежегодный театральный фестиваль, проводимый там, привлекает более 200 тысяч человек в город с населением всего 28 тысяч. Учитывая богатую историю Богородицка, хорошую транспортную связанность территории с региональными центрами и Москвой, а также вероятное строительство ВСМ Москва – Адлер с остановкой в Богородицке – у города, если проект будет реализован, есть шанс стать новым современным культурным центром тульского региона, а, возможно, и России.